Социальная реабилитация детей, находящихся на учете Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 14.03.2020

Статья просмотрена: 292 раза

Библиографическое описание:

Куликова, Е. В. Социальная реабилитация детей, находящихся на учете Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав / Е. В. Куликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68098/ (дата обращения: 02.12.2021).



В статье автор рассматривает социальную реабилитацию, как средство профилактики и коррекции поведения детей и подростков стоящие на учете Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП).

Ключевые слова: социальная реабилитация, социально-педагогическая реабилитация, социализация, дезадаптация, девиантное поведение.

На сегодняшний день остается актуальным взаимодействие разных ведомств в непосредственном воздействии на «трудного» подростка и информирование о положительном инновационном опыте работы с такими подростками, обобщении и распространении наиболее значимого опыта с детьми и подростками «групп риска». Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и их отдела, принимается в каждом субъекте РФ, а также в городе и его районах. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН и ЗП) является постоянно действующим коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечивающим координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики. Деятельность КДН и ЗП обширна и многогранна. Профилактический учет несовершеннолетних осуществляется для организации и проведения индивидуальной профилактической работы с целью оказания комплексной правовой, психолого-педагогической, социально-реабилитационной и иной помощи и поддержки. Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Дезадаптация — это психическое состояние человека (чаще — ребенка, чем взрослого), при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке, что затрудняет или вовсе отменяет возможность приспособления. [1] Одной из главных причин социальной дезадаптации детей и подростков является семейное неблагополучие и окружение несущие негативное влияние на формирование личности и ценностей человека. Ребенок, лишенный внимания и авторитета со стороны родителей, ищет отклик и поддержку со стороны сверстников, в таких случаях авторитетом для детей становится «улица» со всеми ее законами и принципами. По статистическим данным у подростков наблюдается отклоняющиеся поведение чаще, чем в других возрастных группах. Порой действия, совершенные подростками, приводят к противоправным действиям, появляются вредные привычки, и в целом его поведение можно назвать аморальным. Такое поведение уже можно назвать девиантным. Следовательно, мы можем прийти к выводу, что дезадаптация это своего рода предпосылка к девиантному поведению. М. Ю. Кондратьева, О. Б. Крушельницкой, Н. И. Озерецкого, писали о том, что девиантом можно называть того подростка, который «не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение», носящее социально-негативный характер». Девиантное поведение — это отклонение от социальных норм. [2]

Специалистом по социальной работе и психологом разрабатываются меры и программы реабилитационных мероприятий, для восстановления комфортных условий для ребенка не грозящему психологическому и физическому здоровью подростка.

Реабилитация — это комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса. Реабилитация в педагогическом смысле обоснования — это возвращение ребенка в активное русло жизнедеятельности в обществе. Социальная реабилитация — это система форм, методов и средств восстановления индивидом утраченных или не приобретенных в процессе социализации функций, отношений и ролей социального функционирования.

Существует много различных видов социальной реабилитации. В нашей статье мы будем рассматривать для нас самые актуальные: социально-психологическая и социально-педагогическая.

− Социально-психологическая -направленная восстановление коммуникативных навыков внутригрупповых отношений и психологическую коррекцию;

− Социально-педагогическая — нацеленная то, что человек потерявший способности к получению образования нуждается в профессиональной помощи. Для этого разрабатываются специальные методы обучения и программы, создаются адекватные условия для получения образования.

Процесс социальной реабилитации является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого подростка, включающие основные элементы (цель, задачи, методы, средства, механизмы, технологии и этапы последовательной деятельности по социальной реабилитации) [3].

Следовательно, нужно различать виды реабилитации. Они приставлены в Таблице 1.

Таблица 1

Виды реабилитации

Виды реабилитаций

Описание

Медицинская реабилитация

Восстановление психологического и физического здоровья, подорванные внешнего воздействия

Социально-медицинская реабилитация

Формирование у пациента навыков в организации его быта и введения хозяйства. Возвращение его к полноценной жизни. Назначение восстановительной и реконструктивной терапии (оперативный метод, направленный на анатомическую целостность и физиологической состоятельности)

Политическая реабилитация

Восстановление политических прав невинно пострадавших.

Нравственная реабилитация

Восстановление чести и достоинства, репутации и имиджа личности, социальной группы или организации.

Экономическая реабилитация

Предусматривает восстановления экономического и социально-экономического статуса отдельной личности и социальной группы.

Психологическая реабилитация

Направленная восстановление коммуникативных навыков внутригрупповых отношений и психологическую коррекцию.

Социально-педагогическая реабилитация

Предусматривает, что человек потерявший способности к получению образования нуждается в профессиональной помощи. Для этого разрабатываются специальные методы обучения и программы, создаются адекватные условия для получения образования.

Профессиональная и трудовая реабилитация

Направленная на восстановление утраченных трудовых и профессиональных навыков с дальнейшим трудоустройством.

Социально-средовая реабилитация

Это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей

В России отклоняющие поведение личности регулируется различными социальными институтами, которые способны эффективно осуществлять работу с девиантными подростками и проводить с ними социальную реабилитацию. Также нужно отметить, что важным фактором эффективности работы различных органов (в том числе КДН и ЗП) и социальной сферы в социальной реабилитации, является создании грамотного межведомственного взаимодействия. Например, такие структуры как:

− комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

− органы и учреждения управления социальной защитой населения;

− органы внутренних дел;

− органы управления образованием и образовательные учреждения;

− органы опеки и попечительства;

− органы и учреждения системы здравоохранения;

− органы и учреждения по делам молодежи;

− органы службы занятости;

− органы и учреждения по физической культуре и спорту;

− органы управления культурой и культурно-массовые учреждения.

