Вопросы выбора методики составления бизнес-плана в системе повышения эффективности хозяйственной деятельности фирмы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 23.04.2021

Статья просмотрена: 254 раза

Библиографическое описание:

Сафин, К. Р. Вопросы выбора методики составления бизнес-плана в системе повышения эффективности хозяйственной деятельности фирмы / К. Р. Сафин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80347/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье рассматриваются актуальные вопросы методики составления бизнес-плана. В работе рассмотрена роль бизнес-планирования в системе повышения эффективности хозяйственной деятельности фирмы.

Ключевые слова: BFM Group, UNIDO, KPMG Group, бизнес-план, бизнес-планирование.

Современные интеграционные и глобализационные процессы заставляют предпринимателей искать новые методы и подходы управления для обеспечения конкурентоспособности предприятий и повышения эффективности бизнеса. Одним из таких методов является составление бизнес-плана [2, с. 60].

Актуальность данного исследования заключается в детализации бизнес-планирования фирмы согласно логическим взаимосвязей и взаимообусловленности процессов развития фирмы в условиях конкурентной среды. На сегодняшний день существует множество методик составления бизнес-плана инвестиционного проекта. Выбор методики, как правило, ложится на инвестора (при разработке бизнес-плана для внешнего использования) или учреждение, куда предоставляется бизнес-план, например, на получение государственных субсидий. Выбор методики напрямую зависит от инвестора: крупный инвестор или мелкий, гражданином какой страны он является. Дело в том, что крупные инвесторы, как правило, вкладывают деньги не в один или два бизнес-проекта, а во многие [3, с. 51].

Формирование бизнес-планов на сегодня осуществляется с использованием международных стандартов (TACIS, KPMG UNIDO, BFM Group, ЕБРР), официальных рекомен), официальных рекомендаций (Положение «О типовом бизнес-план», Методические рекомендации Министерства экономики по разработке бизнес-плана предприятий) и практического опыта и научно-методических работ ученых и специалистов [4, с.43]. При анализе была выяснена необходимость доработки и уточнения отдельных аспектов методологического подхода к процессу разработки бизнес-плана с учетом специфики и особенностей воздействия изменяющейся конкурентной среды фирмы [5, с. 1125].

Кроме того, в большинстве регионов России существуют свои, региональные рекомендации по разработке бизнес-планов. По нашему мнению, наибольшую пользу приносит отдельный бизнес-план, который включен в систему регулярного менеджмента предприятия и требующего:

— определить центры финансовой ответственности в организационной структуре;

— ввести систему бюджетирования (регулирования и контроля движения денежных потоков);

— обеспечить эффективный обмен информацией между подсистемами бюджетного управления и бизнес-планирования;

— ввести механизм актуализации бизнес-плана (сравнение плановых и фактических показателей) и схему постоянной корректировки плановых показателей с учетом изменений во внешней и внутренней среде;

— обеспечить регулирование и координацию по выполнению намеченного в документе;

— осуществлять контроль выполнения и корректировки управленческих решений в зависимости от воздействия факторов среды фирмы.

Для того чтобы бизнес-план мог в полной мере выполнять свои функции, на наш взгляд, он должен отвечать ряду требований (рисунок 1). Назначение бизнес-плана состоит в том, что он помогает организации реально оценить идею, воплотить ее в соответствующую документацию, обосновать эффективность и спрогнозировать сильные и слабые стороны деятельности организации на рынке. Вместе с тем проблема выбора методики, которая лучше отвечала бы потребностям организации по составлению бизнес-плана, до сих пор остается открытой в практической плоскости хозяйствующих субъектов.

Требования к бизнес-плану

Рис. 1. Требования к бизнес-плану

Бизнес-планирование, по нашему мнению, имеет разное значение для участников данного процесса (рисунок 2) [1, с. 39]. Бизнес-план используется для рекламирования деятельности предприятия, доказательства результативности инвестиционных проектов. Бизнес-планы для внешнего использования служат инструментом для привлечения капитала, инвестиций, установления деловых контактов. В случае внутрифирменного планирования бизнес-план выполняет следующие функции: подготовки стратегии развития предприятия и тактики достижения поставленных целей, обоснования конкретных направлений деятельности, предвосхищение результата.

Значение бизнес-планирования для разных групп участников процесса

Рис. 2. Значение бизнес-планирования для разных групп участников процесса

Следует отметить, что хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, получать инвестиции и кредитные ресурсы, составлять перспективные планы своего развития, определять концепцию производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации. Необходимо учитывать, что современные проекты требуют, как правило, больших капиталовложений, не всегда имеющихся у предприятия. Итак, бизнес-планирование играет важную роль в стратегическом управлении организацией на рынке, ведь бизнес-планирование как целенаправленная экономическая деятельность позволяет рассматривать во взаимосвязи множество экономических, социальных, инвестиционных, управленческих и других проблем предприятия как единую целостную систему.

Литература:

  1. Абрамс Р. Бизнес-план на 100 %: стратегия и тактика эффективного бизнеса / Ронда Абрамс; пер. с англ. С. Комарова. — М.: Альпина Паблишер. — 2014. — 485 с.
  2. Буланова Ю. С. Бизнес-модель коммерческой организации как объект современного бизнес-анализа / Ю. С. Буланова // Современная экономика: опыт, проблемы и перспективы развития. — 2014. — № 3. — С. 64–69.
  3. Ермоленко Ю. А. Формирование и реализация бизнес-плана по выводу предприятия из кризисной ситуации / Ю. А. Ермоленко // Материалы научной сессии ученых Альметьевского государственного нефтяного института. — 2014. — Т.1–174–178.
  4. Горбунов В. Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: науч.практ. пособие / В. Л. Горбунов. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. с. 103.
  5. Матвеев В. В., Житарь Я. С., Сарычева О. А. Методы выявления бизнес-рисков на этапе построения бизнес-плана / В. В. Матвеев, Я. С. Житарь, О. А. Сарычева // Экономика и социум. — 2014. — № 3–4. — С. 1125– 1130.
Основные термины (генерируются автоматически): BFM, KPMG, UNIDO, TACIS, внешнее использование, выбор методики, составление бизнес-плана.


Ключевые слова

бизнес-план, бизнес-планирование, BFM Group, UNIDO, KPMG Group

Похожие статьи

Разработка бизнес-плана как инструмента повышения эффективности хозяйственной деятельности фирмы

В данной статье рассмотрены проблемы эффективности хозяйственной деятельности малого предприятия. В работе рассмотрены возможности разработки бизнес-плана как инструмента повышения эффективности хозяйственной деятельности фирмы.

Бизнес-модель как инструмент стратегического управления

В статье автором определено место бизнес-модели в стратегическом управлении предприятием. Проанализированы сущность и функции бизнес-моделирования. Выявлено значение бизнес-модели для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности предприятия...

Бизнес-планирование как основа эффективного управления персоналом предприятия

В статье проанализированы методики разработки бизнес-планов и их применение на практике. Сделан вывод о необходимости синхронизации и сбалансированности по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам всех планов и решений в рамках предприятия.

Бизнес-планирование как способ укрепления позиции предприятия

Статья посвящена изучению вопроса позиционирования бизнес-планирования в качестве механизма укрепления позиции предприятия на современном рынке. Автором обозначены основные понятия в разрезе бизнес-планирования в условиях российской экономики. На осн...

Инструменты и методы повышения эффективности деятельности контакт-центра в структуре коммерческого банка

В статье рассмотрены функции, преимущества и недостатки контакт-центра в структуре коммерческого банка, инструменты и методы повышения его эффективности.

Совершенствование финансовой политики при проведении диверсификации деятельности бизнеса

Объектом исследования данной работы является вопрос совершенствования финансовой политики при проведении процесса диверсификации бизнеса.

Разработка стратегии управления человеческим капиталом организации (на примере ООО «Фит Лайн»)

В статье предложены рекомендации по разработке стратегии управления человеческим капиталом организации. Показана роль данной стратегии в реализации выбранного стратегического направления развития организации на основании анализа ее сильных и слабых с...

Проблемы организации и направления совершенствования бюджетирования на российских предприятиях

В работе обозначены основные проблемы (ошибки) внедрения принципов бюджетирования в российской предпринимательской среде. Представлено обоснование значимости разработки новых подходов к организации и построению результативной системы бюджетного плани...

Роль сбалансированной системы показателей в стратегическом анализе и прогнозе развития промышленных предприятий

В статье рассматривается и анализируется сбалансированная система показателей для оценки деятельности компании и необходимость её внедрения для формирования стратегии предприятия.

Анализ методологических подходов к разработке финансовой стратегии предприятия

В статье рассматриваются вопросы анализа методологических подходов разработки финансовой стратегии предприятия, определяются преимущества и недостатки каждого подхода.

Похожие статьи

Разработка бизнес-плана как инструмента повышения эффективности хозяйственной деятельности фирмы

В данной статье рассмотрены проблемы эффективности хозяйственной деятельности малого предприятия. В работе рассмотрены возможности разработки бизнес-плана как инструмента повышения эффективности хозяйственной деятельности фирмы.

Бизнес-модель как инструмент стратегического управления

В статье автором определено место бизнес-модели в стратегическом управлении предприятием. Проанализированы сущность и функции бизнес-моделирования. Выявлено значение бизнес-модели для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности предприятия...

Бизнес-планирование как основа эффективного управления персоналом предприятия

В статье проанализированы методики разработки бизнес-планов и их применение на практике. Сделан вывод о необходимости синхронизации и сбалансированности по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам всех планов и решений в рамках предприятия.

Бизнес-планирование как способ укрепления позиции предприятия

Статья посвящена изучению вопроса позиционирования бизнес-планирования в качестве механизма укрепления позиции предприятия на современном рынке. Автором обозначены основные понятия в разрезе бизнес-планирования в условиях российской экономики. На осн...

Инструменты и методы повышения эффективности деятельности контакт-центра в структуре коммерческого банка

В статье рассмотрены функции, преимущества и недостатки контакт-центра в структуре коммерческого банка, инструменты и методы повышения его эффективности.

Совершенствование финансовой политики при проведении диверсификации деятельности бизнеса

Объектом исследования данной работы является вопрос совершенствования финансовой политики при проведении процесса диверсификации бизнеса.

Разработка стратегии управления человеческим капиталом организации (на примере ООО «Фит Лайн»)

В статье предложены рекомендации по разработке стратегии управления человеческим капиталом организации. Показана роль данной стратегии в реализации выбранного стратегического направления развития организации на основании анализа ее сильных и слабых с...

Проблемы организации и направления совершенствования бюджетирования на российских предприятиях

В работе обозначены основные проблемы (ошибки) внедрения принципов бюджетирования в российской предпринимательской среде. Представлено обоснование значимости разработки новых подходов к организации и построению результативной системы бюджетного плани...

Роль сбалансированной системы показателей в стратегическом анализе и прогнозе развития промышленных предприятий

В статье рассматривается и анализируется сбалансированная система показателей для оценки деятельности компании и необходимость её внедрения для формирования стратегии предприятия.

Анализ методологических подходов к разработке финансовой стратегии предприятия

В статье рассматриваются вопросы анализа методологических подходов разработки финансовой стратегии предприятия, определяются преимущества и недостатки каждого подхода.

Задать вопрос