Значение цифровой трансформации в современных бизнес-моделях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 04.11.2022

Статья просмотрена: 842 раза

Библиографическое описание:

Головашкина, А. А. Значение цифровой трансформации в современных бизнес-моделях / А. А. Головашкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 242-245. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95991/ (дата обращения: 22.12.2024).



В настоящей статье рассмотрены новые вызовы для дальнейшего существования компании (фирмы) в эпоху цифровой трансформации для адаптации и выживания в конкурентной среде. Цифровая трансформация бизнес-модели является одним из важных факторов повышения конкурентоспособности и прибыльности предприятий, ведь за ней стоят новые профессии, рабочие места и вообще изменения в других сферах жизни общества. Приведены теоретические обоснования необходимости цифровой трансформации бизнеса. Анализ основан на литературном исследовании, которое дает представление об основных представлениях о цифровой трансформации (оцифровке) экономики. В основу научного труда положен способ теоретического анализа, изучения современных авторов об особенностях в области цифровой трансформации бизнес-моделей компаний.

Ключевые слова : бизнес-модель, сервисизация, цифровая экономика, оцифровка, тренды, продуктизация, фиджитал, гибрид, цифровая трансформация.

В настоящее время у предприятий международного уровня, малых и средних давно разработанная бизнес-модель работает с самого начала и по сегодняшний день. С цифровой трансформацией все меняется стремительным образом, наступает эпоха цифровой экономики. Чтобы бизнес приносил доход, смотрят на последние тренды и изменения. Цифровая трансформация затронула тот аспект, на который предприятия мало обращают внимания — использование наработанной, старой бизнес-модели. В эту успешную стратегию верили с 80-х годов по наше время. Мир и экономика будут постоянно подвергаться изменению и большой корректировке, организации уже начинают испытывать давление и сильнейший рост конкуренции. Нужно учесть следующий момент, как только наступила эпоха цифровой экономики, бизнес-модель необходимо радикально менять. Это подтверждают последние исследования.

Цифровая трансформация бизнес-модели предприятия рассматривалась в научных работах таких ученых, как Маковейчук К. А., Федосимова М. А., Петренко С. А., Мрочковский Н. С., Пушкин И. С., Олифиров А. В., Ляднау Ю. В.

Анализом бизнес-моделей выделяются такие известные зарубежные авторы, как Карстен Линц, Пол Хейг, Оливер Гассман, Каролин Франкенбергер и Микаэла Шик, которые вдоль и поперек изучили, и составили бизнес-модели для разных форм бизнеса и отраслей, бизнес стратегии по маркетингу. Исследователи отмечают, что источником успеха будет являться полный пересмотр способов ведения бизнеса, наложенных на современные тенденции.

Объединяются две актуальные темы: цифровая трансформация и бизнес-модель [7, c. 64–70].

Многое в разработке бизнес-модели, ее ключевые проблемы, с которыми сталкиваются предприятия остаются без ответа. Особенно у компаний остается открытым вопрос, как и когда менять существующую бизнес-модель, на бизнес-модель будущего, чтобы конкурировать на рынке. Большинство компаний, как говорилось ранее, действуют в рамках конкретной (определенной) модели и сталкиваются с трудностями, поэтому не могут переосмыслить бизнес-модель с чистого листа.

Трудно не согласиться с высказыванием Карстена Линца о том, что абсолютное большинство компаний прорабатывают свою бизнес-модель ограниченно внутри и не видят главной проблемы: бизнес-модель корректируют, по необходимости, но совершенно не смотрят на ее тип. Сильная конкуренция сместилась с инноваций и прорывных технологий в сторону бизнес-моделей, цифровой трансформации и цифровой экономике [1, c.12].

Цифровая трансформация влияет непосредственно на экономику. Оцифровка является частью развития в мировом экономическом пространстве. [2, c. 104–107].

Быстрое развитие технологий и широкая глобализация мировой экономики заставляют традиционные компании преобразовывать свою деятельность в соответствии с явлениями современного (цифрового) рынка. [3, c. 312–319, 4, c. 388–393].

Оцифровка открывает новые сетевые функции и позволяет различным игрокам работать вместе, например, для обмена данными.

Следует заметить, что цифровизация бизнес-модели в пределах коммерческого подхода позволяет получить определенные конкурентные преимущества, которые проявляются в рамках:

— сокращение затрат компании;

— повышение уровня доходов;

— увеличение чистой прибыли;

— ускорение переговоров;

— повышение рентабельности бизнеса;

— увеличение ликвидности.

При этом выделяются не только положительные стороны, но и проблемы:

— возможность предоставления информации конкурентам в границах ценового диапазона или ассортимента продукции;

— потребность вовлечения экспертов для оцифровки бизнеса;

— дополнительные первоначальные затраты на оцифровку бизнес-процессов.

По словам зарубежных авторов, профессора Дональда А. Маршана и профессора Майкла Р. Уэйда, размеры и скорость цифровой трансформации бизнеса настолько велики, что некоторые эксперты считают ее одновременно перспективной и опасной [5,6,12].

Цифровизация сосредоточена на мобильных устройствах и направлена на создание ценности для клиентов за счет использования различных типов персональных данных о клиентах, которые мобильные технологии могут генерировать в больших масштабах. Компании могут использовать эту информацию, чтобы лучше приспособить свои продукты, связи и взаимодействие к конкретным потребностям клиентов [8, с. 31–34, 9, c. 26–32, 10, c 61–68, 11, c. 52–56].

Уровень цифровой трансформации включает как постепенные, так и коренные изменения в бизнес-моделях. Образцом уровня новизны является в первую очередь клиент, но оцифровка может также затрагивать собственный бизнес, партнеров, отрасль и конкурентов. В рамках цифровизации бизнес-моделей для создания новых приложений и услуги используются такие инструменты и технологии, как большие данные. Эти активаторы требуют навыков сбора и обмена данными, а также умения анализировать, рассчитывать и оценивать варианты. Оцененные вариации затем используются в новых процессах в бизнес-модели.

Цифровая трансформация бизнес-модели основана на последовательном подходе к решению проблем и поиску решений, связанных друг с другом в логическом и временном контексте. [13].

Компании, давно присутствующие на рынке и прочно закрепившиеся на своем уровне, имеют главное преимущество, поскольку знают, какие продукты и клиенты есть на рынке, а также обладают важными навыками и ресурсами. Их опыт может быть трудно воспроизвести, но они часто контролируют доступ к критически важным ресурсам, таким как данные и знания.

Две мегатенденции — цифровая трансформация и ориентация на услуги («сервисизация») — сделали изменение бизнес-модели одним из главных стратегических приоритетов для многих руководителей. В то время как цифровая трансформация влияет на технические возможности разработки, производства и доставки продуктов, а также управления крупномасштабным взаимодействием с клиентами, сервисизация представляет собой большой сдвиг в ценностном предложении и персонализации.

Нам кажется верна типология автора Карстена Линца, цифровая трансформация покажет баланс между цифровыми и физическими активами, называться это будет «фиджитал», а «гибрид» — баланс между направлением на услуги и продукт, именуемый как «гибрид»). Как мы считаем, его наиболее удачная визуализация представлена на рисунке 1 [1, c. 15–16].

Баланс между цифровыми и физическими активами, ориентация на услуги и ориентация на продукт [1]

Рис. 1. Баланс между цифровыми и физическими активами, ориентация на услуги и ориентация на продукт [1]

На рисунке 1, как написано выше, показан баланс трансформированных активов «фиджитал» и баланс ориентации для фирмы «гибрид». Пример фиджитала — Госуслуги. Пример гибрида — Iphone + подписка Apple music.

Далее, на рисунке 2, расположенном ниже, мы раскроем понятия «фиджитал» и «гибрид».

Раскрытие понятий «фиджитал» и «гибрид»

Рис. 2. Раскрытие понятий «фиджитал» и «гибрид»

В заключении, стоит сказать, что цифровая трансформация заставит фирмы пересматривать бизнес-модели. Речь идет не просто о функционировании определенных отделов, а перестройке с нуля.

Цифровизация стала важнейшей частью конкурентоспособности компаний на современном этапе развития мировой экономической сферы. Необходимость оцифровки корпоративных бизнес-процессов обусловлена стремительным развитием технологий и процессов наращивания потенциала в условиях глобализации мировой экономики.

