Факторы повышения конкурентоспособности предприятия в условиях цифровой трансформации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 10.12.2021

Статья просмотрена: 2288 раз

Библиографическое описание:

Бабанов, А. Б. Факторы повышения конкурентоспособности предприятия в условиях цифровой трансформации / А. Б. Бабанов, Р. Х. Шаваев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 427-430. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86575/ (дата обращения: 16.12.2024).



Цифровая трансформация осознается бизнесом как вполне реальная сила в рыночной борьбе за устойчивые позиции и клиентов. Целью статьи является определение основных факторов повышения конкурентоспособности предприятия в условиях цифровой трансформации. Внешние и внутренние факторы реализуются на уровне рыночной, отраслевой, технико-технологической, организационно-управленческой, финансово-экономической, экологической и территориальной подсистем.

Ключевые слова: конкурентоспособность, факторы, цифровизация, информационная нагрузка, устойчивость, цифровое лидерство, стратегии технологического прорыва.

В условиях геополитической энтропии конкурентная борьба предприятий на мировом рынке связана с активным поиском новых стратегий, методов и технологии мониторинга, оценки и анализа процессов и явлений для выработки рекомендаций по обеспечению устойчивого развития, адаптированного к релевантным условиям новой экономической среды. В нестабильных условиях, к которым добавляется цифровая трансформация, возрастает ценность выявления факторов повышения конкурентоспособности предприятий и инструментов формирования устойчивых конкурентных преимуществ.

В этой связи целью статьи является выявление основных факторов повышения конкурентоспособности предприятия в условиях цифровой трансформации.

Проблемы выявления факторов повышения конкурентоспособности в условиях цифровизации исследуют ученые Антонова А. А., Саулин А. Д., Асаул В. В., Кощеев В. А., Цветков Ю. А., Башкинцева Е. И., Князькина Е. В., Габалова Е. Б., Тегетаева О. Р., Никулин Р. А., Лифшиц А. С., Жерелова А. А., Морозов М. А., Морозова Н. С., Шестов А.Вл., Хабарова И. А., Хабаров Д. А., Мисостов Ю. О., Кустачева Н. С., Щетинина Е. Д., Сухобрус А. В.

Высокий динамизм научно-технического прогресса и рост интеллектуальной, информационной и инновационной насыщенности труда и производства обостряют конкуренцию на различных рынках, в отраслях и сегментах. Конкуренция как исходное понятие в изучении конкурентоспособности представляет собой рисковую состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда сталкиваются интересы и самостоятельные действия, ограничиваются возможности каждого бизнеса по воздействию на общие условия обращения товаров на рынке, по-разному стимулируются производственные масштабы товаров для потребителей.

Конкурентоспособность ученые характеризуют как устойчивую способность компании к приобретению, сохранению и увеличению доли на рынке на основе востребованного потребителями товара и возможности своевременно и качественно реагировать на изменения условий рынка. Повышение конкурентоспособности предполагает активизацию позиционирования на рынке, выявление внутренних резервов, использование инновационного подхода в управлении ресурсами, процессами и событиями с позиции динамики и концентрации позитивных изменений [5]. В цифровой экономике конкурентоспособность предстает в виде динамичной, емкой и прогрессивной способности предприятия осуществлять успешную хозяйственную деятельность на рынке в конкурентной среде на основе эффективного формирования и использования интеллектуального, трудового, технологического, информационного и кадрового потенциала в условиях рыночной энтропии, асимметрии информации, напряженности и рисков [7].

Антонова А. А. и Саулин А. Д. считают, что инновационная активность, инновационный потенциал, уникальная новизна товара радикально повышают конкурентоспособность предприятия, создают рыночные преимущества с гибким позиционированием и поиском своего клиента [1]. В этой связи цифровизация является технологической частью и инструментом новых экономических отношений в условиях определения инновационно-технологического прорыва. Цифровизация повышает эффективность, снижает информационные затраты, ускоряется все бизнес-процессы, в том числе коммуникационные, способствует экономии времени при реагировании на вызовы рынка, на разработку и внедрение инноваций [1].

Основным ресурсом цифровой экономики, по мнению Морозов М. А., становится информация, в соответствии с этим информационная инфраструктура и информационная безопасность также будут ключевым фактором конкурентоспособности [6]. Информационная инфраструктура обеспечивает формирование, функционирование и развитие информационной бизнес-среды и средств информационного взаимодействия всех субъектов экономической деятельности. Основными компонентами информационной структуры являются информационные ресурсы и средства информационного взаимодействия [6]

В эпоху цифровизации информация становится всеобщим фактором конкурентоспособности на всех рынках без исключения. Неограниченный доступ к большим объемам данных (Big Data) создает для компаний уникальные конкурентные преимущества, прежде всего, за счет того, что они получают возможность генерировать новые знания о рынках, передовых технологиях, направлениях развития. В этом случае можно говорить о наличии глобальных конкурентных преимуществ этих информационных кампаний, которые практически недостижимы для других участников рынка [6].

Современные конкурентные преимущества во многом определяются уровнем развития информационно-коммуникационных технологий. Факторы конкурентоспособности делятся на внутренние и внешние, где внутренние полностью определяются руководством предприятия, а внешние в малой степени зависит от предприятия и зависят от внешней среды, ситуации в стране, управленческих и политических решений высших органов власти [3].

При изыскании конкурентных преимуществ в виде концентрированного проявления интегрированных свойств превосходства бизнес-структуры над конкурентами в экономической, технической, организационных сферах деятельности предприятия, оценка и измерение конкурентоспособности проводится по экономическим показателям выручки, прибыли, рентабельности, операционной эффективности и стратегического позиционирования, синергетической эффективности. В таблице 1 собраны основные факторы повышения конкурентоспособности предприятий.

Таблица 1

Группировки факторов конкурентоспособности предприятий

Подсистема

Факторы

Факторы

Внешние

Внутренние

Технико-технологическая

Состояние, обеспеченность и качество средств труда, прогрессивность технологических процессов, степень использования и обновления средств производства

Государственная внешняя, торговая, таможенная, валютная и налоговая политика по экспорту и импорту;

Производственная и организационная структура предприятия;

Организационно-управленческая

формы организации производства и труда, система оплаты труда, организационная структура управления, система планирования, учета и контроля

Уровень и перспективы развития экономики страны;

Технологии;

Финансово-экономическая

Совокупная, системная и индивидуальная эффективность текущих затрат, использования средств производства, использования живого труда, производительность, финансовая устойчивость и результативность процесса производства

Уровень развития инфраструктуры в стране;

Размеры сформированной базы клиентов;

Природно-географическая

условия добычи качества сырья, логистическая и транспортная инфраструктура, экологические риски и климатические условия

Развитие научно-технологического потенциала;

Репутация, имидж и эффективная конкурентная стратегия;

Отраслевая

эффективность организации отрасли, качество информационной и нормативно методической базы, модели управления отрасли, степень унификации, стандартизации и сертификации отраслевой продукции, состояние инновационной деятельности, инновационная активность, научно-технический потенциал отрасли

Основные характеристики рынка по зрелости, конъюнктуре и отраслевым особенностям;

Учет и регулирование производственных процессов;

Рыночная

доступность ресурсных рынков и новых технологий, уникальность и эксклюзивность производимых товаров, модели каналов и эффективность системы стимулирования сбыта

Международные связи и партнерские отношения в глобальной среде.

Уровень информационной обеспеченности подразделений, аналитических и управленческих систем.

Никулин Р. А., анализируя трансформацию факторов конкурентоспособности в условиях цифровой экономики, подчеркивает важность стимулирования развития новых технологий [7]. В связи с чем для каждого предприятия имеет значение оптимальное распределение бюджетных средств на развитие науки, техники и инноваций, развитие государственно-частного партнерства. На бизнес и предприятия влияют также создание и укрепление институциональной структуры, моделирование форм стимулирования и повышения значимости знаний для поддержки местных, национальных и региональных усилий в области исследований и разработок, науки и техники; сотрудничество и взаимодействие между научно-исследовательскими учреждениями и частным сектором в области науки и техники [7].

Важность поддержания конкурентоспособности путем лидерства в управлении формированием интеллектуального капитала и нематериальных активов в результате разработки действенных механизмов генерации, накопления, трансфера (обмена) и коммерциализации знания; превосходства в управлении отношениями и основными бизнес-процессами; превосходства во внедрении собственных (или привлеченных) инновационных технологий, в формировании инновационной внутренней среды, в использовании интеллектуально-творческого потенциала персонала, в повышении эффективности коммуникационного капитала. Немаловажна и роль развития динамических способностей, связанных с быстрой адаптацией фирмы к изменениям внешней среды, рыночной конъюнктуры с учетом наиболее перспективных направлений научно-технического развития [10].

В исследованиях ученых Асаул В. В., Кощеева В. А. и Цветкова Ю. А. выделяются три уровня воздействия на конкурентоспособность предприятий в переходный период построения цифровой экономики: 1) специалист-работник- личность, 2) предприятие с ресурсами, мотивированными кадрами и благоприятной внутренней средой, 3) государство как система институтов инновационного и цифрового развития [2]. Повышение конкурентоспособности страны и бизнеса базируется на создании сбалансированных стимулов и мотивов, сильной корпоративной культуре, в том числе инновационно- цифровой, на когнитивно-творческом, интеллектуально-компетентностном потенциале. Исследователи предлагают для измерения цифровизации три группы укрупненных метрик: 1) цифровые активы; 2) цифровых технологий; 3) цифровые трудовые ресурсы [2]. Положительными эффектами от совокупного использования активов, технологий и труда является расширение производства и повышение эффективности на основе автоматизации, увеличения коммуникационных связей; повышение объема, качества и скорости передачи информации и принятия управленческих решений [2].

По нашему мнению, перспективными путями обеспечения конкурентоспособности бизнес-структуры являются дифференциация усилий и формирование четких конкурентных преимуществ, создание и развитие инновационной ориентации, внедрение менеджмента качества, осуществление постоянного цифровизированного мониторинга и диагностики внешней и внутренней среды. Для решения задач конкурентоспособности предприятиям следует внедрять интегрированные цифровые технологий: интеллектуальные устройства и промышленный интернет вещей, цифровые копии (цифровой двойник), Big Data, нейросети, искусственный интеллект, облачные технологии, роботов, аддитивное производство и 3D-печать, виртуальную и дополненную реальность; технологии Bio Tech, GovTech, CRM & BPM [4].

Цифровизация является инструментом диагностики, мониторинга и анализа состояния факторов и перспектив. Важнейшим условием является непрерывный мониторинг состояния внешней и внутренней среды: применение диагностических методов позволяет постоянно осуществлять контроль за состоянием организации и изучать воздействие составляющих внешней среды на ее устойчивость и эффективность [5]. Мегатренд цифровизации рабочего информационного пространства, в том числе его оптимизации, все больше оказывает влияние на деятельность современных компаний, обращая их к инновационным инструментам обработки, визуализациии анализа данных с помощью программного обеспечения. По мнению экспертов, с 2017 г. российский рынок BI-решений продолжает расти и развиваться в среднем по 10–15 % в год. Термин BI применяется для обозначения компьютерных методов и инструментов при переводе транзакционной деловой информации в человекочитаемую форму, пригодную для бизнес-анализа [5].

Итак, повышение конкурентоспособности предприятия на рынке связано с выявлением внутренних резервов организации и управления, эффективным использованием ресурсов, снижением затрат, расширением ассортимента и позиций на рынке на основе процессных и продуктовых инноваций, с качеством принятия управленческих решений, цифровой трансформацией условий и среды развития предприятия. Основными факторами повышения конкурентоспособности в условиях цифровой трансформации являются электронно-сетевые институты, реализующие новые возможности (индустрия информации, электронная демократия, электронное правительство, политический краудсорсинг). Стратегически важной задачей остается создание цифровых платформ управления экономикой, для поддержки стартапов, развития инновационных предприятий с ориентацией на международные рынки, введение сквозной автоматизации всех основных производственно-экономических отношений, мобилизация знаний и компетенций, расширение занятости в высокотехнологичных отраслях.

