Дополнительное образование как компонент имиджа образовательного учреждения: анализ современных источников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 06.02.2017

Статья просмотрена: 302 раза

Библиографическое описание:

Тенякова А. Е. Дополнительное образование как компонент имиджа образовательного учреждения: анализ современных источников // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 538-541. — URL https://moluch.ru/archive/139/39260/ (дата обращения: 24.09.2018).



Статья посвящена анализу научной литературы, посвящённой дополнительному образованию и формированию имиджа образовательного учреждения. Рассматривается значимость и взаимосвязь данных понятий в условиях современной системы образования. Также приводятся примеры влияния дополнительного образования на имидж образовательных учреждений на основе анализа официальных сайтов общеобразовательных школ г. Москвы.

Ключевые слова: дополнительное образование, имидж образовательного учреждения

В последнее десятилетие современные российские экономические условия в значительной мере повлияли на систему образования. С каждым годом возрастает конкуренция на рынке образовательных услуг, возрастает также и роль имиджа образовательного учреждения. Одной из главных целей современного образования является развитие индивидуального потенциала обучающихся, формирование их готовности к социальной и профессиональной адаптации. Осуществлению данной цели в значительной мере способствует дополнительное образование.

Нами проанализированы научные статьи, научно-исследовательские работы ученых, электронные ресурсы, с целью изучения и рассмотрения дополнительного образования детей как компонента формирования имиджа образовательного учреждения.

Историю понятия «дополнительное образование» раскрывает Дейч Б. А. в статье «От внешкольного до дополнительного образования: динамика сущности понятия» [5], который рассказывает об истории дополнительного образования в России, начиная с середины XIX в., когда использовался термин «внешкольное образование», означающий ряд учреждений, способствующих распространению грамотности среди народных масс. Параллельно с этим термином с 90-х годов XIX в. начал использоваться термин «внешкольная работа», обозначающий разнообразную образовательную деятельность с детьми. Далее рассматривается развитие внешкольной работы на протяжении XX века. С 1992 года введён термин «дополнительное образование». Автором описаны различные подходы, отражено развитие дополнительного образования вплоть до наших дней. Дейч Б. А. делает вывод о том, что сущность данных понятий менялась в связи с задачами, которые ставило перед образованием общество в разные периоды истории [5].

Разъяснение понятия «дополнительное образование» в контексте современной системы российского образования даёт Буйлова Л. Н. в статье «Дополнительное образование детей: экспликация понятия». Понятие рассматривается с точки зрения российского законодательства, даются ссылки на определения в энциклопедических словарях, высказывания педагогов и психологов. Анализируя различные подходы, автором выделены общие характеристики дополнительного образования детей и сформулированы выводы о его значимости и необходимости в современной системе образования [3].

О месте дополнительного образования в системе российского законодательства раскрывает Львова Л. С. в своей статье «Дополнительное образование детей в федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», которая провела анализ основных положений по дополнительному образованию в законе «Об образовании в Российской Федерации». Информация оформлена в виде семи смарт-схем, к каждой схеме даётся подробный комментарий. Анализируя положения закона, автор делает вывод о значимости дополнительного образования детей и взрослых как вида образования [10].

В сборнике «Золотые страницы истории. Дополнительное (внешкольное) образование детей России», подготовленном в соответствии с приказом Минобрнауки России от 13.11.2007 г. № 308 «О праздновании в 2008 году 90-летия государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей», представлена история становления и развития системы дополнительного образования в России с начала XX века. Подробно рассказано об опыте лучших учреждений дополнительного образования. Книга оформлена множеством документальных фотографий, приводятся таблицы и схемы со статистическими данными [9].

Особое внимание уделяют авторы формированию имиджа образовательного учреждения в современных условиях. Так, например, Ананишев В. М. в монографии «Маркетинг образовательных услуг» пристальное внимание уделяет способам формирования имиджа образовательного учреждения в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг, раскрывая понятие маркетинговой среды в образовательном учреждении [1].

Бухаров Д. В. в статье «Имидж образовательного учреждения» рассматривает вопрос о том, из каких источников родители и общественность получают информацию о школе. Автор анализирует два подхода к формированию имиджа: от потребностей образовательного учреждения или от запросов потребителей, а также сочетание этих подходов. В качестве эффективного способа проведения анализа формирования имиджа учреждения Бухаров Д. В. опирается на факторы, учитываемые в SWOT-анализе (выявление возможностей, угроз, слабых и сильных сторон организации) [4].

В учебном пособии Патрахиной Т. М. «Менеджмент в образовании», где образовательное учреждение рассматривается как объект педагогического менеджмента, отдельная глава посвящена имиджу и способам его создания, даны критерии и способы оценки имиджевых кампаний. А в учебном пособии Сальниковой Л. С. «Директор школы как современный управленец», где автор рассматривает новые риски и угрозы для образовательных учреждений, слагаемые репутации школы, отдельная глава посвящена имиджу школы и его формированию с использованием блогосферы и социальных сетей [11].

В статье Щербаковой Т. Н. «К вопросу о формировании имиджа образовательного учреждения» автор рассматривает понятие корпоративного имиджа, его составляющих и функций, приводит к рассмотрению семикомпонентную модель имиджа образовательного учреждения, его постоянные и переменные слагаемые. Далее подробно рассматриваются такие компоненты имиджа, как внешний вид и дизайн помещений, имидж педагогов, образ выпускника, имидж директора школы [15].

Большой интерес вызывает также статья Яковлевой Т. Н. «Имидж школы глазами субъектов образовательного процесса», в которой рассказывается о социологическом исследовании по выявлению имиджа одной из сельских школ Астраханской области. Анкетированием было охвачено 350 респондентов, среди которых были опрошены представители различных групп: родители учащихся, педагоги, учащиеся 9–11 классов. Были выделены семь компонентов имиджа школы, восприятие которых должен был выявить опрос участников исследования: образ руководителя, качество образования, внешняя атрибутика, стиль общения в учреждении, образ персонала, цена на образовательные услуги, уровень психологического комфорта. Автор делает вывод о том, что только хорошо спланированная политика школы по формированию имиджа позволяет ей получить высокую оценку клиента и быть выбранной среди других [16].

О взаимосвязи дополнительного образования и имиджа образовательной организации представлено в статье Тумановой К. Р. «Проблема управлением развития конкурентоспособности дополнительного образования детей». Автор отмечает важность дополнительного образования для развития общества в целом. Выявлены основные проблемы системы дополнительного образования: социально-имиджевые, приоритетно ориентированные, содержательно-методические, организационно-финансовые [13].

Изучая современные научные работы (диссертации на соискание степени кандидата наук, докторские диссертации), можно отметить, что многие авторы посвятили свои труды проблемам модернизации дополнительного образования [6; 7], формированию маркетинговой культуры у педагогов дополнительного образования детей [2; 7], формированию имиджа образовательных организаций [8; 12; 14].

Анализируя сайты общеобразовательных школ Южного, Западного и Юго-Западного округов г. Москвы, важно заместить, что школы с высоким рейтингом и положительным имиджем имеют развитый блок дополнительного образования. Так, например, в школе № 1329, занимающей 11 место в рейтинге школ г. Москвы ТОП-300 2016 года, блок дополнительного образования включает в себя большой перечень кружков, секций, студий. В перечень бюджетных услуг блока дополнительного образования входит 125 наименований; платных услуг — более 60 наименований. Кружки могут посещать дети из любых школ. Имеются занятия по перспективным направлениям — английский язык (подготовка к Кембриджским экзаменам), подготовка к дипломной программе международного бакалавриата.

«Центр образования № 548 «Царицыно» занимает 13 место в рейтинге ТОП-300 2016 года. Школа является одной из лучших школ округа, известна своей инновационной деятельностью, высоким качеством образования. О Центре образования размещено достаточно большое количество публикаций в СМИ. Более 60-ти кружков и студий представлены по пяти направленностям. Ведётся электронная регистрация заявлений в студии дополнительного образования на портале государственных услуг г. Москвы. Многие студии школы имеют богатую историю (балетная студия, художественная школа, спортивные секции) и высокую репутацию.

В школе № 1000 района Солнцево дополнительное образование ведётся по шести направленностям (более 100 наименований кружков и студий). Деятельность в области дополнительного образования активна и насыщена, что отражено в новостях школы: регулярно проводятся выставки, соревнования, отчётные концерты. Дополнительное образование положительно влияет на имидж данной школы, так как кружки соответствуют разнообразным интересам учащихся, у детей есть возможность получать разностороннее образование в пределах своего района.

Подводя итоги анализа различных источников, мы можем сделать выводы о том, что:

– дополнительное образование является перспективным направлением современной системы образования, оно в полной мере содействует осуществлению его основных целей — гармоничному развитию личности учащегося, его социальной адаптации;

– в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг имидж образовательного учреждения играет важнейшую роль для развития и совершенствования его деятельности;

– дополнительное образование положительно влияет на имидж образовательного учреждения, способствует продвижению образовательной организации и привлечению большего количества учащихся в школу.

Однако следует отметить, что большая часть авторов научных трудов и исследований рассматривает понятия «дополнительное образование» и «имидж образовательного учреждения» отдельно друг от друга, лишь некоторые обращают внимание на их взаимосвязь, что на наш взгляд, является важным компонентом формирования имиджа образовательного учреждения и требует дальнейшего исследования.

