Имидж руководителя образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №40 (278) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 06.10.2019

Статья просмотрена: 2506 раз

Библиографическое описание:

Булышева, И. В. Имидж руководителя образовательной организации / И. В. Булышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62828/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматривается понятие «имидж», поднимается вопрос об особенностях имиджа руководителя образовательной организации, как одного из компонентов внутреннего имиджа образовательного учреждения

Ключевые слова: имидж, руководитель, образовательная организация.

Проблема имиджа активно обсуждается в научной литературе, даются различные определения этому понятию, определяется структура. В настоящее время специалистами различных направлений активно разрабатывается проблемы имиджа образовательных учреждений как элемента их конкурентоспособности и продвижения на рынке: имидж вуза, продвижения образовательных услуг, имидж образовательного учреждения, конкурентоспособность среднего общеобразовательного учреждения. Сегодня объективно назрела потребность в изучении и совершенствовании личностно-профессиональных качеств педагога как одного из составляющих внутреннего имиджа образовательного учреждения, так, как применяя понятие «имидж» к профессионализму педагога, все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж человека является одним из основных факторов успешной его деятельности.

Рассмотрим подробнее понятие имиджа образовательной организации. В статьях Даниленко Л. В., Зуевской И., Пискунова М. С. [6, с.45] и др. встречается следующее определение имиджа — это «эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума», что, очевидно, близко к сущности определения понятия «имидж организации», рассмотренном в статье Е. В. Змановской [8, с.72].

Фролов В. А. [7, с.40] включает следующие ключевые моменты в понятие имиджа образовательной организации:

− внешний имидж образовательного учреждения,

− внутренний имидж образовательного учреждения.

Федосеева И. В. [8, с.73] приводит следующие компоненты имиджа образовательного учреждения:

− фирменный стиль образовательного учреждения;

− организационная культура;

− имидж образовательной услуги;

− имидж руководителя;

− имидж персонала;

− образ выпускника образовательного учреждения;

− комфортность образовательной среды и др.

Подробнее остановимся на имидже руководителя, как составляющей имиджа образовательной организации.

В условиях модернизации российского образования, когда о руководителе образовательной организации все чаще говорят, как об управленце, жизненно необходимо наличие позитивного имиджа руководителя, как условия его успешного управления образовательной организацией. Имидж руководителя входит в структуру управленческой деятельности, а обладание им — важная профессиональная характеристика руководителя образовательной организации. Опыт управления образовательной организацией подтверждает, что эффективное развитие и оптимальное функционирование образовательной организации не возможны без работы над созданием и внедрением позитивного имиджа руководителя [4, с.8].

Современному образованию необходим управленец, который не только хорошо знает менеджмент, но и способен создавать такие условия, которые будут способствовать развитию коллектива и личности, а также прогнозировать возможные варианты развития образовательной организации [1, с.3].

Позитивный имидж руководителя образовательной организации позволяет повысить не только его профессиональный авторитет, но и создать благоприятную репутацию о самой организации в обществе, т. е. позволяет сформировать социальный имидж образовательной организации. Имеющиеся у руководителя умения и характеристики переносятся по аналогии на имидж организации в целом. Последовательный и требовательный руководитель будет создавать у социального окружения образ структурированной и эффективной организации [9, с. 346]. Имидж руководителя образовательной организации определяется как эмоционально окрашенный образ, формируемый в сознании общественности и направленный на решение ряда образовательных задач [1, с.7]. Существует и другая трактовка имиджа руководителя образовательной организации, в которой он представляет собой специально создаваемый образ для потенциальной целевой аудитории (обучающихся и всех участников целостного образовательного процесса), который должен соответствовать их ожиданиям и потребностям [3, с. 29]. Для понимания назначения имиджа руководителя рассмотрим его функции:

  1. Соответствие действий руководителя ожиданиями подчиненных: действия руководителя должны интерпретироваться подчиненными однозначно, что дает возможность легкого объяснения, понимания и положительной оценки данных действий.
  2. Мотивирующая функция: положительный имидж руководителя способен стать стимулом для развития подчиненных, вызывая подсознательное желание быть похожим на лидера.
  3. Нормативная функция: руководитель является инициатором внедрения определенных норм взаимодействия в коллективе, что является основанием для создания корпоративной культуры образовательной организации и способствует сплочению коллектива. Из рассмотренных выше функций, можно сделать вывод о том, что наличие позитивного имиджа руководителя будет способствовать повышению мотивации среди педагогических работников, позволит легко интерпретировать действия руководителя и создаст условия для формирования корпоративной культуры организации [5, с. 129].

