Особенности имиджа образовательных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 13.06.2023

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Сальникова, А. В. Особенности имиджа образовательных организаций / А. В. Сальникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 199-200. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103939/ (дата обращения: 01.05.2024).



Статья посвящена определению отличительных особенностей имиджа образовательных организаций как объекта маркетингового управления.

Ключевые слова: образовательная организация, имидж, услуга.

Образовательные организации, являясь предприятиями сферы услуг, имеют определенную специфику формирования имиджа, что обуславливается социально-экономическим значением оказываемых услуг и особенностями рынка, на котором они функционируют. Именно поэтому в процессе управления имиджем такой организации важно учитывать отраслевую специфику.

С правовой точки зрения, образовательными организациями в России признаются «некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы» [1]. С экономической точки зрения круг образовательных организаций, безусловно, шире: он включает в себя и коммерческие предприятия, оказывающие услуги обучения. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что и для некоммерческих образовательных организаций законом не исключается возможность оказания платных образовательных услуг (ст. 101 273-ФЗ).

Все образовательные организации объединяются таким общим признаком, как характер оказываемой услуги: это нематериальная услуга обучения, получения новых знаний. Эта характеристика и определяет ключевое значение имиджа образовательной организации: он должен раскрывать ее компетентность в педагогическом плане и относительно тематики оказываемых ею услуг обучения.

В современных условиях образовательные организации уделяют большое внимание формированию своего имиджа. Для коммерческих предприятий имидж — условие конкурентной борьбы; для некоммерческих — средство привлечения обучающихся и достижения поставленных перед ними государственными и муниципальными органами власти задач.

Необходимость формирования положительного имиджа образовательного учреждения определяется следующими факторами:

1) высокая конкуренция между образовательными учреждениями за набор учащихся и сохранение контингента, в том числе в сфере оказания платных образовательных услуг. На усиление конкуренции влияет большое число факторов, наиболее значимым среди них исследователи [2, c. 211] считают демографический кризис 1990-х годов: основными потребителями образовательных услуг являются лица, рожденные в тот период, их численность невелика относительно прежней емкости рынка (касается рынков образовательных услуг вузов и дополнительного профессионального образования);

2) гарантией обеспечения доступа обучающихся к ресурсам: информационным, научным, финансовым, человеческим и т. д. Наличие этих ресурсов является одним из критериев выбора образовательной организации;

3) требованиями привлечения высококвалифицированных специалистов в образовательное учреждение, в том числе в соответствии с государственными стандартами. Поэтому компонент имиджа «имидж сотрудников» (а именно — уровень их компетенции) имеет огромное значение;

4) перспективами использования различных инновационных методов обучения в самом образовательном учреждении [3, c. 266], поскольку положительный имидж организации дает общественности определенный запас доверия к новым образовательным технологиям. Кроме того, имидж может оказать влияние на возможность привлечения инвестиций для реализации инновационных образовательных проектов в организации.

По нашему мнению, следует выделить следующие ключевые особенности имиджа образовательных организаций (рисунок 1).

Ключевые характеристики имиджа образовательной организации

Рис. 1. Ключевые характеристики имиджа образовательной организации

Мнение потребителей услуги является фактором формирования имиджа большинства продуктов. Однако применительно к образовательной организации большое значение имеют не только сами отзывы выпускников о процессе обучения, но и впечатление о самих выпускниках. Примером может являться положительное мнение о вузе, чьи выпускники смогли устроиться на перспективные должности в крупные компании.

На формирование внутреннего и внешнего имиджа оказывают большое влияние характеристики педагогического коллектива, так как продуктом образовательного учреждения является услуга, а в процессе ее получения учащийся тесно взаимодействует с педагогом. Имеют огромное значение как психологический фактор (удовлетворенность педагога местом работы, отсутствие критики руководства и т. д.), так и квалификационный.

Основным деловым фактором имиджа является наличие лицензии вуза на осуществление образовательной деятельности и аккредитации по отдельным направлениям подготовки и гарантии ее сохранения (отсутствие выявленных нарушений в ходе аккредитации). Это гарантирует возможность завершения начатого процесса обучения.

Формирование имиджа образовательной организации — сложный многоэтапный процесс, в ходе которого могут быть применены различные инструменты: визуальное оформление помещений, разработка символики, введение формы или дресс-кода, установка коммуникаций с потребителями образовательной услуги и другими целевыми аудиториями.

Таким образом, в качестве особенностей имиджа образовательной организации выделены следующие: опыт общения с выпускниками и учащимися как фактор формирования имиджа услуги; исключительная важность внутреннего имиджа — благоприятного психологического климата; компетенции педагогов — важнейший фактор имиджа сотрудников; фактор делового имиджа — лицензия и аккредитация; многоэтапный процесс формирования имиджа; большое число инструментов формирования, в том числе реклама.

Литература:

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Консультант Плюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.05.2023).

2. Кузьмина, Е. Е. Маркетинг образовательных услуг: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Кузьмина — Москва: Юрайт, 2016. — 330 c. — Текст: непосредственный.

3. Матевосян, Г. А. Особенности формирования имиджа образовательной организации / Г. А. Матевосян. — Текст: непосредственный // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2020. — № 9 (49). — С. 265–269.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, образовательное учреждение, имидж, образовательная деятельность, услуга.


Похожие статьи

Управление созданием имиджа образовательного учреждения

‒ как качество личностей, ставшей подлинным субъектом деятельности и профессии и т. д.

образовательная организация со сформированным позитивным имиджем при прочих

По мнению Пискуновой Т. Н., имидж учреждения образуется из семи представлений

Управление внешним имиджем образовательного учреждения нацелено на следующее

К вопросу о формировании имиджа образовательного...

в-четвертых, устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения образовательным учреждением определенной силы – в том смысле, что создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.

Имидж и имидж-риски современной образовательной...

Таким образом, под имиджем образовательного учреждения понимается сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности и транслируемый во внешнюю среду.

Имидж руководителя образовательной организации

В статье рассматривается понятие «имидж», поднимается вопрос об особенностях имиджа руководителя образовательной организации, как одного из компонентов внутреннего имиджа образовательного учреждения.

Дополнительное образование как компонент имиджа...

Ключевые слова: дополнительное образование, имидж образовательного учреждения.

услуг, раскрывая понятие маркетинговой среды в образовательном учреждении [1].

О взаимосвязи дополнительного образования и имиджа образовательной организации

– в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг имидж образовательного...

Компоненты имиджа образовательной организации

Ключевые слова: образовательная организация, имидж, компоненты имиджа.

Рассматривая структуру имиджа образовательного учреждения, исследователи придерживаются различных точек зрения.

Компоненты имиджа организации [2, c. 115].

Рассмотрим содержание указанных компонентов: 1) имидж образовательной услуги.

Положительный имидж образовательного учреждения как...

Положительный имидж можно рассматривать как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения. В связи с этим технология продвижения имиджа осуществляется параллельно на следующих трех уровнях

Особенности управления формированием имиджа...

Таким образом, в настоящее время имидж можно рассматривать как значимый дополнительный ресурс управления и развития образовательной организации (общеобразовательной школы). Позитивный имидж образовательной организации должен быть, несомненно, устойчивым.

Основные направления работы дополнительного образования по...

Статья посвящена исследованию имиджа образовательной организации, а также выявлению основных направлений работы дополнительного образования, направленных на формирование положительного имиджа организации.

Похожие статьи

Управление созданием имиджа образовательного учреждения

‒ как качество личностей, ставшей подлинным субъектом деятельности и профессии и т. д.

образовательная организация со сформированным позитивным имиджем при прочих

По мнению Пискуновой Т. Н., имидж учреждения образуется из семи представлений

Управление внешним имиджем образовательного учреждения нацелено на следующее

К вопросу о формировании имиджа образовательного...

в-четвертых, устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения образовательным учреждением определенной силы – в том смысле, что создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.

Имидж и имидж-риски современной образовательной...

Таким образом, под имиджем образовательного учреждения понимается сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности и транслируемый во внешнюю среду.

Имидж руководителя образовательной организации

В статье рассматривается понятие «имидж», поднимается вопрос об особенностях имиджа руководителя образовательной организации, как одного из компонентов внутреннего имиджа образовательного учреждения.

Дополнительное образование как компонент имиджа...

Ключевые слова: дополнительное образование, имидж образовательного учреждения.

услуг, раскрывая понятие маркетинговой среды в образовательном учреждении [1].

О взаимосвязи дополнительного образования и имиджа образовательной организации

– в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг имидж образовательного...

Компоненты имиджа образовательной организации

Ключевые слова: образовательная организация, имидж, компоненты имиджа.

Рассматривая структуру имиджа образовательного учреждения, исследователи придерживаются различных точек зрения.

Компоненты имиджа организации [2, c. 115].

Рассмотрим содержание указанных компонентов: 1) имидж образовательной услуги.

Положительный имидж образовательного учреждения как...

Положительный имидж можно рассматривать как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения. В связи с этим технология продвижения имиджа осуществляется параллельно на следующих трех уровнях

Особенности управления формированием имиджа...

Таким образом, в настоящее время имидж можно рассматривать как значимый дополнительный ресурс управления и развития образовательной организации (общеобразовательной школы). Позитивный имидж образовательной организации должен быть, несомненно, устойчивым.

Основные направления работы дополнительного образования по...

Статья посвящена исследованию имиджа образовательной организации, а также выявлению основных направлений работы дополнительного образования, направленных на формирование положительного имиджа организации.

Задать вопрос