Литература:

  1. Ананишнев В. М. Маркетинг образовательных услуг: монография. — М.: ООО НИЦ «Инженер» (Союз НИО), 2015. — Т. 8. — 348 с.
  2. Анджапаридзе Т. В. Педагогический маркетинг в деятельности учреждения дополнительного образования детей: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — Нижний Новгород, 2006.
  3. Буйлова Л. Н. Дополнительное образование детей: экспликация понятия. // Концепт. — 2012. — № 3. — С. 43–50. [Электронный ресурс]. URL: http://e.lanbook.com/journal/issue/291185 (дата обращения: 26.01.17).
  4. Бухаров Д. В. Имидж образовательного учреждения // Человек и образование. — Вып. № 2, 2009.
  5. Дейч Б. А. От внешкольного до дополнительного образования: динамика сущности понятия // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Вып. № 4–2014. — Т. 20.
  6. Дорохина Л. А. Интеграция основного и дополнительного образования в образовательном учреждении гимназического типа: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. –Нальчик, 2006.
  7. Еремина С. В. Формирование маркетинговой культуры у педагогов дополнительного образования детей: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — Волгоград, 2013.
  8. Жирнова В. В. Формирование имиджа образовательной организации средствами массовой информации: магистерская диссертация. — Тольятти, 2016
  9. Золотые страницы истории. Дополнительное (внешкольное) образование детей России. — М.: АНО «Диалог культур», 2008.
  10. Львова Л. С. Дополнительное образование детей в федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Научные исследования в образовании. Вып № 3. — 2013.
  11. Патрахина Т. Н. Менеджмент в образовании: учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 123 с.
  12. Строилова А. Я. Управленческая культура руководителя как фактор формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Оренбург, 2007.
  13. Туманова К. Р. Проблема управлением развития конкурентоспособности дополнительного образования детей // Вестник культуры и искусств. Вып. 3 (31). — 2012.
  14. Филиппова Е. А. Формирование культурно-образовательного имиджа детской школы искусств: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — Ульяновск, 2012.
  15. Щербакова Т. Н. К вопросу о формировании имиджа образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2012. — № 3. — С. 430–434.
  16. Яковлева Т. Н. Имидж школы глазами субъектов образовательного процесса // Universum: психология и образование. Вып. № 9–10 (19). — 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, образовательное учреждение, дополнительное образование детей, формирование имиджа, школа, москва, современная система образования, Россия, Российская Федерация, автор.


Ключевые слова

дополнительное образование, имидж образовательного учреждения

Похожие статьи

Современные тенденции развития системы дополнительного...

В настоящее время система образования России проходит через значительные преобразования: вводится новый профессиональный стандарт педагога, постоянно совершенствуются программы федеральных государственных образовательных стандартов...

Актуализация роли дополнительного образования детей...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение, образовательная деятельность, российское образование, сетевое взаимодействие...

Положительный имидж образовательного учреждения как...

Ключевые слова: человеческий капитал, образование, имидж, формирование имиджа. Школа, очень продолжительная ступень образования, становится в настоящее время ключевым моментом обеспечения нового качества образования...

История становления дополнительного образования детей...

Система дополнительного образования детей в современных российских условиях рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства...

Система образования в Российской Федерации

Система образования в Российской Федерации. Автор: Былда Людмила Михайловна.

— светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; — свобода и плюрализм

Управление созданием имиджа образовательного учреждения

Похожие статьи. Дополнительное образование как компонент имиджа образовательного учреждения: анализ современных источников.

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

Образовательное учреждение дополнительного образования детей — тип образовательного учреждения, основное предназначение которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству...

Регионализация современной системы дополнительного...

Таким образом, становление регионального содержания дополнительного образования детей обнаруживает себя как сумма социокультурных, педагогических, научно-методических, организационно-управленческих процессов.

Применение дистанционных образовательных технологий...

Применение дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании детей.

Особенно трудно стало получить дополнительное образование в сельской местности: школы отказались от ведения кружков и секций, а учреждения дополнительного...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Современные тенденции развития системы дополнительного...

В настоящее время система образования России проходит через значительные преобразования: вводится новый профессиональный стандарт педагога, постоянно совершенствуются программы федеральных государственных образовательных стандартов...

Актуализация роли дополнительного образования детей...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение, образовательная деятельность, российское образование, сетевое взаимодействие...

Положительный имидж образовательного учреждения как...

Ключевые слова: человеческий капитал, образование, имидж, формирование имиджа. Школа, очень продолжительная ступень образования, становится в настоящее время ключевым моментом обеспечения нового качества образования...

История становления дополнительного образования детей...

Система дополнительного образования детей в современных российских условиях рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства...

Система образования в Российской Федерации

Система образования в Российской Федерации. Автор: Былда Людмила Михайловна.

— светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; — свобода и плюрализм

Управление созданием имиджа образовательного учреждения

Похожие статьи. Дополнительное образование как компонент имиджа образовательного учреждения: анализ современных источников.

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

Образовательное учреждение дополнительного образования детей — тип образовательного учреждения, основное предназначение которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству...

Регионализация современной системы дополнительного...

Таким образом, становление регионального содержания дополнительного образования детей обнаруживает себя как сумма социокультурных, педагогических, научно-методических, организационно-управленческих процессов.

Применение дистанционных образовательных технологий...

Применение дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании детей.

Особенно трудно стало получить дополнительное образование в сельской местности: школы отказались от ведения кружков и секций, а учреждения дополнительного...

Задать вопрос