Дополнительное образование как компонент имиджа образовательного учреждения: анализ современных источников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 06.02.2017

Статья просмотрена: 2179 раз

Библиографическое описание:

Тенякова, А. Е. Дополнительное образование как компонент имиджа образовательного учреждения: анализ современных источников / А. Е. Тенякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 538-541. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39260/ (дата обращения: 22.12.2024).



Статья посвящена анализу научной литературы, посвящённой дополнительному образованию и формированию имиджа образовательного учреждения. Рассматривается значимость и взаимосвязь данных понятий в условиях современной системы образования. Также приводятся примеры влияния дополнительного образования на имидж образовательных учреждений на основе анализа официальных сайтов общеобразовательных школ г. Москвы.

Ключевые слова: дополнительное образование, имидж образовательного учреждения

В последнее десятилетие современные российские экономические условия в значительной мере повлияли на систему образования. С каждым годом возрастает конкуренция на рынке образовательных услуг, возрастает также и роль имиджа образовательного учреждения. Одной из главных целей современного образования является развитие индивидуального потенциала обучающихся, формирование их готовности к социальной и профессиональной адаптации. Осуществлению данной цели в значительной мере способствует дополнительное образование.

Нами проанализированы научные статьи, научно-исследовательские работы ученых, электронные ресурсы, с целью изучения и рассмотрения дополнительного образования детей как компонента формирования имиджа образовательного учреждения.

Историю понятия «дополнительное образование» раскрывает Дейч Б. А. в статье «От внешкольного до дополнительного образования: динамика сущности понятия» [5], который рассказывает об истории дополнительного образования в России, начиная с середины XIX в., когда использовался термин «внешкольное образование», означающий ряд учреждений, способствующих распространению грамотности среди народных масс. Параллельно с этим термином с 90-х годов XIX в. начал использоваться термин «внешкольная работа», обозначающий разнообразную образовательную деятельность с детьми. Далее рассматривается развитие внешкольной работы на протяжении XX века. С 1992 года введён термин «дополнительное образование». Автором описаны различные подходы, отражено развитие дополнительного образования вплоть до наших дней. Дейч Б. А. делает вывод о том, что сущность данных понятий менялась в связи с задачами, которые ставило перед образованием общество в разные периоды истории [5].

Разъяснение понятия «дополнительное образование» в контексте современной системы российского образования даёт Буйлова Л. Н. в статье «Дополнительное образование детей: экспликация понятия». Понятие рассматривается с точки зрения российского законодательства, даются ссылки на определения в энциклопедических словарях, высказывания педагогов и психологов. Анализируя различные подходы, автором выделены общие характеристики дополнительного образования детей и сформулированы выводы о его значимости и необходимости в современной системе образования [3].

О месте дополнительного образования в системе российского законодательства раскрывает Львова Л. С. в своей статье «Дополнительное образование детей в федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», которая провела анализ основных положений по дополнительному образованию в законе «Об образовании в Российской Федерации». Информация оформлена в виде семи смарт-схем, к каждой схеме даётся подробный комментарий. Анализируя положения закона, автор делает вывод о значимости дополнительного образования детей и взрослых как вида образования [10].

В сборнике «Золотые страницы истории. Дополнительное (внешкольное) образование детей России», подготовленном в соответствии с приказом Минобрнауки России от 13.11.2007 г. № 308 «О праздновании в 2008 году 90-летия государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей», представлена история становления и развития системы дополнительного образования в России с начала XX века. Подробно рассказано об опыте лучших учреждений дополнительного образования. Книга оформлена множеством документальных фотографий, приводятся таблицы и схемы со статистическими данными [9].

Особое внимание уделяют авторы формированию имиджа образовательного учреждения в современных условиях. Так, например, Ананишев В. М. в монографии «Маркетинг образовательных услуг» пристальное внимание уделяет способам формирования имиджа образовательного учреждения в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг, раскрывая понятие маркетинговой среды в образовательном учреждении [1].

