In the article the concept, strategic management, considered its main goals, objectives. Organization management study presented using economic models of management.
Keywords: strategic management, strategy, management system, management model.
Трансформационные процессы в экономике потребовали формирования новых подходов к процессу управления. Одним из важнейших направлений современного менеджмента является формирование эффективной системы управления предприятием. В странах с рыночной экономикой промышленные компании составляют основу не только экономической, но и политической силы государства, вследствие чего происходит активная разработка проблематики управления компаниями.
Стратегическое управление является областью научных знаний, охватывающей методологию формирования стратегии развития предприятия и принятия стратегических управленческих решений, а также способов их практической реализации и для достижения целей предприятия.
Процесс выбора стратегии состоит из этапов разработки, доводки и анализа (оценки). На практике эти этапы трудно разделить, так как они представляют собой разные уровни одного процесса анализа, но используют разные методы. Решающим моментом выбора стратегии развития является анализ и оценка альтернативных вариантов.
Задача оценки выбора стратегии заключается в выборе такой стратегии, которая обеспечивала бы максимальную эффективность операционной деятельности промышленных предприятий в будущем для достижения главных целей. На данном этапе происходит наполнение общей стратегии развития промышленных предприятий конкретным содержанием.
Существует несколько методологических подходов выбора стратегии развития, позволяющих оценить стратегические альтернативы развития промышленных предприятий. Они могут использоваться локально или в определенной комбинации, в зависимости от поставленной задачи стратегического управления.
При разработке, доводке и оценке стратегии используются действия корпоративной и функциональной стратегий, основные направления деловой и портфельной стратегий.
Основная задача стратегического управления имуществом и производством на микроуровне заключается в создании для предприятий в промышленности благоприятных условий для простого и расширенного воспроизводства. В настоящее время эта задача решается путем осуществления соответствующей амортизационной, инвестиционной и налоговой политик.
Стратегическое управление имуществом и производством на промышленных предприятиях (на микроуровне) необходимо для решения следующих задач:
– получения собственником максимальной прибыли от использования имущества и производства продукции промышленных предприятий в долгосрочной и краткосрочной перспективе;
– улучшения финансового состояния предприятий с учетом долгосрочной и краткосрочной перспективы;
– повышения конкурентоспособности предприятий в долгосрочной перспективе, с учетом постоянно меняющейся конъюнктуры рынка;
– снижения риска банкротства предприятий в долгосрочной и краткосрочной перспективе;
– оптимального использования элементов, образующих основные и оборотные средства предприятий в промышленности;
– определения и поддержания оптимального размера имущества предприятий в промышленности в долгосрочной и краткосрочной перспективе, что позволит минимизировать затраты производства.
Исследование системы управления организацией представим в двух взаимосвязанных аспектах: теоретическом и практическом. Теоретический аспект формирования модели управления включает: исследование стратегии, субъекта и объекта управления, функций, методов, технологии управления, системы показателей результативности и эффективности управления. Практический аспект исследования системы управления предполагает определение моделей управления по его подсистемам в соответствии с деятельностью организации.
Стратегия в модели управления представляет собой основу практической деятельности организации, координацию ее отдельных направлений деятельности.
Функционирование моделей управления основывается на определенных принципах.
Для модели управления производством можно предложить следующие принципы:
– ритмичность — равномерность выпуска продукции;
– специализация — закрепление за каждым центром ответственности конкретных производственных операций.
Для модели управления финансами, наряду с универсальными, обязательно соблюдение следующих принципов:
– преемственность и многократное использование учетной информации;
– системность коммуникационных связей внутри организации;
– полнота, достоверность и своевременность информации;
– релевантность.
Для модели управления персоналом характерны следующие дополнительные принципы:
– перспективность — при формировании системы управления персоналом следует учитывать перспективы развития организации;
– комфортность — обеспечение максимума удобств для разработки и принятия решений.
Для модели управления маркетингом основными результативными показателями являются рост объема продаж продукции, оптимальная структура рынков сбыта, увеличение объема экспортных поставок. К показателям эффективности управления маркетингом можно отнести коэффициент ценовой эластичности, доходность продукции на рынке сбыта, единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции и др.
Ключевыми показателями эффективности управления финансами являются показатели рентабельности: продукции, операционной деятельности, продаж, операционного капитала, совокупных активов и др.
Результативность управления персоналом характеризуется численностью персонала, фондом рабочего времени, целодневными и внутрисменными потерями рабочего времени и другими показателями. Эффективность управления персоналом определяется коэффициентом текучести кадров, производительностью труда, трудоемкостью продукции, рентабельностью персонала и другими показателями.
Для модели управления инновациями ключевыми результативными показателями являются прирост объема производства продукции, прирост добавленной стоимости, производство новых видов продукции. В качестве примера показателей эффективности управления инновациями можно выделить следующие: экономия затрат от снижения себестоимости продукции, рост производительности труда, прирост чистого дохода.
Для формирования эффективной системы стратегического управления важен не только характер факторов систем управления, но и эффективный механизм — применение экономических моделей стратегического анализа, обеспечивающих устойчивое развитие предприятия.
Литература:
- Кальницкая И. В. Модель управления предприятием с позиции структурного подхода // Региональная экономика: теория и практика. — 2009. — № 24. — С. 35–38.
- Основы управления предприятием: Современные тенденции в управлении / Под ред. Г. И. Андреева, В. А. Тихомирова. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 400 с.
- Мильнер Б. З. Теория организации: учебник. — М.: Инфра, 2009. — 864 с.
- Грибов В. Д. Менеджмент: учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2007. — 280 с.
- Веснин В. Р. Стратегическое управление. — М.: ТК Велби. Изд–во Проспект, 2006. — 328 с.