Литература:

  1. Иващенко Г. М. Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков Государственный НИИ семьи. Научно-методическое издание И-99год. Калиш И. В. От внешкольной работы — к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А. К. Бруднова. — М.: Владос, 2000.- с. 11
  2. Колесникова, Г. И. Девиантное поведение для студентов вузов [Текст]: учебник для вузов / Г. И. Колесникова, А. Б. Котова, И. А. Петрулевич — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007. — 128 с.
  3. Сухова Е. И. Социальная педагогика. М.: Юрайт. 2015
  4. Гилинский Я. И. Девиантность, преступность, социальный контроль. — СПб.: Наука, 2007. — 203с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная реабилитация, девиантное поведение, получение образования, подросток, профессиональная помощь, психологическая коррекция, социальная группа, социально-педагогическая реабилитация, социальный статус, специальный метод обучения.


Ключевые слова

социализация, девиантное поведение, дезадаптация, социальная реабилитация, социально-педагогическая реабилитация

Похожие статьи

Профилактика девиантного поведения подростков...

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, социальная работа, поведение подростков. «Девиантное поведение — одно из видов отклоняющего поведения, связанное с нарушением соответствующих возрастных социальных норм и правил поведения...

К вопросу о социально-педагогической реабилитации...

Систему мер социально-правовой, медико-психологической и социально-педагогической помощи дезадаптированным подросткам, проводимым

Социально-психологическая служба системы образования является превенцией общеобразовательных адаптивных и...

Социальные технологии по профилактике и коррекции...

Ключевые слова : девиантное поведение, технологии, профилактика, коррекция, социальный контроль. Социальные работники в своей профессиональной деятельности имеют дело с различными категориями людей, также с теми, чье поведение не совпадает с общепринятыми...

Профилактика девиантного поведения подростков в системе...

Роголева, Е. Б. Педагогические условия социальной реабилитации детей с девиантным поведением: автореферат дис. кандидата педагогических наук

Социально-педагогическая профилактика девиантного... Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности...

Социально-педагогическая профилактика девиантного...

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений.

Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее...

Роль социального педагога в организации профилактики...

Проблемы профилактики девиантного поведения детей и подростков, роль социального контроля как важнейшего фактора воспрепятствования девиантному поведению, вопросы социальной реабилитации безнадзорных детей и подростков, социальная работа с ними...

Социально-психологические аспекты профилактики...

Проблема девиантного поведения остается актуальной на протяжении длительного времени, усугубляется, за счет вовлечения все большего числа людей в криминальные сообщества, группировки экстремисткой направленности и проч.

Специфика социальной работы с девиантными подростками...

Социальная работа с подростками с девиантным поведением осуществляется по трём типам программ

Социально-педагогическую, психологическую реабилитацию

Голуб Е. В. Социально-педагогическая работа с асоциальными подростками и детьми группы риска...

Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике...

Готовность будущих социальных педагогов к работе с подростками девиантного

М.: Academia, 2002. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными

Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш...

Психолого-педагогическое сопровождение процесса...

Основные термины (генерируются автоматически) : подросток, социальная дезадаптация, ребенок, отношение, отклонение, социальная дезадаптация подростков, социальная терапия, психолого-педагогическая помощь, девиантное поведение, педагог.

Похожие статьи

Профилактика девиантного поведения подростков...

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, социальная работа, поведение подростков. «Девиантное поведение — одно из видов отклоняющего поведения, связанное с нарушением соответствующих возрастных социальных норм и правил поведения...

К вопросу о социально-педагогической реабилитации...

Систему мер социально-правовой, медико-психологической и социально-педагогической помощи дезадаптированным подросткам, проводимым

Социально-психологическая служба системы образования является превенцией общеобразовательных адаптивных и...

Социальные технологии по профилактике и коррекции...

Ключевые слова : девиантное поведение, технологии, профилактика, коррекция, социальный контроль. Социальные работники в своей профессиональной деятельности имеют дело с различными категориями людей, также с теми, чье поведение не совпадает с общепринятыми...

Профилактика девиантного поведения подростков в системе...

Роголева, Е. Б. Педагогические условия социальной реабилитации детей с девиантным поведением: автореферат дис. кандидата педагогических наук

Социально-педагогическая профилактика девиантного... Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности...

Социально-педагогическая профилактика девиантного...

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений.

Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее...

Роль социального педагога в организации профилактики...

Проблемы профилактики девиантного поведения детей и подростков, роль социального контроля как важнейшего фактора воспрепятствования девиантному поведению, вопросы социальной реабилитации безнадзорных детей и подростков, социальная работа с ними...

Социально-психологические аспекты профилактики...

Проблема девиантного поведения остается актуальной на протяжении длительного времени, усугубляется, за счет вовлечения все большего числа людей в криминальные сообщества, группировки экстремисткой направленности и проч.

Специфика социальной работы с девиантными подростками...

Социальная работа с подростками с девиантным поведением осуществляется по трём типам программ

Социально-педагогическую, психологическую реабилитацию

Голуб Е. В. Социально-педагогическая работа с асоциальными подростками и детьми группы риска...

Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике...

Готовность будущих социальных педагогов к работе с подростками девиантного

М.: Academia, 2002. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными

Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш...

Психолого-педагогическое сопровождение процесса...

Основные термины (генерируются автоматически) : подросток, социальная дезадаптация, ребенок, отношение, отклонение, социальная дезадаптация подростков, социальная терапия, психолого-педагогическая помощь, девиантное поведение, педагог.

Задать вопрос