Бухаров Д. В. в статье «Имидж образовательного учреждения» рассматривает вопрос о том, из каких источников родители и общественность получают информацию о школе. Автор анализирует два подхода к формированию имиджа: от потребностей образовательного учреждения или от запросов потребителей, а также сочетание этих подходов. В качестве эффективного способа проведения анализа формирования имиджа учреждения Бухаров Д. В. опирается на факторы, учитываемые в SWOT-анализе (выявление возможностей, угроз, слабых и сильных сторон организации) [4].

В учебном пособии Патрахиной Т. М. «Менеджмент в образовании», где образовательное учреждение рассматривается как объект педагогического менеджмента, отдельная глава посвящена имиджу и способам его создания, даны критерии и способы оценки имиджевых кампаний. А в учебном пособии Сальниковой Л. С. «Директор школы как современный управленец», где автор рассматривает новые риски и угрозы для образовательных учреждений, слагаемые репутации школы, отдельная глава посвящена имиджу школы и его формированию с использованием блогосферы и социальных сетей [11].

В статье Щербаковой Т. Н. «К вопросу о формировании имиджа образовательного учреждения» автор рассматривает понятие корпоративного имиджа, его составляющих и функций, приводит к рассмотрению семикомпонентную модель имиджа образовательного учреждения, его постоянные и переменные слагаемые. Далее подробно рассматриваются такие компоненты имиджа, как внешний вид и дизайн помещений, имидж педагогов, образ выпускника, имидж директора школы [15].

Большой интерес вызывает также статья Яковлевой Т. Н. «Имидж школы глазами субъектов образовательного процесса», в которой рассказывается о социологическом исследовании по выявлению имиджа одной из сельских школ Астраханской области. Анкетированием было охвачено 350 респондентов, среди которых были опрошены представители различных групп: родители учащихся, педагоги, учащиеся 9–11 классов. Были выделены семь компонентов имиджа школы, восприятие которых должен был выявить опрос участников исследования: образ руководителя, качество образования, внешняя атрибутика, стиль общения в учреждении, образ персонала, цена на образовательные услуги, уровень психологического комфорта. Автор делает вывод о том, что только хорошо спланированная политика школы по формированию имиджа позволяет ей получить высокую оценку клиента и быть выбранной среди других [16].

О взаимосвязи дополнительного образования и имиджа образовательной организации представлено в статье Тумановой К. Р. «Проблема управлением развития конкурентоспособности дополнительного образования детей». Автор отмечает важность дополнительного образования для развития общества в целом. Выявлены основные проблемы системы дополнительного образования: социально-имиджевые, приоритетно ориентированные, содержательно-методические, организационно-финансовые [13].

Изучая современные научные работы (диссертации на соискание степени кандидата наук, докторские диссертации), можно отметить, что многие авторы посвятили свои труды проблемам модернизации дополнительного образования [6; 7], формированию маркетинговой культуры у педагогов дополнительного образования детей [2; 7], формированию имиджа образовательных организаций [8; 12; 14].

Анализируя сайты общеобразовательных школ Южного, Западного и Юго-Западного округов г. Москвы, важно заместить, что школы с высоким рейтингом и положительным имиджем имеют развитый блок дополнительного образования. Так, например, в школе № 1329, занимающей 11 место в рейтинге школ г. Москвы ТОП-300 2016 года, блок дополнительного образования включает в себя большой перечень кружков, секций, студий. В перечень бюджетных услуг блока дополнительного образования входит 125 наименований; платных услуг — более 60 наименований. Кружки могут посещать дети из любых школ. Имеются занятия по перспективным направлениям — английский язык (подготовка к Кембриджским экзаменам), подготовка к дипломной программе международного бакалавриата.

«Центр образования № 548 «Царицыно» занимает 13 место в рейтинге ТОП-300 2016 года. Школа является одной из лучших школ округа, известна своей инновационной деятельностью, высоким качеством образования. О Центре образования размещено достаточно большое количество публикаций в СМИ. Более 60-ти кружков и студий представлены по пяти направленностям. Ведётся электронная регистрация заявлений в студии дополнительного образования на портале государственных услуг г. Москвы. Многие студии школы имеют богатую историю (балетная студия, художественная школа, спортивные секции) и высокую репутацию.

В школе № 1000 района Солнцево дополнительное образование ведётся по шести направленностям (более 100 наименований кружков и студий). Деятельность в области дополнительного образования активна и насыщена, что отражено в новостях школы: регулярно проводятся выставки, соревнования, отчётные концерты. Дополнительное образование положительно влияет на имидж данной школы, так как кружки соответствуют разнообразным интересам учащихся, у детей есть возможность получать разностороннее образование в пределах своего района.

Подводя итоги анализа различных источников, мы можем сделать выводы о том, что:

– дополнительное образование является перспективным направлением современной системы образования, оно в полной мере содействует осуществлению его основных целей — гармоничному развитию личности учащегося, его социальной адаптации;

– в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг имидж образовательного учреждения играет важнейшую роль для развития и совершенствования его деятельности;

– дополнительное образование положительно влияет на имидж образовательного учреждения, способствует продвижению образовательной организации и привлечению большего количества учащихся в школу.

Однако следует отметить, что большая часть авторов научных трудов и исследований рассматривает понятия «дополнительное образование» и «имидж образовательного учреждения» отдельно друг от друга, лишь некоторые обращают внимание на их взаимосвязь, что на наш взгляд, является важным компонентом формирования имиджа образовательного учреждения и требует дальнейшего исследования.

Литература:

  1. Ананишнев В. М. Маркетинг образовательных услуг: монография. — М.: ООО НИЦ «Инженер» (Союз НИО), 2015. — Т. 8. — 348 с.
  2. Анджапаридзе Т. В. Педагогический маркетинг в деятельности учреждения дополнительного образования детей: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — Нижний Новгород, 2006.
  3. Буйлова Л. Н. Дополнительное образование детей: экспликация понятия. // Концепт. — 2012. — № 3. — С. 43–50. [Электронный ресурс]. URL: http://e.lanbook.com/journal/issue/291185 (дата обращения: 26.01.17).
  4. Бухаров Д. В. Имидж образовательного учреждения // Человек и образование. — Вып. № 2, 2009.
  5. Дейч Б. А. От внешкольного до дополнительного образования: динамика сущности понятия // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Вып. № 4–2014. — Т. 20.
  6. Дорохина Л. А. Интеграция основного и дополнительного образования в образовательном учреждении гимназического типа: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. –Нальчик, 2006.
  7. Еремина С. В. Формирование маркетинговой культуры у педагогов дополнительного образования детей: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — Волгоград, 2013.
  8. Жирнова В. В. Формирование имиджа образовательной организации средствами массовой информации: магистерская диссертация. — Тольятти, 2016
  9. Золотые страницы истории. Дополнительное (внешкольное) образование детей России. — М.: АНО «Диалог культур», 2008.
  10. Львова Л. С. Дополнительное образование детей в федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Научные исследования в образовании. Вып № 3. — 2013.
  11. Патрахина Т. Н. Менеджмент в образовании: учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 123 с.
  12. Строилова А. Я. Управленческая культура руководителя как фактор формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Оренбург, 2007.
  13. Туманова К. Р. Проблема управлением развития конкурентоспособности дополнительного образования детей // Вестник культуры и искусств. Вып. 3 (31). — 2012.
  14. Филиппова Е. А. Формирование культурно-образовательного имиджа детской школы искусств: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — Ульяновск, 2012.
  15. Щербакова Т. Н. К вопросу о формировании имиджа образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2012. — № 3. — С. 430–434.
  16. Яковлева Т. Н. Имидж школы глазами субъектов образовательного процесса // Universum: психология и образование. Вып. № 9–10 (19). — 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, образовательное учреждение, дополнительное образование детей, формирование имиджа, москва, школа, автор, Российская Федерация, Россия, современная система образования.


Ключевые слова

дополнительное образование, имидж образовательного учреждения

Похожие статьи

Образовательная среда в школах русского языка за рубежом: значение дизайна для повышения мотивации учащихся

В данной статье автор предпринял попытку охарактеризовать с точки зрения различных определений понятие «образовательная среда». Кроме этого, в статье проведён анализ существующих подходов к дизайну образовательной среды, изучено влияние педагогическо...

Готовность студентов педагогического вуза к реализации инклюзивного образования в условиях ФГОС

В данной статье рассматривается вопрос о реализации инклюзивного образования и о роли подготовки педагогических кадров к его реализации в условиях внедрения ФГОС. Проанализированы взгляды отечественных ученых по данной проблеме. Приведены данные прак...

Способы формирования социокультурной компетенции в основной школе

Данная статья представляет собой перечисление основных и наиболее популярных способов формирования социокультурной компетенции в основной школе, а также их краткое описание. Более подробно раскрывается понятие «аутентичные тексты» и их потенциал в фо...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Исследование современных тенденций развития информационных систем в сфере здравоохранения

Данная статья включает в себя анализ корпоративных информационных систем в сфере медицины и здравоохранения на основе российского и зарубежного опыта. Рассматривается характеристика систем, их отличительные особенности, классификация, целевое назначе...

Особенности цифровой трансформации и внедрения процессного подхода в управлении в государственных бюджетных учреждениях

В статье рассматривается важность перехода от функционального к процессному подходу в управлении в государственных бюджетных учреждениях как федеральных, так и региональных, предлагаются некоторые общие рекомендации. Также рассматривается взаимосвязь...

Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры

Проблема правового воспитания подрастающего поколения актуальна для современной России, в связи с чем возникает необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализа...

Психологические особенности ценностной идентификации молодежи в аспекте деятельности школьного психолога

В статье рассмотрена актуальность проблематики психологических особенностей ценностной идентификации молодежи. Приведены определения таких понятий как «ценностная идентификация», «личностная идентификация», «ценностные ориентации» и основные характер...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...

Социокультурная компетенция студентов языкового вуза: анализ компонентного состава и возможные средства развития

В статье приведены доводы о важности развития социокультурной компетенции при подготовке квалифицированных специалистов в свете смены образовательной парадигмы. Приводятся дефиниции термина «социокультурная компетенция», предлагаемые разными исследов...

Похожие статьи

Образовательная среда в школах русского языка за рубежом: значение дизайна для повышения мотивации учащихся

В данной статье автор предпринял попытку охарактеризовать с точки зрения различных определений понятие «образовательная среда». Кроме этого, в статье проведён анализ существующих подходов к дизайну образовательной среды, изучено влияние педагогическо...

Готовность студентов педагогического вуза к реализации инклюзивного образования в условиях ФГОС

В данной статье рассматривается вопрос о реализации инклюзивного образования и о роли подготовки педагогических кадров к его реализации в условиях внедрения ФГОС. Проанализированы взгляды отечественных ученых по данной проблеме. Приведены данные прак...

Способы формирования социокультурной компетенции в основной школе

Данная статья представляет собой перечисление основных и наиболее популярных способов формирования социокультурной компетенции в основной школе, а также их краткое описание. Более подробно раскрывается понятие «аутентичные тексты» и их потенциал в фо...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Исследование современных тенденций развития информационных систем в сфере здравоохранения

Данная статья включает в себя анализ корпоративных информационных систем в сфере медицины и здравоохранения на основе российского и зарубежного опыта. Рассматривается характеристика систем, их отличительные особенности, классификация, целевое назначе...

Особенности цифровой трансформации и внедрения процессного подхода в управлении в государственных бюджетных учреждениях

В статье рассматривается важность перехода от функционального к процессному подходу в управлении в государственных бюджетных учреждениях как федеральных, так и региональных, предлагаются некоторые общие рекомендации. Также рассматривается взаимосвязь...

Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры

Проблема правового воспитания подрастающего поколения актуальна для современной России, в связи с чем возникает необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализа...

Психологические особенности ценностной идентификации молодежи в аспекте деятельности школьного психолога

В статье рассмотрена актуальность проблематики психологических особенностей ценностной идентификации молодежи. Приведены определения таких понятий как «ценностная идентификация», «личностная идентификация», «ценностные ориентации» и основные характер...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...

Социокультурная компетенция студентов языкового вуза: анализ компонентного состава и возможные средства развития

В статье приведены доводы о важности развития социокультурной компетенции при подготовке квалифицированных специалистов в свете смены образовательной парадигмы. Приводятся дефиниции термина «социокультурная компетенция», предлагаемые разными исследов...

Задать вопрос