Конституционно-правовой статус Центрального Банка как органа государственной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 21.03.2022

Статья просмотрена: 131 раз

Библиографическое описание:

Токаев, М. М. Конституционно-правовой статус Центрального Банка как органа государственной власти / М. М. Токаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89565/ (дата обращения: 19.04.2024).



С момента начала функционирования Центрального Банка, было определено, что он является главным звеном во всей банковской системе страны и является неотъемлемой частью и регулятором денежно-кредитной ниши на ряду с Правительством Российской Федерации. В процессе их совместной деятельности происходит разработка денежно-кредитных и эмиссионных процессов.

Однако не только в научных кругах, но и на практике возникает вопрос связанный с конституционно-правовым статусом Центрального банка, поэтому ответ на данный вопрос, в наши дни не однозначен. Если исходить из фактов, то ЦБ имеет все признаки и частноправовых организаций, не занимающихся деятельностью по регулированию экономики [1, c. 454]. С другой стороны, Центральный банк Российской Федерации имеет явные признаки государственной организации с составляющими исполнительного органа государственной власти, хотя он не обозначен в Ст. 11 Конституции РФ, в которой перечислены органы и лица, осуществляющие государственную власть, а с другой стороны, в соответствии со ст.1 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» [2]: «Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием» [2]. Законодательство дает нам сделать вывод о неоднозначности его конституционно-правового статуса.

Так, при рассмотрении конституционно-правового статуса Центрального банка РФ, правоведы уточняют его правовую природу. Например, Тихомировым Ю. А. Центральный банк Росси охарактеризован и как центр банковской системы и орган государственного управления [3, c. 351]. По мнению Братко А. Г., Центральный банк Российской Федерации является федеральным органом государственной власти с наличием особых исполнительно-распорядительных полномочий [4, c. 335].

В целом правовой статус Центрального банка России характеризуется двойственностью правовой природы. С одной стороны, это юридическое лицо, осуществляющее банковские операции, получающее прибыль и являющееся таким же субъектом банковской системы, как и коммерческие банки. С другой стороны, Центральному банку РФ вменены государственно-властные полномочия, он реализует нормативное регулирование, осуществляет надзор за функционированием кредитных организаций и т. д. Таким образом, двуединый правовой статус Центрального банка РФ определен его дуалистической сущностью как органа публичной (государственной) власти и как субъекта частноправовых отношений.

Что касается первого проявления, то Центральный банк отождествляют с государственным органом. Как и любой другой орган государственной власти, Центральный банк находится в тесном взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти и имеет свое особое место в их системе. Его место в системе государственных органов в значительной степени определяется независимостью Банка России в своей деятельности от других органов государственной власти.

И как уже отмечалось, независимость Банка России понимается как его политическая самостоятельность и отсутствие подчиненности. По мнению Столяренко В. М., Центральный банк не может быть абсолютно независимым. Степень его независимости обусловлена как объективными, так и субъективными факторами [5, c. 93–94].

К объективным факторам, по его словам, относится то, что центральный Банк России является главным кредитно-денежным институтом государства и призван им учитывать свои общеэкономические цели и согласовывать свои действия с правительством и иными центральными органами власти, регулирующие экономическую и финансовую политику страны, а также использовать определенные процедуры принятия решений и их реализации.

А в числе субъективных факторов, влияющих на степень независимости центрального банка, Столяренко В. М. указывает на авторитет личности руководителя Центрального банка или доверие финансовых кругов к проводимой политике Банка России [5].

Целесообразным отметить, что Центральный банк в соответствии со ст. 5 Закона, подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В своей статье О. Д. Митрофанова и З. И. Сироткина «Независимость противоположна подотчетности», проводят структурный анализ понятий «независимость» и «подотчетность», приходя к выводу, что данные понятия прямо противоположны и не могут характеризовать одного и того же органа [6, c. 34–35]. Но все же, по мнению автора, нельзя согласиться с такой постановкой вопроса, так как эти два понятия характеризуют совершенно разные сферы деятельности Банка России.

С самого начала образования Центрального банка, юридические основы, на которых он формировался подразумевали в себе гарантию верховенства закона и эффективное сотрудничество ЦБ с другими кредитными учреждениями на территории РФ. Таким образом, ЦБ, являясь звеном денежной системы РФ, в соответствии со ст. 8 Конституции РФ, гарантирующей свободное перемещение денежных средств на территории РФ, а также поддержку здоровой конкуренции, имеет огромную ответственность в сфере денежного регулирования, повышая ценность его правового статуса. Осуществление свободного перемещения средств и поддержка конкуренции, а также другие процессы основываются на защите и устойчивости рубля как внутри страны, так и на международном финансовом рынке, которую непосредственно обеспечивает Центральный банк России посредством регулирования процентных ставок по операциям Центрального банка, установки и регулирования нормативов обязательных резервов, а также проведение операций на открытом рынке.

