Основные направления работы дополнительного образования по формированию имиджа образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (224) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 24.09.2018

Статья просмотрена: 6421 раз

Библиографическое описание:

Тенякова, А. Е. Основные направления работы дополнительного образования по формированию имиджа образовательной организации / А. Е. Тенякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52724/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена исследованию имиджа образовательной организации, а также выявлению основных направлений работы дополнительного образования, направленных на формирование положительного имиджа организации. В работе приводятся данные опроса, проведённого в одной из частных общеобразовательных школ города Москвы.

Ключевые слова: дополнительное образование; имидж образовательной организации.

Исследуя вопрос формирования имиджа образовательной организации, исследователи (Бухаров Д. В., Еремина С. В, Щербакова Т. Н., Яковлева Т. Н.) выделяют такие компоненты, как позитивный образ руководителя, качество образовательных услуг, уровень психологического комфорта, образ персонала, корпоративная культура, стиль учреждения, внешняя атрибутика, традиции школы. Помимо этого, можно отметить повышение внимания к услугам дополнительного образования как компоненту имиджа образовательной организации. Многие руководители ставят перед собой цели развития дополнительного образования. Современные исследования показывают, что преобразование системы общего образования невозможно без использования потенциала дополнительного образования детей: «...это самый интегральный компонент образовательного пространства, который обладает потенциалом преемственности, непрерывности и межведомственного взаимодействия» [10].

Анализируя различные источники, мы можем сделать выводы о том, что:

– дополнительное образование является перспективным направлением современной системы образования, оно в полной мере содействует осуществлению его основных целей — гармоничному развитию личности учащегося, его социальной адаптации;

– в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг имидж образовательного учреждения играет важнейшую роль для развития и совершенствования его деятельности;

– дополнительное образование положительно влияет на имидж образовательного учреждения, способствует продвижению образовательной организации и привлечению большего количества учащихся в школу.

Чтобы выявить основные направления работы дополнительного образования по формированию имиджа образовательной организации, мы провели анкетирование участников образовательного процесса в НОЧУ СОШ «Живоносный Источник» — частной общеобразовательной школе г. Москвы. Для проведения анкетирования в формате онлайн были созданы три различные анкеты для учащихся, родителей и сотрудников, ссылки на опрос отправлены респондентам, где в каждой анкете им было предложено от 9 до 12 вопросов.

Исходя из результатов опроса, мы выявили следующие направления деятельности:

  1. Необходимо донести значимость дополнительного образования, объяснить его роль в формировании личности учащегося. Спектр услуг дополнительного образования оказался немаловажным для 40 % опрошенных родителей при выборе образовательной организации. роль дополнительного образования внравственном развитии учащихся сотрудники школы оценили выше, чем родители: среди сотрудников 57,1 % опрошенных оценили роль дополнительного образования как «крайне важную», 28,6 % как «важную»; среди родителей ответы «важно» и «крайне важно» выбрали по 38,5 % опрошенных.

Информация об услугах дополнительного образования должна быть обширно представлена на сайте образовательной организации, на страницах в соцсетях: регулярно должна размещаться информация о победах и достижениях, о появлении новых кружков, выкладывать новые фотографии и видеозаписи с занятий и выступлений. Также следует размещать информацию об услугах дополнительного образования в рекламных объявлениях, буклетах, на информационных стендах.

  1. Использовать сильные стороны школы ворганизации деятельности блока дополнительного образования: привлекать высокопрофессиональных педагогов, имеющих авторитет у учащихся и родителей, к проведению занятий в кружках. В ходе проведённого опроса все три опрошенные группы выделили профессионализм педагогов и качество образования как сильные стороны самой школы. Данные факторы были оценены высоко и в вопросах, касающихся дополнительного образования в школе.

Также необходимо обеспечивать формирование методической и маркетинговой компетентности педагогических работников дополнительного образования и представителей администрации (проводить специальные мероприятия, создавать условия для повышения квалификации).

  1. Следует регулярно демонстрировать достижения участников коллективов дополнительного образования на школьных ивнешкольных мероприятиях: концертах, праздниках, конкурсах, выставках, ярмарках, благотворительных мероприятиях. Так, в ходе проведённого опроса среди компонентов имиджа школы учащиеся высоко оценили школьные праздники и мероприятия, где деятельность школьных коллективов дополнительного образования (хор, театральная студия, студия танца) активно демонстрировались.
  2. Программы дополнительного образования должны перекликаться сконцепцией иособенностями конкретной школы. При проведении опроса выяснилось, что для родителей и сотрудников главная особенность школы — особая направленность на духовно-нравственное развитие учащихся — стала одним из решающих факторов при выборе образовательной организации. И для большинства респондентов оказалось важным наличие данного компонента и в программах дополнительного образования.
  3. Предоставлять вобразовательной организации широкий спектр услуг дополнительного образования, способствующий разностороннему развитию личности учащихся. В ходе опроса стало известно, что 43 % сотрудников и 46 % родителей считают выбор услуг дополнительного образования в школе недостаточным, также и недостаточно хорошо организованной родители посчитали вторую половину дня. Поступило большое количество пожеланий и предложений по организации в школе новых кружков и студий.
  4. Создавать больше кружков по популярным, востребованным направлением ипопуляризировать менее востребованные направления. По итогам опроса учащиеся выше всего поставили такие направления как изобразительное искусство и творчество, а также духовно-нравственное направление. Наименьший интерес вызвали занятия по школьным предметам в занимательной форме. Наибольший интерес у родителей вызвали спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое и духовно-нравственное направление. Наименьший интерес вызвали социальное, патриотическое и научно-прикладное направление. Наибольший интерес у сотрудников вызывают также спортивно-оздоровительное и художественно-эстетическое направление, наименьший интерес вызывают социальное и патриотическое направление.

