В статье автором определено место бизнес-модели в стратегическом управлении предприятием. Проанализированы сущность и функции бизнес-моделирования. Выявлено значение бизнес-модели для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности предприятия.
Ключевые слова: бизнес-модель, стратегическое управление, оптимизация бизнес-процессов.
Стратегическое управление является важнейшим условием успешного развития любой организации. Это процесс позволяет определить направление развития компании, выработать долгосрочные цели и разработать эффективный план для их достижения. Преимущество стратегического управления заключается в том, что оно учитывает уникальные особенности и потребности конкретной организации и способствует выработке индивидуальной стратегии развития.
Основными этапами стратегического управления бизнесом являются: анализ, планирование, реализация и контроль. На первом этапе анализируются внешние и внутренние факторы, которые могут повлиять на организацию: анализ рынка, конкурентов, потребителей, анализ внутренних ресурсов и возможностей компании.
На втором этапе определяются основные цели, задачи и методы их достижения, формируется план. Бизнес-модель представляет собой инструмент стратегического управления, используемый на данном этапе. В широком смысле бизнес-модель — это стратегический план деятельности, который определяет, как компания будет реализовывать свою стратегическую цель: повышение или стабилизация прибыли, расширение рынков сбыта, повышение качества товаров или услуг, укрепление горизонтальных или вертикальных связей и т. д.
Проблема разработки и применения бизнес-модели как инструмента стратегического управления на сегодняшний день является весьма актуальной и рассматривается в работах Ч. Баден-Фюллера, К. Кристенсена, А. Остервальдера, И. А. Ивановой, О. А. Чарыевой, В. В. Шевцова, Ю. В. Шляхтиченко.
В. В. Шевцов определяет бизнес-модель как «наглядную схему, отражающую ключевые компоненты и процессы предприятия» с целью их эффективной организации в структуру, обеспечивающую получение дохода [1]. В качестве элементов бизнес-модели, как правило, выступают: стратегия, финансовые показатели, внутренние и внешние операции, бизнес-единицы, маркетинг, анализ конкурентов и т. д.
Американский исследователь Ч. Баден-Фюллер отмечает, что бизнес-модель как инструмент стратегического управления может выполнять следующие функции:
— наглядное отражение структуры, а также сущности деятельности компании, обеспечивающее стратегическую координацию между подразделениями или отделами предприятия;
— фиксация роли и места, а также отражение ключевых задач всех участников предпринимательской деятельности и, как следствие, обеспечение их эффективного взаимодействия;
— визуализация средств, методов и форм создания потребительской ценности продукта или услуги [3].
Ю. В. Шляхтиченко и М. П. Галимова также отмечают, что одной из важнейших функций бизнес-модели в современных условиях быстрой трансформации экономики является наглядное отражение путей «преобразования инновации в экономическую ценность для бизнеса» [2].
Одним из значимых свойств бизнес-модели считается ее эффективность в обеспечении оптимизации бизнес-процессов и повышении эффективности предприятия. Определение ключевых этапов, задач и распределение ответственности за их выполнение внутри организации позволяет улучшить процессы, минимизировать издержки и увеличить выход продукции или услуги.
Бизнес-модель также играет важную роль в планировании и прогнозировании финансовых результатов предприятия. Она позволяет определить, какой объем продаж требуется для достижения желаемого уровня доходности, а также сформировать стратегию для достижения этих целей. Благодаря бизнес-модели предприятие может лучше контролировать свои финансы и принимать обоснованные решения на основе анализа данных.
Наконец, бизнес-модель помогает предприятию оценить свою конкурентную позицию и рыночную ценность. Анализ конкурентов, определение собственных преимуществ и разработка стратегии роста помогают организации оставаться конкурентоспособной и адаптироваться к изменяющимся условиям рынка.
Таким образом, бизнес-модель — это фундаментальный элемент стратегического управления любого предприятия, косвенно определяющий его прибыль и конкурентоспособность на рынке. Бизнес-модель является ключевым инструментом для достижения успеха и обеспечения устойчивого развития компании. Важно постоянно анализировать и совершенствовать бизнес-модель для того, чтобы сохранять конкурентоспособность и соответствовать изменяющимся трендам, требованиям рынка и потребностям клиентов.
Литература:
- Шевцов В. В. Бизнес-модель — конструктивная часть бизнес-плана // Экономика и социум. — 2020. — № 11 (78). — С.1544–1547.
- Шляхтиченко Ю. В., Галимова М. П. Бизнес модели в инноватике // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2018. — № 8 (34). — С. 393–398.
- Baden-Fuller Сh., Haefliger S. Business Models and Technological Innovation // Long Range Planning. — 2013. — Vol. 46. — No. 8. — Pp. 419–426.