Для поддержания конкуренции, являющейся фактором развития любой сферы, в литературе отмечается что необходимым «росту конкурентности банковского сектора может способствовать внесение изменений и дополнений в Федеральный закон от 10 июля 2002 г.№ 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». А конкретно: 1) охват критериев значительного содействия, изъявляющего юридическими и физическими лицами на помощь конкурентоспособности дочерних учреждений; 2) Правоприменительное закрепление права Банка России взвешивать конкурентоспособность кредитных организаций и совершать разрешения наблюдаемого направления о действии банков на реальный сектор экономики; 3) Спецификация полномочий Банка России в сфере рассмотрения дел об административных правонарушениях в банковской кругу соответственно с его функциями и полномочиями как органа надзора. В тонкости, введение административной ответственности должностных лиц кредитной организации за нарушения, повлекшие недобросовестную конкуренцию».

В нормативных правовых актах, подчеркивая государственный характер деятельности Банка России, встречается версия, рассматривающая его в качестве особого специфического субъекта обособленной индивидуальной группы. Например, с учетом предложений федеральных органов государственной власти, Центрального банка РФ, других органов и организаций, определяемых Правительством РФ, разрабатывается проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Как видно, Центральный банк упоминается отдельно. Изложенная в нормативном правовом акте формулировка прямо не относит Центральный банк РФ к федеральным органам государственной власти, а отмечает его обособленно, в специфической группе, где он представлен единственным.

Доводом в пользу того, что Банк России является государственным органом можно считать его право по изданию в форме указаний, положений, инструкций нормативных актов, обязательных для всех уровней власти и частного сектора. Еще одним доводом выступает проведение Банком России проверок кредитных организаций (их филиалов) для реализации своих функций по банковскому регулированию и банковскому надзору, направление им обязательных к исполнению предписаний по устранению выявленных нарушений и применение предусмотренных законом санкции к нарушителям. Аналогичные полномочия характерны и государственным органам.

Системообразующая правовая основа конституционно-правового статуса Центрального банка РФ выражается в том, что цель деятельности, функции, права и обязанности, а также другие элементы конституционно-правового статуса Банка России берут свое начало именно в Конституции РФ.

Конституционно-правовой статус Центрального банка РФ, будучи системным понятием, состоит из отдельных элементов.

Во-первых, конституционно-правовой статус Центрального банка РФ должен определять цель и задачи его деятельности. Необходимо отметить, что действующая Конституция РФ не закрепляет цели и задачи Центрального банка РФ. Конституция РФ закрепляет лишь функцию Банка России, состоящую в защите и обеспечении устойчивости рубля (ст. 75 Конституции РФ), в свою очередь цели деятельности Банка России закрепляются в ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Закрепление в Конституции РФ именно функции, а не цели или задачи является вполне логичным.

Во-вторых, конституционно-правовой статус Банка России определяет его функции. На взгляд А. Г. Братко, в функциях центрального банка проявляется его сущность как учреждения, которое проводит определенную денежно-кредитную политику, валютное регулирование и пруденциальный надзор [4].

Таким образом, исходя из дуалистической природы Центрального банка РФ, его конституционно-правовой статус — это базовое теоретическое понятие, отражающее сущность публично-правового статуса Банка России. Можно смело утверждать, что ЦБ РФ относят к федеральным органам государственной власти специальной компетенции, определяя его как орган особого качества, не относящийся ни к одной из существующих ветвей власти, наделенный специальной функцией государственного управления и надзора.

Литература:

  1. Банковское дело: организация деятельности центрального банка и коммерческого банка, небанковских организаций: Учебник / А. А. Казимагомедов. — М.: ИНФРА-М. 2017. — С. 453–456.
  2. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 20.04.2021) // СЗ РФ. 15.07.2002. № 28, Ст. 2790.
  3. Тихомиров, Юрий Александрович. Теория компетенции / Ю. А. Тихомиров. — М., 2001. — 351
  4. Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России / — М.: Спарк. 2020. — 335 с.
  5. Столяренко В. М. Центральный банк — как орган государственной власти (на примере Великобритании, Испании, Российской Федерации, США, Франции и ФРГ). Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук // –Москва. 1999 г. –С. 93–94
  6. Митрофанова О. Д., Сироткина З. И. Независимость противоположна подотчетности // Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации // –М. Юстицинформ. 2001 г. –С. 34–35.
Основные термины (генерируются автоматически): центральный банк, Центральный банк РФ, государственная власть, Российская Федерация, Банк России, конституционно-правовой статус, Конституция РФ, орган, Центральный банк России, банковская система.


