Правовой статус Центрального банка РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 17.05.2019

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Нарышкин Д. Г. Правовой статус Центрального банка РФ // Молодой ученый. — 2019. — №20. — С. 346-348. — URL https://moluch.ru/archive/258/59136/ (дата обращения: 19.10.2019).



В настоящей статье освещается двойственная правовая природа Центрального банка РФ. Анализируются теоретические подходы и нормативно-правовая база, закрепляющая полномочия и функции Банка России. Рассматриваются позиции Конституционного суда РФ.

Ключевые слова: Центральный банк, Банк России, юридическое лицо, государственная власть, орган государственной власти, организационно-правовая форма.

На пути экономического развития любой страны возникает момент, когда регулирование отношений лишь привычными административно-правовыми нормами уже не представляется возможным.

Рыночные отношения предполагают наличие широкой свободы в распоряжении частным капиталом, диспозитивности в выборе механизмов его реализации, что обеспечивается наличием сети коммерческих банков, однако, для претворения в жизнь общегосударственных интересов необходим своеобразный «банк государства». Наличие системы контроля за деятельностью кредитных учреждений представляет публичный интерес, так как это позволит поддерживать стабильность финансовой системы с помощью механизмов государства, позволит создать благоприятные условия для течения гражданского оборота.

Для государственного регулирования требуется выделение особого института из числа банков, что является началом формирования двухуровневой системы во главе с Центральным банком, осуществляющим функцию посредника между государством и другими коммерческими банками.

Получается, что Центральный банк имеет сложную природу, так как это субъект гражданского оборота, наделенный властными полномочиями для реализации государственного влияния на сектор коммерческих банков, осуществляющий денежную и кредитную политику, сочетая административные и диспозитивные инструменты, закрепленные за ним законодательством.

В условиях всемирной глобализации и активной интеграции Российской Федерации в мировую экономическую систему важной является правовая определенность участников гражданского оборота, в частности, Центрального банка, ибо это выступает одним из факторов инвестиционной привлекательности страны.

Главной причиной создания какого-либо института является необходимость решения проблем, стоящих перед государством, что и становится целью деятельности, создаваемого звена механизма. Центральный банк создан для решения общегосударственных и общебанковских задач, обеспечения согласования интересов всех участников банковских отношений.

Основу нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность Центрального банка, составляют Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ.

Статья 75 Конституции Российской Федерации устанавливает особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определяет его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2).

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ закрепляет статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России.

В соответствии со статьей 3 целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Статья 1, указанного выше закона, определяет Центральный банк в качестве юридического лица. Определение юридического лица приведено в статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Получается, что Банк России наделен особым конституционно-правовым статусом, но в тоже время является юридическим лицом, подпадает под действие Гражданского кодекса и должен выступать в гражданском обороте наравне с другими участниками.

Статья 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» наделяет его публично-правовыми функциями, такими как разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, разработка и проведение политики развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации.

Но Федеральный закон и не лишает его частноправовых функций, как реализация операций на открытом рынке, статья 39. Наблюдается противоречие между закреплением его статуса как юридического лица в Гражданском кодексе и выполнением публично-правовых полномочий.

Эта проблема и порождает большое количество дискуссий в научной литературе. Далее рассмотрим некоторые существующие точки зрения.

Ефимова Л. Г. считает, что Центральный банк — это орган государственного управления специальной компетенции, так как не попадает в систему разделения властей по Конституции, но имеет властные полномочия по отношению к другим участникам оборота [1, c. 20].

По мнению Г. А. Тосуняна и А. Ю. Викулина, Центральный банк РФ является федеральным органом государственной власти, который не входит в систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти и осуществляет свои полномочия независимо от них. Компетенция Банка России по управлению кредитной системой названа авторами «четвертой властью», которая существует наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью [2, c. 10].

Тяжело согласиться с таким утверждением, так как оно противоречит статье 10 Конституции Российской Федерации.

С. А. Авакьян отмечает, что Банк России является органом государственной власти. Он и государственная банковская система в целом названы автором «банковской властью». Центральный банк РФ является органом государственного управления, который не входит в систему органов исполнительной власти [3, c. 28].

Таким образом, авторы сходятся во мнение, что Центральный банк является больше органом государственной власти, нежели простым юридическим лицом с властными полномочиями.

