Модель формирования позитивного имиджа образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 04.10.2023

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Ивлева, П. Д. Модель формирования позитивного имиджа образовательной организации / П. Д. Ивлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106379/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье исследуется вопрос формирования позитивного имиджа в образовательных организациях и рассматривает PR-деятельность как систему внутренних и внешних коммуникационных процессов. Подтверждается актуальность применения связей с общественностью в образовательной сфере согласно современным исследованиям в области коммуникационного менеджмента и экономики.

Ключевые слова: модель, формирование, позитивный имидж, образовательная организация, PR, PR-деятельность.

Формирование позитивного имиджа — одна из ключевых задач для менеджмента образовательных организаций в современном мире. Учредители и управляющие школ, детских центров и других организаций убеждены, что рынок образовательных услуг ежегодно становится всё более конкурентным, и им необходимо работать над имиджем образовательной организации.

Однако, несмотря на понимание проблемы, до сих пор существует вопрос — как, в какой форме и с помощью каких инструментов образовательная организация может сформировать позитивный имидж.

PR-деятельность в образовательной организации представляет собой систему внешних и внутренних коммуникационных процессов. Актуальность применения связей с общественностью в этой сфере подтверждена современными исследованиями в области коммуникационного менеджмента и экономики.

Основой процесса PR-деятельности в образовательной организации является системный подход, который обеспечивает эффективность и соответствие признакам системы, таким как эмерджентность, гомеостазис и структурность [4]. Это позволяет достичь целей коммуникации и эффективно взаимодействовать с различными заинтересованными сторонами.

PR-деятельность в образовательной организации может рассматриваться на основе компонентов коммуникативной системы. Отправитель является одним из ключевых элементов PR-процесса, обеспечивающим формирование и реализацию коммуникационной стратегии [11]. Язык коммуникации, канал коммуникации, сообщение, получатель и шумы также играют важную роль в PR-деятельности.

Анализ различных моделей деятельности по связям с общественностью в теории коммуникационного менеджмента позволяет определить наиболее эффективные подходы для PR-деятельности в образовательной организации. Среди них можно выделить социально-ориентированный PR, направленный на формирование позитивного образа организации в глазах общественности, личностно-ориентированный PR, который акцентирует внимание на личностных качествах и достижениях сотрудников и студентов, а также культурно-ориентированный PR, ориентированный на привлечение и удержание разнообразной культурной среды в образовательном учреждении [7].

Имидж является важной частью PR-деятельности и выполняет определенные функции. Это позволяет нам заключить, что формирование и поддержание имиджа организации является неотъемлемой частью PR-системы. Создание эффективного имиджа организации рекомендуется осуществлять в соответствии с принятыми коммуникативными нормами и канонами взаимодействия организации со своей внешней средой.

В образовании появилась новая дисциплина — педагогическая имиджелогия, которая имеет теоретическую базу, определяет функции, предмет и цели, связанные с формированием имиджа образовательных организаций [13]. Однако, пока ещё не структурированы достижения в этой области и отсутствуют единые модели формирования позитивного имиджа образовательных учреждений.

Для внедрения, разработанной модели необходимо определить уровневую характеристику имиджа базы проведения эксперимента.

В констатирующем этапе эксперимента приняли участие две группы: контрольная и экспериментальная группы. Контрольная группа — Самарский региональный центр для одарённых детей. Экспериментальная группа — региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи «Вега».

Цель констатирующего этапа заключается в составлении уровневой характеристики имиджа и выявлении проблем формирования позитивного имиджа в практике PR-деятельности образовательных организаций.

Для оценки системы критериев были разработан ряд показателей. Так для оценки критерия «Социальный имидж организации» были использованы следующие показатели: публикация позитивной тональности в СМИ; охват аудитории в социальных сетях организации. Для оценки критерия «Бизнес-имидж организации» использовались показатели: визуальный имидж; имидж услуг; материально-техническая база организации. К оценке критерия «Индивидуальный имидж руководителя» относится показатель имидж руководителя. Оценка критерия «Имидж педагогического состава» осуществляется с помощью показателя имидж педагогов. Для оценки критерия «Имидж обучающихся» использован показатель имидж потребителя. Критерий «Деловая культура» оценивается с помощью следующих показателей: взаимодействие с целевой аудиторией; партнерские отношения организации; внутренняя культура и воспитании в организации.

Результаты констатирующего этапа представлены в таблице 1.

Таким образом, согласно результатам анализа уровня имиджа организации было выявлено, что ГБНОУ СО Самарский региональный центр для одарённых детей имеет прочный имидж лидера среди организаций образования в регионе, занимающейся научными исследованиями в области химии, физики и других точных наук.

Таблица 1

Результаты оценки критериев и итоговый результат оценки позитивного имиджа ГБНОУ СО Самарский региональный центр для одарённых детей и регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи «Вега»

Критерий / Организация

ГБНОУ СО Самарский региональный центр для одарённых детей

Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи «Вега»

Социальный имидж организации

3

3

Бизнес-имидж организации

6

9

Индивидуальный имидж руководителя

5

5

Имидж педагогического состава

5

5

Имидж обучающихся

5

3

Деловая культура образовательной организации

11

9

Итоговое количество баллов

35

34

Уровень имиджа

Средний уровень

Средний уровень

Однако, при подробном рассмотрении работы подразделения «Вега», которая работает по модели образовательного центра «Сириус», выяснилось, что данное направление не упоминается в качестве ключевого в работе Центра. Это приводит к тому, что организация не получает достаточной огласки в СМИ и обсуждений в районах региона, несмотря на большой потенциал данного направления.

Исходя из анализа, можно сделать вывод что в данной организации не создана система на уровне управления коммуникациями внедрения PR-деятельности. В рамках гипотезы исследования определим, что первая задача, которую необходимо решить в рамках данного исследования — создать системы управления коммуникациями внедрения PR-деятельности. Вторая задача к реализации — подобрать ряд PR-коммуникаций, а также проанализировать продукты. Третья задача — изучить типы создания PR-продуктов. Четвертая задача — определить использование методов.

Модель формирования положительного имиджа образовательного учреждения включает в себя несколько ключевых элементов. Так, модель основана на системно-коммуникативном подходе, который подчеркивает важность организованного и стратегического управления коммуникациями внутри учреждения. В действительности, подход ориентирован на четкую и прозрачную коммуникацию, содействие диалогу и вовлечение заинтересованных сторон на взаимовыгодной основе.

Кроме того, модель интегрирует различные виды PR-деятельности, включая социально-ориентированный, личностно-ориентированный и культурно-ориентированный PR. Социально-ориентированный PR предполагает инициативы, способствующие общественному благосостоянию, тогда как личностно-ориентированный PR подчеркивает личные качества и достижения людей, связанных с учреждением. Культурно-ориентированный PR подчеркивает приверженность учреждения культурному разнообразию и инклюзивности.

В модель включены методы педагогической имиджелогии, такие как позиционирование, эмоциональность, детализация, метафоризация, информационная акцентуация, опросы общественного мнения. Эти методы используются для формирования и управления имиджем учителей и повышения их репутации в учебном заведении.

Имидж образовательного учреждения имеет осознанные и неосознанные социально-психологические источники. Задача руководителя ОО заключается в том, чтобы создать имидж положительным, привлекательным по внешним и внутренним признакам.

Цель контрольного этапа заключается в апробации модели формирования позитивного имиджа образовательной организации.

Результаты оценки имиджа баз эксперимента на контрольном этапе представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты оценки критериев и итоговый результат оценки позитивного имиджа ГБНОУ СО Самарский региональный центр для одарённых детей и регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи «Вега»

Критерий / Организация

ГБНОУ СО Самарский региональный центр для одарённых детей

Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи «Вега»

Социальный имидж организации

3

6

Бизнес-имидж организации

6

13

Индивидуальный имидж руководителя

5

5

Имидж педагогического состава

5

5

Имидж обучающихся

5

5

Деловая культура образовательной организации

11

13

Итоговое количество баллов

35

47

Уровень имиджа

Средний уровень

Средний уровень

Таким образом, внедряя эту комплексную модель, образовательное учреждение может эффективно управлять своей PR-деятельностью, строить прочные отношения с заинтересованными сторонами и создавать положительный имидж. В модели особое внимание уделяется стратегической коммуникации, этическим практикам и согласованию PR-стратегий с целями и ценностями учреждения. В конечном итоге этот подход способствует повышению общей репутации учебного заведения, привлекает будущих учащихся, поддерживает позитивные отношения с сообществом и создает благоприятную среду обучения.

Литература:

  1. Акопян М. С. Значимость имиджа для организации. Корпоративная идентичность // Молодой ученый. — 2017 — № 19. — С. 113–115.
  2. Антоненко А. В. Формирование имиджа организации // Молодой ученый. — 2017 — № 9. — С. 387–388.
  3. Гордина И. И. Имидж организации как объект управления / И. И. Гордина // Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations, № 1 (50). — 2017 — С.20–22.
  4. Искрин Н. С., Чичканова Т. А. Менеджмент в образовании: системный подход // Образование и наука. 2015. № 1 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/menedzhment-v-obrazovanii-sistemnyy-podhod (дата обращения: 02.10.2023).
  5. Лукашенко М. А. Профессиональные компетенции руководителя как фактор конкурентоспособности компании. — М.: Синергия, 2017–10 с.
  6. Малых Ю. В., Широкова Т. В. Формирование положительного имиджа образовательной организации // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». — 2017.
  7. Надуваев К. А., Медведева О. С. Использование PR-технологий в формировании позитивного имиджа организации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 6–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-pr-tehnologiy-v-formirovanii-pozitivnogo-imidzha-organizatsii (дата обращения: 02.10.2023).
  8. Присяжнюк В. В. Имиджевая культура современной образовательной организации // Педагогическое обозрение. — 2016 — № 4 (167). — С. 8–10.
  9. Сидорова А. С. Управление созданием имиджа образовательной организации // Молодой ученый. — 2016 — № 24. — С. 520–523.
  10. Скуртова Л. И. Исследование имиджа образовательной организации // International journal of professional science. — 2020.
  11. Соколова Галина Евгеньевна Коммуникативные основы педагогического общения // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-osnovy-pedagogicheskogo-obscheniya (дата обращения: 02.10.2023).
  12. Тринитатская О. Г., Бочаров С. В. Формирование позитивного имиджа образовательной организации в условиях конкурентной среды // Мир науки. Педагогика и психология. — 2017.
  13. Ушакова Н. В. Имиджелогия. — М.: Дашков и К°, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, позитивный имидж, Самарский региональный центр, оценка критерия, развитие способностей, региональный центр выявления, образовательное учреждение, ребенок, коммуникационный менеджмент, педагогический состав.