Похожие статьи

Правовой статус Центрального банка РФ | Статья в журнале...

Статья 75 Конституции Российской Федерации устанавливает особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определяет его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве...

Конституционные и законодательные основы Центрального...

Анализ правового положения Банка России в финансовой... Центральный банк Российской Федерации (далее — ЦБ РФ) — уникальная организация. Это нашло отражение в п. 4 ст. 48 ГК РФ, в соответствии с которой правовое положение ЦБ РФ определяется Конституцией РФ и...

Правовой статус Центрального Банка Российской Федерации

Статьей 75 Конституции РФ Банк России охарактеризован как один из главнейших институтов власти.

Центральный банк Российской Федерации — один из них. Обращение к вопросу о правовом статусе Центрального банка Российской Федерации продиктовано...

Организационно-правовое положение Центрального Банка...

Согласно Конституции РФ [1.] и ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» [2.] Центральный Банк Российской Федерации осуществляет свои функции и полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной...

Административно-правовое положение Центрального банка...

Ключевые слова: Центральный Банк РФ (ЦБ РФ), Банк России, правовой статус, орган

Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России.

Макарова Я. М. Проблемы положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица.

К вопросу об определении организационно-правовой формы...

Ключевые слова: Центральный банк, Банк России, юридическое лицо, государственная власть, орган государственной власти

Но в пункте 4 статьи 48 ГК РФ делается акцент, что «правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России)...

Анализ правового положения Банка России в финансовой...

Центральный банк Российской Федерации (далее — ЦБ РФ) — уникальная организация. Это нашло отражение в п. 4 ст. 48 ГК РФ, в соответствии с которой правовое положение ЦБ РФ определяется Конституцией РФ и законом о ЦБ РФ [3]. Отсюда следует важный практический...

Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор...

Центральный Банк РФ — главный банк первого уровня в банковской системе.

В иерархической структуре финансов Центральный банк Российской Федерации является

Несмотря на то, что Центральный банк РФ не относится к органу государственной власти...

Центральный банк РФ как специализированный орган...

Центральный банк РФ как главный банк России имеет существенные особенности своего статуса. С одной стороны, в экономической системе Банк России выступает в роли органа государственной власти, осуществляющего от лица государства финансовую деятельность...

Похожие статьи

Правовой статус Центрального банка РФ | Статья в журнале...

Статья 75 Конституции Российской Федерации устанавливает особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определяет его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве...

Конституционные и законодательные основы Центрального...

Анализ правового положения Банка России в финансовой... Центральный банк Российской Федерации (далее — ЦБ РФ) — уникальная организация. Это нашло отражение в п. 4 ст. 48 ГК РФ, в соответствии с которой правовое положение ЦБ РФ определяется Конституцией РФ и...

Правовой статус Центрального Банка Российской Федерации

Статьей 75 Конституции РФ Банк России охарактеризован как один из главнейших институтов власти.

Центральный банк Российской Федерации — один из них. Обращение к вопросу о правовом статусе Центрального банка Российской Федерации продиктовано...

Организационно-правовое положение Центрального Банка...

Согласно Конституции РФ [1.] и ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» [2.] Центральный Банк Российской Федерации осуществляет свои функции и полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной...

Административно-правовое положение Центрального банка...

Ключевые слова: Центральный Банк РФ (ЦБ РФ), Банк России, правовой статус, орган

Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России.

Макарова Я. М. Проблемы положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица.

К вопросу об определении организационно-правовой формы...

Ключевые слова: Центральный банк, Банк России, юридическое лицо, государственная власть, орган государственной власти

Но в пункте 4 статьи 48 ГК РФ делается акцент, что «правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России)...

Анализ правового положения Банка России в финансовой...

Центральный банк Российской Федерации (далее — ЦБ РФ) — уникальная организация. Это нашло отражение в п. 4 ст. 48 ГК РФ, в соответствии с которой правовое положение ЦБ РФ определяется Конституцией РФ и законом о ЦБ РФ [3]. Отсюда следует важный практический...

Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор...

Центральный Банк РФ — главный банк первого уровня в банковской системе.

В иерархической структуре финансов Центральный банк Российской Федерации является

Несмотря на то, что Центральный банк РФ не относится к органу государственной власти...

Центральный банк РФ как специализированный орган...

Центральный банк РФ как главный банк России имеет существенные особенности своего статуса. С одной стороны, в экономической системе Банк России выступает в роли органа государственной власти, осуществляющего от лица государства финансовую деятельность...

Задать вопрос