Настоящая статья посвящена рассмотрению сущности бизнес-модели, роли бизнес-моделей в сфере предоставления частных медицинских услуг. В статье представлено определение бизнес-модели, характеристика распространённых бизнес-моделей.
Ключевые слова: бизнес-модели, медицинская организация, платные медицинские услуги.
В последние время согласно данным Федеральной службы государственной статистики отмечается устойчивый рост объема платных медицинских услуг. Так за период с 2011 по 2021 гг. выявлено увеличение объема платных медицинских услуг в 3,7 раза (с 2001 до 7486 руб. на душу населения) [9]. Важно отметить, что правильно организовать оказание платных медицинских услуг достаточно сложно. Система оказания платных медицинских услуг должны иметь свою логику и управлять доходами и расходами. В этой связи большую роль приобретает правильно выбранная и организованная бизнес-модель.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006 [8, ст.5628] под платными медицинскими услугами следует понимать медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования [7, с. 324].
По мнению Н. Г. Петровой, платные услуги можно дифференцировать по следующим группам:
- Возмездные услуги, предоставляемые бюджетными организациями системы здравоохранения.
- Платные медицинские услуги, оказываемые внебюджетными (частными) медицинскими организациями различных форм собственности и специализации.
- Платные медицинские услуги, оказываемые врачом в частном порядке, что незаконно. При этом формируются так называемые «теневые платежи», наносящие значительный урон экономике страны [5, с. 96–98].
Понятие «бизнес-модель» исследователи Ордынец А. А. и Федорук С. Ю. рассматривают как соединение двух понятий: «бизнес» и «модель». При этом бизнес характеризуют как экономическую деятельность, направленную на производство услуг и получение прибыли, а модель — это схема, позволяющая заменить оригинальный объект и воспроизводящая его свойства [6, с. 226–229].
При формировании бизнес-модели в сфере предоставления частных медицинских услуг необходимо правильно выбрать элементы и технологии для её создания. В научной литературе описываются три наиболее известных варианта бизнес-моделей:
— бизнес модель Марка Джонсона «Захват чистого пространства». Данная модель состоит из таких элементов, как как ключевые ресурсы и основные бизнес-процессы предприятия, ценностные предложения для потребителей, формула получения прибыли;
— бизнес-модель А. Остервайлдера и И. Пинье. Модель содержит несколько блоков: потребительские сегменты, ценностное предложение, каналы сбыта, отношения с клиентами, поток доходов, ключевые ресурсы, ключевая деятельность, ключевые партнеры, структура затрат;
— бизнес-модель Д. Абелла содержит следующие блоки: потребители (клиенты), ценностное предложение, ресурсы и возможности [3, с. 39–50].
Особого внимания заслуживает подход «Паттерн решений 4w» отечественных исследователей Гиротры и С. Нетесина. Авторы данного подхода анализируют бизнес-модели по четырем направлениям: «что» (цели компании, вид продукции или услуги, продаваемой компанией, вопросы, стоящие перед компанией), «когда» (время принятия решений), «кто» (лицо, ответственное за принятие решений), «почему» (источник мотивации участников бизнес-модели) [2, с. 385–396].
Таким образом в основе классических бизнес-моделей лежит: знание о сегменте потребителей и экономических показателях бизнеса для развития взаимоотношений между участниками рынка.
Современная бизнес-модель в сфере предоставления частных медицинских услуг состоит из четырех основных элементов, применяя которые фирмы могут создавать новые услуги с уникальными потребительскими свойствами:
- потребительская ценность произведенной услуги служит для клиента главной критерием, который может выполнить только данная услуга;
- формула прибыли — схема, представляющая как фирма получает прибыль;
- ключевые ресурсы — активы, что включают специалистов фирмы, оборудование, технологии, необходимые для создания услуги;
- ключевые процессы, благодаря которым компании могут постоянно предлагать клиентам свои качественные услуги [10, с. 38–42].
Для того, чтобы построить новую бизнес-модель или модернизировать уже имеющуюся, следует проанализировать какая частная медицинская услуга будет необходима потребителям. Далее идет разработка новой формулы прибыли и составление перечня ключевых ресурсов и процессов. Современным медицинским компаниям приходится постоянно изобретать такую комбинацию ключевых ресурсов и процессов, которая даст потребителю именно, то, что ему необходимо. В случае нахождения идеальной пропорции компания получает долгосрочное конкурентное преимущество.
В настоящее время появилось такое понятие как устойчивая бизнес модель. Устойчивая бизнес-модель — это бизнес модель, предлагающая устойчивое ценностное предложение клиентам и поддерживающая природный, социальный и экономический капитал [1, с. 3–10].
И. А. Иванова считает, что устойчивая бизнес модель дает возможность проследить как компания создает и доставляет ценность, а также как получает экономическую выгоду [4, с. 120–121]. Отметим, что основополагающими элементами устойчивой бизнес модели остаются классические главные функции бизнес моделей.
Предприниматели и компании редко задумываются о совершенствовании бизнес-модели, поэтому зачастую не понимают, когда настало время для изменений. Вместе с тем, верный выбор бизнес-модели позволяет эффективно оценить состояние бизнеса, успешно управлять им и грамотно вносить изменения.
Литература:
- Schaltegger S., Hansen E. G., F. Lüdeke-Freund. Business Models for Sustainability: Origins, Present Research, and Future Avenues // Organization & Environment 29(1), pp.3–10, 2016
- Бизнес-модель: история развития понятия в зарубежных и отечественных научных публикациях / И. В. Денисов, Э. Велинов, К. А. Витер, А. Д. Бусалова // Лидерство и менеджмент. — 2019. — Т. 6, № 4. — С. 385–396. — DOI 10.18334/lim.6.4.41241. — EDN MCHNPG.
- Галенко, Е. В. Бизнес-модель для предприятий гостиничной индустрии, ориентированной на ценностные предложения для потребителей / Е. В. Галенко, Н. П. Овчаренко // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. — 2017. — № 2(82). — С. 39–50. — DOI 10.5281/zenodo.818140. — EDN ZCIBFX.
- Иванова, И. А. Приведение бизнеса к устойчивой бизнес модели / И. А. Иванова, У. Ю. Матвеева // Транспортное дело России. — 2022. — № 2. — С. 120–121. — DOI 10.52375/20728689_2022_2_120. — EDN COIVUC.
- Малофеев, Н. А. Платные медицинские услуги как предмет правового регулирования / Н. А. Малофеев // Закон. Право. Государство. — 2023. — № 1(37). — С. 96–98. — EDN INTAEO.
- Ордынец, А. А. Понятие и классификация современных бизнес-моделей в сфере гостеприимства и разработка бизнес-модели устойчивого развития организации / А. А. Ордынец, С. Ю. Федорук // Инновационное развитие техники и технологий в промышленности (ИНТЕКС-2021): Сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием, Москва, 12–15 апреля 2021 года. Том Часть 6. — Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)", 2021. — С. 226–229.
- Петрова Н. Г., Додонова И. В., Полюкова М. В. Основы экономической теории. Экономика и управление в здравоохранении. М.: Спецлит; 2015, 324 с.
- Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // СЗ РФ. 2012. № 41. Ст. 5628.
- Росстат — Платные услуги населению (rosstat.gov.ru) дата обращения 29.04.2023
- Тюмина, Д. С. Бизнес-модель как ключевой элемент успешного бизнеса на основе инноваций / Д. С. Тюмина // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. — 2014. — № 15. — С. 38–42. — EDN SQVXVP.