Преступления против несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (488) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 16.10.2023

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Рудавин, К. Б. Преступления против несовершеннолетних / К. Б. Рудавин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 41 (488). — С. 216-222. — URL: https://moluch.ru/archive/488/106653/ (дата обращения: 04.05.2024).



Введение

На настоящий момент идёт процесс «омоложения» правонарушений несовершеннолетних: активность 14–15-летних растёт более быстрыми темпами.

Преступность несовершеннолетних во многом утратила черты детского поведения, озорства, спонтанности.

Для несовершеннолетних преступников характерны ослабление чувства стыда, развитие несдержанности, ленивости, что во многом вызвано незрелостью личности подростка. Неспособность правильно воспринимать жизненные трудности часто направляет их на путь преступления.

В последнее время несовершеннолетние всё чаще совершают вымогательства, мошеннические действия, компьютерные преступления, осуществляют торговлю оружием, наркотиками.

  1. Причины правонарушений несовершеннолетних

Первая группа : характеризуется остроконфликтными взаимоотношениями между всеми ее членами и низкой общественностью родителей, как в сфере рабочего, так и в сфере свободного времени. Недобросовестное отношение к работе, бытовая распущенность, пьянство, постоянные скандалы приводят эти семьи к распаду, как фактическому, так и условному.

Ко второй группе : можно отнести семьи, отличающиеся внешней благопристойностью внутрисемейных отношений и довольно высокой деловой активностью родителей. Однако их повседневная семейная жизнь бывает не упорядочена из-за служебной или личной занятости, из-за безразличия супругов друг к другу и детям. Дети в подобных семьях испытывают острый дефицит родительской любви, ласки, внимания.

Для третьей группы : семей типична низкая общественная направленность личности супругов при положительных отношениях между ними. В таких семьях родители, нередко ответственно относясь к учебе своих детей, их материальному обеспечению, безразличны к остальным сферам их жизнедеятельности.

Для всех трех групп трудных семей, при всем их различии, характерным является отсутствие интереса родителей к внутренней духовной жизни детей. Подростки в таких семьях рано теряют потребность в общении с родителями, совместном время препровождении.

  1. Виды правонарушений

Важнейшим критерием деления правонарушений на виды является степень общественной опасности. Степень общественной опасности характеризуется следующими показателями: значимость регулируемых правом общественных отношений; размер причинённого вреда или ущерба; способ, время и место совершения правонарушения; личность правонарушителя.

В зависимости от степени общественной опасности правонарушения делятся на два вида:

Преступлением признаётся деяние, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством. Преступление отличается максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые уголовным законодательством. Объектами преступлений являются общественный и государственный строй, существующая система хозяйства, разнообразные формы собственности, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан. Перечень преступлений, установленный уголовным законодательством, является исчерпывающим, и расширенному толкованию не подлежит.

Проступками признаются правонарушения, ответственность за которые устанавливается любой иной — не уголовной — отраслью законодательства.

Проступки отличаются меньшей (по сравнению с преступлением) степенью общественной опасности (вредности). Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности нарушителя.

Проступки подразделяются на:

административные — представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права противоправные деяния;

гражданско-правовые — отличаются от прочих специфическим объектом посягательства, каковым выступают имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, а также некоторыми нормами семейного, трудового, земельного права;

дисциплинарные — представляют собой деяния, нарушающие внутренний распорядок деятельности, предприятий, учреждений, организаций.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Преступление — виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания.

Согласно ст. 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Кодексом.

В соответствии со ст. 87 Уголовного Кодекса РФ, несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Уголовная ответственность в России в полном объёме наступает с 16 лет. Но есть преступления, за которые к ответственности могут привлечь с 14 лет, перечень данных преступлений содержится в ч. 2 ст. 20 УК РФ (например, за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), вандализм (статья 214).

Почему несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности за все преступления с 16-летнего возраста, а за отдельные из них — с 14 лет? Определяя границы возраста уголовной ответственности несовершеннолетних, законодатель принимает во внимание многие обстоятельства, но всё же решающее значение придаёт психологическим особенностям, свойственным несовершеннолетним соответствующего возраста, степени возможности или способности осознания ими общественной опасности деяний, образующих преступления определённого вида. Несовершеннолетние, достигшие 14 и 16 лет, в достаточной мере могут осмысливать свои действия, признаваемые законом преступлениями, осознавать их общественную опасность.

