Развитие платных услуг в медицине | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 16.05.2017

Статья просмотрена: 6915 раз

Библиографическое описание:

Накарякова, М. С. Развитие платных услуг в медицине / М. С. Накарякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43455/ (дата обращения: 18.11.2024).



В условиях сокращения государственного финансирования здравоохранения особую актуальность приобретает исследование перспектив развития рынка платных медицинских услуг. В статье анализируются динамика оказания медицинских услуг на возмездной основе.

Ключевые слова: медицина, здравоохранение, платные услуги, частные клиники

Рынок платных медицинских услуг в России начал формироваться в 90-е годы ХХ века с изменением материального благосостояния населения и продолжает активно развиваться. Переход к рыночной системе отношений привел к появлению платных медицинских учреждений. В настоящее время платные медицинские услуги предоставляются государственными и ведомственными поликлиниками, больницами, госпиталями, частными клиниками.

Согласно ст. 779 п. 1 Гражданского кодекса РФ возмездным оказанием услуг, в том числе и медицинских, является договор, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Статьей 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дается следующее легальное определение медицинской услуги.

Медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значения.

Главными причинами роста рынка платных медицинских услуг является недостаточное финансирование бюджетных медицинских учреждений, трудность доступа к врачу и большие очереди, ненадлежащее качество бесплатной медицинской помощи, развитие добровольного медицинского страхования, которое стало альтернативой обязательному медицинскому страхованию. В большинстве случаев полис ДМС приобретают крупные компании для своих сотрудников, на долю индивидуальных клиентов приходится лишь 5–10 %.

С другой стороны, развитие рынка платных медицинских услуг существенно сдерживается государственными поликлиниками, которые оказывают клиентам платные услуги по демпинговым ценам, а также сохранившиеся представления людей о том, что медицина должна быть «бесплатна». По результатам опроса ВЦИОМ 46 % населения не ориентировано на лечение в платных учреждениях.

По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федераци, проанализируем объем платных медицинских услуг за 2010–2016 гг. (Рис. 1).

Рис. 1. Динамика платных медицинских услуг в России, млн. руб.

По данным рисунка 1 можно сделать вывод, что платные услуги медицины за анализируемый период времени имеют положительную тенденцию к росту. В целом данный показатель увеличился к 2016 г. по сравнению с 2010 г. на 296987 млн. руб. и составил 547461 млн. руб.

Общими тенденциями рынка платной медицины являются расширение профиля оказываемых частными клиниками услуг, а также дальнейшее формирование и укрупнение сетей медицинских учреждений.

Ведущими частными медицинскими центрами в настоящее время являются: «МЕДСИ» (многопрофильная), «Инвитро» (лабораторные исследования и диагностика), «Мать и дитя» (акушерство, гинекология, педиатрия). По оценке экспертов, крупнейшими сегментами рынка частной медицины в России являются стоматология-60 %, гинекология — 20 %, диагностика — 10 %, косметология-6 %. В последние годы активно развиваются такие направления, как регенеративная медицина, молекулярно-генетическая диагностика, генная терапия.

Государственный сектор медицинских услуг доминирует, но велико число людей, обращающихся также и в частные клиники. Число частных многопрофильных клиник невелико из-за конкуренции с государственными ЛПУ, большинство клиник имеет узкую специализацию: стоматология, гинекология, лабораторная диагностика.

Влияние кризиса 2008–2009 года на рынок платных медицинских услуг было не таким катастрофическим. Тогда практически полностью приостановилось увеличение объема. Но сейчас намечена тенденция к росту, которая увеличивается из года в год.

Укрепление формата и расширения профиля частных клиник — это общие тенденции развития рынка платных медицинских услуг. Начинают появляться 5–6 крупных платных медицинских центров, вместо маленьких отдельных кабинетов. Главной задачей в условиях конкуренции становится формирование имени и положительного статуса.

34 основных медицинских специальности присутствуют почти во всех платных учреждениях. А наиболее крупным сегментом данного рынка является стоматология.

Из этого всего можно сделать вывод, что общая ситуация в экономике страны и благосостояние население влияет на рынок платных медицинских услуг. В последнее время наблюдается рост данных показателей. Количество людей, которые хотят получать качественное медицинское обслуживание даже за счет собственных средств, растет.

Добровольное медицинское страхования выступает важным фактором, который влияет на рост этого рынка. Различные предприятия за свой счет предоставляли своим работникам полисы ДМС, но вскоре люди сами стали приобретать их за свой счет.

Весь сектор платной медицины можно условно разделить на 4 части: гинекология, диагностика, стоматология и косметология. Малый процент занимают клиники, оказывающие широкий спектр услуг — от диагностики заболеваний до хирургии.

Государственные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги по демпинговым ценам. Это задерживает рынок платной медицины.

Литература:

  1. Организация, оценка эффективности и результативности оказания медицинской помощи: Монография / М. И. Гадаборшев, М. М. Левкевич, Н. В. Рудлицкая. — М.:НИЦ Инфра-М, 2016. — 424 с.
  2. Медицинское страхование: Учебное пособие / О. А. Цыганова, И. В. Ившин. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 176 с.
  3. Общественное здоровье и здравоохранение. Ч. 2 [Электронный ресурс]: В 2 ч.: учебник / И. А. Наумов [и др.]; под ред. И. А. Наумова. — Минск: Выш. шк., 2013. — 351 с.
  4. Синяева, И. М. Маркетинг услуг [Электронный ресурс]: Учебник / И. М. Синяева, О. Н. Романенкова, В. В. Синяев; под ред. д. э. н., проф. Л. П. Дашкова. — М.: Дашков и К, 2014. — 252 с.
  5. Медицинское право России: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Мохов А. А. — М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, платная медицина, добровольное медицинское страхование, клиника, медицинская услуга, Россия, рынок, учреждение.


