Автор: Кабанова Алла Юрьевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 18.04.2016

Статья просмотрена: 441 раз

Библиографическое описание:

Кабанова А. Ю. Инновационная деятельность как основа конкурентоспособности ДОО // Молодой ученый. — 2016. — №8.7. — С. 12-15.



В статье говорится о том, что в настоящее время инновационная деятельность в образовании выходит на ведущие позиции и становится основой конкурентоспособности дошкольного учреждения на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: инновационная деятельность, конкурентоспособность, новая управленческая концепция, изменение системы методической работы.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), изменения социального заказа общества образовательным организациям возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования. В законе 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование признано первой ступенью общего образования. Это накладывает на ДОО огромную ответственность в плане того, что мы должны обеспечить нашим воспитанникам равные стартовые условия при переходе на следующую ступень образования, в данном случае — начальное образование.

Для того чтобы поднять образовательный процесс ДОО на качественно иной уровень и обеспечить переход из режима функционирования в режим развития необходимо внедрение в педагогическую практику образовательного учреждения инновационной деятельности, прежде всего направленной на проектирование стратегии обновления управления ДОО и, как следствие этого, организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами. Все это, в конечном итоге, будет работать на основную цель деятельности ДОО- успешного ребенка. Как отмечает Данилина Р. А.: «Изменения, происходящие в обществе, выдвигают новые требования к личности человека. Современной России необходима неординарная творческая личность с высоким интеллектом и такими способностями, как: креативность, самостоятельность, коммуникативность, способность принимать решения, стремление к достижению высокого уровня компетентности» [4, с.1] Конкретно в нашем ДОО к внедрению инновационной деятельности мы проделали большой путь. Это заключалось в укреплении материально- технической базы, переподготовки кадров, курсовой подготовке, внедрение новых методов работы с педагогическим коллективом. В итоге 5-летней подготовительной работы педагогический коллектив ДОО начал работу в инновационной деятельности: на базе нашего ДОО в 2015 году открылась инновационная площадка совместно с АФ ННГУ имени Н. И. Лобачевского по теме «Интегрированный подход к развитию творческих способностей дошкольника» По итогам взаимодействия с МОУ СШ № 15 г. Арзамаса в январе 2016 года в ДОО открывается еще одна сетевая инновационная площадка по теме «Преемственность дошкольного и начального образования».

Предлагаемые в сфере образования инновации различного характера содержат в себе определенные технологии работы, методику преподавания. Для достижения конкретно поставленной цели, руководству ДОО важно правильно сориентироваться в этом море предлагаемых инноваций и определить на основе грамотного анализа внутренней обстановки, кадрового потенциала и сложившихся традиций коллектива именно те инновационные предложения, которые будут работать эффективно именно в этом детском саду.

Теоретическая проработка проблемы инноваций служит основой обновления образования, его осмысления и обновления с целью преодолеть стихийность этого процесса, эффективно управлять им.

Кризис как время перемен, рождает необходимость изменения в обществе и, соответственно, и в образовании. Внедрение новых стандартов общественной жизни неизбежно влечет и наши собственные изменения, то есть инновационную деятельность. Таким образом, есть все основания утверждать, что инновационная деятельность на данном этапе развития образования — одно из главных стратегических направлений в дошкольном образовании.

В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инноваций:

•Гуманизация образовательного процесса.

•Внедрение ФГОС как гарант обеспечения высокого уровня качества образования и развития детей.

•Базис личностного развития детей- ориентация на культурно- нравственные ценности.

•Конкуренция как здоровый способ совершенствования образовательной услуги и повышение привлекательности образовательного учреждения.

•Постоянный мониторинг запросов родителей, интересов детей и активное реагирование на эти запросы.

•Инновации – как способ раскрытия педагогического потенциала педагогов ДОО, внедрение новых форм и способов работы с детьми.

