Автор: Роньжова Наталья Васильевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 13.11.2016

Статья просмотрена: 1454 раза

Библиографическое описание:

Роньжова Н. В. Эффективное управление образовательной организацией. Сущность понятия «Эффективное управление». Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 513-515.



В статье представлен анализ управления образовательной организацией. Раскрыты критерии оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: образовательная организация, эффективное управление, критерии эффективности управления

В настоящее время система образования претерпела большое количество преобразований, обусловленных выходом федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Обмин из главных требований современного общества — это повышение качества образования на всех его ступенях. Деятельность любого образовательного учреждения направлена на поиск нового механизма управления, которое в свою очередь, способствовало бы росту каждого члена организации и достижению наивысших результатов деятельности всей организации.

Проблема эффективности управления привлекала внимания многих научных деятелей во все временные периоды. По мнению Конаржевского Ю. А. эффективность организации управления- это создание благоприятных условий для достижения коллективом поставленных целей в кратчайшие сроки при наивысших качественных и количественных показателях и наименьших затратах [1].

Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии или перевод ее в новое более эффективное состояние организации через разработку и реализацию целенаправленных воздействий.

Эффективность — это характеристика процессов и воздействий управленческого характера, показывающая, прежде всего, степень достижения запланированных целей. Таким образом, деятельность, которая частично или полностью приводит к достижению поставленных целей, считается эффективной.

Основными проблемами оценки эффективности управления образовательной организацией на данном этапе является:

− отсутствие методик измерения эффективности управления;

− наличие единых критериев оценки эффективности управления.

Цель статьи — подбор критериев, для оценки измерения эффективности управления на примере дошкольной образовательной организации.

Критерий — это важнейший отличительный признак, который характеризует качественные стороны явления, его сущность. В практической деятельности образовательной организации используется не сам критерий, система показателей, построенная на его основе. Понятие «критерий» на много шире понятия «показатель», таким образом мы можем утверждать, что критерий — это система показателей, определяющая конкретный элемент образовательного процесса [2].

Итак, критерий эффективности, включает в себя систему показателей выражающих главную меру желаемого результата, которая учитывается при рассмотрении вариантов решения.

Критерии и показатели эффективности управления вытекают из направлений деятельности руководителя образовательной организацией.

Рассмотрим основные направления работы руководителя дошкольной образовательной организацией и соответствующие им критерии и показатели эффективности управленческой деятельности.

  1. Ресурсы дошкольного образовательного учреждения (ДОО).

Критерий 1.1. Материально-технические ресурсы ДОО

Показатели эффективности:

− состояние здания и его оснащенность;

− количество детей в соответствии с проектом;

− наличие и состояние помещений для учебной деятельности;

− наличие и функциональность прилегающего участка;

− постройки для спорта и отдыха.

Критерий 1.2. Кадровая и методическая обеспеченность ДОО

Показатели эффективности:

− возрастные показатели педагогов;

− благоприятные отношения между педагогами;

− настроенность педагогов на развитие;

− наличие полного учебно-методического комплекса;

Критерий 1.3. Ресурсы сохранения и поддержания здоровья детей.

Показатели эффективности:

− оптимальное количество учебно-воспитательной нагрузки;

− применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ;

− медицинский контроль;

− профилактика заболеваемости.

  1. Качество управления ДОУ.

Критерий 2.1. Представления руководителя и его заместителей о целях и приоритетов ДОО

Показатели эффективности:

− знание нормативно-правовых документов;

− отражение в планах ДОО гражданских и нравственных ценностей;

− четкость, конкретность и диагностичность цели деятельности.

− обоснованность приоритетов ДОО.

Критерий 2.2. Деятельность администрации по психологической и методической поддержке профессионального развития педагогов.

Показатели эффективности:

− дифференцированный подход к сотрудникам ДОО;

− умение вовлечь педагогов, к профессиональному самосовершенствованию;

− организация активных форм профессионального развития педагогов;

− возможность стимулирования и мотивирования профессионального роста педагогов.

Критерий 2.3. Оценивание руководителем своей деятельности и своевременное исправление допущенных недочетов.

Показатели эффективности:

− умение видеть свою работу со стороны;

− терпимое отношение к критике;

− демократический стиль управления;

− конструктивная реакция на ошибки.

  1. Качество учебно-воспитательной работы ДОО.

Критерий 3.1. Состояние учебного плана и рабочих программ.

Показатели эффективности:

− обоснованность учебно-воспитательного плана ДОУ;

− баланс предметных областей и учебной нагрузки по видам деятельности;

− адекватный уровень сложности;

− ориентация на развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-нравственной сферы детей.

Критерий 3.2. Отражение в учебном плане и программе основных компетентностей выпускника ДОУ, представленных в ФГОС ДО.

Показатели эффективности:

− ориентация на развитие у детей самостоятельности и коммуникативных навыков;

− разносторонняя направленность обучения;

− обучение сотрудничеству;

− пропаганда здорового образа жизни.

Критерий 3.3. Кадровое и методическое обеспечение учебного плана.

Показатели эффективности:

− обеспеченность кадрами;

− уровень квалификации педагогов;

− рациональное распределение Должностных обязанностей;

− возможность оказания дополнительных образовательных услуг;

− развитое методическое обеспечение.

  1. Психологический климат вДОО.

Критерий 4.1. Стиль отношений в ДОО.

Показатель эффективности:

− стилевые отношения между педагогами и воспитанниками (диалог, сотрудничество, взаимопонимание);

− восприятие ошибок;

− настрой на поддержку, создание ситуаций успеха.

Критерий 4.2. Поддержка инициатив и творчества педагогов, самостоятельности детей

Показатели эффективности:

− стремление разобраться в инициативных предложениях коллег;

− терпимость и поддержка их при неудачах;

− желание применить лучшие находки коллег в практике.

Критерий 4.3. Условия труда и отдыха педагогического коллектива.

Показатели эффективности:

− удобный распорядок рабочего дня;

− эстетика интерьера;

− наличие времени и места для методической работы;

− психологическая поддержка педагогов и детей.

  1. Квалификация педагогов ДОУ.

Критерий 5.1. Преобладающие ценности педагогического коллектива ДОУ.

Показатели эффективности:

− личность ребенка — объединяющая коллектив.

− ценности сотрудничества и профессионально-педагогической этики;

− учет интересов ребенка.

Критерий 5.2. Профессиональная компетентность педагогов.

Показатели эффективности:

− владение учебно-методическим материалом и современными методами ведения занятий.

− рефлексия причин успехов и неудач своей деятельности.

− стабильность в достижении положительных результатов труда независимо от контингента детей и других факторов;

− организация их самостоятельной работы исследовательского типа.

Критерий 5.3. Сотрудничество педагогов и ориентация их на совместные достижения.

Показатели эффективности:

− отношение педагогов к сотрудничеству в коллективе;

− обмен опытом работы;

− ориентация на командную проектную работу;

− распределение поручений согласно индивидуальным склонностям и интересам педагогов.

  1. Достижения детей ДОУ.

Критерий 6.1. Уровень освоения детьми программного материала.

Показатели эффективности:

− количество детей с высоким, средним и низким уровнем образовательных достижений;

− обеспечение со стороны педагогов динамики развития детей;

− процент выполнения возрастных интеллектуальные нормы детей.

Критерий 6.2. Положительная познавательная мотивация, стремление к самообразованию.

Показатели эффективности:

− положительный настрой на занятия с преобладанием интереса и ответственности;

− организованность, дисциплина;

− владение основными познавательными умениями, навыками произвольности;

− сформированность контрольно-оценочных действий.

Критерий 6.3. Ценности детского коллектива, отношения детей между собой, их поведение вне ДОУ.

Показатели эффективности:

− ценности, преобладающие в детских коллективах;

− отзывы окружающих о воспитанности детей;

− проявление ими заботливого отношения к другим людям.

При обработке результатов экспертной оценки возможно применение бальной систему по каждому показателю, где высокий показатель — 3 балла, средний — 2 балла, низкий — 1 балл.

Таким образом, мы можем подвести приблизительную оценку эффективности управленческой деятельности дошкольной образовательной организации.

Подобранные критерии помогу в адекватной оценке управленческой деятельности и дальнейшему совершенствованию работы дошкольной образовательной организации.

Литература:

  1. Конаржевский Ю. А. Внутришкольный менеджмент. — М.: Новая школа, 2007. — 158 с.
  2. Лебедев О. Е. Модернизация управления образованием: перспективы и проблемы: Методическое пособие для самоанализа управленческих проблем. — Спб.: СП6АППО, 2006. — 96 с.
  3. Поташник М. М., Моисеев А. М. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1998. — 178 с.
  4. Третьяков П. И. Практика управления современной школой. — М.: Новая школа, 2005. — 200 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательной организацией, эффективности управления, управления образовательной организацией, эффективности управления образовательной, оценки эффективности, оценки эффективности управления, эффективности управленческой деятельности, образовательной организации, дошкольной образовательной, управление образовательной организацией, критерии эффективности управления, дошкольной образовательной организации, анализ управления образовательной, показатели эффективности, руководителя образовательной организацией, дошкольной образовательной организацией, Критерии оценки эффективности, оценки эффективности управленческой, деятельности образовательной организации, Проблема эффективности управления.

Ключевые слова

образовательная организация, эффективное управление, критерии эффективности управления

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос