В статье предпринята попытка описать содержание модели компонентов имиджа применительно к образовательным организациям.
Ключевые слова: образовательная организация, имидж, компоненты имиджа.
В современной отечественной научной литературе под «имиджем» принято понимать искусственно сформированный образ чего-либо: компании, политика, предпринимателя, товара. Имидж организации, представляя собой ее картину в мыслях целевой аудитории, представляет собой сложную, многокомпонентную структуру.
Рассматривая структуру имиджа образовательного учреждения, исследователи придерживаются различных точек зрения. Так, Г. А. Матевосян выделяет шесть компонентов: образ руководителя; качество образования; стиль образовательного учреждения; внешняя атрибутика; образ персонала; уровень психологического комфорта [3, c. 266].
С. В. Белова, выделяя 7 компонентов имиджа образовательных организаций, включает в их состав цены на образовательные услуги, подразумевая под этим элементом «платность образовательных и дополнительных услуг, интеллектуальные усилия, конкурентный прием, подчинение правилам поведения, местоположение, сроки обучения» [1]. Т. Б. Новикова предлагает другой специфический компонент: имидж потребителя образовательной услуги (выпускник, учащийся, родитель) [5, c. 118].
На наш взгляд, оптимально для описания имиджа образовательной организации подходит стандартная модель компонентов имиджа организации, представленная на рисунке 1.
Рис. 1. Компоненты имиджа организации [2, c. 115]
Рассмотрим содержание указанных компонентов:
1) имидж образовательной услуги. На нее влияют такие факторы, как востребованность образовательной услуги (например, востребованность специальностей в вузах различна: в 2022 году высоким спросом у абитуриентов пользовались направления подготовки в сфере здравоохранения, IT, педагогики, юриспруденции, а интерес к экономике несколько снизился, хотя и остался высоким [4]), ее характеристики (цена и сроки обучения), а также качество. Так как оценка образовательной услуги сложна для потребителя, ориентиром качества может стать опыт общения с потребителями образовательной услуги;
2) внутренний имидж образовательного учреждения. Внутренний имидж важен для всех организаций, но для образовательных имеет особое значение в связи с личным характером оказания образовательной услуги. Негативный климат в педагогическом коллективе, отсутствие лояльности у сотрудников может привести к низкой вовлеченности в работу, отсутствие интереса к качественному преподаванию и даже прямую критику руководства и организации. Все это выступает серьезными негативными факторами формирования имиджа;
3) образ директора (ректора, декана или иного руководителя) как лицо организации. По его профессиональным и личным качествам родители и ученики могут судить о качестве работы всей организации;
4) образ педагогических работников. Известный педагог, автор концепции гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили в одном из своих выступлений отметил, что «умный родитель выбирает школу не по ее расположению или результатам, а по тому, какие педагоги в ней преподают» [6, c. 3]. Это касается и других типов образовательных учреждений: абитуриенты в числе прочих критериев выбора руководствуются структурой профессорско-преподавательского состава;
5) визуальный имидж учебного заведения. Включает в себя самые разнообразные факторы — от оформления учебных классов и вспомогательных помещений, формы или дресс-кода учащихся до логотипа, организационных цветов и других визуальных символов;
6) социальный имидж. Особенно важен для организаций высшего образования как для довольно крупных и авторитетных участников общественной жизни. На имидж влияет организация спортивных, творческих мероприятий, поддержка общественных инициатив, помощь отдельным категориям населения. Кроме того, для абитуриентов представляет интерес возможности организации по последующему трудоустройству выпускников;
7) деловой имидж организации. Данный компонент традиционно важен для коммерческих компаний, так как им приходится работать с большим числом контрагентов. Для образовательных организаций он имеет значение преимущественно в аспекте гарантии получения образования и его качества. Основным фактором является наличие лицензии вуза на осуществление образовательной деятельности и аккредитации по отдельным направлениям подготовки и гарантии ее сохранения (отсутствие выявленных нарушений в ходе аккредитации). Также имеет значение востребованность выпускников на рынке труда и мнение работодателей о качестве подготовки в образовательной организации.
Таким образом, имидж представляет собой целенаправленно формируемый образ организации. При планировании и реализации программы создания имиджа организации следует постоянно помнить о том, что продвижение всех элементов имиджа должно осуществляться одновременно, скоординировано, с учетом всех разнообразных обстоятельств.
Литература:
- Белова, С. В. Имидж образовательного учреждения / С. В. Белова. — Текст: электронный // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»: [сайт]. — URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017037784 (дата обращения: 08.06.2023).
- Комарова, С. Н. Разработка процесса формирования имиджа предприятия и методика его оценки / С. Н. Комарова. — Текст: непосредственный // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2019. — № 1 (65). — С. 95–99.
- Матевосян, Г. А. Особенности формирования имиджа образовательной организации / Г. А. Матевосян. — Текст: непосредственный // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2020. — № 9 (49). — С. 265–269.
- Направления, на которые зачислено больше всего абитуриентов. — Текст: электронный // Поступи Онлайн: [сайт]. — URL: https://postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/nazvany-samye-krupnye-po-priemu-napravleniya-v-2022-godu/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 08.06.2023).
5. Новикова, Т. Б. К вопросу имиджа образовательного учреждения / Т. Б. Новикова. — Текст: непосредственный // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2016. — № 6. — С. 114–118.
6. Опфер, Е. А. Имидж современного педагога: учебное пособие для студентов направления «Педагогическое образование / Е. А. Опфер. — Саратов: Вузовское образование, 2018. — 79 c. — Текст: непосредственный.