Имидж руководителя, образ, впечатления, которые он создает у окружающих, основывается на ряде качеств, как внешнего, так и внутреннего свойства. Березина Д. В., опираясь на исследования профессиональных особенностей руководителей образовательной организации, создает динамическую модель имиджа руководителя, в которой описываются основные качества руководителя, влияющие на формирование его имиджа. К этим качествам относятся:

− природные качества — коммуникативность, эмпатия, рефлексивность, харизматичность, красноречивость;

− личностные качества — нравственные и эмоционально-волевые ценности, психическое здоровье, надежность;

− профессиональные качества — знания, умения, навыки, познавательный потенциал, нестандартное мышление, стрессоустойчивость;

− визуальные качества — голос, осанка, цветовая гамма одежды, вербальные эффекты;

− поведенческие качества — лидерское поведение, самооценка, следование нормам деловой этики.

Выделяют следующие компоненты имиджа руководителя:

− личностные (характер, тип личности, психофизиологические особенности);

− социальные (уровень образования, стиль общения, модели ролевого поведения);

− профессиональные (профессионализм, трудовой опыт, стиль руководства) [2, с. 13].

Таким образом, положительный имидж руководителя дает возможность сформировать социальный имидж организации, что позволит ей занять свою нишу на рынке образовательных услуг, привлекая социальных партнеров и инвесторов, тем самым обеспечивая эффективное развитие и функционирование образовательной организации.

Литература:

  1. Аминтаева С. А. Формирование у студентов имиджа современного руководителя: Автореф. … дис. к-та пед. наук. — Махачкала, 2003. — 24 с.
  2. Березина Д. В. Психологические условия формирования имиджа руководителя учреждения образования: Автореф. … дис. к-та псих. наук. — Новосибирск, 2006. — 23 с.
  3. Галиуллина Н. В. Формирование имиджа современного руководителя образовательного учреждения / Н. В. Галиуллина, Н. И. Левшина // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 7–2. — С. 29–31.
  4. Лебова-Шувалова Е. И. Имидж руководителя образовательного учреждения // Дополнительное образование детей: теория и практика сборник научных трудов. Сост. О. М. Богомолова. — Новосибирск, 2014. — С. 7–10.
  5. Новаторов Е. В. Персональный маркетинг: монография / В. Е. Новаторов. — М.Берлин: Директ-Медиа, 2016. — 280 с.
  6. Пискунов М. С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования /М. С. Пискунов //Мониторинг и стандарты в образовании. 1999, № 5, С.45–51.
  7. Фролов В. А. Средства PR в формировании позитивного имиджа образовательного учреждения / В. А. Фролов // PR в образовании. 2007, № 3, С.40–42.
  8. Чаланова Н. Ф. Формирование имиджа образовательной организации // В сборнике: Научное сообщество студентов Сборник материалов X Международной студенческой научно-практической конференции. 2016. С. 71–76.
  9. Чупина В. А. Имидж руководителя университета и его влияние на репутацию вуза / В. А. Чупина, Е. С. Пятакова // Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества российских и зарубежных вузов. III Ежегодная международная научно-практическая конференция. Технологический университет. — 2015. — С. 344–348.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, образовательное учреждение, имидж руководителя, позитивный имидж руководителя, внутренний имидж, имидж, действие руководителя, положительный имидж руководителя, проблема имиджа, эффективное развитие.


Похожие статьи

Управление созданием имиджа образовательного учреждения

Создание положительного имиджа организации предполагает согласование внешнего и внутреннего имиджа организации.

Проектирование имиджа образовательной организации — это вид профессиональной деятельности руководителя образовательного...

Составляющие имиджа руководителя дошкольной...