Переход учреждения в режим инновационного развития связан с множеством трудностей. Именно это становится для ряда руководителей ДОО той чертой, которую они не решаются перейти. Сюда можно отнести:

—сложности в оплате труда, а именно ограниченность фонда заработной платы, особенно в ДОО наполняемостью меньше 100 детей, отсюда и недостаточное материальное стимулирование педагогов- экспериментаторов;

— недостаточно хорошо оснащенной материальной базой учреждения (нет достаточно ПК в пользовании педагогов, нет доступа к сети Интернет, локальной сети в учреждении, мультимедийных установок, интерактивного оборудования, нового музыкального оборудования, подключенного к ПК);

—трудности методического и организационного плана, когда в распорядке детской деятельности приходится выделять время для экспериментальной работы, органично включая её в ход образовательного процесса;

— кадровая подготовка педагогов и самое главное- мотивация заниматься экспериментальной инновационной деятельностью.

Но, наряду с трудностями, выделяются и несомненные плюсы инновационной деятельности, даже и на начальном этапе её внедрения:

—у педагогов- экспериментаторов наблюдается рост профессионального мастерства, Огромное влияние на это оказывает научное руководство к.п.н. Данилиной Розы Александровны с её продуманным подходом к организации инновационной деятельности, планированием и практической работой с педагогами ДОО. В данном аспекте необходимо выделить еще и формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность у педагогов ДОО, для детей — повышение качества обученности.

Инновационная деятельность ДОО в силу своей новизны и мобильности неизбежно ведет к изменению управленческой деятельности. Отступает традиционализм в управлении и на смену приходит ориентация на педагога и ребенка, на их потребности. Движущей силой развития коллектива становится не административный нажим и система приказного исполнения- а стойкая мотивация коллектива именно на режим развития- как основного условия конкурентоспособности ДОО в современных условиях. В руках современного менеджера в системе образования есть несколько сильных рычагов мотивации- это и материальный стимул и не менее важный – моральный стимул. Не нужно забывать достижений прошлых лет, а нужно грамотно их использовать. Это и награждение Почетными грамотами и благодарственными письмами, устное поощрение на Общем собрании коллектива, обнародование печатных трудов сотрудников на планшетах в ДОО, размещение на сайте ДОО отчета о достижениях педагогов и детей.

Однако, современная образовательная практика показывает то, что ДОО, несмотря на видные позитивные изменения в результате инноваций, недостаточно готовы к внедрению инноваций у себя в коллективе.

В итоге мы наблюдаем, что на практике имеет место быть такое противоречие: в ДОО задекларирована инновационная площадка по той или иной теме, но недостаточная квалифицированность и мотивация педагогических кадров не дает ожидаемых результатов.

Процессы инновации широко входят в образовательное пространство дошкольных учреждений. Но по -прежнему имеет место быть недостаточность нормативно-правовой базы для внедрения данных процессов. И, кроме указанных проблем, большая трудность еще и в том, что существующая система методической работы не сориентированы на инновационные процессы и не обеспечат полноту их внедрения.

Программа инновационной деятельности в ДОУ

В основе программы лежат такие понятия, как:

•Инновационная управленческая деятельность — это комплексная работа руководителя ДОО, включающая в себя создание, разработку и освоение новшеств в управленческой функции, возможно даже изменение организационной структуры учреждения в сторону гуманизации, применение новых методов управления ДОО, уход от авторитарной системы управления в сторону личностно- ориентированной. Внедрение управленческих инноваций ведет к обновлению управленческой деятельности руководителя ДОУ, которая приобретает инновационный характер.

•Инновационная методическая работа в ДОО- как таковой этот термин не применяется в педагогической литературе. Инновации в методике- это скорее всего поиск педагогами новых путей решения той или иной проблемы в работе с детьми. Можно ведь и классическую методику так использовать в новой форме работы, что она даст прекрасные результаты. Так было и в нашем ДОО. Казалось бы традиционная форма работы- стенгазета к Дню Победы. Но с подачи творческого музыкального руководителя Чугайновой Т. Б., инструктора по физической культуре Швецовой Е. Н. эта стенгазета превратилась в «живую» газету, каждодневно пополняемой материалами и родителей, и детей, и сотрудников учреждения. Каждое утро перед ней останавливалось большое количество людей, чтобы увидеть и свой материал, и отклики на него и новые статьи, что появились за предыдущий день. Вот так классические методы могут трансформироваться в инновационные, если идее будет предана мобильная форма, живо реагирующая на изменение информации и имеющая обратную связь.