Литература:

  1. Антонова А. А., Саулин А. Д. Методические аспекты оценки конкурентоспособности предприятий / Современный менеджмент: проблемы и перспективы: Сборник статей по итогам XVI международной научно-практической конференции «Современный менеджмент: проблемы и перспективы» / под ред. Е. А. Горбашко, И. В. Федосеева. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021. 933 с. С. 111–117.
  2. Асаул В. В., Кощеев В. А., Цветков Ю. А. Оценка конкурентоспособности организаций в условиях цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. 2020. № 1. С. 533–547.
  3. Башкинцева Е. И., Князькина Е. В. Качество продукции как фактор конкурентоспособности предприятия в современных условиях // Science Time. 2017. № 5 (41). С. 13–18.
  4. Габалова Е. Б., Тегетаева О. Р. Конкурентоспособность предприятий в условиях цифровой экономики // Modern Science. 2021. № 6–2. С. 42–44 .
  5. Лифшиц А. С., Жерелова А. А. Конкурентоспособность предприятий в кризисных условиях: оценка и резервы роста // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2020. № 2 (44). С. 31–39.
  6. Морозов М. А., Морозова Н. С. Ключевые факторы конкурентоспособности в условиях цифровой экономики // Теория и практика развития предпринимательства: современные концепции, цифровые технологии и эффективная система.
  7. Материалы VI Международного научного конгресса. Под научной редакцией А. В. Шарковой, О. Н. Васильевой, Б. Оторовой. 2018. С. 380–383.
  8. Никулин Р. А. Трансформация факторов конкурентоспособности в условиях цифровой экономики // Вестник РУК. 2019. № 1 (35). С. 56–64.
  9. Петриченко Н. Д., Шестов А.В. Способы повышения конкурентоспособности организации на рынке // Научные междисциплинарные исследования. 2021. № 1. С. 129–132.
  10. Хабарова И. А., Хабаров Д. А., Мисостов Ю. О., Кустачева Н. С. Повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2021. № 2. С. 163–170.
  11. Щетинина Е. Д., Сухобрус А. В. Развитие коммуникаций между участниками процесса импортозамещения, как фактор повышения конкурентоспособности отечественной продукции // Белгородский экономический вестник. 2017. № 1 (85). С. 90–95.
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая трансформация, рынок, цифровая экономика, внешняя среда, BPM, внутренняя среда, инновационная активность, информационная инфраструктура, информационное взаимодействие, основной фактор повышения конкурентоспособности предприятия.


Ключевые слова

конкурентоспособность, устойчивость, факторы, цифровизация, информационная нагрузка, цифровое лидерство, стратегии технологического прорыва

Похожие статьи

Развитие человеческих ресурсов как ключевой фактор обеспечения экономической безопасности компании в условиях цифровой экономики

В условиях цифровой экономики достижение конкурентных преимуществ смещается в нематериальную сферу — по мере того как все элементы социально-экономической деятельности связываются в формате единого цифрового пространства, ответом на глобальные вызовы...

Методы оценки эффективности системы управления проектами

Современная социально-экономическая система все более явно эволюционирует в сторону биоэкономической экосистемы, для которой справедливы поведенческие парадигмы управления, а устойчивое развитие становится невозможным путем выбора единственной цели. ...

Информационное общество: предварительные гипотезы о специфике управления

В статье рассматривается специфика управления в условиях общества информации и коммуникации. Анализируются такие понятия, как управление, власть, инновации, кластер. Отмечается важность проведения исследований в управлении, определения ключевых компе...

Логистика как фактор конкурентной устойчивости торгово-производственных компаний

В статье рассмотрена проблема логистики как фактора конкурентной устойчивости для торгово-производственных компаний. Даны определения конкурентной устойчивости и конкурентоспособности предприятия. Проанализированы методы доставки товаров, оценены их ...

Менеджмент организации: к вопросу формирования ключевых компетенций

Одним из важных направлений обеспечения конкурентных преимуществ и признания у потребителя является формирование ключевых компетенций. Ключевые компетенции являются следствием интеграции и комбинации различных ресурсов предприятия. Формирование ключе...

Профессиональная идентичность в цифровую эпоху: психологические аспекты профориентации

В данной статье исследуются проблемы, с которыми сталкиваются современные люди при построении профессиональной идентичности в эпоху цифровых технологий. В ней рассматриваются психологические аспекты, связанные с профессиональной ориентацией, в контек...

Парадигма моделирования социально-экономических систем в условиях глобализации в мировую экономику

В статье подробно описаны процессы автоматизации информационной среды социально-экономической системы и интеллектуализации ее процесса управления. Методологическую основу представленного исследования составляет целостно-эволюционный подход, идеей кот...

Этапы антикризисного управления в условиях турбулентности внешней среды

В статье уточнено содержание антикризисного управления современных компаний, показаны его роль и значение в развитии современных предпринимательских структур. Автором систематизированы основные этапы антикризисного управления субъектов предпринимател...

Анализ цифровой трансформации логистического менеджмента в условиях интеллектуализации цепочек поставок

В статье рассматриваются факторы и условия цифровой трансформации логистических бизнес-процессов в цепях поставок. Внедрение цифровых технологий в логистический менеджмент позволяет оперативно формировать и оптимизировать цепи поставок в условиях рын...

Направления совершенствования управления инвестиционной деятельностью на основе концепции управления стоимостью компании

В статье рассмотрены вопросы управления инвестиционной деятельностью с использованием инструментов, ориентированных на повышение стоимости компании. В том числе обобщены управленческие новации, ориентированная на увеличение стоимости компании и резул...

Похожие статьи

Развитие человеческих ресурсов как ключевой фактор обеспечения экономической безопасности компании в условиях цифровой экономики

В условиях цифровой экономики достижение конкурентных преимуществ смещается в нематериальную сферу — по мере того как все элементы социально-экономической деятельности связываются в формате единого цифрового пространства, ответом на глобальные вызовы...

Методы оценки эффективности системы управления проектами

Современная социально-экономическая система все более явно эволюционирует в сторону биоэкономической экосистемы, для которой справедливы поведенческие парадигмы управления, а устойчивое развитие становится невозможным путем выбора единственной цели. ...

Информационное общество: предварительные гипотезы о специфике управления

В статье рассматривается специфика управления в условиях общества информации и коммуникации. Анализируются такие понятия, как управление, власть, инновации, кластер. Отмечается важность проведения исследований в управлении, определения ключевых компе...

Логистика как фактор конкурентной устойчивости торгово-производственных компаний

В статье рассмотрена проблема логистики как фактора конкурентной устойчивости для торгово-производственных компаний. Даны определения конкурентной устойчивости и конкурентоспособности предприятия. Проанализированы методы доставки товаров, оценены их ...

Менеджмент организации: к вопросу формирования ключевых компетенций

Одним из важных направлений обеспечения конкурентных преимуществ и признания у потребителя является формирование ключевых компетенций. Ключевые компетенции являются следствием интеграции и комбинации различных ресурсов предприятия. Формирование ключе...

Профессиональная идентичность в цифровую эпоху: психологические аспекты профориентации

В данной статье исследуются проблемы, с которыми сталкиваются современные люди при построении профессиональной идентичности в эпоху цифровых технологий. В ней рассматриваются психологические аспекты, связанные с профессиональной ориентацией, в контек...

Парадигма моделирования социально-экономических систем в условиях глобализации в мировую экономику

В статье подробно описаны процессы автоматизации информационной среды социально-экономической системы и интеллектуализации ее процесса управления. Методологическую основу представленного исследования составляет целостно-эволюционный подход, идеей кот...

Этапы антикризисного управления в условиях турбулентности внешней среды

В статье уточнено содержание антикризисного управления современных компаний, показаны его роль и значение в развитии современных предпринимательских структур. Автором систематизированы основные этапы антикризисного управления субъектов предпринимател...

Анализ цифровой трансформации логистического менеджмента в условиях интеллектуализации цепочек поставок

В статье рассматриваются факторы и условия цифровой трансформации логистических бизнес-процессов в цепях поставок. Внедрение цифровых технологий в логистический менеджмент позволяет оперативно формировать и оптимизировать цепи поставок в условиях рын...

Направления совершенствования управления инвестиционной деятельностью на основе концепции управления стоимостью компании

В статье рассмотрены вопросы управления инвестиционной деятельностью с использованием инструментов, ориентированных на повышение стоимости компании. В том числе обобщены управленческие новации, ориентированная на увеличение стоимости компании и резул...

Задать вопрос