В подтверждение этой позиции стоит обратить внимание на формулировку части 2 статьи 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», которая гласит, что функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Получается, что при конструкции «от других федеральных органов», законодатель ставит Банк России в один ряд с государственными органами и признает ведущее государственное начало в нем.

Если обратиться к судебной практике, то интересным примером определения природы Центрального банка служит Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2001 г. № 10-П, в котором содержится следующий вывод: «В отличие от Центрального банка Российской Федерации — органа банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций (статья 55 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") Агентство не отнесено к органам государственной власти, а потому не может быть признано надлежащим субъектом продления моратория».

Немаловажным является и определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»».

П. 2 гласит: «Статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения».

П. 3 содержит: «Применяемые к кредитной организации принудительные меры воздействия оформляются в виде предписания, т. е. в виде акта, носящего административно-властный характер».

В дополнение к вышеизложенному ст. 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» отмечает возможность издания в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Официальные разъяснения Банка России обязательны к исполнению всеми субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение Банка России [4].

Анализ теоретических взглядов и нормативно-правовой базы подтверждает двойственность юридической природы статуса Центрального банка. В научной литературе нет единого подхода к определению его организационно-правовой формы, а законодатель четко не сформулировал положение среди других органов государственной власти.

Полномочия Банка России позволяют ему отлично чувствовать себя в гражданском обороте в качестве юридического лица, реализуя гражданскую правосубъектность путем осуществления банковских операций и иных сделок, а система мер воздействия на кредитные организации и надзор за их деятельностью, обязательность исполнения нормативных актов для федеральных органов государственной власти наделяет возможностью участия в публичных правоотношениях.

Таким образом, закрепление за Банком России только статуса юридического лица не наделяет его дополнительными качествами, присущими ему в силу закона, но позволяет вступать в гражданские правоотношения. В то же время функции Банка России требуют придания ему статуса юридического лица публичного права, что отражало бы его специфические свойства в сфере публичных правоотношений.

Решить вопрос с правовым статусом Центрального банка можно путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.02.2018) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», подведя его организационно-правовую форму под перечень, закрепленный в Гражданском кодексе с возможной потерей особенностей правового положения.

Другим вариантом будет закрепление в Гражданском кодексе новой организационно-правовой формы, отражающей всю специфику и уникальность Центрального банка, например, «публично-правовая корпорация», являющаяся юридическим лицом, обладающая обособленным имуществом, которое при этом остается государственной собственностью. Такое юридическое лицо должно обладать специальной правоспособностью, а правовой статус определяться на основе Федерального закона.

Литература:

  1. Ефимова Л. Г. Особенности правового положения Центрального банка Российской Федерации // Правовое регулирование банковской деятельности. М.: ЮрИнформ, 1997. С. 20.
  2. Тосунян Г. А., Викулин А. Ю. К вопросу о статусе Банка России // Деньги и кредит. 1998. N 9. С. 10–13.
  3. Авакьян С. А. О конституционных основах статуса Банка России. Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации. / Отв. ред. П. Д. Баренбойм. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2000. С. 28–31.
  4. Положение Центрального банка РФ от 18 июля 2000 г. N 115-П «О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России».
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Центральный банк, Банк России, государственная власть, юридическое лицо, орган, гражданский оборот, Гражданский кодекс, организационно-правовая форма, нормативно-правовая база.


Похожие статьи

Конституционные и законодательные основы Центрального банка...

Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации, Банк России, органы государственной власти, юридические лица. Конституция Российской Федерации [8] в ст. 78 закрепляет особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской...

Анализ правового положения Банка России в финансовой...

Центральный банк Российской Федерации (далее — ЦБ РФ) — уникальная организация. Это нашло отражение в п. 4 ст. 48 ГК РФ, в соответствии с которой правовое положение ЦБ РФ определяется Конституцией РФ и законом о ЦБ РФ [3]. Отсюда следует важный практический...

Правовые акты Центрального банка Российской Федерации

Правовые акты Центрального банка РФ имеют схожую структуру с правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, что в целом сближает Банк России с органами государственной власти. При этом, сами правовыми акты издаваемые...

Правовое регулирование банковской деятельности в Российской...

