К вопросу о координирующей роли комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 22.05.2023

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Жильцов, А. В. К вопросу о координирующей роли комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / А. В. Жильцов, А. В. Мелёшкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 526-528. — URL: https://moluch.ru/archive/467/103038/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматривается роль муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в г. Красноярске.

Ключевые слова: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, профилактика правонарушений.

Рост числа несовершеннолетних, совершающих правонарушения, обуславливает необходимость организации эффективной работы с ними посредством деятельности органов федерального, регионального и муниципального уровней, а также государственных и частных. Так, в 2022 году муниципальными комиссиями Красноярского края было рассмотрено 3 970 (2021 год — 4540) дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, в том числе с вынесением постановления о назначении административного наказания — 3 374 (2021 год — 4 004) [1]. Несмотря на снижение количества совершаемых административных правонарушений несовершеннолетними, данная проблема остается актуальной для всех органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Вместе с тем необходимо отметить, что их основной задачей является предупреждение повторных правонарушений рассматриваемой категорией несовершеннолетних.

Согласно федеральному закону от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Федеральный закон № 120-ФЗ) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДНиЗП) являются координирующими органами в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 120-ФЗ закреплено, что КДНиЗП создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях:

1) координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

2) выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

4) социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

5) выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям [2].

Изучив законодательные акты и юридическую литературу, можно прийти к выводу о том, что в настоящее время КДНиЗП выполняют свою деятельность на трех различных уровнях, агломерированных в целостную систему, а именно:

1) первый уровень — Правительственная КДНиЗП;

2) второй уровень — КДНиЗП субъекта Российской Федерации;

3) третий уровень — муниципальные КДНиЗП.

Одной из задач муниципальных КДНиЗП является рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) и административно-деликтными законами субъектов Российской Федерации.

В КоАП РФ, КДНиЗП выступает в качестве главного субъекта административной юрисдикции применительно к рассмотрению дел с участием несовершеннолетних. Так, например, ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ устанавливает, что районные или городские, а также районные в городах КДНиЗП разрешают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела, предусмотренные ст. 5.35, 5.36, ст. 6.10, ст. 6.23 КоАП РФ [3]. Таким образом, муниципальные КДНиЗП в пределах своей компетенции могут рассматривать дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о злоупотреблении родителями (или лицами, их заменяющими) их родительскими правами или пренебрежении ими родительскими обязанностями.

В городе Красноярке действует Положение о взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении [4]. Согласно данному документу, координаторами индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, являются КДНиЗП районов в городе. При получении информации о несовершеннолетнем, совершившим, в том числе, административное правонарушение, КДНиЗП незамедлительно информирует органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в письменной форме о выявлении данного факта и поручает данным органам в обязательном порядке предоставить всю имеющуюся на данный момент информацию, а также предложения в план первоочередных мероприятий. После этого, полученная информация о несовершеннолетнем обсуждается на заседании КДНиЗП и если собранные на несовершеннолетнего сведения указывают на то, что несовершеннолетний относится к категории, находящегося в социально опасном положении, то принимается постановление КДНиЗП «О выявлении и постановке на учет, проведении индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении». На заседании КДНиЗП формируется межведомственная рабочая группа специалистов из учреждений и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Далее, КДНиЗП поручает межведомственной рабочей группе сформировать предложения в комплексную индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего для дальнейшей работы. Оценку результативности и эффективности реализации комплексной индивидуальной программы реабилитации и адаптации проводит КДНиЗП каждые три месяца с учетом полученных аналитических отчетов от специалистов межведомственной рабочей группы.

Таким образом, муниципальные КДНиЗП имеют координирующую роль среди других субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направляют им поручения, а также оценивают эффективность их работы в отношении несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение.

Литература:

  1. Аналитическая записка о состоянии работы и эффективности деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2022 год // Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красноярского края № 1-кдн от 27.02.2023: официальный сайт. — URL: https://clck.ru/34GEXw (дата обращения: 18.04.2023).
  2. Российская Федерация. Законы. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.199 № 120-ФЗ: редакция от 02 декабря 2022 года // КонсультантПлюс: справочная правовая система. — URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 18.04.2023).
  3. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ: редакция от 25 апреля 2023 года: с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 декабря 2021 // КонсультантПлюс: справочная правовая система. — URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 23.04.2023).
  4. Положение о взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Красноярска в организации индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении // Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города от 15.12.2011 № 15: официальный сайт. — URL: https://clck.ru/34GEgu (дата обращения: 23.04.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): правонарушение, опасное положение, Российская Федерация, РФ, учреждение системы профилактики безнадзорности, межведомственная рабочая группа, административное правонарушение, деятельность органов, комплексная индивидуальная программа, реабилитационная работа.


Похожие статьи

Оптимизация системы профилактики правонарушений...