Инновационную методическую работу можно еще определить как часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, ориентированную на овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, включающие умения:

•выделять из общего списка приоритетные направления инноваций;

•строго дозировать и отбирать содержание инновационной деятельности- как ведущий фактор достижения поставленного результата;

•применять ведущие педагогические технологии для реализации содержания инноваций;

•разрабатывать и описывать критерии оценки развития детей по результатам инновационной деятельности.

Конечной целью настоящей программы мы определяем организацию образовательного инновационного пространства ДОО, главной ориентацией которого будет освоение, создание и внедрение в образовательный процесс и педагогическую практику проектов обновления в образовании, новых форм управления, принципиально новых педагогических технологий, повышение статуса дошкольного образования в современном обществе как основы конкурентоспособности.

Цель программы: Создание модели инновационного образовательного пространства ДОУ как одно из условий повышения качества образования.

Основные задачи программы:

- Повышение профессионального уровня педагогов ДОО;

- Стимулирование и активизация деятельности педагогов- экспериментаторов, направленных на совершенствование образовательного процесса в ДОО;

- Укрепление и совершенствование материально- технической базы учреждения, необходимой для инновационной деятельности;

- Осуществление различными способами поддержку и пропаганду инновационной деятельности педагогов на разных уровнях;

- Обобщение результатов инновационной работы педагогов в формах, дающих возможность их массового использования и применения.

Ожидаемые результаты:

- Изменение качества методической работы в связи с переходом на инновационную модель;

- Формирование позитивного имиджа ДОУ как лидера, ориентированного на устойчивое развитие, повышение его конкурентоспособности по отношению к традиционным ДОУ, что привлечет дополнительные инвестиции, позволит установить и расширить партнерские связи.

- Приоритет инновационной деятельности ДОО как основного фактора развития;

- Рост профессионального мастерства педагогов как фактор качественного изменения кадрового состава ДОО и один из основополагающих факторов конкурентоспособности учреждения.

Активное участие педагогов ДОО в распространении своего позитивного инновационного опыта на мероприятиях городского, областного и российского уровня;

- Активная жизненная позиция педагогов и их позитивный настрой в отношении к работе;

- Повышение профессионального мастерства посредством обучения на дистанционных и очных курсах, участие в вебинарах, конференциях, конкурсах педагогических идей;

- Позитивный и оперативный отклик педагогов на внедрение инновационных площадок в воспитательно-образовательную работу ДОО.

Построение программы основано на принципах:

- Гуманизм (создание в ДОУ эмоционального поля отношений, обеспечивающих уважение к личности педагога, поиск средств индивидуального подхода с целью оптимального включения в образовательный процесс каждого педагога).

- Демократизация (активизация участия всех субъектов инновационной деятельности в процессе выбора и планирования содержания инноваций).

- Научность, аналитическая деятельность.

- Системный подход (сбалансированность планирования инновационной деятельности в ДОУ).

- Перспективность (направленность на конечный результат).

- Ритмичность (равномерное распределение всех действий в течении учебного года между членами педагогического коллектива, участвующих в инновации).

- Реальность поставленных целей.

- Динамичность (изменяемость под влиянием внешних и внутренних факторов).

- Принцип главного звена (выбор основных целей на определенных периодах времени и этапах инновации)

Диагностический инструментарий:

—анкетирование педагогов и определение проблем готовности к внедрению инновационной деятельности ДОО;

—самообследование учреждения по критериям готовности к деятельности в условиях инноваций;

—аналитический отчет старшего воспитателя с определением круга проблем и задач их решения.

В процессе реализации программы используются следующие методы:

- изучение научно-практической, психолого-педагогической и методической литературы по теме проекта, нормативных и инструктивных документов;

- анализ имеющегося опыта по теме;

- теоретическое моделирование;

- методы педагогического анализа (диагностика, контроль и наблюдение, анкетирование, интервьюирование и т. д.);

- использование ИКТ в организации инновационной методической работы;

- метод изучения, теоретического анализа и обобщения опыта, складывающегося в ходе инновационной деятельности.

