Предупреждение и профилактика правонарушений несовершеннолетних силами ОВД: проблемы и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 09.02.2020

Статья просмотрена: 9455 раз

Библиографическое описание:

Шароян, Ю. К. Предупреждение и профилактика правонарушений несовершеннолетних силами ОВД: проблемы и перспективы / Ю. К. Шароян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 154-158. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67220/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье рассматриваются актуальные проблемы предупреждения и профилактики правонарушений несовершеннолетних силами полиции. Автор приходит к выводу, что предупреждение деликтного поведения подростков требует комплексного подхода, объединения усилий многих субъектов (правоохранительных органов и институтов гражданского общества), постоянного сочетания мер общего, специального и индивидуального предупреждения на всех этапах превентивной работы.

Ключевые слова: полиция, несовершеннолетние, профилактика правонарушений.

The article discusses the current problems of the prevention and prevention of juvenile delinquency by the police. The author concludes that the prevention of tortious behavior of adolescents requires an integrated approach, the combined efforts of many actors (law enforcement agencies and civil society institutions), a constant combination of general, special and individual warnings at all stages of preventive work.

Keywords: police, minors, crime prevention.

Защита прав и интересов несовершеннолетних — обязанность любого сообщества. В качестве социально-демографической группы они должны воспитываться и формироваться в системе существующих социальных взаимодействий. Однако за передовой чертой развития можно наблюдать проблемы и противоречия развития личности именно в данных возрастных границах. При этом в системе правоохранительных органов именно ОВД выступают основным субъектом предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Сегодня именно сотрудники полиции — основное звено превентивной административной деятельности по предупреждению и пресечению деликтов не достигших совершеннолетия лиц сосредоточено на полиции. И это не удивительно, ведь полиция является завершающим «звеном цепи» в системе государственных органов и учреждений предупреждения безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних лиц, значение ее продуктивной работы заключается, с одной стороны, в нейтрализации тех неблагоприятных последствий, которые порождены неэффективностью профилактической деятельности остальных органов, учреждений и институтов на более ранних этапах профилактики, а с другой стороны, в претворении в жизнь превентивных мероприятий непосредственно с несовершеннолетними лицами, поведение которых приобрело максимальные формы отклонения от норм поведения в социуме [1, с. 246].

В современном мире большое значение имеет правовое воспитание несовершеннолетних. Основы мировоззрения, взгляды на жизнь, привычки поведения, закладываются в раннем возрасте, необходимо, чтобы уже в этом возрасте несовершеннолетние получали представление о своем правовом статусе, о праве, как регуляторе общественных отношений, и осознавали, что противоправные деяния влекут за собой соответствующую ответственность. Поэтому одним из направлений совершенствования профилактической деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД (далее по тексту — ПДН) является ранняя профилактика противоправного поведения подростков, осуществляемая сотрудниками ПДН в процессе совместной с руководителями и педагогами общеобразовательных школ и колледжей педагогическая деятельность.

Вторым направлением совершенствования профилактической деятельности ПДН, является овладение сотрудниками последних социальной и педагогической техникой, которая необходима для достижения целей профилактической деятельности. Практика показывает, что зачастую сотрудники ПДН не всегда в процессе проведения профилактической работы с подростками должным образом владеют социальной и педагогической техникой, то есть теми специальными социально-педагогическими действиями, средствами, приемами, которые наиболее эффективно могут быть использованы в педагогическом общении с подростками. Педагогическое общение выступает обязательным элементом педагогической профилактики и представляет собой специально организованное по инициативе сотрудника ПДН и управляемое им социально-психологическое взаимодействие с подростком. Обмен информацией в сочетании с оказанием воспитательного воздействия с использованием различных коммуникативных средств является содержанием педагогического общения. При отсутствии у сотрудника ПДН должного уровня во владении социально — педагогической техникой, при неправильной организации им педагогического общения с подростком цели профилактики, скорее всего, достигнуты не будут, а, следовательно, подросток по-прежнему будет оставаться в группе риска.

