Организация социальной работы с несовершеннолетними из неблагополучных семей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 03.07.2023

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Семенова, Л. В. Организация социальной работы с несовершеннолетними из неблагополучных семей / Л. В. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 68-69. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104651/ (дата обращения: 04.05.2024).



Благополучной считается та семья, в которой выполняются все семейные функции в отношении воспитания, содержания, социального развития подростков. В таких семьях подростки окружены заботой, адекватным вниманием, и процесс воспитания происходит без принуждений и жестких наказаний, а нацелен на развитие личности ребенка, умение правильно отстоять свои интересы.

Соответственно неблагополучные — это те семьи, в которых нарушена реализация каких-либо семейных функций, а уровень социально-тяжелого положения подростков зависит от степени неблагополучия семьи по социально-экономическим, медицинским, религиозным, поведенческим, психологическим и иным характеристикам.

Неблагополучные семьи являются опасной проблемой современного российского общества, требующей новых действенных подходов, методики средств для ее разрешения.

Рост социальных проблем, обусловленный с очередным социально-экономическим кризисом страны, повлиявший на все социальные структуры общества, отражается в первую очередь на уровень благополучия семьи с детьми. К трудно разрешаемым социальным проблемам, с которыми дети и подростки из неблагополучных семей не в силах справиться самостоятельно, можно отнести следующие проблемы: присутствие насилия в семье, асоциальный образ жизни членов семьи, отсутствие денежных средств к существованию и определенного места жительства, тяжелые психологические проблемы (психоз и сопутствующие расстройства).

По данным официальной статистики, на начало 2023 года по отношению к 2021 году наблюдается значительный рост числа:

— неблагополучных семей на 19,8 % и составляет более 84,7 тыс. таких семей по России [1];

— выявленных случаев жестокого обращения с несовершеннолетними на 7,1 % [1];

— несовершеннолетних, ставших жертвами от преступлений, совершенными членом семьи, увеличилось на 15,9 % и составляет 8716 тыс., отмечается незначительное снижение женщин, ставших жертвами от подобных преступлений, но по-прежнему их число остается на высоком уровне — 22241 тыс. [1]

— число неполных семей на 8,7 % и на сегодняшний день 11,2 млн. женщин, воспитывает детей самостоятельно [1];

— уровень бедности в России с 2019 по 2021 гг. вырос на 1,7 %, по состоянию на 01.01.2022 г. 71,9 % населения страны имеют среднедушевой денежный доход ниже границ бедности, из них это 52,8 % семей с детьми [1].

Данные факторы влияют на общее состояние социального здоровья подростков, и по нашему мнению, наиболее опасными являются: наличие в семье агрессии, асоциального поведения родителей, эмоциональной холодности, психологического или физического насилия, бесконтрольного и безучастного отношения родителей по отношению к интересам своих детей. При наличии такого рода неблагополучных условий проживания, подросток должен быть изъят из семьи для прохождения социальной реабилитации в специализированных учреждениях до восстановления семейного благополучия или перевода в дома-интернаты [3].

Органами опеки и попечительства, специалистами учреждений помощи семьям с детьми ведется работа по выявлению и устранению социально-опасного положения подростков, созданию благоприятных условий для их проживания. Ведется работа над проблемой социальной-адаптации, социальной реабилитации подростков, оказывается помощь семьям и подросткам в налаживании семейных отношений, привлекает иные организации к оказанию адресной помощи неблагополучным семьям в целях улучшения их материального положения. Также реализуется целый комплекс медицинских, педагогических, психологических мер, в целях исправления девиационных проявлений в поведении, устранении семейного неблагополучия и дезадаптации подростков и повышении социального статуса семьи.

Для дальнейшего совершенствования технологий социальной работы с несовершеннолетними из неблагополучных семей необходимо внедрять в центры помощи семье с детьми следующие технологии:

1. Внедрить технологию семейного наставничества. Отметим, что в некоторых центрах помощи семье с детьми для достижения уровня самообеспечения (в сочетании с заключением социального контракта) была внедрена технология наставничества, но только по отношению к семьям, заключившим социальный контракт на развитие собственного дела, с привлечением добровольцев из числа успешных предпринимателей.

Технология семейного наставничества должна быть направлена на неблагополучные семьи и подростков из данной категории семей. Целью данной технологии является сопровождение неблагополучных семей с детьми, за каждой из которых закреплены семейные наставники из числа успешных женщин — общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления. Семейные наставники призваны оказывать содействие в преодолении трудной жизненной ситуации неблагополучным семьям с детьми [2].

2. Внедрить коворкинг- технологии социальной работы с подростками из неблагополучных семей (оказание социально-педагогической, социально-правовой и натуральной помощи). В рамках данной технологии создаются условия для получения подросткам из неблагополучных семей знаний и практических навыков, направленных на выход из кризисной ситуации, которые им помогут в дальнейшем обеспечении самозанятости и повышении возможностей трудоустройства в удаленном режиме.

3. Развивать восстановительные технологии социальной работы с подростками из неблагополучных семей. Данная технология должна быть направлена в целом на семью подростка в рамках реализации программ, направленных на организацию «Семейных выходных». Программа семейного отдыха подразумевает организацию совместной спортивной, игровой, продуктивной досуговой деятельности с использованием восстановительных медиаций.

