Маркетинг образовательных услуг как средство повышения конкурентоспособности образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 19.06.2021

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Арипова, А. А. Маркетинг образовательных услуг как средство повышения конкурентоспособности образовательной организации / А. А. Арипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 391-392. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82608/ (дата обращения: 24.01.2022).



В статье описаны организационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации, представлены основные элементы маркетинговой стратегии школы, стратегические направления развития школы и основные этапы внедрения маркетинговой стратегии.

Ключевые слова : маркетинг, конкурентоспособность, образовательная услуга.

Сфера образовательных услуг сегодня существует в рыночных условиях и активно адаптируется к серьезной конкуренции. Активный и быстрый темп развития образования преобразует усиление конкуренции на международном и национальном уровнях, что требует качественных новых подходов к организации образовательной деятельности и управления учебными заведениями с учетом динамично меняющихся потребностей общества и экономики. Повышение конкурентоспособности образовательных организаций в сфере образования возможно посредством маркетинга образовательных услуг, так как именно качественное, инновационное, соответствующее запросам потребителей предоставление образовательных услуг является залогом успешной деятельности образовательной организации [1]. Маркетинговая деятельность требует от образовательных организаций целенаправленного планирования, исследования и контроля разработанных и используемых программ.

При этом существуют проблемы маркетинга образовательных услуг, особенно на уровне школ. Среди них можно выделить: проблемы формирования имиджа школ, проблемы кадров в области маркетинга образовательных организаций и пр. Возникает необходимость организации эффективного управления процессом повышения конкурентоспособности образовательной организации посредством маркетинга образовательных услуг. Для решения данной проблемы необходимо ответить на вопрос: каковыорганизационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации посредством маркетинга образовательных услуг?

Организационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации посредством маркетинга образовательных услуг реализуются на основе:

— разработки маркетинговой стратегии образовательной организации (принципы, миссия, ценности, цели);

— целенаправленного включения педагогов в маркетинговую деятельность, направленную на повышение конкурентоспособности образовательной организации.

Выделенное первое организационно-управленческое условие необходимо, так как маркетинговая стратегия образовательной организации в последнее время выступает эффективным механизмом успешного позиционирования организации как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда. Именно маркетинговая стратегия обеспечивает конкурентоспособность образовательной организации через качественное предоставление им образовательных услуг и формирования его положительного имиджа. В связи с этим, руководителям образовательных организаций следует быть внимательным и следить за динамично развивающимся рынком образовательных услуг в современных условиях.

Маркетинговая стратегия школы должна состоять из таких элементов, как:

  1. Паспорт стратегии (нормативно-правовая база деятельности и пр.)
  2. Информационная справка (основные сведения об организации).
  3. Проблемно-ориентированный анализ (анализ проблем школы).
  4. Концепция развития школы (стратегические направления развития).
  5. Характеристика управляющего объекта, коллегиальная функциональная направленность (анализ структуры управления).
  6. Стратегии реализации (направления реализации стратегии).

Стратегические направления маркетинговой стратегии школы:

  1. Удовлетворение запросов всех участников образовательного процесса (учитель-ученик-родитель).
  2. Сплоченная команда развития школы.
  3. Использование 90 % учителей инновационных подходов в обучении (образовательные платформы, штрих-коды, интерактивные игры) и пр.
  4. Расширение диапазона мероприятий для раскрытия, развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей обучающихся.
  5. Увеличение числа школьников, реализовавших свои способности.
  6. Увеличение количества учеников, успевающих на «4» и «5».
  7. Внедрения новых проектов.
  8. Создание собственной образовательной платформы.
  9. Развитие правовой грамотности и пр.

Основные этапы внедрения маркетинговой стратегии:

1-ый этап. Осуществление проблемно-ориентировочного анализа и разработки Стратегии школы.

2-ой этап. Реализация Стратегии согласно плану мероприятий.

3-ий этап. Рефлексивный отчет по оценке результатов.

С целью повышения конкурентоспособности образовательной организации необходимо целенаправленное включение педагогов в маркетинговую деятельность. Реализовать данное условие можно с помощью организации совета молодых педагогов.

Основными целями совета молодых педагогов являются: объединение молодых учителей для осуществления поставленных задач в области образования, которые связаны с тем, чтобы молодые специалисты закрепились в педагогическом сообществе и коллективе, а также были созданы условия для их профессионального роста, удовлетворения профессиональных и социальных запросов не только педагогов, но и административного состава.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что для формирования более высокого уровня конкурентоспособности образовательной организации важно реализовать направления маркетинга качественно, а также ежемесячно проводить их оценку.

Для оценки конкурентоспособности образовательной организации при реализации маркетинга образовательных услуг можно использовать следующие методики:

  1. Метод интегральной оценки конкурентоспособности образовательной организации.
  2. Интегрированный подход: рассмотрение особенностей внутренней структуры образовательной организации, структурных и отраслевых особенностей по модели Портера о пяти силах конкуренции, анализ внутренней и внешней среды организации, её потенциальных угроз и возможностей по SWOT-анализу.
  3. Метод экспертных оценок (модель SERVQUAL).

Литература:

  1. Вагин Д. Ю., Яшкова Е. В., Савинова А. Д., Севастьянова А. Д. Особенности маркетинга в сфере образовательных услуг // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. — № 3–1.– С. 835–838.
  2. Гапеев В. О. Маркетинг в системе образования // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика: сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции. 2019. — С. 120–126.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, маркетинговая стратегия, маркетинговая деятельность, маркетинговая стратегия школы, услуга, SERVQUAL, организационно-управленческое условие повышения конкурентоспособности, основной этап внедрения, повышение конкурентоспособности, целенаправленное включение педагогов.


Задать вопрос