Методы оценки конкурентоспособности и качества услуг учреждения дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (304) апрель 2020 г.

Дата публикации: 06.04.2020

Статья просмотрена: 1638 раз

Библиографическое описание:

Санникова, А. Н. Методы оценки конкурентоспособности и качества услуг учреждения дополнительного образования / А. Н. Санникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68423/ (дата обращения: 26.04.2024).



Многие вопросы, стоящие перед руководителями учреждений, оказывающих услуги дополнительного образования, остаются не раскрытыми. Находиться в конкурентоспособном состоянии, быть лидером не только на региональном рынке услуг, но и на всероссийском уровне возможно, ответив на следующие вопросы:

– Почему обучающиеся и их родители предпочитают занятия в тех или иных учреждениях дополнительного образования?

– Из каких факторов складывается мнение о услугах?

– Что влияет на выбор творческих объединений?

– Почему в одних клубах по месту жительства нет проблем с набором обучающихся, а другие приходится закрывать?

– Что способствует повышению конкурентоспособность образовательной организации, а именно, учреждения дополнительного образования?

Анализ литературы показал, что сегодня представление передового опыта повышения конкурентоспособности учреждений дополнительного образования представлено слабо. Вариативность дополнительного образования, возможность широкого выбора направлений деятельности для обучающихся, развитие коммерческих образовательных организаций, обращение внимания родителей на качество предоставляемых услуг ставят задачу повышения конкурентоспособности на образовательном рынке [1].

Сегодня дополнительное образование — это полноправная часть единого образовательного пространства. Оно призвано обеспечить занятость детей, подростков и молодежи, предоставить возможность для их самоопределения и самовыражения, организовать практико-ориентированную творческую деятельность, вести работу по профилактике асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.

Для того чтобы не только сохранить, но и увеличить количество обучающихся организации дополнительного образования вынуждены стремиться к повышению уровня конкурентоспособности. Успех организации зависит от впечатления, которое она производит на потребителя, в частности на родителей как заказчика образовательных услуг. Родители, выбирающие организации дополнительного образования для ребенка, сначала ориентируются на мнения и оценки других людей. Следовательно, от того, какое мнение сложится у нескольких людей, зависит ее репутация на многие годы. Поэтому формирование и развитие позитивного имиджа организации в современных условиях является необходимостью.

Положительный имидж в конкурентной борьбе среди организаций дополнительного образования, расположенных на одной территории, будет способствовать сохранению контингента и набору новых учащихся. Несомненно, что формирование имиджа — это первый шаг создания запаса доверия для потребителей. В процессе формирования имиджа создается свой, неповторимый образ учреждения на основе имеющихся ресурсов. Для того, что быть уверенным, что именно этот образ предпочтителен для целевой аудитории, реально определить свои возможности и правильно использовать имеющиеся и потенциально возможные ресурсы в решении этого вопроса, необходимо отдавать приоритет роли руководителя-исследователя. То есть такого руководителя образовательной организации, который способен видеть сильные и слабые стороны учреждения, анализировать и корректировать их. Планируя имиджевую работу необходимо понимать, на какую целевую аудиторию она будет направлена: на детей, их родителей, социальных партнеров или педагогов [2].

Педагогические работники, коллектив в целом могут активно способствовать повышению конкурентоспособности организации, а могут безразлично относиться к инновационной деятельности, или даже противодействовать нововведениям. Руководитель, разрабатывая стратегию развития организации, выбирает оптимальные подходы в решении задач, но это не принесет желаемых результатов, если сотрудники не будут стремиться к достижению намеченных целей. Современный руководитель заинтересован в подготовке компетентных, профессионально-квалифицированных кадрах, способных реализовать свой творческий потенциал. По-настоящему эффективно работать сможет только мотивированный результатом своей деятельности педагог.

В настоящее время дети обладают возможностью выбора широкого спектра развлечений и других форм интересного времяпрепровождения и новых привлекательных возможностей досуга, не требующих серьезных умственных и физических усилий. Например, просмотр телевизора или компьютерные игры. Традиционные формы занятий, наскучившие в школе, в дополнительном образовании вряд ли привлекут обучающихся в творческие объединения и секции. Для того чтобы ребенок добровольно и регулярно посещал занятия педагоги дополнительного образования вынуждены внедрять практику новые формы предоставления образовательных услуг, вносить изменения в содержание образовательных программ, разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты стимулируя интерес ребенка и мотивируя его на дальнейшую деятельность.

Очевидно, что у системы дополнительного образования появляется все больше конкурентов на рынке предоставляемых образовательных услуг. Интенсивно развивается сфера негосударственных учреждений дополнительного образования, имеющая возможность регулирования содержания программ в зависимости от индивидуальных запросов родителей. Их программы, в отличие от традиционных программ дополнительного образования более гибкие и вариативные. Способные за небольшой промежуток времени решить проблему: обучить владению иностранными языками, работе с компьютером, освоить мир танца, развить вокальные данные и пр. Родители согласны за это платить, так как получают быстрый ответ на свой запрос [3].

К сожалению, остаточный принцип финансирования организаций дополнительного образования заставляет их все чаще прибегать к введению платных услуг. Таким образом, родители, оплачивающие досуг и образование своего ребенка вольны выбирать и требовать более профессиональной подготовки. Следовательно, программы дополнительного образования могут быть востребованными, если будут иметь высокую социальную значимость. В настоящее время все организации системы дополнительного образования находится в процессе постоянного развития, конкурируют на рынке образовательных услуг, стараются преодолевать трудности и проблемы [4].

Наряду с количественными показателями оценки конкурентоспособности услуг используются и качественные показатели. При этом используется бальная система сравнения различного рода услуг. Широкое распространение в практике маркетинговых исследований получил экспертный метод, который применяется при бальной системе оценки.

В сфере образовательных услуг различают видовую, функциональную и маркетинговую конкуренцию. Видовая конкуренция подразумевает конкуренцию образовательных услуг преимущественно одного вида или близких друг к другу по качественным характеристикам и свойствам. Функциональная конкуренция может быть удовлетворена с помощью различных способов: повышение информатизации и компьютеризации учебных заведений, внедрение совместных программ обучения с зарубежными вузами и Международными организациями, улучшение материально-технического оснащения учебных помещений и т. д. Исходя из вышеизложенного, был проведен анализ методик, потенциально применимых к оценке конкурентоспособности учреждений дополнительного образования.

Таблица 1

Анализ основных методик оценки конкуре6нтоспособности образовательных учреждений

Методика

Содержание

1

Методы оценки конкурентоспособности вузов по качеству услуг (Метод «профилей»)

Разрабатываются различные критерии выявления запросов потребителей образовательных услуг применительно к вузу, устанавливается их иерархия и сравнивается как важность

2

«SWOT-анализ» М.Портера. Модель сравнительного анализа конкурентоспособности организаций

Позволяет выявить и оценить сильные и слабые стороны организации. Конкурентоспособность оценивается по отдельным блокам: управление, финансы, организация, маркетинг, кадровый состав, применяемые технологии

3

Матричная методика оценки конкурентоспособности сферы услуг («Бостонская консалтинговая группа»)

Основная идея заключается в построении матрицы, где используются два показателя:

—темпы роста емкости рынка услуг в линейном масштабе;

— относительная доля процента услуг организации на рынке в логарифмическом масштабе

4

Методика оценки конкурентоспособности сферы услуг Ж.-Ж. Ламбена

Конкурентоспособность сферы услуг определяется как характеристика и свойства предлагаемых услуг, создающих для организации определенное превосходство над своими прямыми конкурентами («приоритетное превосходством» по Ламбену). Ж.-Ж. Ламбен сгруппировал преимущества организации по двум группам факторам, влияющим на оказание услуг: внешним и внутренним

5

Оценка конкурентоспособности по Н. К. Моисеевой

Конкурентоспособность организаций предлагается оценивать, анализируя методы:

—сравнительного преимущества организаций;

— равновесия организации и отрасли;

— рыночной позиции организации;

— метод «профилей»;

— матричный метода

6

Теория равновесия рынка и отрасли А. Маршалла и теория факторов влияния

В условиях равновесия каждый из факторов влияния на оказание услуг используется с одинаковой и одновременно наибольшей интенсивностью. Критерием конкурентоспособности служит наличие у организации таких факторов, которые могут быть использованы с большей, чем у конкурентов, интенсивностью

7

Функциональный подход

Основное значение при оценке конкурентоспособности организации сферы услуг уделяется экономическим показателям деятельности. Все показатели подразделяются на три группы:

— эффективность образовательной и научной деятельности;

— отношение чистых доходов и чистой стоимости материальных активов;

— отношение дохода к затратам

Таким образом, на основании представленных методик для оценки конкурентоспособности образовательных услуг учреждений дополнительного образования необходимо определить систему показателей, практическое применение которой позволит с высокой степенью объективности произвести оценку. Формирование системы оценочных показателей заключается в том, что входящие в ее состав показатели оценки взаимоувязаны и сгруппированы по конкретным признакам. Данная система должна быть эффективной, наглядной и позволять своевременно реагировать на все происходящие изменения, а также повышать обоснованность и оперативность управленческих решений в сфере конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.

На наш взгляд, на конкурентоспособность учреждения дополнительного образования влияют шесть факторов:

– «ассортимент» образовательных услуг (линейка образовательных программ);

– модульные траектории образования;

– финансовые вложения;

– учет требований бизнеса и рынка труда при формировании портрета выпускника;

– прозрачная оценка качества образования, наличие внешнего контроля качества образования;

– кадровый потенциал.

На сегодняшний день усиливается борьба за потребителя образовательных услуг, которая является необходимым условием развития рыночных отношений в сфере образования. Само же повышение уровня конкурентоспособности требует разработки перспективных направлений и внедрения эффективных методов управления, дающих образовательной организации преимущества перед конкурентами.

Важнейшими целями деятельности образовательной организации является создание условий для повышения ее конкурентоспособности, для развития потенциала всех структурных единиц. Процесс повышения конкурентоспособности будет эффективным, если управление в организации построено на основе выработанной коллегиально (управленческая команда, педагогический коллектив, социальные партнеры, заказчики) стратегии развития, управление образовательной организацией строится на основе матричной структуры. Одним из инструментов реализации стратегии является программа повышения конкурентоспособности образовательной организации, разработанная на основе комплексного анализа и построенная на основе маркетингового подхода.

Высокий конкурентный потенциал — залог преуспевания образовательного учреждения в будущем. Управление конкурентоспособностью образовательного учреждения является ключевой задачей стратегического и текущего планирования образовательного учреждения. Целью управления конкурентоспособностью образовательного учреждения является обеспечение конкурентоспособности, а значит — качества образовательных услуг в настоящем и будущем. Поэтому повышение конкурентного потенциала образовательного учреждения, конструирование имиджа, и моделирование конкурентоспособности является главным системообразующим фактором качества образования.

Литература:

  1. Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2017. — № 3. — С. 471–474.
  2. Биказаков Б. М. Инструменты оценки конкурентоспособности предприятия / Б. М. Биказаков, Е. В. Матвеев // Актуальные проблемы менеджмента, экономики и экономической безопасности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Костанай, 27 мая 2019 г.) — Чебоксары: ИД «Среда», 2019. — С. 136–139.
  3. Нуримбетов Р. И. Факторы конкурентоспособности в условиях рынка // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 8–3. — С. 343–347
  4. Федотушкина Е. К. Конкурентоспособность организаций дополнительного образования // Педагогические и социологические аспекты образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 24 апр. 2018 г.) / редкол.: Л. А. Абрамова [и др.] — Чебоксары: ИД «Среда», 2018. — С. 233–234.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, образовательная организация, образовательное учреждение, услуга, оказание услуг, оценка конкурентоспособности, повышение уровня конкурентоспособности, программа, ребенок, родитель.


Похожие статьи

Эффективность и конкурентоспособность дошкольной...

В статье рассмотрены основные подходы к оценке эффективности деятельности и конкурентоспособности образовательной организации, а также актуальные вопросы определения факторов...

Система факторов конкурентоспособности образовательной...

Ключевые слова: конкурентоспособность, образовательная программа, высшее

Рис. 1. Стратегии повышения конкурентоспособности образовательных программ.

Для оценки перечисленных факторов конкурентоспособности образовательных услуг высшего...

Конкурентоспособность частного образовательного центра по...

Рынок образовательных услуг в последние годы достаточно развит и поэтому фактор конкурентоспособности является определяющим

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, преимущество, конкурентоспособность...

Рынок услуг дошкольного образования: анализ маркетинговой...

Ключевые слова: услуги дошкольного образования, PEST-анализ, SWOT-анализ, технология «Тайный покупатель», многоугольник конкурентоспособности. До недавнего времени никто не говорил о конкурентоспособности дошкольных образовательных организаций, поскольку...

Инновационная деятельность как основа конкурентоспособности...

•Конкуренция как здоровый способ совершенствования образовательной услуги и повышение привлекательности образовательного учреждения. •Постоянный мониторинг запросов родителей, интересов детей и активное реагирование на эти запросы.

Мониторинг уровня удовлетворенности родителей качеством...

ребенок, родитель — сотрудники учреждения. На основании данных критериев была разработана анкета, включающая в себя 19 вопросов.

Проведенный мониторинг степени удовлетворенности качеством образовательных услуг показывает, что родители в целом...

образовательное учреждение, профессиональное образование...

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг. Наиболее высокую степень интенсивности в сфере образовательных услуг имеет конкуренция региональных вузов между собой. 5. Гайдамакина И.В. Конкурентоспособность и стратегия развития региональных вузов.

Удовлетворенность детей качеством образовательных услуг...

Дополнительное образование представляет собой самостоятельный вид образовательной деятельности, является целенаправленным процессом воспитания и обучения с помощью реализации дополнительных общеобразовательных программ...

Разработка и реализация образовательной услуги

В статье рассматриваются вопросы тенденции российского образования, формирования и развитие рынка образовательных услуг, что приводит к необходимости образовательных учреждений разрабатывать и предоставлять образовательные услуги...

Похожие статьи

Эффективность и конкурентоспособность дошкольной...

В статье рассмотрены основные подходы к оценке эффективности деятельности и конкурентоспособности образовательной организации, а также актуальные вопросы определения факторов...

Система факторов конкурентоспособности образовательной...

Ключевые слова: конкурентоспособность, образовательная программа, высшее

Рис. 1. Стратегии повышения конкурентоспособности образовательных программ.

Для оценки перечисленных факторов конкурентоспособности образовательных услуг высшего...

Конкурентоспособность частного образовательного центра по...

Рынок образовательных услуг в последние годы достаточно развит и поэтому фактор конкурентоспособности является определяющим

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, преимущество, конкурентоспособность...

Рынок услуг дошкольного образования: анализ маркетинговой...

Ключевые слова: услуги дошкольного образования, PEST-анализ, SWOT-анализ, технология «Тайный покупатель», многоугольник конкурентоспособности. До недавнего времени никто не говорил о конкурентоспособности дошкольных образовательных организаций, поскольку...

Инновационная деятельность как основа конкурентоспособности...

•Конкуренция как здоровый способ совершенствования образовательной услуги и повышение привлекательности образовательного учреждения. •Постоянный мониторинг запросов родителей, интересов детей и активное реагирование на эти запросы.

Мониторинг уровня удовлетворенности родителей качеством...

ребенок, родитель — сотрудники учреждения. На основании данных критериев была разработана анкета, включающая в себя 19 вопросов.

Проведенный мониторинг степени удовлетворенности качеством образовательных услуг показывает, что родители в целом...

образовательное учреждение, профессиональное образование...

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг. Наиболее высокую степень интенсивности в сфере образовательных услуг имеет конкуренция региональных вузов между собой. 5. Гайдамакина И.В. Конкурентоспособность и стратегия развития региональных вузов.

Удовлетворенность детей качеством образовательных услуг...

Дополнительное образование представляет собой самостоятельный вид образовательной деятельности, является целенаправленным процессом воспитания и обучения с помощью реализации дополнительных общеобразовательных программ...

Разработка и реализация образовательной услуги

В статье рассматриваются вопросы тенденции российского образования, формирования и развитие рынка образовательных услуг, что приводит к необходимости образовательных учреждений разрабатывать и предоставлять образовательные услуги...

Задать вопрос