Литература:

  1. Семья, материнство и детство // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13807
  2. Сытникова, Е. М. Реализация моделей программы социального сопровождения семей с детьми / Е. М. Сытникова // Социальное обслуживание. — 2020. — № 6. — С. 100–108. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.socialmag.info/soc-jun-2020
  3. Челышева, И. В. О реализации социально-реабилитационной программы «В мире профессий» в социальной адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (Опыт социального приюта) / И. В. Челышева // Социальное обслуживание. — 2020. — № 1. — С. 112–119. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.socialmag.info/soc-jan-2020
Основные термины (генерируются автоматически): семья, подросток, ребенок, социальная работа, Россия, семейное наставничество, социальный контракт, центр помощи.


Похожие статьи

Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими...

В статье рассматривается работа центров социальной помощи семьи и детям г. Самары и г. Сочи. Раскрыты перспективы многоуровневой системы работы данных центров. Проведен анализ с целью заимствования основ организационной направленности центров социальной...

Технологии социальной работы с несовершеннолетними из...

 Социальная работа с несовершеннолетними из неблагополучных семей организуется через систему учреждений социального обслуживания семьи и детей. Технологии социальной работы с данной категорией несовершеннолетних направлены на их социально-бытовую...

Формы и методы работы социального работника с семьей...

Главная цель в работе социального работника с семьей ребенка-инвалида — помочь семье справиться с

Иными словами, цель социального работника — способствовать социальной адаптации и

Очень распространена такая форма работы с семьей, как патронаж.

На базе Центра социальной помощи семье и детям «Семья» в Саратовской области г. Саратов...

К вопросу об особенностях развития системы социальной...

...системы социальной помощи детям-сиротам в Российской Федерации / Д. Г. Долгова.

Эти и другие проблемные вопросы социальной политики могут и должны быть решены.

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В России социальная защита семей с детьми всегда была и остается государственным...

Социальная работа с детьми, подвергшимися жестокому...

Социальная помощь включает в себя комплекс методов, направленных на оказание помощи по предупреждению угрозы здоровью и жизни, помощь в гармонизации внутрисемейных отношений и восстановление социального функционирования семьи.

Воспитательный потенциал замещающей семьи

...Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4» г. Щекино.

наличие и результат в психологической помощи, уровень здоровья ребенка, стиль семейного

сопровождения: наставничество для детей и их семей, выявления и развития талантов детей.

ребенок, семья, устройство детей, замещающая семья, праздник, родитель.

Сравнительный анализ системы подготовки подростков...

Были внесены поправки в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [13], гарантирующие дополнительные льготы обучающимся молодым людям, оставшимся без попечения родителей.

Социальная работа с молодыми выпускниками детских домов

Молодежь из обыкновенной, полноценной семьи, которая воспитана родителями, с трудом

есть родители, нуждается в социальной поддержке, социальной помощи, социальной защите» [4,4с.].

Социальная работа с молодыми выпускниками должна включать в себя

самостоятельная семейная жизнь, семейная жизнь, дом, подготовка детей-сирот, семья...

Специфика социальной работы с девиантными подростками...

В статье анализируются особенности социальной работа с подростками социального риска в США, Германии и России.

Ключевые слова: социальная работа, девиантное поведение, подростки.

Социально-педагогический такой подход включает следующие виды помощи

помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье и детям.

Похожие статьи

Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими...

В статье рассматривается работа центров социальной помощи семьи и детям г. Самары и г. Сочи. Раскрыты перспективы многоуровневой системы работы данных центров. Проведен анализ с целью заимствования основ организационной направленности центров социальной...

Технологии социальной работы с несовершеннолетними из...

 Социальная работа с несовершеннолетними из неблагополучных семей организуется через систему учреждений социального обслуживания семьи и детей. Технологии социальной работы с данной категорией несовершеннолетних направлены на их социально-бытовую...

Формы и методы работы социального работника с семьей...

Главная цель в работе социального работника с семьей ребенка-инвалида — помочь семье справиться с

Иными словами, цель социального работника — способствовать социальной адаптации и

Очень распространена такая форма работы с семьей, как патронаж.

На базе Центра социальной помощи семье и детям «Семья» в Саратовской области г. Саратов...

К вопросу об особенностях развития системы социальной...

...системы социальной помощи детям-сиротам в Российской Федерации / Д. Г. Долгова.

Эти и другие проблемные вопросы социальной политики могут и должны быть решены.

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В России социальная защита семей с детьми всегда была и остается государственным...

Социальная работа с детьми, подвергшимися жестокому...

Социальная помощь включает в себя комплекс методов, направленных на оказание помощи по предупреждению угрозы здоровью и жизни, помощь в гармонизации внутрисемейных отношений и восстановление социального функционирования семьи.

Воспитательный потенциал замещающей семьи

...Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4» г. Щекино.

наличие и результат в психологической помощи, уровень здоровья ребенка, стиль семейного

сопровождения: наставничество для детей и их семей, выявления и развития талантов детей.

ребенок, семья, устройство детей, замещающая семья, праздник, родитель.

Сравнительный анализ системы подготовки подростков...

Были внесены поправки в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [13], гарантирующие дополнительные льготы обучающимся молодым людям, оставшимся без попечения родителей.

Социальная работа с молодыми выпускниками детских домов

Молодежь из обыкновенной, полноценной семьи, которая воспитана родителями, с трудом

есть родители, нуждается в социальной поддержке, социальной помощи, социальной защите» [4,4с.].

Социальная работа с молодыми выпускниками должна включать в себя

самостоятельная семейная жизнь, семейная жизнь, дом, подготовка детей-сирот, семья...

Специфика социальной работы с девиантными подростками...

В статье анализируются особенности социальной работа с подростками социального риска в США, Германии и России.

Ключевые слова: социальная работа, девиантное поведение, подростки.

Социально-педагогический такой подход включает следующие виды помощи

помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье и детям.

Задать вопрос