Похожие статьи

Особенности имиджа образовательных организаций

На формирование внутреннего и внешнего имиджа оказывают большое влияние характеристики педагогического коллектива, так как продуктом образовательного учреждения является услуга, а в процессе ее получения учащийся тесно взаимодействует с педагогом.

Управление созданием имиджа образовательного учреждения

‒ устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения образовательной организацией определенной силы — в том смысле, что создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.

Положительный имидж образовательного учреждения как...

Положительный имидж можно рассматривать как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения. В связи с этим технология продвижения имиджа осуществляется параллельно на следующих трех уровнях

К вопросу о формировании имиджа образовательного...

в-четвертых, устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения образовательным учреждением определенной силы – в том смысле, что создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.

Особенности управления формированием имиджа...

В данной статье рассматриваются особенности управления формированием имиджа в образовательном учреждении в условиях возрастающей конкуренции между школами. Нами были выявлены причины, которые предопределяют значимость положительного имиджа.

Маркетинг образовательных услуг как средство повышения...

В статье описаны организационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации, представлены основные элементы маркетинговой стратегии школы, стратегические направления развития школы и основные этапы внедрения...

Стратегия развития образовательного учреждения

В статье рассматривается стратегия развития образовательного учреждения, как основная составляющая ее деятельности. Раскрывающая факторы влияющие на разработку стратегии образовательного учреждения.

Инновационная практика управления общеобразовательной...

Таким образом, постоянно находясь в ситуации инновационного режима, МБОУ Баганская СОШ № 1, рассматривает свое развитие в новых подходах в управлении, совершенствовании образовательной среды для позитивного функционирования созданной модели управления.

Методы оценки конкурентоспособности и качества услуг...

1. Методы оценки конкурентоспособности вузов по качеству услуг (Метод «профилей»). Разрабатываются различные критерии выявления запросов потребителей образовательных услуг применительно к вузу, устанавливается их иерархия и сравнивается как важность.

Цифровая образовательная среда как инструмент создания...

Цифровая образовательная среда « ПиктоМир » — это инновационная деятельность, направленная на организацию в образовательном пространстве дошкольных организаций цифровой образовательной среды ПиктоМир с основами алгоритмизации и...

Похожие статьи

Особенности имиджа образовательных организаций

На формирование внутреннего и внешнего имиджа оказывают большое влияние характеристики педагогического коллектива, так как продуктом образовательного учреждения является услуга, а в процессе ее получения учащийся тесно взаимодействует с педагогом.

Управление созданием имиджа образовательного учреждения

‒ устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения образовательной организацией определенной силы — в том смысле, что создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.

Положительный имидж образовательного учреждения как...

Положительный имидж можно рассматривать как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения. В связи с этим технология продвижения имиджа осуществляется параллельно на следующих трех уровнях

К вопросу о формировании имиджа образовательного...

в-четвертых, устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения образовательным учреждением определенной силы – в том смысле, что создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.

Особенности управления формированием имиджа...

В данной статье рассматриваются особенности управления формированием имиджа в образовательном учреждении в условиях возрастающей конкуренции между школами. Нами были выявлены причины, которые предопределяют значимость положительного имиджа.

Маркетинг образовательных услуг как средство повышения...

В статье описаны организационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации, представлены основные элементы маркетинговой стратегии школы, стратегические направления развития школы и основные этапы внедрения...

Стратегия развития образовательного учреждения

В статье рассматривается стратегия развития образовательного учреждения, как основная составляющая ее деятельности. Раскрывающая факторы влияющие на разработку стратегии образовательного учреждения.

Инновационная практика управления общеобразовательной...

Таким образом, постоянно находясь в ситуации инновационного режима, МБОУ Баганская СОШ № 1, рассматривает свое развитие в новых подходах в управлении, совершенствовании образовательной среды для позитивного функционирования созданной модели управления.

Методы оценки конкурентоспособности и качества услуг...

1. Методы оценки конкурентоспособности вузов по качеству услуг (Метод «профилей»). Разрабатываются различные критерии выявления запросов потребителей образовательных услуг применительно к вузу, устанавливается их иерархия и сравнивается как важность.

Цифровая образовательная среда как инструмент создания...

Цифровая образовательная среда « ПиктоМир » — это инновационная деятельность, направленная на организацию в образовательном пространстве дошкольных организаций цифровой образовательной среды ПиктоМир с основами алгоритмизации и...

Задать вопрос