Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (489) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 22.10.2023

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Лёвина, К. Н. Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации / К. Н. Лёвина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 225-229. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106864/ (дата обращения: 07.05.2024).



В статье автор исследует проблемы конституционно-правового статуса Центрального банка, концентрирует внимание на проблеме независимости Центрального банка.

Ключевые слова: конституционно-правовой статус, Центральный банк, независимость Центрального банка, денежно-кредитная политика.

Публичную власть в государстве осуществляют соответствующие уполномоченные органы публичной администрации, которые при реализации своих задач и функций должны иметь достаточные финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы аккумулируются благодаря финансовой деятельности государства. Сущность финансовой деятельности государства в банковской сфере заключается в том, чтобы, учитывая законы рыночной экономики, влиять на развитие кредитно-финансовых институтов, способствовать получению ими прибылей — а благодаря этому-поддерживать стабильность всей кредитно-банковской системы и доверие к ней со стороны населения и, в то же время, осуществлять государственное влияние через банковскую систему на экономическое развитие субъектов хозяйствования, влиять на рост объема государственных финансов и их дальнейшее обращение в финансовой сфере.

Современная банковская система РФ находится под влиянием значительных негативных вызовов, результатом чего стало сокращение значительного количества банков и усиление конкуренции между ними. Существенное уменьшение источников формирования банковских ресурсов, наличие высокого уровня проблемной задолженности, снижение показателей финансовой стабильности банков, рост убытков являются основными последствиями экономического дисбаланса на финансовом рынке РФ. Только эффективная система государственного управления банковской деятельностью является основой для нормального функционирования и развития национальной экономики. Решение указанных проблем в банковском секторе страны невозможно без эффективного регулирования и контроля государственными органами управления и усовершенствования системы регулирования в целом. А, следовательно, важным и актуальным вопросом является исследование теоретических основ и практических особенностей государственного регулирования и надзора за банковской деятельностью в РФ. Как известно, в системе финансовых посредников главная роль принадлежит коммерческим банкам, которые связывают денежными потоками все сферы экономики-промышленность и торговлю, сельское хозяйство и домохозяйства. Банковские учреждения являются основой хозяйственного механизма страны, что обусловлено их назначением и спецификой деятельности. Банки не только обслуживают платежный оборот государства, но и выполняют важную функцию мобилизации временно свободных денежных ресурсов и превращения их в заемный капитал. Организация эффективной деятельности коммерческих банков, прежде всего, предполагает понимание их содержания и организационных основ функционирования. Развитие банковского сектора является необходимым условием нормального функционирования экономики любой страны. Только через эффективную банковскую систему можно осуществить реструктуризацию экономики, в которой так нуждается РФ. Значение банков на финансовом рынке определяется их возможностями привлекать временно свободные средства и способностью эффективно использовать аккумулированные ресурсы для удовольствия финансовых потребностей реального сектора экономики, поэтому возникает необходимость исследования деятельности банков.

Сегодня для банков РФ важной задачей является обеспечение своего стабильного развития для достижения наивысших финансовых результатов, также повышение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем финансовых рынках, усиление взаимодействия банков с реальным сектором экономики РФ.

Вопросы правового статуса ЦБ в системе органов государственной власти, степень его независимости сейчас является насущной проблемой.

Тесно взаимодействуя с органами государственной власти, Центральный банк занимает особое место, которое преимущественно определяется тем, насколько такой банк при осуществлении своей деятельности является независимым от органов государственной власти. Однако, следует заметить, что в мире не существует общепризнанных критериев, по которым можно определить место центрального банка в системе органов государственной власти.

Определение роли и места ЦБ как главного банка страны в бюджетных правоотношениях, выяснение, соответственно, его бюджетных полномочий выступает одной из актуальных проблем финансового права. Вопрос финансово-правового регулировки привлекают внимание широкого круга оси, к которым относятся и представители органов государственной и муниципальной власти, и граждане. И это понятно, ведь под влиянием финансового права происходит реализация практически всех функций государства и муниципальных образований, что сказывается как на жизнедеятельности общества в целом.

Особенность правового статуса, задачи и функции ЦБ определяют характер его взаимоотношений с Президентом, Государственной Думой и Кабинетом Министров. Действуя в единой социальной системе, как особый центральный орган государственного управления в системе органов государства, имеет автономность, его деятельность характеризуется оптимальной самостоятельностью по управлению денежно-кредитной системой России.

На сегодня существует противоречие между Конституцией и Законом «О Центральном банке». Это в основном касается роли Центрального банка, который конституционно обязан обеспечить стабильность национальной валюты — рубль, а на самом деле, согласно закону, является никому не подконтрольной институцией, какое вправе решать беспрецедентно широкий комплекс проблем и влиять на разнообразие процессов, непосредственно влияющих на национальную безопасность страны.

Существуют все основания утверждать, что закон «О Центральном банке» наполнен таким содержанием и построен редакционно таким образом, что, с одной стороны, его «особенности» как «центрального органа государственной власти» являются беспрецедентными, с другой стороны, положения о том, что деятельность центрального банка определяется «другими законами» не взято во внимание в принципе, то есть фактически игнорирована.

К сожалению, вынуждены наблюдать, что на сегодня ЦБ, будучи по закону всего-всего «особым органом государственного управления», на самом же деле добился беспрецедентно уникального правового статуса. Особый правовой статус ЦБ почему-то воспринимается всеми ветвями власти как объективная данность. Ярким примером этого является обладание ЦБ уникальными возможностями по получение прибыли, большого количества льгот и преференций.

Заслуживает внимания мнение О. А. Кухтаревой и С. Т. Забитова о том, что деятельность ЦБ России прежде всего является публичной, ее сущность заключается в том, что это-финансовая деятельность, которая регулируется финансово-правовыми нормами по формированию и проведению денежно-кредитной и валютной политики в государстве, строения, функционирования и контроля банковской системы с целью стабильной и эффективной организации использования публичных денежных фондов и создания благоприятных условий для развития денежного рынка России.

В последние годы наблюдается тенденция, и ЦБ России здесь не является исключением, при которой основной задачей контролирующих органов становится выявление большего количества нарушений для улучшения своего рейтинга в системе органов финансового контроля. Однако при таком подходе к делу возникает ряд опасностей, одной из которых есть поверхностный подход к вопросам.

Сейчас существует необходимость в постоянном совершенствовании работы органов государственной власти путем системного мониторинга и анализа их работы с целью выявления случаев, когда определенные функции являются излишними, вызывают чрезмерную зарегулированность, что ухудшает состояние соответствующего сектора экономики, вызывает недостаточную урегулированность того или иного аспекта, устранения противоречий в вопросе распределения полномочий между различными субъектами регулирования.

Как особый субъект права ЦБ России с целью осуществления возложенных на него задач, функций и обязанностей, реализуя свою правоспособность, вступает в различные правоотношения со всеми субъектами публичной администрации, в том числе и административно-правовые.

Анализируя полномочия и компетенцию, организационную структуру ЦБ России, можем констатировать, что этот орган является особенным, ведь одновременно имеет несколько видов правового статуса, что связано с его двойной ролью в государстве. Рассматривая понятия и элементы финансово-правового статуса органа публичной администрации можно отметить, что финансово-правовой статус государства как субъекта финансового права охватывает систему таких элементов:

1) задачи и функции органа в области бюджета;

2) правовой режим функционирования публичных фондов средств государства;

3) осуществление нормотворческой деятельности в сфере финансовой деятельности;

4) единая финансовая политика органов государственной власти;

5) компетенция, а следовательно, и определение круга прав и обязанностей государства в сфере финансовой деятельности;

6) ответственность государства перед человеком, гражданином, народом за невыполнение возложенных на нее функций и обязанностей.

Как ключевой элемент современной банковской системы ЦБ России наделен специальной компетенцией в сфере финансов и денежного обращения. Он играет роль «проводника» официальной денежно-кредитной политики и осуществляет финансовую деятельность государства. Принимая во внимание законодательно определенный факт наличия у ЦБ России статуса особого центрального органа государственного управления, можно констатировать о наличии у ЦБ России определенного финансово-правового статуса по следующим основаниям:

– источниками формирования уставного капитала ЦБ России есть часть его прибыли к распределению, а при необходимости — государственный бюджет России;

– в случае недостаточности средств общих резервов превышения расходов ЦБ России над его доходами компенсируется за счет средств государственного бюджета России следующего за отчетным года;

– после направления прибыли к распределению на соответственно определенные законом цели, прибыль к распределению подлежит перечислению в Государственный бюджет России в полном объеме;

– ЦБ России не имеет права перечислять в Государственный бюджет России сумму части прибыли к распределению большую, чем определенная в годовой финансовой отчетности, подтвержденной внешним аудитом и утвержденной Советом ЦБ России;

– Кабинет Министров России, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих местных советов обязаны хранить бюджетные средства в ЦБ России, открытому центральному органу исполнительной власти, реализующей государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств;

– с целью организации наличного обращения в России Национальному банку.

Таким образом, финансово-правовой статус ЦБ России оказывается в том, что ЦБ России является субъектом бюджетных отношений, которые возникают между ним и субъектами публичной администрации по поводу размещения бюджетных средств, наполнения государственного бюджета, а также выполнение функции, направленной на обеспечение денежно-валютной политики и стабилизации национальной валюты.