В используемой при проведении индивидуальных профилактических бесед сотрудником ПДН социально-педагогической технике выделяют три основных направления: 1) использование речевых (вербальных) средств (прежде всего это слова, которые использует сотрудник, стиль общения, построение фраз и т. п.); 2) использование невербальных (неречевых) средств (мимики, жестикуляции, прикосновения и т. п.); 3) обстановка, в которой данное взаимодействие осуществляется, и использование поведенческих средств (помещение, мебель, техника, а также поза, дистанцирование и перемещение сотрудника ПДН в процессе воспитания и т. п.).

Третьим направлением совершенствования профилактической деятельности ПДН выступает обучение его сотрудников методам и средствам для использования психолого-педагогического инструментария в деле профилактики подростковой преступности.

Четвертое направление совершенствования профилактической деятельности ПДН — подготовка в вузах МВД специалистов для ПДН, которые обладали бы необходимыми социально-психолого-педагогическими компетенциями, а также умениями и практическими навыками в организации и проведении эффективной научно-обоснованной профилактической воспитательной деятельности с подростками, способностью и готовностью их применить в своей практической профессиональной деятельности.

Характерная чертп преступности несовершеннолетних — ее групповой характер. По данным исследования Л. М. Прозументова, среди школьников 10–11 классов почти половина (48 %) имеют опыт участия в драках, против личности в группе совершаются почти 70 % общественно опасных деяний, практически во всех деяниях данного вида участниками являются малолетние [4, с. 48–49]. При этом, как свидетельствует практика, работу по выявлению групп криминогенной направленности, а также установлению их лидеров осуществляют инспекторы ПДН во время проведения мероприятий общей и индивидуальной профилактики. К сожалению, проблем в этой сфере еще весьма предостаточно. В настоящее время работа с криминогенными группами ведется по остаточному принципу, соответственно, наиболее отвечающей современным реалиям задачей в современных условиях продолжает оставаться разобщение криминогенных групп несовершеннолетних. Это разобщение можно провести с использованием ситуации внутригруппового конфликта или оказания воздействия на родителей и других законных представителей для того, чтобы они оказали на них воздействие и пресекли негативное влияние группы. Но это возможно только в той ситуации, когда родители сами ведут законопослушный образ жизни. Однако, как показывает практика, большинство несовершеннолетних преступников происходят из неблагополучных семей, поэтому говорить в данном случае о позитивном воздействии их родителей (законных представителей) не приходится [2, с. 52].

Не вызывает удивления факт, что эта работа ведется по остаточному принципу, еще и потому, что, несмотря на широкое определение функций ПДН в ст. 21 Закона № 120-ФЗ и обозначение законодателем значительного круга объектов воздействия, криминогенные группы несовершеннолетних среди них вообще не упоминаются. Лишь п. 95 Инструкции по организации ПДН, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845, говорит о деятельности сотрудников ПДН в целях профилактики групповых правонарушений несовершеннолетних.

Данный пробел законодательной регламентации вызывает удивление, поскольку очевидно, что характерной чертой преступного и иного отклоняющегося поведения несовершеннолетних являлся и продолжает оставаться его групповой характер, обусловленный их возрастными особенностями. Соответственно, полагаем, что следует внести в ст. 5 и ст. 21 Закона № 120-ФЗ изменения, касающиеся обязанности ПДН осуществлять профилактическую работу в отношении криминогенных групп несовершеннолетних.

Далее обратимся к такой проблеме, как безнадзорность несовершеннолетних. В профилактических целях такого негативного, антисоциального явления, как безнадзорность несовершеннолетних, необходимо разработать и внедрить при непосредственном участии специализированных подразделений ОВД программы, касающиеся организации обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетних. К сожалению, на сегодняшний день приходится отмечать нехватку нормативно-правовой базы по рассматриваемой проблематике на всех уровнях законотворческой деятельности. При этом особо стоит вопрос о необходимости конкретизации полномочий по применению сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних мер профилактики безнадзорности в подростковой среде [3, с. 4–5].

Меры ранней профилактики правонарушений среди подростков должны быть направлены на предупреждение формирования антиобщественной направленности личности, ресоциализации тех подростков, которые еще не совершили правонарушение, но у которых эта направленность выявлена. В связи с этим, возрастает значение деятельности органов исполнительной власти и ОМС по предупреждению административной деликтности несовершеннолетних.

На наш взгляд, самыми эффективными мероприятиями в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются следующие.

  1. Профилактические беседы и выступления среди учащихся образовательных организаций. Тема таких бесед может быть различной в зависимости от возраста и категории слушателей. Особо следует отметить, что проведение таких бесед должно проходить с обязательным участием психологов. Психологическая диагностика даст возможность проведения мероприятий по коррекции поведения, позволит на ранних этапах выявить подростков, которые имеют склонность к самовольному уходу, предупредить повторные самовольные уходы и их последствия.
  2. Обеспечение трудовой, досуговой и каникулярной занятости несовершеннолетних. Осуществление такой работы возможно только во взаимодействии с центрами занятости населения.
  3. Своевременная помощь (социальная, психологическая, педагогическая) и работа с семьями. Говоря об оказании указанных видов помощи, обратим внимание на знание сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних основ построения государственной системы социальной помощи (субъекты и виды социальной помощи), психологических особенностей личности, педагогических приемов и т. д.
  4. Назначение наставника из числа сотрудников ОВД либо из числа сотрудников образовательной организации. Особенно важно их закрепление за такими несовершеннолетними, которые склонны к самовольному уходу или уже уходили из дома. Считаем возможным и использование института общественных воспитателей. Вышеназванную меру необходимо применять в целях совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, увеличения роли общества в воспитании несовершеннолетних.
  5. Постановка несовершеннолетнего на внутришкольный учет. Это основное превентивное мероприятие, которое направлено на оперативное выявление детей и семей «группы риска», точечную целенаправленную работу с ними, изучение их окружения, психологическое сопровождение и взаимодействие с родителями до того момента, когда подросток совершит противоправные действия либо самовольный уход и будет поставлен на учет в ОВД либо в районных (городских) комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. Поэтому задача школы заключается в предотвращении негативных последствий безнадзорности, возвращении ребенка к нормальной школьной жизни.
  6. Целесообразно открывать и расширять в регионах сеть специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для трудновоспитуемых подростков. Открывать детские комнаты и восстановить должности педагогов-организаторов по месту жительства. Повсеместно ввести должность «школьного» инспектора полиции в общеобразовательных учреждениях.
  7. Также считаю необходимым повысить уровень идеологического противодействия религиозно-политическому экстремизму, активно привлекая к этой работе представителей государственной власти, местного самоуправления, духовенства, педагогических коллективов и средства массовой информации. С этой целью — ввести в учреждениях высшего и профессионального образования спецкурс, раскрывающий сущность религиозно-политического экстремизма и обеспечить выпуск соответствующей учебно-методической и научно-популярной литературы.
  8. Правовой статус ОВД в части предупреждения административной деликтности несовершеннолетних на современном этапе должен развиваться в следующих направлениях:

– предоставление основных функций предупредительной деятельности территориальным органам внутренних дел;

– усиление требований по соблюдению законности, обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних граждан;

– последовательное утверждение в деятельности полиции принципа высокого профессионализма;

– оптимальное сочетание видов профилактики правонарушений несовершеннолетних: социальной, специальной, общей, групповой и индивидуальной, ранней, непосредственной;

– восстановление специальных полицейских подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях среднего образования (школьных инспекторов полиции);

– развитие информационно-аналитической основы деятельности полиции, использование методов прогнозирования, планирования, программирования.

Для повышения качества административной деятельности подразделений полиции по делам несовершеннолетних считаем, что данную службу рационально комплектовать сотрудниками, которые имеют профильное образование и опыт работы с детьми. Для этого во всех образовательных организациях МВД России следует уточнить и внедрить учебную программу подготовки квалифицированных специалистов по данному направлению с профилем специальности — правоохранительная деятельность, специализация — административная деятельность ОВД, профиль подготовки — деятельность инспекторов по делам несовершеннолетних ОВД.

Требуется искоренить факты привлечения инспекторов полиции по делам несовершеннолетних к работе, не связанной с решением их основных задач и выполнением функций [5, с. 44]. С этой целью ст. 5 Инструкции по организации деятельности ПДН мы полагаем необходимым дополнить предложением следующего содержания: «По выявленным фактам привлечения сотрудников по делам несовершеннолетних органов внутренних дел к деятельности, не связанной с выполнением возложенных на них обязанностей, проводятся служебные проверки с привлечением руководителей допустивших указанные нарушения к дисциплинарной ответственности».

Также считаем важным создание на базе центрального аппарата МВД России отдельного, единого для всей РФ специализированного сайта подразделений по делам несовершеннолетних. На сайте целесообразно публиковать свежие новостные блоки, всю статистическую информацию, контакты руководителей подразделений по делам несовершеннолетних, историческую справку о становлении и развитии отечественных органов и учреждений по противодействию безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних лиц, особенности подготовки кадров, опросы общественного мнения, вопросы взаимодействия с иными органами и учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, нормативно-правовые документы, перспективы международного сотрудничества. Особый акцент следует сделать на «на усиление борьбы с безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних, активизацию мер по профилактике правонарушений несовершеннолетних, а также работу по противодействию вовлечения детей и подростков в криминальную деятельность» и иных передовых формах и методах упредительной административной деятельности по профилактике предделиктного поведения и деликтов несовершеннолетних лиц.

Реализация данных направлений будет способствовать совершенствованию предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних органами внутренних дел (полицией).

Литература:

  1. Верстов, В. В. Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних по профилактике правонарушений несовершеннолетних / В. В. Верстов, И. К. Харитонов // Общество и право. — 2014. — № 4 (50). — С. 244–248.
  2. Зайко, Т. М. О системе профилактики правонарушений несовершеннолетних / Т. М. Зайкко // Уголовное право и криминология. — 2017. — № 1. — С. 51–54.
  3. Ищенко, Е. В. Приоритетные направления деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в профилактике самовольных уходов детей / Е. В. Ищенко // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. — 2017. — № 3–1. — С. 3–5.
  4. Прозументов, Л. М. О показателях, характеризующих преступность несовершеннолетних в Российской Федерации / Л. М. Прозументов // Вестник Томского госуниверситета. Право. — 2016. — № 2 (20). — С. 48–53.
  5. Сухарев Д. А. Задачи органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних / Д. А. Сухарев // Ex jure. — 2019. — № 8. — С. 41–45.
Основные термины (генерируются автоматически): профилактика правонарушений, дело, направление совершенствования, педагогическое общение, подросток, профилактическая деятельность, орган, педагогическая техника, самовольный уход, административная деятельность.


Похожие статьи

Профилактика правонарушений среди подростков...

Ключевые слова: правонарушение, несовершеннолетний, профилактика, подросток, школа.

Своевременно найденные в поведении детей и подростков отклонения и хорошо построенная педагогическая помощь могут сыграть немаловажную роль в профилактике...

Управление процессом профилактики правонарушений...

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления

Для устранения такого поведения подростков нужна профилактическая работа .

Психолого-педагогическая профилактика правонарушений среди...

Психолого-педагогическая профилактика правонарушений...

Психолого-педагогическая профилактика правонарушений среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы.

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых...

Особенности деятельности социального педагога...

