Эффективность и конкурентоспособность дошкольной образовательной организации в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 631 раз

Библиографическое описание:

Деулина Л. А., Замятнина Н. В. Эффективность и конкурентоспособность дошкольной образовательной организации в современных условиях // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 384-386. — URL https://moluch.ru/archive/102/23409/ (дата обращения: 22.09.2018).

 

В статье рассмотрены основные подходы к оценке эффективности деятельности и конкурентоспособности образовательной организации, а также актуальные вопросы определения факторов, влияющих на работу организации в режиме эффективного функционирования.

Ключевые слова: эффективность, конкурентоспособность, дошкольная образовательная организация.

 

Понятия эффективность и конкурентоспособность объединяет компоненты, связанные с понятием «качество»,[3, с. 184] а качество образования выражается в модели выпускника. Под моделью выпускника понимается наиболее важные качества личности, которыми должен обладать выпускник дошкольной организации, или другими словами его конкурентоспособность.

Конкурентоспособность выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности деятельности организации.

Модель выпускника — это не просто набор качеств личности дошкольника, взятых ниоткуда, а по мнению М. М. Поташника и A. M. Моисеева это проектируемый образ, который полезно соотнести с государственным образовательным стандартом, и включить в него как качественные, так и количественные параметры развития личности воспитанника, исходящие из приоритетности функций данного образовательного учреждения, его предназначения. [1] Образ выпускника — это программа-минимум, позволяющая членам педагогического коллектива сосредоточить свои усилия не только на формировании общих качеств, но и на поддержке и развитии уникальных черт личности ребенка. (рис.1)

Рис. 1

 

На эффективность деятельности дошкольной образовательной организации, в современных условиях, оказывают влияние внешние и внутренние факторы, представляющие собой результативные показатели, которые следует учитывать при планировании и анализе показателей деятельности организации.[2, с. 160–161]. Например, обще социально-экономические тенденции развития образования, научно-технический прогресс, территориальные особенности, инвестиционная политика, методическое, материально-техническое обеспечение, трудовые ресурсы и др.

Обще социально-экономические тенденции развития образования в современных условиях, выступают на первый план, и все более отчетливо проявляется в образовательных системах разного уровня. Образование на современном этапе становится важнейшим элементом экономического и информационного развития общества, тесно пересекается с экономической сферой жизни, что заставляет образовательные организации переходить от функциональной подготовки к концепции развития личности. Это напрямую касается и дошкольных образовательных организаций.

Образовательные потребности населения отдельных территорий и поселений формируются под влиянием традиций, особенностей образа жизни, культуры, преобладающего социального статуса и, в какой-то мере, благосостояния потребителей образовательных услуг. Что бы быть востребованной и конкурентоспособной на рынке образовательных услуг, образовательная организация любого уровня, в том числе и дошкольная, должна четко понимать и учитывать все вышеназванные условия, для более полного, соответствующего запросам потенциальных потребителей, предоставления образовательных услуг.

Построение образовательного пространства дошкольной организации с учетом ее материально-технических, учебно-методических ресурсов, особенностей образовательных программ и вся система образовательных услуг дошкольной организации в целом, направленная на формирование у дошкольников, к моменту выпуска качеств, способствующих его социализации при переходе на школьную ступень обучения, так же является важным фактором ее эффективного функционирования.

Огромную роль в повышении эффективности деятельности дошкольной организации играет персонал и его профессиональный уровень[4, c.167]. Возрастающее внимание к личности работника, уровню его профессиональной компетентности, профессиональным знаниям, умениям, навыкам, которыми он обладает, социальная политика организации и политика в области охраны труда, направленные на создание психологически комфортных условий для работников организации, адекватное материальное стимулирование являются фундаментом для эффективного функционирования и развития организации.

Однако все выше названное не может вывести организацию на уровень эффективного функционирования без четкой системы управления. Управление, построенное на умении рассмотреть дошкольную организацию как систему и видеть ее эффективность позволяет добиться цели организации минимальными затратами.

Эффективность управления проявляется в целеустремлённости, открытости, осознанности, планомерности, в рациональном соединении науки и искусства в управлении персоналом и организацией в целом. Современная дошкольная образовательная организация претерпевает значительные изменения организационного аспекта управления. Это выражается в первую очередь в том, что усложнилась деятельность руководителя, появилась потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-управленческой деятельности, перестроении управленческого сознания в рамках новых ценностей, таких как конкурентоспособность, компетентность, самоорганизация, корпоративная культура, рынок образовательных услуг, совершенствование образовательного процесса, интеграции с инновационной и научной деятельностью, социальное партнерство.

Конкурентноспособность организации можно представить как четыре основных составляющих (рис.2)

Рис.2

 

Таким образом, единство всех вышеперечисленных факторов неизменно ведет к повышению показателей эффективности и конкурентоспособности образовательной организации, а главным аргументом для потребителей образовательных услуг в выборе образовательной организации, а значит и показателем ее конкурентоспособности, будет являться качество образования, выраженное в конкурентоспособности выпускников данной организации.

 

Литература:

 

  1.      Поташник М. М. Управление качеством образования. М, 2000, с. 33
  2.      Мохначев, С. А. Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего профессионального образования: Екатеринбург, 2009. — 374 с.
  3.      Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебное пособие. — М.: Изд-во Эксмо, 2004.– 544с.
  4.      Попова, Г. П. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование [Текст] / авт.-сост. Г. П. Попова и др. — Волгоград: учитель, 2007. — 124 с. ISBN 5–7057–1129–8.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная организация, эффективное функционирование, модель выпускника, образовательная организация, дошкольная образовательная организация, качество образования, конкурентоспособность, социально-экономическая тенденция развития образования, услуга.


Похожие статьи

Управление образовательной организацией на основе...

В современном обществе качество работы любых систем в значительной мере зависит от уровня компетентности управления этими системами. Считаем, что компетентное управление системой определяется в первую очередь непосредственно компетентностью руководителя...

Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

Показатели оценки качества основной образовательной программы дошкольного образования

Организация работы по социализации детей в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения посредством игровой деятельности.

Качество дошкольного образования и формирование подходов...

дошкольное образование, образовательная деятельность, дошкольное образовательное учреждение, качество, качество образования, оценка качества, подход, Российская Федерация...

Инновационная деятельность как основа... | Молодой ученый

В статье говорится о том, что в настоящее время инновационная деятельность в образовании выходит на ведущие позиции и становится основой конкурентоспособности дошкольного учреждения на рынке образовательных услуг.

Управление дошкольной образовательной организацией как...

Ключевые слова: руководитель, управление, эффективное управление, образовательная организация, конкурентоспособность, эффективность деятельности.

Стратегия развития образовательного учреждения

‒ возможности и тенденции развития бюджетного, а также коммерческого спроса на услуги системы образования, образовательного учреждения

Проблема визуализации информации в структуре сайта дошкольного образовательного учреждения.

Эффективное управление образовательной организацией.

образовательная организация, эффективное управление, критерии эффективности управления.

Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания.

Организация социального партнерства дошкольной...

– создана действующая модель образовательной деятельности ДОУ, ориентированная на социокультурное развитие детей

– обеспечена конкурентоспособность и востребованность МДОУ на рынке дошкольных образовательных услуг.

Рынок услуг дошкольного образования: анализ маркетинговой...

В статье представлены результаты исследования маркетинговой среды частной дошкольной образовательной организации «Центр развития детей». На основе таких методов, как PEST-анализ, SWOT-анализ...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Управление образовательной организацией на основе...

В современном обществе качество работы любых систем в значительной мере зависит от уровня компетентности управления этими системами. Считаем, что компетентное управление системой определяется в первую очередь непосредственно компетентностью руководителя...

Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

Показатели оценки качества основной образовательной программы дошкольного образования

Организация работы по социализации детей в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения посредством игровой деятельности.

Качество дошкольного образования и формирование подходов...

дошкольное образование, образовательная деятельность, дошкольное образовательное учреждение, качество, качество образования, оценка качества, подход, Российская Федерация...

Инновационная деятельность как основа... | Молодой ученый

В статье говорится о том, что в настоящее время инновационная деятельность в образовании выходит на ведущие позиции и становится основой конкурентоспособности дошкольного учреждения на рынке образовательных услуг.

Управление дошкольной образовательной организацией как...

Ключевые слова: руководитель, управление, эффективное управление, образовательная организация, конкурентоспособность, эффективность деятельности.

Стратегия развития образовательного учреждения

‒ возможности и тенденции развития бюджетного, а также коммерческого спроса на услуги системы образования, образовательного учреждения

Проблема визуализации информации в структуре сайта дошкольного образовательного учреждения.

Эффективное управление образовательной организацией.

образовательная организация, эффективное управление, критерии эффективности управления.

Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания.

Организация социального партнерства дошкольной...

– создана действующая модель образовательной деятельности ДОУ, ориентированная на социокультурное развитие детей

– обеспечена конкурентоспособность и востребованность МДОУ на рынке дошкольных образовательных услуг.

Рынок услуг дошкольного образования: анализ маркетинговой...

В статье представлены результаты исследования маркетинговой среды частной дошкольной образовательной организации «Центр развития детей». На основе таких методов, как PEST-анализ, SWOT-анализ...

Задать вопрос