Следующим видом правового статуса, которым наделен ЦБ России, есть административно-правовой статус ЦБ России. К. Д. Голубева констатирует, что административно-правовой статус охватывает комплекс конкретно определенных субъективных прав и обязанностей, которые закреплены за соответствующим субъектом нормами административного права.

То есть необходимыми признаками приобретения лицом административно-правового статуса является наличие у него конкретных субъективных прав и обязанностей, ведь правовой статус определяется исключительно нормами права, характеризует реальное положение субъекта в системе общественных отношений и соответствующие этому положению особенности.

Определяя административно-правовой статус ЦБ России, стоит обратить внимание непосредственно на его задачи, функции и полномочия в сфере публичного управления. Сентенциальные особенности административно-правового статуса ЦБ России можно выразить следующим образом:

1) вправе выдавать обязательные для исполнения правовые предписания, которые оформляются в виде постановлений правления ЦБ России и решений Совета ЦБ России, подлежащих регистрации в Министерстве юстиции России;

2) имеет свою разветвленную систему банковского надзора, каждый из цепей которого выполняет определенные законодательно определенные обязанности;

3) осуществляет регистрационную деятельность, в частности, регистрирует банк или отказывает в регистрации, предоставляет положительное заключение о целесообразности создания государственного банка и т. д.;

4) осуществляет контрольно-надзорную деятельность за деятельностью коммерческих банков (проводит проверки в соответствии с действующим законодательством);

5) имеет право применять меры административного принуждения, в частности, меры административного предупреждения, наложение административных санкций;

6) его государственно-властные полномочия распространяются на всю банковскую систему, взаимоотношения в которой строятся на основе подчинения, то есть по вертикали;

7) может быть стороной в административном судопроизводстве;

8) имеет законодательно задекларированные права и обязанности.

Определяя особенности административно-правового статуса ЦБ России, А. Д. Ерофеева отмечает, что ЦБ России является органом управления, осуществляющим государственно-властные полномочия относительно той системы, частью которой он сам одновременно выступает.

Важной задачей ЦБ является предоставление коммерческим банкам кредитов, что имеет целью поддержание стабильности банковской системы и расширения ее кредитных возможностей. В соответствии с законодательством России ЦБ не запрещается открывать свои учреждения, филиалы и представительства в России и за ее пределами. ЦБ России ставит перед собой следующие задачи: обеспечение стабильности денежной единицы; контроль расчетов и валютных отношений; содействие развитию экономики, создание единого рынка России и его интеграция в мировую экономику; прочее.

Стоит отметить, что правовой статус ЦБ характеризуется и такими основными факторами:

– уровень нормативно-правового закрепления;

– степень самостоятельности (независимости в системе органов государственной власти);

– характер взаимоотношений с другими банками и финансово-кредитными учреждениями.

Хотя ЦБ России свойственны признаки органа государственной исполнительной власти (о чем свидетельствуют его функции), но он имеет и существенное отличие — не входит в системы органов, которую возглавляет Кабинет Министров России, не подчинен ему. Согласно Закона России ФЗ «О банках и банковской деятельности» Центральный банк России и Кабинет Министров России (КМ) проводят взаимные консультации по вопросам денежно-кредитной политики, разработки и осуществления общегосударственной программы экономического и социального развития.

В указанном законе зафиксировано, что ЦБ поддерживает экономическую политику КМ, если она не противоречит обеспечению стабильности денежной единицы России. Так, в законе говорится о взаимодействии двух органов государства, а не о подчинении ЦБ правительству страны.

Итак, ЦБ России — это современная независимая государственная институция, призванная обеспечивать ценовую и финансовую стабильность в государстве и способствовать экономическому росту России. ЦБ имеет особый правовой статус и является специфическим органом государства с широким кругом прав и обязанностей. Характеристика задач, функций и полномочий дают возможность утверждать, что ЦБ России является контрольно-надзорным органом в банковской системе

Литература:

1. Кухтарева О. А. Принципы финансовой деятельности цб рф: понятие и система. 2019.

2. Голубева К. Д. Правовая основа административно-юрисдикционной деятельности банка России / В сборнике: Юридическая наука в XXI веке. Сборник научных статей по итогам работы седьмого международного круглого стола. 2018.

3. Ерофеева А. Д. Правовой статус ЦБ в России / Интернаука. 2019.

4. Хисматова А. Р. Дилемма в толковании термина «административно-правовой статус органов исполнительной власти» / В сборнике: Актуальные вопросы применения норм административного права («Кореневские чтения»). сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции. 2019.

5. Мумджиян В. В. Правовой статус и роль банка россии в системе реализации государственной власти 2020.

Основные термины (генерируются автоматически): ЦБ России, центральный банк, государственная власть, банковская система, система органов, административно-правовой статус ЦБ России, государственное управление, Государственный бюджет России, правовой статус, публичная администрация.