В социально-педагогической профилактике правонарушений несовершеннолетних различают три виды профилактической деятельности: 1) первичная профилактика, направленная на установление обстоятельств, которые отрицательно влияют на формирование личности...

педагогическая профилактика , профилактическая работа...

Психолого- педагогическая деятельность по оптимизации процесса социализации подростков с девиантным поведением связана с созданием. Психолого- педагогическая поддержка социализации безнадзорных и беспризорных детей в системе средств профилактики и...

Психологические особенности несовершеннолетних...

В качестве основных направлений деятельности по профилактике самовольных уходов воспитанников в нашем учреждении проводится... Профилактика правонарушений среди подростков... Профилактические работы с учащимися — сложный процесс, разноаспектный...

Особенности предупреждения и профилактика преступности...

Основные направления совершенствования профилактики преступности

Мероприятие прошло в рамках профилактической операции «Подросток-2019» с целью предупреждения

В июле 2019 года проведена профилактическая встреча в рамках реализации Государственной...

Формирование правового сознания подростков в процессе...

Проблема организации профилактики правонарушений подростков в общеобразовательной школе в настоящее время актуальна, о чем свидетельствуют статистические данные о правонарушениях подростков.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних...

Статья посвящена вопросам совершенствования механизмов эффективности профилактической и реабилитационной работы снижения роста правонарушений среди несовершеннолетних, которая является актуальной и социально значимой задачей...

Профилактика девиантного поведения подростков в системе СПО

Каждый педагогический коллектив строит работу в данном направлении согласно индивидуальным особенностям своего

Попов В. А., Липнягов Н. П. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных...

Похожие статьи

Профилактика правонарушений среди подростков...

Ключевые слова: правонарушение, несовершеннолетний, профилактика, подросток, школа.

Своевременно найденные в поведении детей и подростков отклонения и хорошо построенная педагогическая помощь могут сыграть немаловажную роль в профилактике...

Управление процессом профилактики правонарушений...

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления

Для устранения такого поведения подростков нужна профилактическая работа .

Психолого-педагогическая профилактика правонарушений среди...

Психолого-педагогическая профилактика правонарушений...

Психолого-педагогическая профилактика правонарушений среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы.

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых...

Особенности деятельности социального педагога...

В социально-педагогической профилактике правонарушений несовершеннолетних различают три виды профилактической деятельности: 1) первичная профилактика, направленная на установление обстоятельств, которые отрицательно влияют на формирование личности...

педагогическая профилактика , профилактическая работа...

Психолого- педагогическая деятельность по оптимизации процесса социализации подростков с девиантным поведением связана с созданием. Психолого- педагогическая поддержка социализации безнадзорных и беспризорных детей в системе средств профилактики и...

Психологические особенности несовершеннолетних...

В качестве основных направлений деятельности по профилактике самовольных уходов воспитанников в нашем учреждении проводится... Профилактика правонарушений среди подростков... Профилактические работы с учащимися — сложный процесс, разноаспектный...

Особенности предупреждения и профилактика преступности...

Основные направления совершенствования профилактики преступности

Мероприятие прошло в рамках профилактической операции «Подросток-2019» с целью предупреждения

В июле 2019 года проведена профилактическая встреча в рамках реализации Государственной...

Формирование правового сознания подростков в процессе...

Проблема организации профилактики правонарушений подростков в общеобразовательной школе в настоящее время актуальна, о чем свидетельствуют статистические данные о правонарушениях подростков.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних...

Статья посвящена вопросам совершенствования механизмов эффективности профилактической и реабилитационной работы снижения роста правонарушений среди несовершеннолетних, которая является актуальной и социально значимой задачей...

Профилактика девиантного поведения подростков в системе СПО

Каждый педагогический коллектив строит работу в данном направлении согласно индивидуальным особенностям своего

Попов В. А., Липнягов Н. П. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных...

Задать вопрос