Технологии социальной работы с несовершеннолетними из неблагополучных семей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 02.07.2021

Статья просмотрена: 1287 раз

Библиографическое описание:

Останкова, П. Ю. Технологии социальной работы с несовершеннолетними из неблагополучных семей / П. Ю. Останкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/archive/369/83040/ (дата обращения: 26.04.2024).



Социальная работа с несовершеннолетними из неблагополучных семей организуется через систему учреждений социального обслуживания семьи и детей. Технологии социальной работы с данной категорией несовершеннолетних направлены на их социально-бытовую, трудовую, культурную, социально-средовую реабилитацию и социализацию, а также профилактику негативного поведения и социального неблагополучия семьи.

Согласно Федеральному Закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», определяющий права и интересы детей, главным образом обращающего внимание на необходимость социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, предоставление социальных услуг детям осуществляется социальными службами [1]».

Центры реабилитации несовершеннолетних, а также социальные приюты для детей и подростков создаются в каждом субъекте Российской Федерации в целях: профилактики, выявления и предотвращение безнадзорности, беспризорности детей и подростков; создание благоприятных условий для проживания с учетом их интересов и защиты прав; социальной адаптации, реабилитации, восстановлению социального статуса, с последующим жизнеустройством, после устранения трудных жизненных ситуаций и социально-опасного положения.

В данных учреждениях главным образом организуются мероприятия по социальной реабилитации несовершеннолетних.

Социальная реабилитация выступает в виде социальной технологии, то есть определенного способа осуществления социально-реабилитационной деятельности посредством ее разделения на отдельные операции, установления их оптимальной взаимосвязи, выбора лучшего метода их выполнения. Благодаря технологизации социальной работы обеспечивается эффективность социально-реабилитационной деятельности по отношению к несовершеннолетним.

Реабилитация как определенный результат, реабилитационный процесс, социально-реабилитационная деятельность и реабилитация как социальная технология, будучи различными формами проявления социальной реабилитации как целостного феномена, находятся в определенном соотношении (взаимосвязи). Причем эта взаимосвязь носит как генетический, так и функциональный характер. Генетическая связь выражает процесс возникновения основных форм проявления социальной реабилитации, связь «что из чего».

Социально-реабилитационная технология социальной работы направлена непосредственно на повышение эффективности социально-реабилитационной деятельности, последняя, в свою очередь, направлена на оптимизацию реабилитационного процесса с целью достижения максимального реабилитационного результата [2, с. 68].

Социальная реабилитация является достаточно сложным образованием не только по формам проявления, но и по содержанию, многообразию его структурных элементов.

Термин «социальная реабилитация» используется применительно к детям из неблагополучных семей, двояко.

В узком понимании «социальная реабилитация» — это восстановление или компенсация нарушенных социальных функций несовершеннолетнего, иначе говоря, его социального статуса и выполняемых им социальных ролей.

Как отмечает Е. В. Холостова: «Социальная реабилитация» в широком понимании — это комбинированное и координированное применение медицинских, социальных, педагогических, профилактических, профессиональных мероприятий, направленных на компенсацию дефекта, социального отклонения [5, с. 529]».

Итак, в основу правовой базы всех вышеперечисленных мер социальной реабилитации, а именно системы профилактической и реабилитационной работы, была положена концептуальная установка:

— на неприемлемость, и признание непродуктивным административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых;

— на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде;

— на защиту прав и интересов, незамедлительное решение его проблем, оказание социальной и иной помощи.

Вышеописанные направления социально-реабилитационной работы закреплены в нормативно-правовых документах, касающихся вопросов профилактики безнадзорности и правонарушений в среде несовершеннолетних.

Можно отметить, что современная законотворческая деятельность по защите прав и социальной поддержке детей, из неблагополучных семей находится на стадии становления. В данный момент нет специального закона, декларирующего эффективные способы устранения причин, приводящих к высокой степени семейного неблагополучия и предупреждения процесса деформации ближнего окружения детей и подростков.

Рассмотрим основные виды социальной реабилитации детей из неблагополучных семей, которые используются в работе специалистами Центров для несовершеннолетних [4, с. 152–154]:

  1. Социально-бытовая реабилитация. В реализации данного направления происходит обучение навыкам самообслуживания детей и подростков, поведения в быту, самоконтролю, другим формам жизнедеятельности. Занятия направлены на формирование умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком, элементарных навыков по уходу за младшим членом семьи, домашним питомцем и т. д.
  2. Трудовая реабилитация. В данном направлении предусматривается освоение несовершеннолетними доступных и посильных форм труда.
  3. Социально-культурная реабилитация. Данное направление реабилитации, содействует интеграции детей и подростков в социокультурную среду.
  4. Социальная интеграция. Благодаря реализации данного направления, дети из неблагополучных семей вовлекаются в социокультурную жизнь. Развиваются умения у детей находиться в обществе и успешно взаимодействовать с членами коллектива. В данном направлении могут быть использованы различные игровые и релаксационно-сенсорные, психологические терапии и тренинги.

Таким образом, в целях повышения эффективности социальной работы с несовершеннолетними из неблагополучных семей необходимо вести постоянную работу по изучению прогрессивных моделей деятельности социальных организаций по работе с семьями по профилактике семейного неблагополучия, предотвращению сиротства, в том числе социального, социально-реабилитационных технологий социальной работы с семьей и детьми. Можно отметить, что проводимые в России государственные меры помощи кризисным семьям и детям из неблагополучных семей носят направленный характер, но при всем многообразии оказываемых услуг, степень эффективности мер помощи, зависит от региональной способности каждого субъекта финансировать те или иные мероприятия.

Литература:

  1. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]: ФЗ РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 31.07.2020). — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901713538
  2. Павленок, П.Д., Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 272 с.
  3. Серохвостова, Ж. Ф. Система социального обслуживания семьи и детей: опыт комплексного центра социального обслуживания населения / Ж. Ф. Серохвостова // Социальное обслуживание. — 2020. — № 1. — С.62–71. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.socialmag.info/soc-jan-2020
  4. Фирсов, М. В. Технология социальной работы: учебник / М. В. Фирсов, Е. Г. Студёнова. — М.: КноРус, 2020. — 344 с.
  5. Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник. — 4-е изд.,перераб. и доп. / Е. И. Холостова. — М.: Юрайт, 2017. — 905 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, социальная реабилитация, ребенок, социально-реабилитационная деятельность, семья, главный образ, реабилитационный процесс, Российская Федерация, семейное неблагополучие, социальная адаптация.


Похожие статьи

Социально-педагогическая работа с семьями детей...

Это социальная реабилитация и социальная интеграция семьи, т. е. восстановление ее

Иными словами, цель социального педагога — способствовать социальной адаптации и

Социально-педагогическая поддержка семьи ускоряет процесс социализации детей с...

Формы и методы работы социального работника с семьей...

Иными словами, цель социального работника — способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида. Рождение больного ребенка неизбежно изменяет уклад и особенно психологический климат в семье. Все члены семьи, и в...

Социальная адаптация разновозрастных детей в условиях...

Социальная адаптация может быть активной (когда личность стремится воздействовать на новую для нее социальную среду) и пассивной

Адаптация детей-инвалидов в современном мире. Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот, проживающих в...

Социальная работа с семьями, воспитывающими...

Социальная работа с семьями, имеющими детей-инвалидов, имеет многогранный характер.

− создание единой системы комплексной реабилитации детей-инвалидов и молодых

Социально-педагогической деятельность в работе с семьей ребенка с ограниченными...

Особенности социально-психологической адаптации детей...

Изучены социально-психологические особенности адаптации детей, лишённых

социально-реабилитационные центры, депривация, адаптация, психические процессы

детский дом, социальная работа, попечение родителей, условие приемной семьи, ребенок...

Социальная работа с детьми и подростками в психиатрии

В статье рассмотрено явление социальной работы с детьми и подростками в психиатрии.

Социальная реабилитация в детской психиатрии имеет свою специфику в силу

Социально-трудовое реабилитационное отделение реализует следующие задачи в своей.

Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ

- социально-адапционно-реабилитационное: оказание конкретной образовательной

Социальная деятельность с неблагополучной семьёй даёт эффективные результаты, если она

Эта деятельность включает работу со школой, со службой защиты, Центр социальной...

Роль реабилитационной активности семьи в воспитании ребенка...

Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей

Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями

Это: превращение семьи в реабилитационное учреждение; реабилитация самой семьи...

Особенности социально-педагогической деятельности...

социальный центр, социально-реабилитационный центр, реабилитационный центр, школа

В условиях реабилитационного центра процесс социальной адаптации проходит в

Социально-психологические ресурсы сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения...

Похожие статьи

Социально-педагогическая работа с семьями детей...

Это социальная реабилитация и социальная интеграция семьи, т. е. восстановление ее

Иными словами, цель социального педагога — способствовать социальной адаптации и

Социально-педагогическая поддержка семьи ускоряет процесс социализации детей с...

Формы и методы работы социального работника с семьей...

Иными словами, цель социального работника — способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида. Рождение больного ребенка неизбежно изменяет уклад и особенно психологический климат в семье. Все члены семьи, и в...

Социальная адаптация разновозрастных детей в условиях...

Социальная адаптация может быть активной (когда личность стремится воздействовать на новую для нее социальную среду) и пассивной

Адаптация детей-инвалидов в современном мире. Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот, проживающих в...

Социальная работа с семьями, воспитывающими...

Социальная работа с семьями, имеющими детей-инвалидов, имеет многогранный характер.

− создание единой системы комплексной реабилитации детей-инвалидов и молодых

Социально-педагогической деятельность в работе с семьей ребенка с ограниченными...

Особенности социально-психологической адаптации детей...

Изучены социально-психологические особенности адаптации детей, лишённых

социально-реабилитационные центры, депривация, адаптация, психические процессы

детский дом, социальная работа, попечение родителей, условие приемной семьи, ребенок...

Социальная работа с детьми и подростками в психиатрии

В статье рассмотрено явление социальной работы с детьми и подростками в психиатрии.

Социальная реабилитация в детской психиатрии имеет свою специфику в силу

Социально-трудовое реабилитационное отделение реализует следующие задачи в своей.

Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ

- социально-адапционно-реабилитационное: оказание конкретной образовательной

Социальная деятельность с неблагополучной семьёй даёт эффективные результаты, если она

Эта деятельность включает работу со школой, со службой защиты, Центр социальной...

Роль реабилитационной активности семьи в воспитании ребенка...

Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей

Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями

Это: превращение семьи в реабилитационное учреждение; реабилитация самой семьи...

Особенности социально-педагогической деятельности...

социальный центр, социально-реабилитационный центр, реабилитационный центр, школа

В условиях реабилитационного центра процесс социальной адаптации проходит в

Социально-психологические ресурсы сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения...

Задать вопрос