Статьей 88 УК РФ предусматриваются виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним:

Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — трех часов в день.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года. Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса, сокращается наполовину.

Юридическая ответственность несовершеннолетних

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера.

Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ч.1 ст. 2.3.КоАП РФ).

Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Виды административных наказаний перечислены в ст. 3.2 КоАП РФ (например, предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения) Такой вид административного наказания как административный арест к несовершеннолетним не может применяться (ч.2 ст. 3.9.КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ) по месту жительства лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).

Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений, совершаемые несовершеннолетними:: распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах; появление в общественных местах в состоянии опьянения; мелкое хулиганство; мелкое хищение; уничтожение или повреждение чужого имущества; управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством; незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Профилактические мероприятия с подростками, состоящими на профилактическом учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав

Для социализации несовершеннолетних органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводились мероприятия, направленные на формирование и закрепление навыков здоровье сберегающего и законопослушного поведения, повышение правовой грамотности.

В феврале-марте 2020 года в образовательных организациях муниципального образования город Краснодар проведены мероприятия по правовому просвещению обучающихся и их родителей (законных представителей) с участием уполномоченных по правам участников образовательного процесса.

Мероприятия месячника направлены на формирование навыков здоровье- сберегающего и законопослушного поведения несовершеннолетних, повышение их правовой грамотности.

Всего в 93 школах было проведено 4117 классных часов с охватом 129869 обучающихся и 2589 родительских собраний с охватом 80428 родителей (законных представителей) обучающихся.

25 июля 2020 года проведён краевой фестиваль «Кубанские каникулы» для несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учёте в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — Фестиваль).

Положение о Фестивале утверждено постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования город Краснодар от 20 июля 2020 года № 11/16 «О проведении краевого фестиваля «Кубанские каникулы» для несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учёте в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в формате командных соревнований с соблюдением безопасной социальной дистанции на территории муниципального образования город Краснодар».

Фестиваль проведён с целью привлечения подростков к позитивным формам досуговой занятости в летний период, формирования у них позитивного отношения к здоровому образу жизни, спорту и физической культуре, повышения социальной активности, развития творческих и физических способностей, формирования основ знаний в вопросах личной безопасности жизнедеятельности.

Участниками Фестиваля стали 56 несовершеннолетних в возрасте 14–16 лет, состоящих на профилактических учётах в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Место проведения Фестиваля — база отдыха «Дубрава» (станица Убинская Северского района Краснодарского края).

Фестиваль проведён в формате командных соревнований детей (спортивных, досугово-развлекательных, интеллектуальных, творческих и прочих).

Команде-победителю и командам-призёрам вручены грамоты и призы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края.

Мероприятия фестиваля направлены на привлечение внимания подростков к безопасности жизнедеятельности и привитие навыков поведения в различных экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а также их своевременному предупреждению.

28 октября 2022 года проведён фестиваль «Формула успеха» для несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учёте в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — Фестиваль), в формате удаленного участия детей.

Положение о Фестивале утверждено постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования город Краснодар от 22 октября 2020 года № 15/16 «О проведении фестиваля «Формула успеха» для несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учёте в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в муниципальном образовании город Краснодар в 2022 году».

Фестиваль проведён с целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение численности различных негативных проявлений в подростковой среде и направлен на популяризацию среди подростков позитивных форм досуговой занятости, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, спорту и физической культуре, развитие творческих и физических способностей у несовершеннолетних, повышение социальной активности, развитие профессиональных способностей детей.

Для участия в Фестивале принимались тематические работы в одной из трёх форм исполнения: сочинение, рисунок/плакат; презентация/видеоролик.

В Фестивале приняли участие 39 несовершеннолетних в возрасте от 13 до 18 лет, представившие работы на тему «Формула успеха», отражающие профессиональные способности, спортивные достижения, здоровый образ жизни, различные позитивные досуговые формы занятости.

Семь призёров Фестиваля награждены грамотами и подарками, приобретёнными за счёт краевого бюджета и предоставленными министерством труда и социального развития Краснодарского края, из них: 2 несовершеннолетних состоят на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, 2 подростка — в подразделениях по делам несовершеннолетних отделов полиции, 3 — на внутришкольном профилактическом учёте.

Лауреаты Фестиваля награждены поощрительными призами, приобретёнными за счёт бюджета муниципального образования город Краснодар

Конкурс проведён с целью повышения эффективности индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и направлен на укрепление семейных ценностей, формирование уважительного отношения к родителям, развитие творческих способностей у несовершеннолетних, формирование их творческой и социальной активности.

В Конкурсе приняли участие несовершеннолетние в возрасте 9–17 лет, представившие 131 работу в трёх номинациях: «Ангел-хранитель мой» (рассказ, стихотворение, выдержки из дневника, эссе, письмо о значении мамы в жизни автора работы), «Подари улыбку маме» (рисунки, открытки, поделки, отражающие тематику Конкурса) и «Моя мама» (фотографии).

Девять призёров Конкурса награждены грамотами и подарками, приобретёнными за счёт краевого бюджета и предоставленными министерством труда и социального развития Краснодарского края, из них: 3 подростка состоят на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3 несовершеннолетних воспитываются в семьях, находящихся в социально опасном положении; 2 подростка состоят на внутришкольном профилактическом учёте; 1 — в подразделении по делам несовершеннолетних отдела полиции.

Лауреаты Конкурса награждены поощрительными призами, приобретёнными за счёт бюджета муниципального образования город Краснодар.

Летняя оздоровительная кампания

На реализацию летних мероприятий консолидированный бюджет составил 217269,96 тысяч рублей. Из бюджета муниципального образования город Краснодар выделены (в 2021 году — 187249,56 тысяч рублей).

Для организации летней оздоровительной кампании, обеспечения качественного, полноценного и безопасного отдыха и оздоровления детей органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального образования город Краснодар осуществлён ряд организационных мероприятий, направленных на соблюдение санитарных норм пребывания детей, создание безопасных условий жизнедеятельности детей (пожарная безопасность, предупреждение дорожно-транспортного травматизма, антитеррористическая защищенность), обеспечение качества питания и медицинского сопровождения, выполнения требований надзорных органов, обучение педагогического и технического персонала.

Реализован комплекс мероприятий по обеспечению безопасности при перевозке детей к месту отдыха и обратно, в том числе проверки и инструктажи водителей, привлекаемых к осуществлению перевозок детей, обследование автотранспорта и сопровождение при перевозке.

Проведены городское родительское собрание и общешкольные родительские собрания по вопросам безопасности детей во время летних каникул, обязательного страхования от несчастных случаев на период летних каникул, особенно при направлении в учреждения загородного отдыха, походы, на спортивные мероприятия (в дистанционном режиме).

В период летней оздоровительной кампании 2022 года свою деятельность осуществляли две муниципальные организации отдыха и оздоровления детей:

— МБУ база отдыха «Дубрава». С 7 июля 2022 года на базе отдыха оздоровились 240 подростков (4 смены) в возрасте от 14 до 17 лет включительно.

— МБУ детский оздоровительный центр «Краснодарская смена», в котором со 2 июля 2022 года отдохнули 400 несовершеннолетних (4 смены).

Кроме того, оздоровление несовершеннолетних проводилось в лагерях и санатория с круглосуточным пребыванием, расположенных на черноморском побережье: в ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» (Туапсинский район) и ФГБОУ ВДЦ «Смена» (п. Сукко) отдохнули 792 несовершеннолетних, в МДЦ «Артек» (республика Крым) получили оздоровление 30 детей.

Управлениями социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края во внутригородских округах города Краснодара в учреждениях санаторно-курортного лечения из семей, состоящих на ведомственном учёте, оздоровлены 1902 ребёнка, отдохнул и получил лечение 331 несовершеннолетний.

Управлением по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар детям, не относящимся к отдельным категориям граждан выданы: в детские санатории на черноморском побережье — 350 путёвок и в оздоровительные лагеря черноморского побережья — 224 путёвки.