Общее (стратегическое руководство) осуществляет заведующий.

Координацию программного и научно-методического обеспечения инновационной деятельности, а также проектировку, оперативную коррекцию, контроль осуществляет старший воспитатель.

Оперативное выполнение — педагоги ДОУ.

Научное консультирование, экспертизу, рецензирование осуществляет научный руководитель сетевых инновационных площадок- кандидат педагогических наук, доцент ННГУ имени Н. И. Лобачевского, Заслуженный учитель РФ Данилина Роза Александровна.

Направления развития инновационных процессов

1. Инновации в управленческой деятельности: создание единого программно-целевого педагогического менеджмента и маркетинга в ДОО; разработка единой системы управления инновационной деятельностью ДОО; применение системы делегирования полномочий сотрудникам в управлении деятельностью учреждения; приведение нормативно-правовой базы в правовое поле, регламентирующее внедрение инновационной деятельности в работу ДОО.

Изменение системы самоуправления ДОО путем введения общественных органов управления, рабочих групп педагогов- экспериментаторов, добиваясь тем самым эффективной деятельности детского сада в режиме развития.

2. Инновации в работе с педагогическими кадрами: разработка и внедрение качественной и мобильно реагирующей на изменения системы непрерывного образования и самообразования педагогов ДОО; работа программы работы с кадрами; дифференцированный подбор форм и методов методической работы с педагогами в изменившихся условиях функционирования; использование активных методов обучения педагогов (мастер-класс, педагогические ринги, стажерские площадки, педагогические проекты, использование ИКТ-технологий и т. д.); самореализационные формы повышения профессиональной квалификации (творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы в СМИ, создание банка инновационных идей, клубы по профессиональным интересам и т. д.); обобщение и трансляция передового педагогического опыта (ППО); использование педагогами инновационных авторских технологий; дальнейшая интеграция инновационных процессов в различные направления работы ДОО.

3. Инновации в содержании образования: корректирование ОПП на предмет введения дополнительных программ, в том числе и авторских; разработка авторских программ, фиксирование новых педагогических идей в своих разработках; чуткое реагирование на изменение социального образовательного заказа общества и организация дополнительных образовательных услуг [6].

Работа по каждому из инновационных направлений осуществляется в четыре основных шага:

1. Поиск новых идей:

—создание так называемого «Банка идей» -как копилки передового педагогического опыта;

—мониторирование инновационных потребностей ДОО

2. Формирование нововведения:

3. Реализация нововведения:

4. Закрепление новшества:

- Создание и показ презентаций на совещаниях и конференциях;

- Применение метода проектирования;

- Создание в ДОО матричных подразделений по инновационной деятельности педагогов;

- Организация школы тьюторов.

Литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
  3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2013.
  4. Данилина Р. А. К вопросу о решении проблемы раннего выявления, развития и поддержки одарённых детей // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/41597
  5. Урмина И. А. Инновационная деятельность в ДОУ. М.: Линка-Пресс, 2009.
  6. Zhestkova E. Specifics of Educational Activity Anti-motivation in Future Teachers Subject to the Training Period // International Review of Management and Marketing, 2016, 6(S3) 265–269.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационной деятельности, педагогов ДОО, конкурентоспособности ДОО, деятельности ДОО, управления ДОО, работу ДОО, инновационной деятельности ДОО, основа конкурентоспособности ДОО, цель деятельности ДОО, потенциала педагогов ДОО, образовательный процесс ДОО, инновационной деятельностью ДОО, ДОО огромную, обновления управления ДОО, уровня педагогов ДОО, самообразования педагогов ДОО, участие педагогов ДОО, педагогами ДОО, коллектив ДОО, Инновационная деятельность ДОО.

Ключевые слова

конкурентоспособность, инновационная деятельность, новая управленческая концепция, изменение системы методической работы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос