Реализация регионального компонента в дошкольном учреждении | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.

Дата публикации: 20.12.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Мысягина, А. А. Реализация регионального компонента в дошкольном учреждении / А. А. Мысягина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — С. 4-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9715/ (дата обращения: 16.01.2025).



Малая родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё.

Современный дошкольник воспринимает родной край не так, как ребенок несколько десятилетий назад. Куцакова Л. В. отмечает, что сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов. Вероятно, это можно объяснить, с одной стороны, большим потоком информации, которую могут получить дошкольники (телевидение, возможность путешествовать с родителями, разнообразие игрушек, книг); с другой тем, что многие молодые родители в силу собственной занятости стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем самым не побуждают их спрашивать о непонятном. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада — с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Главная цель краеведения — воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям– к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Использование регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ является средством приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края, ознакомления с его историей, формирования исторического и патриотического сознания детей. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с большими переменами, происходящими в настоящее время в нашем обществе. Сейчас уделяется большое внимание воспитанию у детей чувства патриотизма: любви к родной стране, к малой родине, к своей семье.

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи.

Национально-региональный компонент стал острой и актуальной проблемой в образовании. Актуальность и значимость его в дошкольном образовании несомненна. Ведь именно дошкольный возраст — фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Осознавая своё «я» , ребёнок начинает самоутверждаться, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям. Дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.

Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребёнка, с опорой на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной педагогики — принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

В этой связи успешность развития дошкольников на региональном материале становится неоспоримой, но она возможна только при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям), бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников.

В своей работе мы используем программу патриотического воспитания Н. Г. Комратовой и Л. Ф. Грибовой «Моя малая Родина».

Программа по патриотическому воспитанию дошкольников 3–7 лет (на примере Нижегородского края), разработанная на основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» в соответствии с ФГОС ДО. Она включает цели, содержание, целевые ориентиры, принципы реализации, содержание образовательных областей по всем возрастным группам дошкольников.

Программа основана на опыте работы МБДОУ «Детский сад № 433» Канавинского района г. Нижнего Новгорода, адресована педагогам ДОО.

Региональный компонент, включенный в образовательную программу ДОУ, как вариативная часть, по ФГОС направлен на формирование в подрастающем поколении гражданских чувств, накопление социального опыта, на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Именно в детском саду у малышей закладываются основы уважительного отношения к традициям предков, гордость за малую Родину.

Основные задачи внедрения и реализации регионального компонента в ДОУ:

— формирование гордости за свое происхождение;

— создание первоначальных представлений о нравственных и духовных ценностях (сострадании, любви, терпении, чести, достоинстве);

— воспитание в подрастающем поколении интереса к нравственному и духовному наследию предков;

— формирование чувства сопричастности к своей стране.

ФГОС и ФОП ДО в образовательной области «Познавательное развитие» предполагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов

Именно в детском саду у малышей закладываются основы уважительного отношения к традициям предков, гордость за малую Родину».

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды».

«Знакомясь с малой Родиной, ребёнок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь».

«Усвоение регионального компонента позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родному краю, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды».

Национально — региональная направленность позволяет регулировать соотношение «общего, особенного и единичного» в педагогическом процессе и содержании образования. Под «общим» в данном случае мы понимаем общечеловеческие ценности. Под «особенным» — общерегиональные ценности, т. е. то, что присуще этносам, населяющим определенный регион, под «единичным» — то, что присуще каждому этносу в отдельности, т. е. его самобытности.

Краеведение — социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где родился человек. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своей городе, крае, знакомство с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Ведущую роль в формировании этого опыта играет взрослый — педагог, передающий ребенку свои знания и мудрость. Задача педагога — отобрать наиболее яркую, конкретную, вызывающую интерес информацию, а главное, воспитать ребенка патриотом можно только в том случае, если педагог сам любит свою Родину и хорошо знает все особенности региона, где он живет.

Одним из эффективных методов воспитания патриотических чувств является организация экскурсий в исторические места Нижегородской области. Посещение музеев, памятников и природных заповедников позволяет детям не только увидеть красоту родного края, но и узнать его историю через увлекательные истории и легенды. Такие мероприятия способствуют не только развитию познавательного интереса, но и формированию у детей чувства принадлежности к своей культуре.

Также стоит отметить важность совместной работы с родителями в этом процессе. Привлечение семей к культурным проектам и мероприятиям помогает укрепить связь между домом и детским садом. Через участие в фестивалях, выставках и мастер-классах родители могут делиться своими знаниями о традициях и обычаях, тем самым поддерживая духовную связь между поколениями.

Включение в образовательный процесс элементов народного творчества, таких как музыка, танцы и ремёсла, дает детям возможность не просто узнавать, но и активно участвовать в сохранении культурного наследия. Игры и занятия, основанные на фольклоре, пробуждают интерес и любовь к родной культуре, формируя у детей чувство гордости за своё происхождение. Таким образом, патриотическое воспитание становится неотъемлемой частью их развития. Рассказывая о природе Нижегородской области дошкольникам, важно использовать яркие образы, простые слова и включать элементы игры и творчества.

Рекомендации, что можно рассказать дошкольникам о Нижегородской области:

Реки и озера

Нижегородская область расположена вдоль реки Волги, одной из самых больших рек в России. Расскажите детям, как Волга течет и какие города находятся на её берегах. Подыщите иллюстрации или картинки рыб, которые живут в реке, чтобы ребята могли увидеть, какие обитатели вод за ней скрываются. Можно провести игру в «рыбалку» с магнитными рыбами.

Леса и лесные жители

Нижегородская область славится своими лесами. Объясните детям, какие деревья растут в лесах — берёза, сосна, дуб, ель. Расскажите о животных, которые живут в этих лесах, таких как белки, зайцы, лисы и медведи. Можно изготовить поделки из природных материалов, собранных на прогулке — шишек, листьев и веточек.

Смена времен года

Обсудите, как меняется природа в разные времена года. Покажите детям фото зимнего леса, весенних цветов, летних фруктов и осеннего листопада. Проведите игру «Что мы видим в лесу весной/летом/осенью/зимой?", где дети по очереди называют, что можно увидеть в каждую пору года.

Травы и цветы

Расскажите о типичных для региона цветах и травах. Можете собрать букет полевых цветов и вместе с детьми изучить их. Обсудите, какие из них могут быть полезными (например, мелиса, ромашка) или красивые (например, васильки, мак).

Птицы Нижегородского края

Поговорите о пернатых обитателях края. Расскажите о том, какие птицы мигрируют, а какие остаются на зиму. Можете показать детям картинки со синицами, воробьями, журавлями и воробьями. Сделайте скворечники вместе (из картонных коробок или других материалов) для привлечения птиц.

Природные памятники

Познакомьте детей с известными природными памятниками региона, такими как Ичалковский бор, озеро Светлояр, Пустынские озера, Ворсменское зеро (Тосканка), озеро Ключик. Исследуйте с ними карту области и расскажите о значимых местах.

Экосистема и охрана природы

Разговор о природе можно дополнить темой защиты окружающей среды. Поговорите о том, как важно беречь природу и что мы можем сделать для ее защиты (не мусорить на улице, утешать брату и сестре в природе и т. д.).

Игровая часть

— Игра в «эколога»: Дети могут стать «экологами», которые исследуют природу. Можно выйти на прогулку и наблюдать за растениями и животными, а затем обсудить увиденное.

— Приключенческие задания: Проводите мини-экспедиции, где дети должны находить определенные растения или листья.

Такие занятия не только помогут детям лучше узнать природу Нижегородской области, но и развивают их познавательные навыки и заботу о мире вокруг!

Нижегородский край богат историями и традициями, которые можно интересно представить дошкольникам. Вот несколько идей для занятий и рассказов, которые помогут детям познакомиться с культурой региона:

Сказки и легенды

Расскажите детям о знаменитых сказках и легендах Нижегородского края. Например, можно поговорить о легенде о Казанской иконе Божией Матери или о сказках, связанных с маленькими родными деревнями. Детям будет интересно узнать о волшебных существах, героических воинах и различных загадках.

Народные праздники

Научите детей традициям нижегородских праздников, таких как Масленица, Спас, Иван Купала. Вы можете рассказать о том, как проводятся эти праздники, какие песни и танцы обычно сопровождают их, а также подготовить небольшие игровые элементы: песни, хороводы или конкурсы.

Фольклор и народные песни

Используйте народные песни и потешки, чтобы заинтересовать детей. Можете вместе с ними петь простые народные песни или учить малышей произведения, которые передают дух Нижегородского края.

Народное творчество

Организуйте занятие по народному искусству — например, лепка из глины или создание поделок из природных материалов. Расскажите о традиционных промыслах региона, таких как роспись по дереву или кузнечное дело.

Знакомство с природой

Покажите детям уникальные природные места Нижегородского края, например, Волгу или Городецкие холмы. Можете устроить «экскурсию» с рассказами о животных и растениях, которые обитают в этом регионе, а также о том, как выглядела природа много лет назад.

История края

Простыми словами расскажите о важных исторических событиях, связанных с Нижегородским краем, таких как событие 1612 года и освобождение Москвы от поляков. Можно подготовить загадки или викторины на эту тему.

Традиционные блюда

Познакомьте детей с традиционными блюдами Нижегородского края. Можно организовать «кулинарный день», где они могут попробовать приготовить что-то простое, например, блины или пироги.

Игры и забавы

Проводите игры, которые использовались в народной культуре: «Бояре», «Горелки», «Догонялки». Это поможет детям не только развлекаться, но и почувствовать атмосферу традиционных сборищ.

Каждое из этих занятий поможет детям погрузиться в атмосферу родного края, узнать больше о его культуре и почувствовать гордость за свое происхождение.

Также необходимо познакомить с о городе Кулебаки и рабочим посёлки Гремячево: его истории, улицах, о профессиях людей, живущих в нашем городе.

Городской округ Кулебаки — это интересное место с богатой историей и природными достопримечательностями. Рассказать детям о Кулебаках можно в увлекательной и доступной форме. Вот несколько идей:

История города

Расскажите детям о том, как город возник и чем он отличается от других городов. Стоит упомянуть о том, что Кулебаки сначала были маленькой деревней и со временем превратились в город с заводами и заводскими работниками.

Природа вокруг

Дети могут узнать о культуре и природе района. Расскажите о речках, лесах и полях, которые окружают город. Посмотрите фотографии местных растений и животных. Можете рассказать о том, какие цветы растут в весной, или какие животные обитают в лесах.

Промышленность и заводы

Кулебаки известны своими промышленными предприятиями. Вы можете объяснить детям, что здесь находится несколько заводов, и рассказать об их производстве (например, о металлургии). Это может быть интересным, если объяснять на примере, что значит «завод» и как из сырья создаются различные вещи.

Достопримечательности

Упомяните о некоторых интересных местах в Кулебаках, таких как:

— Музей истории и краеведения имени братьев Аманда и Густава Струве.

— Церковь: Расскажите о местных церквях и их значении для жителей города.

— Памятники: Упомяните памятники, которые находятся в городе, и их историческую ценность.

— Природные парки: Расскажите детям о природных парках и зонах отдыха, как о местах для прогулок и развлечений.

Культурные мероприятия

Расскажите о праздниках и мероприятиях в Кулебаках. Может быть, жители города отмечают какой-то интересный местный праздник, который был бы понятен детям. Поговорите о театрах или культурных клубах, где проходят различные мероприятия для детей и взрослых.

Спорт и активный отдых

Обсудите, какие виды спорта популярны среди детей в Кулебаках и какие спортивные мероприятия проводятся. Расскажите о возможности заниматься футболом, хоккеем, легкой атлетикой и другими видами спорта.

Игровая часть

— Прогулка по «Кулебакам»: Организуйте игру в «экскурсию», где вы «посетите» различные достопримечательности города и обсудите их.

— Рисование и творчество: Попросите детей нарисовать, что они представляют о Кулебаках — какие здания, природу или людей.

Эти идеи помогут детям увидеть многообразие и уникальность Кулебак, а также развивать их интерес к родному городу и его культуре!

Главное: Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним: детский сад — семья.

Родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры помогают детям ощутить и сознать свою принадлежность к малой родине, к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Задать вопрос