В центре восстановительной медицины и реабилитации «Краснодарская бальнеолечебница» оздоровление детей возобновилось с 16 июля 2020 года. По состоянию на 3 сентября 2020 года оздоровление прошёл 2021 несовершеннолетний. Оздоровление детей в центре восстановительной медицины и реабилитации «Краснодарская бальнеолечебница» продолжится до ноября 2022 года. Всего в учреждении запланировано оздоровление 4517 несовершеннолетних.

На создание рабочих мест для несовершеннолетних, а также на проведение предварительного обязательного медицинского осмотра из средств муниципального бюджета выделены 29696,8 тысяч рублей. Из средств краевого бюджета на оказание материальной поддержки при трудоустройстве несовершеннолетних выделены 3591,30 тысяч рублей, из расчета 1500,00–2250,00 рублей в месяц на одного подростка.

В рамках реализации программы временного трудоустройства несовершеннолетних в летний период с работодателями различных форм собственности заключены 135 договоров о совместной деятельности по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время, созданы более 800 рабочих мест для трудоустройства 3388 подростков.

Рабочие места созданы в образовательных организациях и организациях дополнительного образования, учреждениях культуры, молодежных центрах города за счет средств местного бюджета, где за летний период получили трудовые навыки 1904 несовершеннолетних.

За счет собственных средств работодателей на предприятия и в организации, подведомственные управлению торговли и бытового обслуживания, департаменту строительства, департаменту городского хозяйства, департаменту экономического развития, инвестиций и внешних связей, управлению культуры, департаменту образования администрации муниципального образования город Краснодар трудоустроен 51 подросток.

В период летней оздоровительной кампании 2022 года в государственное казённое учреждение Краснодарского края «Центр занятости населения города Краснодара» (далее Центр занятости) с целью поиска подходящей работы обратились 2340 несовершеннолетних, из них 1804 трудоустроен, в том числе в рамках организации временного трудоустройства несовершеннолетних — 1774 человека, из них нуждающихся в особой заботе государства — 762 человека (42,9 %).

Особое внимание уделяется трудоустройству подростков, состоящих на профилактическом учёте в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Так, в Центр занятости в летний период обратились 49 несовершеннолетних (55 случаев), состоящих на профилактическом учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях внутригородских округов города Краснодара, трудоустроены 28 человек (34 случая).

Из состоящих на профилактическом учёте в органах внутренних дел в летний период трудоустроено 36 несовершеннолетних (39 случаев), 42 подростка, состоящих на внутришкольном профилактическом учёте. Так же в период летней кампании трудоустроены 11 несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении.

Об особенностях проведения летней оздоровительной кампании 2020 года в средствах массовой информации муниципального образования город Краснодар проведена информационная работа. Освещалась деятельность профильных и оздоровительных лагерей, обсуждались вопросы профилактики детского травматизма, пожарной безопасности, безопасности на водных объектах, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, освещались рейдовые мероприятия по реализации «детского» закона.

Всего в средствах массовой информации размещены 45 телевизионных и 25 печатных материалов, 24 материала на лентах внутригородских округов официального Интернет-портала администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы. Информационные материалы о планируемых мероприятиях размещались на официальных сайтах структурных подразделений администрации, организующих работу детских организаций.

Освещалось проведение акции «Детство без опасностей», операции «Подросток», организована трансляция социальных роликов «22.00. А Ваш ребёнок дома?».

В эфире телеканала «Краснодар» в программе «Город. Действующие лица» и «Точка зрения» по вопросам организации оздоровления, отдыха, занятости и безопасности детей, подростков и молодёжи принимали участие директор департамента образования, исполняющий обязанности руководителя управления по делам молодёжи администрации муниципального образования город Краснодар, начальник отдела по делам несовершеннолетних, сотрудники правоохранительных органов.

В связи с проведением мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Краснодарского края и отменой массовых мероприятий в период летней оздоровительной кампании профильные лагеря и лагеря труда и отдыха на базах образовательных организаций, лагеря дневного пребывания, оздоровительные площадки, спортивные и дворовые площадки не осуществляли свою деятельность.