Основными эффектами оцифровки бизнес-модели компании являются экономия затрат, увеличение общего дохода и чистой прибыли предприятия, повышение уровня конкурентоспособности предприятия и повышение экономической эффективности хозяйствующего субъекта.

Литература:

  1. Линц, К. Радикальное изменение бизнес-модели: адаптация и выживание в конкурентной среде / Карстен Линц, Гюнтер Мюллер-Стивенс, Александр Циммерман; пер. с англ. — Москва: Альпина Паблишер, 2019. — 311 с. — ISBN 978–5-96142–170–5. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1078433 (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: по подписке.
  2. Слугин О. В., Белентьева Т. Н. Анализ влияния цифровой трансформации бизнеса на изменениебизнес-модели компании // Карельский научный журнал. — 2019. — № 4 (29). — С. 104–107. Статья: электронный. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vliyaniya-tsifrovoy-transformatsii-biznesa-na-izmenenie-biznes-modeli-kompanii (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.
  3. Панфилова Е. Е. Цифровая трансформация бизнеса: тренды и модели // Московский экономический журнал. — 2019. — № 11. — С. 312–319. DOI:10.24411/2413–046X-2019–10127. Статья: электронный. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-biznesa-trendy-i-modeli (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.
  4. Schwertner K. Digital transformation of business // Trakia Journal of Sciences. — 2017. — № 15(1). — P. 388–393. Статья: электронный. — URL: http://tru.uni-sz.bg/tsj/TJS_Suppl.1_Vol.15_2017/65.pdf (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.
  5. Блейман Н. Дивиденды цифровой эпохи. Текст: электронный. — URL: https://plus.rbc.ru/news/59ef050d7a8aa91b5266834d (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.
  6. Маслова Е. Блокчейн — это навсегда, готовьтесь. Текст: электронный. — URL: https://secretmag.ru/cases/interview/elena-masolova-tokenstars-blokchein-eto-navsegda-gotovtes.htm (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.
  7. Рогатных Е. Б. Влияние цифровизации на развитие современной мировой экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. № 11. Т. 5. C. 64–70. Статья: электронный. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30686181 (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.
  8. Сафрончук М. В. Влияние информационной экономики и глобализации на факторы экономического роста // Вестник Академии. 2014 г. № 4. С. 31–34. Статья: электронный. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22835994 (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.
  9. Сафрончук М. В. Глобализация и экономический рост // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. № 4.С. 26–32. Статья: электронный URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29007131 (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.
  10. Сафрончук М. В. Ценообразование на монопольном рынке //Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. № 4. С. 61–68. Статья: электронный. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25988376 (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.
  11. Сафрончук М. В. Цифровая поступь революции (четвертаяпромышленная революция и цифровая трансформация) // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. № 11. Т. 5. С. 52–56. Статья: электронный. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30686179 (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.
  12. Пикетти Т. Капитал в XXI веке: монография. М.: Ад Маргине Пресс, 2016. 592 с. Монография: электронный. URL: https://www.libfox.ru/572983-tomas-piketti-kapital-v-xxi-veke.html (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.
  13. Банке Барт Аналитический отчет BCG. Vlast.kz. [Электронный ресурс]. URL:https://vlast.kz/corporation/24539-cifrovizacia-biznesa.html (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая трансформация, цифровая экономика, Линц, клиент, мировая экономика, обмен данными, цифровая трансформация бизнес-модели, цифровая трансформация бизнеса.


Похожие статьи

Цифровая трансформация в современной практике управленческой деятельности организаций

Целью научной статьи выступает исследование характеристики концепции цифровой трансформации в современной практике управленческой деятельности организаций. Рассмотрены основные направления цифровой трансформации в будущем периоде. Проанализировано, к...

Анализ влияния цифровой трансформации на бизнес

В статье рассматриваются изменения в стратегиях бизнеса, в конкурентоспособности фирм, приводятся новые возможности продвижения и набор клиентской базы, выявление новых источников дохода. Анализируются внедрения новых методов ведения бизнеса в услови...

К вопросу о категории «цифровая логистика»

Трансформация экономических отношений и цифровизация бизнеса оказывают влияние и на логистику как сферу деятельности, интегрирующую протекание потоковых процессов между субъектами экономических отношений. В связи с этим становится актуальным рассмотр...