Рассмотрен имидж руководителя на примере руководителя «Центра развития ребенка» и

Ключевые слова: имидж, управление, руководитель, образовательное учреждение

Проблема имиджа руководителя ДОО — это проблема восприятия руководителя, как со...

К вопросу о формировании имиджа образовательного...

во-вторых, сильный позитивный имидж облегчает доступ образовательного учреждения к лучшим ресурсам

1) позиционирование организации; 2) побуждение к действию. Создание положительного имиджа организации предполагает согласование внешнего и внутреннего...

Положительный имидж образовательного учреждения как...

Положительный имидж можно рассматривать как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения.

имидж руководителя, образовательное учреждение, руководитель, имидж, формирование имиджа руководителя, формирование...

Особенности управления формированием имиджа...

Ключевые слова: имидж, образовательное учреждение, особенности управления.

Позитивный имидж образовательной организации должен быть, несомненно, устойчивым.

Работа руководителя в формировании внутреннего имиджа на этом этапе включает...

Формирование и развитие имиджа организации | Молодой ученый

Формирование имиджа играет важную роль при координации действий в рамках

К составляющим внутреннего имиджа можно отнести: 1) образ (имидж) руководителя

Позитивный имидж организации можно сконструировать и внедрить в сознание целевых...

Социально-психологические факторы формирования имиджа...

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов формирования имиджа руководителя предприятия. Особое внимание уделено роли личности в формировании положительного имиджа руководителя. Показано влияние имиджа руководителя...

Современный руководитель дошкольной образовательной...

Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности.

Современное дошкольное образовательное учреждение осуществляет свою деятельность в сложных социально-экономических условиях, в обществе с...

Брендирование и имидж дошкольного учреждения

Имидж ДОУ бывает как положительный, так и отрицательный. Положительный имидж понимается как достаточно важный дополнительный ресурс управления, основополагающий ресурс образовательного учреждения.

Похожие статьи

Управление созданием имиджа образовательного учреждения

Создание положительного имиджа организации предполагает согласование внешнего и внутреннего имиджа организации.

Проектирование имиджа образовательной организации — это вид профессиональной деятельности руководителя образовательного...

Составляющие имиджа руководителя дошкольной...

Рассмотрен имидж руководителя на примере руководителя «Центра развития ребенка» и

Ключевые слова: имидж, управление, руководитель, образовательное учреждение

Проблема имиджа руководителя ДОО — это проблема восприятия руководителя, как со...

К вопросу о формировании имиджа образовательного...

во-вторых, сильный позитивный имидж облегчает доступ образовательного учреждения к лучшим ресурсам

1) позиционирование организации; 2) побуждение к действию. Создание положительного имиджа организации предполагает согласование внешнего и внутреннего...

Положительный имидж образовательного учреждения как...

Положительный имидж можно рассматривать как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения.

имидж руководителя, образовательное учреждение, руководитель, имидж, формирование имиджа руководителя, формирование...

Особенности управления формированием имиджа...

Ключевые слова: имидж, образовательное учреждение, особенности управления.

Позитивный имидж образовательной организации должен быть, несомненно, устойчивым.

Работа руководителя в формировании внутреннего имиджа на этом этапе включает...

Формирование и развитие имиджа организации | Молодой ученый

Формирование имиджа играет важную роль при координации действий в рамках

К составляющим внутреннего имиджа можно отнести: 1) образ (имидж) руководителя

Позитивный имидж организации можно сконструировать и внедрить в сознание целевых...

Социально-психологические факторы формирования имиджа...

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов формирования имиджа руководителя предприятия. Особое внимание уделено роли личности в формировании положительного имиджа руководителя. Показано влияние имиджа руководителя...

Современный руководитель дошкольной образовательной...

Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности.

Современное дошкольное образовательное учреждение осуществляет свою деятельность в сложных социально-экономических условиях, в обществе с...

Брендирование и имидж дошкольного учреждения

Имидж ДОУ бывает как положительный, так и отрицательный. Положительный имидж понимается как достаточно важный дополнительный ресурс управления, основополагающий ресурс образовательного учреждения.

Задать вопрос