В целях обеспечения занятости несовершеннолетних познавательными формами досуга на базе учреждений культуры, физической культуры и спорта, молодёжных центров, государственных бюджетных учреждений социального обслуживания Краснодарского края краснодарских комплексных центров социального обслуживания населения во внутригородских округах города Краснодара (далее — КЦСОН) организовано проведение мероприятий в онлайн формате: мастер-классы, тренировки, видеоуроки, творческие мастерские, конкурсы, онлайн проекты «Детский парк онлайн», «Обо всем» и «Экскурсии по паркам»: Парк «Солнечный остров», Парк «Городской сад», Парк «Чистяковская роща», Парк «Рождественский», Парк им. 30-летия Победы.

Приняты исчерпывающие меры по организации отдыха, оздоровления и трудовой занятости несовершеннолетних, в отношении которых организовано проведение индивидуальной профилактической работы, а также проживающих в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, признанных нуждающимися в государственной защите, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Управлением по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар в период летней оздоровительной кампании 2022 года оздоровлены 1320 детей, воспитывающихся в замещающих семьях, в том числе: санаторно-курортное лечение в детских санаториях получили 113 несовершеннолетних, в детские оздоровительные лагеря (по путёвкам министерства труда и социального развития Краснодарского края) направлены 253 ребёнка; по путёвкам министерства здравоохранения Краснодарского края и министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края и министерства труда и социального развития Краснодарского края оздоровлены 24 несовершеннолетних.

Амбулаторное лечение в центре восстановительной медицины и реабилитации «Краснодарская бальнеолечебница» получили 12 детей, отдохнули совместно с законными представителями на побережье Азовского и Черноморского морей — 896 несовершеннолетних.

Организация досуга детей и подростков в летний период является одним из приоритетных направлений в деятельности управлений социальной защиты населения. На особом контроле находится вопрос оздоровления и занятости детей из семей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации и несовершеннолетних, с которыми необходимо проведение индивидуальной профилактической работы.

Специалистами управлений и отделений помощи семье и детям комплексных центров социального обслуживания в 2022 году была организована работа по сбору документов и постановке на очередь несовершеннолетних из семей СОП и ТЖС, несовершеннолетних ИПР с целью обеспечения их летнего отдыха и оздоровления.

Из общей численности детей указанных категорий подлежали оздоровлению 422 несовершеннолетних (167 — СОП, 120 — ИПР, 135 — ТЖС), из них оздоровлены 237 (56 %; в 2019 году — 74 %) несовершеннолетних (106 — СОП, 65 — ИПР, ТЖС — 66).

По линии управлений оздоровлены в здравницах и лагерях на Азово-Черноморском побережье, а также выданы путёвки в бальнеолечебницы 127 несовершеннолетним (34 — ТЖС, 62 — СОП, 31 — ИПР).

Через управление по делам молодёжи администрации муниципального образования город Краснодар оздоровлены 20 несовершеннолетних (ТЖС — 4, СОП — 7, ИПР — 9), несовершеннолетним, состоящим на учёте, специалистами центров оказывалось содействие в прохождении медицинской комиссии для отдыха в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «База отдыха «Дубрава».

По линии здравоохранения оздоровлены 16 несовершеннолетних (СОП — 12, ИПР — 3, ТЖС — 1), по линии управления по вопросам семьи и детства — 1 несовершеннолетний ИПР. За счет средств родителей оздоровлены 59 несовершеннолетних (СОП — 13, ИПР — 21, ТЖС — 25).

В ходе реализации летней занятости специалистами управлений и отделений помощи семьи и детям комплексных центров социального обслуживания оказывалась помощь семьям в сборе документов необходимых для оздоровления, в том числе и медицинских. Оказано содействие в организации проезда детям к местам отдыха и оздоровления (покупка билетов, доставка в сопровождении специалистов отделений помощи семье и детям).

Кроме того, сотрудниками управлений и учреждений ряду семей оказана благотворительная помощь для приобретения билетов для доставки несовершеннолетних в детские оздоровительные лагеря и, в единичных случаях, для возврата детей из лагеря.

В целом работа по организации и проведению летней оздоровительной кампании 2022 года имела определенные ограничения в силу введенных карантинных и противоэпидемиологических мероприятий из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции.

По этой причине в 2022 году вырос показатель по числу отказов родителей от оздоровления несовершеннолетних. Также наблюдается тенденция к увеличению числа несовершеннолетних, не имеющих регистрации на территории Краснодарского края, что связано с активизацией миграционных процессов.

Тем не менее, специалистами управлений и КЦСОН были приняты исчерпывающие меры по охвату несовершеннолетних из подучётных семей оздоровлением и трудоустройством.

Кроме организации оздоровления, органами социальной защиты населения оказано содействие в официальном трудоустройстве в летний период 72 несовершеннолетним категории ТЖС, СОП и ИПР (ТЖС 6, СОП — 15, ИПР — 51).

В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой на основании рекомендаций Роcпотребнадзора кружки, клубы и летние площадки кратковременного пребывания на базе центров ЗВО, ПВО и ЦВО деятельность не вели.

Патронажи в семьи СОП, ТЖС, несовершеннолетних ИПР в летний период осуществлялись в штатном режиме в соответствии с графиками. При проведении патронажей специалистами с родителями и несовершеннолетними проводилась разъяснительная работа по правилам безопасного поведения на воде, дорогах, транспорте с раздачей буклетов. Также с семьями проводилась разъяснительная работа о профилактических мерах по предотвращению распространения коронавирусной инфекцией (COVID-2019).

Психологами отделений центров регулярно (1–2 раза в месяц) проводились социально-психологические патронажи в семьи, состоящие на учёте, в ходе которых проведены индивидуальные консультации несовершеннолетних и их родителей. За 2022 год психологами проведено 459 патронажей.

Органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в период летней оздоровительной кампании особое внимание уделялось оздоровлению, трудоустройству и досуговой занятости 522 несовершеннолетних, состоящих на учёте в комиссиях, из которых 334 человека из семей, находящихся в СОП, и 188 подростков ИПР.

Количество детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет, которые могли быть вовлечены в мероприятия по оздоровлению и организации полезной занятости, от общего количества состоящих на учёте в комиссиях, составило 385 человека (197 несовершеннолетних из семей СОП и 188 несовершеннолетних ИПР), 130 несовершеннолетних, проживающие в семьях СОП в возрасте от 0 до 7 лет.

Основной задачей организации летней кампании для несовершеннолетних указанных категорий было обеспечение их ежедневной занятости.

Загородные стационарные лагеря посетили 83 несовершеннолетних: 20 подростков ИПР, 63 — из семей СОП (в 2019 году — 90).

Оздоровление в санаторно-оздоровительных учреждениях получили 79 несовершеннолетних: 33 подростка ИПР, 46 — из семей СОП (в 2019 году — 60).

В тематических сменах на базе отдыха «Дубрава» в летний период оздоровлены 19 несовершеннолетних: 9 подростков ИПР, 9 — из семей СОП (в 2019 году — 27).

Временно трудоустроено 54 подростка ИПР и 13 несовершеннолетних, проживающих в семьях СОП. При содействии центра занятости населения трудоустроены 39 несовершеннолетних (45 случаев трудоустройства). Три подростка трудоустроены постоянно.

Иными формами занятости были охвачены 354 несовершеннолетних: 153 подростка ИПР, 201 — из семей СОП или 91 % от общего количества несовершеннолетних, подлежащих оздоровлению, которые участвовали в мероприятиях, проводимых в онлайн формате, проходили реабилитацию в социально-реабилитационных центрах и др.

Из 385 несовершеннолетних, в отношении которых планировались мероприятия, проведена работа с 359 несовершеннолетними (94 %), что ниже на 3 % показателя летней оздоровительной кампании 2021 года (97 %).

Литература:

  1. Книга «Административное право России», под редакцией доктора юридических наук, профессора Н. Ю. Хаманевой.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. в ред. от 31.12.2014г. № 195-ФЗ (изм. внесены Федеральным законом от 31.12.2014г. № 505-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.; 11.01.2015.
  3. Конституция Российской Федерации (Принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 года с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11 ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
Основные термины (генерируются автоматически): Краснодар, муниципальное образование, профилактический учет, летний период, семья СОП, Краснодарский край, летняя оздоровительная кампания, подросток, семья, учреждение системы профилактики безнадзорности.


Похожие статьи

Эффективность межведомственного взаимодействия школы...

Согласно Закону РФ № 120 «Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности» и в соответствии с индивидуальными планами с обучающимся девиантного поведения, проводится работа по следующим направлениям

Анализ программ регионального опыта профилактики...

Постановление об утверждении долгосрочной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в муниципальном образовании Муромский район на 2012–2015 годы» [8].

Модель летней оздоровительной работы в детском саду

Летняя работа с детьми в детском саду называется оздоровительной, причисляется к каникулярному периоду, ей присуща своя специфика: отсутствие систематических занятий, разновозрастный характер группы детей, максимальное пребывание детей на свежем воздухе.

К вопросу о координирующей роли комиссии по делам...

Однако дети «группы социального риска» крайне редко включаются в эту деятельность. Профилактическая работа по предупреждению безнадзорности, преступлений и. с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Требования санитарно-эпидемиологической безопасности...

В статье приведено описание требований, предъявляемых к детским оздоровительным лагерям (ДОЛ).

Кобзева, О. В. Требования санитарно-эпидемиологической безопасности в летних оздоровительных лагерях / О. В. Кобзева, Е. В. Омельченко.

Организация социальной работы с несовершеннолетними из...

Органами опеки и попечительства, специалистами учреждений помощи семьям с детьми ведется работа по выявлению и устранению социально-опасного положения подростков, созданию благоприятных условий для их проживания.

Технологии социальной работы с несовершеннолетними из...

Итак, в основу правовой базы всех вышеперечисленных мер социальной реабилитации, а именно системы профилактической и реабилитационной работы, была положена концептуальная установка

Анализ эффективности программы социально-педагогической...

Статья посвящена анализу результативности социально- педагогической программы профилактики беспризорности среди детей из семей «группы риска».

Работа с неблагополучными семьями как профилактика...

В целом, неблагополучная семья является одним из главных криминогенных факторов несовершеннолетней преступности, и для борьбы с этим явлением необходимо проводить работу с семьями, чтобы помочь им стать более здоровыми и стабильными [1].

Социальная реабилитация детей, находящихся на учете Комиссии...

В статье автор рассматривает социальную реабилитацию, как средство профилактики и коррекции поведения детей и подростков стоящие на учете Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП).

Похожие статьи

Эффективность межведомственного взаимодействия школы...

Согласно Закону РФ № 120 «Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности» и в соответствии с индивидуальными планами с обучающимся девиантного поведения, проводится работа по следующим направлениям

Анализ программ регионального опыта профилактики...

Постановление об утверждении долгосрочной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в муниципальном образовании Муромский район на 2012–2015 годы» [8].

Модель летней оздоровительной работы в детском саду

Летняя работа с детьми в детском саду называется оздоровительной, причисляется к каникулярному периоду, ей присуща своя специфика: отсутствие систематических занятий, разновозрастный характер группы детей, максимальное пребывание детей на свежем воздухе.

К вопросу о координирующей роли комиссии по делам...

Однако дети «группы социального риска» крайне редко включаются в эту деятельность. Профилактическая работа по предупреждению безнадзорности, преступлений и. с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Требования санитарно-эпидемиологической безопасности...

В статье приведено описание требований, предъявляемых к детским оздоровительным лагерям (ДОЛ).

Кобзева, О. В. Требования санитарно-эпидемиологической безопасности в летних оздоровительных лагерях / О. В. Кобзева, Е. В. Омельченко.

Организация социальной работы с несовершеннолетними из...

Органами опеки и попечительства, специалистами учреждений помощи семьям с детьми ведется работа по выявлению и устранению социально-опасного положения подростков, созданию благоприятных условий для их проживания.

Технологии социальной работы с несовершеннолетними из...

Итак, в основу правовой базы всех вышеперечисленных мер социальной реабилитации, а именно системы профилактической и реабилитационной работы, была положена концептуальная установка

Анализ эффективности программы социально-педагогической...

Статья посвящена анализу результативности социально- педагогической программы профилактики беспризорности среди детей из семей «группы риска».

Работа с неблагополучными семьями как профилактика...

В целом, неблагополучная семья является одним из главных криминогенных факторов несовершеннолетней преступности, и для борьбы с этим явлением необходимо проводить работу с семьями, чтобы помочь им стать более здоровыми и стабильными [1].

Социальная реабилитация детей, находящихся на учете Комиссии...

В статье автор рассматривает социальную реабилитацию, как средство профилактики и коррекции поведения детей и подростков стоящие на учете Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП).

Задать вопрос