нормативный правовой акт, Банк России, правотворческая деятельность, вступление в. Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации. Роль взаимодействия Центрального Банка и Государственной Думы в законотворческом процессе.

Правотворческая деятельность Центрального банка Российской...

Правилами Банка России четко определен круг лиц, имеющих право внести предложения о

Государственная регистрация нормативных актов Банка России, как и нормативных актов органов

Центральный банк Российской Федерацииорган государственной власти и.

Особенности взаимоотношений центрального банка Российской...

Центральный банк РФ тесно взаимодействует с органами государственной и

Также Центральный банк ежегодно представляет на рассмотрение Государственной Думе

Можно выделить следующие формы подотчетности Центрального банка Государственной Думе

Неопределенность правового статуса госкорпораций в России

корпорация, юридическое лицо, Российская Федерация, государственная корпорация, Совокупность лиц, США, российская

К участникам гражданско-правовых и корпоративных правоотношений относятся не только физические и юридические лица, но и государство.

Понятие юридического лица: современные подходы и концепции

Ключевые слова: право, юридические лица, законодательство, организационно-правовая форма. Юридические лица, как субъекты гражданских правоотношений, обладают рядом особенностей, которые отличают их от других субъектов права.

Законодательство Российской Федерации о предпринимательстве

Гражданское законодательство Российской Федерации допускает осуществление предпринимательской деятельности в двух формах: в качестве

Таких граждан Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 года называет индивидуальными предпринимателями.

Проблемы правосубъектности государства как участника...

Банк России — это орган государственной власти, выступающий в гражданском обороте от своего собственного имени, а в случаях, указанных в Законе, — от имени РФ.

Гражданско-правовой правосубъектностью должны обладать лишь три категории субъектов...

Похожие статьи

Конституционные и законодательные основы Центрального банка...

Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации, Банк России, органы государственной власти, юридические лица. Конституция Российской Федерации [8] в ст. 78 закрепляет особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской...

Анализ правового положения Банка России в финансовой...

Центральный банк Российской Федерации (далее — ЦБ РФ) — уникальная организация. Это нашло отражение в п. 4 ст. 48 ГК РФ, в соответствии с которой правовое положение ЦБ РФ определяется Конституцией РФ и законом о ЦБ РФ [3]. Отсюда следует важный практический...

Правовые акты Центрального банка Российской Федерации

Правовые акты Центрального банка РФ имеют схожую структуру с правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, что в целом сближает Банк России с органами государственной власти. При этом, сами правовыми акты издаваемые...

Правовое регулирование банковской деятельности в Российской...

нормативный правовой акт, Банк России, правотворческая деятельность, вступление в. Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации. Роль взаимодействия Центрального Банка и Государственной Думы в законотворческом процессе.

Правотворческая деятельность Центрального банка Российской...

Правилами Банка России четко определен круг лиц, имеющих право внести предложения о

Государственная регистрация нормативных актов Банка России, как и нормативных актов органов

Центральный банк Российской Федерацииорган государственной власти и.

Особенности взаимоотношений центрального банка Российской...

Центральный банк РФ тесно взаимодействует с органами государственной и

Также Центральный банк ежегодно представляет на рассмотрение Государственной Думе

Можно выделить следующие формы подотчетности Центрального банка Государственной Думе

Неопределенность правового статуса госкорпораций в России

корпорация, юридическое лицо, Российская Федерация, государственная корпорация, Совокупность лиц, США, российская

К участникам гражданско-правовых и корпоративных правоотношений относятся не только физические и юридические лица, но и государство.

Понятие юридического лица: современные подходы и концепции

Ключевые слова: право, юридические лица, законодательство, организационно-правовая форма. Юридические лица, как субъекты гражданских правоотношений, обладают рядом особенностей, которые отличают их от других субъектов права.

Законодательство Российской Федерации о предпринимательстве

Гражданское законодательство Российской Федерации допускает осуществление предпринимательской деятельности в двух формах: в качестве

Таких граждан Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 года называет индивидуальными предпринимателями.

Проблемы правосубъектности государства как участника...

Банк России — это орган государственной власти, выступающий в гражданском обороте от своего собственного имени, а в случаях, указанных в Законе, — от имени РФ.

Гражданско-правовой правосубъектностью должны обладать лишь три категории субъектов...

Задать вопрос