Основные правовые положения о системе профилактики правонарушений

учреждения уголовно-исполнительной системы. Органы и учреждения упредительной деятельности

Одно из ведущих мест в деятельности по профилактике правонарушений и преступности

В системе органов внутренних дел полномочия в сфере профилактики правонарушений и...

Эффективность межведомственного взаимодействия школы...

Однако дети «группы социального риска» крайне редко включаются в эту деятельность.

Профилактическая работа по предупреждению безнадзорности, преступлений и

с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Согласно Закону РФ № 120 «Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и...

Отечественный и зарубежный опыт профилактики...

В программе американских школ предусмотрено изучение основ системы правосудия.

Субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений

Одним из основных компонентов системы органов профилактики безнадзорности и

Согласно статье 2 примерного положения, систему комиссий субъектов Российской Федерации составляют...

Выявление нарушений действующего законодательства органами...

Прокуроры ежегодно, в рамках своей работы, выявляют нарушения действующего

Как показала практика, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений

Положения данного письма носят исключительно рекомендационный порядок и не обязывают соответствующие...

Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите...

— координация деятельности органов и учреждений системы профилактики при

— анализ причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявленных

— принятие мер по совершенствованию взаимодействия органов и учреждений системы

— возможность утверждения составов межведомственной рабочей группы по изучению...

Компетенция комиссии по делам несовершеннолетних и защите их...

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и

Деменчук Д. В. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации.

Правовое регулирование деятельности комиссий по делам...

В ходе опроса были выявлены основные проблемы профилактики правонарушений среди.

Предупреждение и профилактика правонарушений...

Ключевые слова: полиция, несовершеннолетние, профилактика правонарушений.

В настоящее время работа с криминогенными группами ведется по остаточному принципу

Не вызывает удивления факт, что эта работа ведется по остаточному принципу, еще и потому, что, несмотря на

Сухарев Д. А. Задачи органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями...

Анализ программ регионального опыта профилактики...

Статья посвящена анализу опыта регионов по профилактике беспризорности.

В ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» 1999 г

-реабилитационная работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Таким образом, в регионах проводится работа по профилактики беспризорности.

Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением...

...законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Т. Г. Береснева.

Отмечается особая значимость для органов прокуратуры реализации задач по защите прав

Прокурорский надзор за исполнением законов о профилактике безнадзорности и

Первая группа нормативных правовых актов включает такие, которые определяют вопросы...

Похожие статьи

Оптимизация системы профилактики правонарушений...

Основные правовые положения о системе профилактики правонарушений

учреждения уголовно-исполнительной системы. Органы и учреждения упредительной деятельности

Одно из ведущих мест в деятельности по профилактике правонарушений и преступности

В системе органов внутренних дел полномочия в сфере профилактики правонарушений и...

Эффективность межведомственного взаимодействия школы...

Однако дети «группы социального риска» крайне редко включаются в эту деятельность.

Профилактическая работа по предупреждению безнадзорности, преступлений и

с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Согласно Закону РФ № 120 «Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и...

Отечественный и зарубежный опыт профилактики...

В программе американских школ предусмотрено изучение основ системы правосудия.

Субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений

Одним из основных компонентов системы органов профилактики безнадзорности и

Согласно статье 2 примерного положения, систему комиссий субъектов Российской Федерации составляют...

Выявление нарушений действующего законодательства органами...

Прокуроры ежегодно, в рамках своей работы, выявляют нарушения действующего

Как показала практика, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений

Положения данного письма носят исключительно рекомендационный порядок и не обязывают соответствующие...

Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите...

— координация деятельности органов и учреждений системы профилактики при

— анализ причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявленных

— принятие мер по совершенствованию взаимодействия органов и учреждений системы

— возможность утверждения составов межведомственной рабочей группы по изучению...

Компетенция комиссии по делам несовершеннолетних и защите их...

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и

Деменчук Д. В. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации.

Правовое регулирование деятельности комиссий по делам...

В ходе опроса были выявлены основные проблемы профилактики правонарушений среди.

Предупреждение и профилактика правонарушений...

Ключевые слова: полиция, несовершеннолетние, профилактика правонарушений.

В настоящее время работа с криминогенными группами ведется по остаточному принципу

Не вызывает удивления факт, что эта работа ведется по остаточному принципу, еще и потому, что, несмотря на

Сухарев Д. А. Задачи органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями...

Анализ программ регионального опыта профилактики...

Статья посвящена анализу опыта регионов по профилактике беспризорности.

В ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» 1999 г

-реабилитационная работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Таким образом, в регионах проводится работа по профилактики беспризорности.

Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением...

...законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Т. Г. Береснева.

Отмечается особая значимость для органов прокуратуры реализации задач по защите прав

Прокурорский надзор за исполнением законов о профилактике безнадзорности и

Первая группа нормативных правовых актов включает такие, которые определяют вопросы...

Задать вопрос