Интерес к кружкам научно-прикладного, лингвистического, патриотического, социального направлений можно стимулировать, используя различные мероприятия: лекции для детей и родителей, открытые занятия и мастер-классы, тематические недели, экскурсии.

  1. Формировать психологически комфортную, положительно настраивающую обстановку на занятиях вкружках исекциях. Благоприятную психологическую обстановку положительно оценили участники всех трёх групп в опросе, как в школе в целом, так и на занятиях в кружках и студиях. Особенно высоко данный фактор оценили учащиеся.
  2. Иметь постоянную обратную связь сродителями иучащимися, проводить опросы, по возможности максимально учитывать пожелания и предложения (по расписанию занятий, созданию новых кружков и т. п.). Как среди компонентов имиджа школы в целом, так и среди компонентов организации занятий дополнительного образования, участники опроса высоко оценили взаимодействие администрации с участниками образовательного процесса, что, несомненно, является положительным фактором.

Подводя итоги результатов исследования, мы можем сделать основной вывод о том, что положительное влияние дополнительного образования на имидж образовательной организации возможно при следующих условиях:

– выявлена связь дополнительного образования и имиджа образовательной организации: дополнительное образование является значимым для всех участников образовательного процесса, информация об услугах дополнительного образования влияет на выбор родителями образовательной организации; такие компоненты, формирующие имидж, как профессионализм педагогов, благоприятный психологический климат, организация досуга детей, организация условий для всестороннего развития личности, тесно связаны с дополнительным образованием;

– выявляются и максимально используются ресурсы дополнительного образования детей, способствующие формирования имиджа образовательной организации: учитываются пожелания участников образовательного процесса в области спектра услуг дополнительного образования, грамотно используются ресурсы профессиональных качеств педагогов школы, результаты занятий детей в коллективах дополнительного образования находят отражение в иных сторонах школьной жизни (праздники, конкурсы, внеурочная деятельность), информация об услугах дополнительного образования отображается на официальном сайте организации, в социальных сетях, в рекламной продукции;

– обеспечивается формирование методической и маркетинговой компетентности педагогических работников дополнительного образования и руководителей образовательного учреждения, способствующей формированию имиджа образовательной организации: разрабатываются и предлагаются педагогическому коллективу специальные методические рекомендации.

Литература:

  1. Ананишнев В. М. Маркетинг образовательных услуг: монография. — М.: ООО НИЦ «Инженер» (Союз НИО), 2015. — Т. 8. — 348 с.
  2. Анджапаридзе Т. В. Педагогический маркетинг в деятельности учреждения дополнительного образования детей: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — Нижний Новгород, 2006.
  3. Буйлова Л. Н. Дополнительное образование детей: экспликация понятия. // Концепт. — 2012. — № 3. — С. 43–50. [Электронный ресурс]. URL: http://e.lanbook.com/journal/issue/291185 (дата обращения: 26.01.17).
  4. Бухаров Д. В. Имидж образовательного учреждения // Человек и образование. — Вып. № 2, 2009.
  5. Дорохина Л. А. Интеграция основного и дополнительного образования в образовательном учреждении гимназического типа: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. –Нальчик, 2006.
  6. Еремина С. В. Формирование маркетинговой культуры у педагогов дополнительного образования детей: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — Волгоград, 2013.
  7. Козилова Л. В., Ратова И. В., Чвякин В. А. Дополнительное образование в условиях системных изменений: Монография. — Московская обл., Ногинск: АНАЛИТИКА РОДИС, 2017. — 236 с.
  8. Львова Л. С. Дополнительное образование детей в федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Научные исследования в образовании. Вып № 3. — 2013.
  9. Патрахина Т. Н. Менеджмент в образовании: учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 123 с.
  10. Туманова К. Р. Проблема управлением развития конкурентоспособности дополнительного образования детей // Вестник культуры и искусств. Вып. 3 (31). — 2012.
  11. Щербакова Т. Н. К вопросу о формировании имиджа образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2012. — № 3. — С. 430–434.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, образовательная организация, образовательный процесс, наименьший интерес, образовательное учреждение, родитель, формирование имиджа, дополнительное образование детей, духовно-нравственное направление, маркетинговая компетентность.


Ключевые слова

дополнительное образование, имидж образовательной организации

Похожие статьи

Образовательная организация дополнительного образования...

Образовательная организация дополнительного образования детей: педагогика событийности.

Дополнительное образование детей — это личностно-ориентированное образование, направленное на создание условий для формирования у ребенка...

Похожие статьи

Образовательная организация дополнительного образования...

Образовательная организация дополнительного образования детей: педагогика событийности.

Дополнительное образование детей — это личностно-ориентированное образование, направленное на создание условий для формирования у ребенка...

Задать вопрос