Похожие статьи

Проблемы продвижения платных медицинских услуг

В настоящее время возрастает значение маркетинга и необходимость применения его инструментов в области платных медицинских услуг на медицинском рынке Москвы. В статье детально проанализированы составляющие комплекса маркетинга для рынка здравоохранен...

Дополнительное образование как компонент имиджа образовательного учреждения: анализ современных источников

Статья посвящена анализу научной литературы, посвящённой дополнительному образованию и формированию имиджа образовательного учреждения. Рассматривается значимость и взаимосвязь данных понятий в условиях современной системы образования. Также приводят...

Финансовый омбудсмен как институт повышения доверия населения к кредитной системе

В данной статье исследуется значимость такого института банковского рынка, как финансовый омбудсмен. Изучаются особенности его назначения, освещаются основные полномочия. В ходе работы описывается роль финансового омбудсмена на рынке банковских и стр...

Цифровая трансформация процесса обучения школьников иностранным языкам

В настоящее время вопрос цифровой трансформации процесса обучения школьников иностранным языкам является весьма актуальным. В статье рассмотрена специфика преподавания иностранного языка школьниками в новой информационной среде, а также названы преим...

Влияние достижений цифровизации на профессиональную деятельность адвоката

В рамках настоящего исследования автором поднимается вопрос влияния достижений цифровизации на профессиональную деятельность адвоката. Проводится анализ основных направлений внедрения цифровых технологий в институт современной адвокатуры, дается объе...

Кадровый и технический вопросы в условиях цифровизации здравоохранения

Данная статья посвящена рассмотрению проблем интеграции современных цифровых систем в деятельность медицинских организаций. Автор приводит основные проблемы, препятствующие формированию быстрых темпов развития и внедрения инноваций в систему здравоох...

Предпринимательские отношения в сфере медицинских услуг в аспекте государственно-частного партнерства

В статье автор определяет роль и значение государственно-частного партнерства в сфере оказания медицинских услуг. Автор отмечает недостаточность практического применения данного института.

Телемедицина как новый этап цифровизации медицины

Авторы статьи изучают одну из новинок современных технологий — телемедицину, которая предполагает дистанционное оказание медицинской помощи с использованием таких технологий, как видеоконференции и обмен данными. Акцентировано внимание на преимуществ...

Проблемы развития института медиации в России

В статье рассматриваются причины непопулярности на сегодняшний день в России такого альтернативного способа урегулирования споров как медиация. В работе описаны некоторые преимущества медиативного соглашения над судебным решением. Сформированы рекоме...

Цифровые инновации в сфере государственных услуг

В статье определены теоретические и практические аспекты инноваций в сфере государственных услуг. Представлены виды инноваций в сфере государственных услуг, а так же классификация государственных электронных услуг. В настоящее время цифровые инноваци...

Похожие статьи

Проблемы продвижения платных медицинских услуг

В настоящее время возрастает значение маркетинга и необходимость применения его инструментов в области платных медицинских услуг на медицинском рынке Москвы. В статье детально проанализированы составляющие комплекса маркетинга для рынка здравоохранен...

Дополнительное образование как компонент имиджа образовательного учреждения: анализ современных источников

Статья посвящена анализу научной литературы, посвящённой дополнительному образованию и формированию имиджа образовательного учреждения. Рассматривается значимость и взаимосвязь данных понятий в условиях современной системы образования. Также приводят...

Финансовый омбудсмен как институт повышения доверия населения к кредитной системе

В данной статье исследуется значимость такого института банковского рынка, как финансовый омбудсмен. Изучаются особенности его назначения, освещаются основные полномочия. В ходе работы описывается роль финансового омбудсмена на рынке банковских и стр...

Цифровая трансформация процесса обучения школьников иностранным языкам

В настоящее время вопрос цифровой трансформации процесса обучения школьников иностранным языкам является весьма актуальным. В статье рассмотрена специфика преподавания иностранного языка школьниками в новой информационной среде, а также названы преим...

Влияние достижений цифровизации на профессиональную деятельность адвоката

В рамках настоящего исследования автором поднимается вопрос влияния достижений цифровизации на профессиональную деятельность адвоката. Проводится анализ основных направлений внедрения цифровых технологий в институт современной адвокатуры, дается объе...

Кадровый и технический вопросы в условиях цифровизации здравоохранения

Данная статья посвящена рассмотрению проблем интеграции современных цифровых систем в деятельность медицинских организаций. Автор приводит основные проблемы, препятствующие формированию быстрых темпов развития и внедрения инноваций в систему здравоох...

Предпринимательские отношения в сфере медицинских услуг в аспекте государственно-частного партнерства

В статье автор определяет роль и значение государственно-частного партнерства в сфере оказания медицинских услуг. Автор отмечает недостаточность практического применения данного института.

Телемедицина как новый этап цифровизации медицины

Авторы статьи изучают одну из новинок современных технологий — телемедицину, которая предполагает дистанционное оказание медицинской помощи с использованием таких технологий, как видеоконференции и обмен данными. Акцентировано внимание на преимуществ...

Проблемы развития института медиации в России

В статье рассматриваются причины непопулярности на сегодняшний день в России такого альтернативного способа урегулирования споров как медиация. В работе описаны некоторые преимущества медиативного соглашения над судебным решением. Сформированы рекоме...

Цифровые инновации в сфере государственных услуг

В статье определены теоретические и практические аспекты инноваций в сфере государственных услуг. Представлены виды инноваций в сфере государственных услуг, а так же классификация государственных электронных услуг. В настоящее время цифровые инноваци...

Задать вопрос