Цифровая трансформация компаний как фактор ускоренного развития

В современных условиях трансформации экономики и общества цифровые технологии становятся фактором ускоренного развития. В этой связи исследование возможностей внедрения цифровых продуктов в целостность бизнес-процессов современной компании является а...

Слияния и поглощения: особенности применения цифровых технологий

Данная статья посвящена вопросам цифровизации сделок по слиянию и поглощению. Автор отмечает необходимость адаптации корпоративных организаций к современным условиям осуществления предпринимательской деятельности и новым технологиям управления, включ...

Повышения уровня эффективности государственного управления через цифровую трансформацию управленческих процессов

В данной статье автор описывает механизмы повышения уровня эффективности органов государственного управления через цифровую трансформацию управленческих процессов. Даётся определение эффективности государственного управления и его место в академическ...

Определение места и роли современного предпринимательства в новой инновационно-информационной экономике

В статье раскрывается значение предпринимательства в условиях модернизации российской экономики, ее трансформации в инновационно-информационный тип. Представлены и проанализированы ее важнейшие элементы, необходимые для эффективного ведения бизнеса. ...

Цифровые технологии в маркетинге

Прошедший год был неожиданным и тяжелым для многих сфер бизнеса. Пандемия вируса, локдаун, экономический кризис — компаниям пришлось срочно подстраиваться под новую реальность, покупательская способность снизилась, изменился подход клиентов к потребл...

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Анализ современных тенденций цифровой трансформации промышленности

В статье анализируются стратегии и инициативы ведущих стран в области развития цифрового производства и конвергенции информационных и промышленных технологий. Выявляются основные технологические тренды в сфере цифровой трансформации промышленности. П...

Похожие статьи

Цифровая трансформация в современной практике управленческой деятельности организаций

Целью научной статьи выступает исследование характеристики концепции цифровой трансформации в современной практике управленческой деятельности организаций. Рассмотрены основные направления цифровой трансформации в будущем периоде. Проанализировано, к...

Анализ влияния цифровой трансформации на бизнес

В статье рассматриваются изменения в стратегиях бизнеса, в конкурентоспособности фирм, приводятся новые возможности продвижения и набор клиентской базы, выявление новых источников дохода. Анализируются внедрения новых методов ведения бизнеса в услови...

К вопросу о категории «цифровая логистика»

Трансформация экономических отношений и цифровизация бизнеса оказывают влияние и на логистику как сферу деятельности, интегрирующую протекание потоковых процессов между субъектами экономических отношений. В связи с этим становится актуальным рассмотр...

Цифровая трансформация компаний как фактор ускоренного развития

В современных условиях трансформации экономики и общества цифровые технологии становятся фактором ускоренного развития. В этой связи исследование возможностей внедрения цифровых продуктов в целостность бизнес-процессов современной компании является а...

Слияния и поглощения: особенности применения цифровых технологий

Данная статья посвящена вопросам цифровизации сделок по слиянию и поглощению. Автор отмечает необходимость адаптации корпоративных организаций к современным условиям осуществления предпринимательской деятельности и новым технологиям управления, включ...

Повышения уровня эффективности государственного управления через цифровую трансформацию управленческих процессов

В данной статье автор описывает механизмы повышения уровня эффективности органов государственного управления через цифровую трансформацию управленческих процессов. Даётся определение эффективности государственного управления и его место в академическ...

Определение места и роли современного предпринимательства в новой инновационно-информационной экономике

В статье раскрывается значение предпринимательства в условиях модернизации российской экономики, ее трансформации в инновационно-информационный тип. Представлены и проанализированы ее важнейшие элементы, необходимые для эффективного ведения бизнеса. ...

Цифровые технологии в маркетинге

Прошедший год был неожиданным и тяжелым для многих сфер бизнеса. Пандемия вируса, локдаун, экономический кризис — компаниям пришлось срочно подстраиваться под новую реальность, покупательская способность снизилась, изменился подход клиентов к потребл...

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Анализ современных тенденций цифровой трансформации промышленности

В статье анализируются стратегии и инициативы ведущих стран в области развития цифрового производства и конвергенции информационных и промышленных технологий. Выявляются основные технологические тренды в сфере цифровой трансформации промышленности. П...

Задать вопрос