Ключевые слова

Центральный Банк, денежно-кредитная политика, конституционно-правовой статус, независимость Центрального банка

Похожие статьи

Административно-правовое положение Центрального банка...

В статье анализируются отечественные нормативно-правовые акты, определяющие правовое положение Центрального Банка РФ. Рассмотрены проблемные моменты в определении особенностей статуса ЦБ РФ как органа государственной власти и как юридического лица.

Правовой статус Центрального Банка Российской Федерации

Статьей 75 Конституции РФ Банк России охарактеризован как один из главнейших институтов власти. То есть, не являясь органом государственной власти, он владеет полномочиями, по масштабу и влиянию схожими с ними.

Конституционно-правовой статус Центрального Банка как...

Таким образом, исходя из дуалистической природы Центрального банка РФ, его конституционно-правовой статус — это базовое теоретическое понятие, отражающее сущность публично-правового статуса Банка России.

Правовое положение Центрального банка Российской...

В современных условиях особое место в системе субъектов, осуществляющих публично-финансовую деятельность, занимает Центральный банк Российской Федерации (далее — ЦБ РФ, Центробанк).

Организационно-правовое положение Центрального Банка...

Главным элементом правового статуса Центрального банка РФ является принцип независимости, который в свою очередь проявляется в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительными правами.

Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор...

Правовой статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определены Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года № 86 — ФЗ.

Правовой статус Центрального банка РФ | Статья в журнале...

Ефимова Л. Г. считает, что Центральный банк — это орган государственного управления специальной компетенции, так как не попадает в систему разделения властей по Конституции, но имеет властные полномочия по отношению к другим участникам оборота [1, c. 20].

Центральный банк РФ как специализированный орган...

Подводя итог всему вышесказанному, автор может утверждать, что Банк России, имеющий особый конституционный статус (ст. 75 Конституции РФ), обладает практически всеми признаками органа государственной власти.

Анализ правового положения Банка России в финансовой...

Для раскрытия заявленной темы должно определиться с правовой основой осуществления своих полномочий Банком России. Центральный банк Российской Федерации (далее — ЦБ РФ) — уникальная организация.

К вопросу об определении организационно-правовой формы...

Центральный банк РФ, исходя из его полномочий, наделен властным началом, а органы государственной власти существуют в качестве учреждений, то Банк России должен существовать в организационно-правовой форме государственного учреждения [5].

Похожие статьи

Административно-правовое положение Центрального банка...

В статье анализируются отечественные нормативно-правовые акты, определяющие правовое положение Центрального Банка РФ. Рассмотрены проблемные моменты в определении особенностей статуса ЦБ РФ как органа государственной власти и как юридического лица.

Правовой статус Центрального Банка Российской Федерации

Статьей 75 Конституции РФ Банк России охарактеризован как один из главнейших институтов власти. То есть, не являясь органом государственной власти, он владеет полномочиями, по масштабу и влиянию схожими с ними.

Конституционно-правовой статус Центрального Банка как...

Таким образом, исходя из дуалистической природы Центрального банка РФ, его конституционно-правовой статус — это базовое теоретическое понятие, отражающее сущность публично-правового статуса Банка России.

Правовое положение Центрального банка Российской...

В современных условиях особое место в системе субъектов, осуществляющих публично-финансовую деятельность, занимает Центральный банк Российской Федерации (далее — ЦБ РФ, Центробанк).

Организационно-правовое положение Центрального Банка...

Главным элементом правового статуса Центрального банка РФ является принцип независимости, который в свою очередь проявляется в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительными правами.

Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор...

Правовой статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определены Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года № 86 — ФЗ.

Правовой статус Центрального банка РФ | Статья в журнале...

Ефимова Л. Г. считает, что Центральный банк — это орган государственного управления специальной компетенции, так как не попадает в систему разделения властей по Конституции, но имеет властные полномочия по отношению к другим участникам оборота [1, c. 20].

Центральный банк РФ как специализированный орган...

Подводя итог всему вышесказанному, автор может утверждать, что Банк России, имеющий особый конституционный статус (ст. 75 Конституции РФ), обладает практически всеми признаками органа государственной власти.

Анализ правового положения Банка России в финансовой...

Для раскрытия заявленной темы должно определиться с правовой основой осуществления своих полномочий Банком России. Центральный банк Российской Федерации (далее — ЦБ РФ) — уникальная организация.

К вопросу об определении организационно-правовой формы...

Центральный банк РФ, исходя из его полномочий, наделен властным началом, а органы государственной власти существуют в качестве учреждений, то Банк России должен существовать в организационно-правовой форме государственного учреждения [5].

Задать вопрос