Военная медицина, как известно, является составной частью государственной системы здравоохранения, с помощью которой реализуются права военнослужащих и членов их семей на охрану здоровья и медицинскую помощь. Современные информационные технологии способствуют развитию новых направлений по организации медицинской помощи, улучшают качество оказания, облегчают, а также ускоряют работу врачей и средних медицинских работников. Все это гарантирует выполнение комплекса мероприятий, которые проводятся в целях сохранения и укрепления здоровья личного состава, оказания им необходимой медицинской помощи и поддержания санитарного благополучия войск.
Военный госпиталь г. Астаны сформирован в 2000 году для обслуживания партийных и государственных работников Целиноградской области, функционировавшей с 1975 года, где развернуто 24 койки, на 200 посещений в смену с ежегодным стационарным лечением военнообязанных срочной и контрактной службы. Военный госпиталь г.Астаны имеет государственную лицензию на оказание несколько видов специализированной медицинской помощи на республиканском уровне.
Утвержден стратегический план развития на 2023–2025 годы, ориентируемый на создание современного республиканского специализированного госпиталя с центром реабилитации, оказывающего пациенто-ориентированную медицинскую помощь в соответствии с международными стандартами.
Госпиталь оснащен высокотехнологичным оборудованием и укомплектован квалифицированным персоналом, обеспечивающими качественный уровень медицинской помощи с использованием новейших разработок и последних достижений науки, техники.
В 2023 году в результате открытого конкурса для выполнения работ разработана и внедрена медицинская информационная система «Авиценна» с целью управления лечебно-диагностическим процессом военного госпиталя г.Астаны [1].
Сроки разработки и внедрения МИС в военном госпитале были крайне сжатыми — менее чем один год. Данный проект информатизации военного госпиталя стал достаточно сложной задачей, требующей четкой слаженной работы всех подразделений как со стороны Исполнителя, так и со стороны Заказчика. Его организационная структура легла в основу создания функционала в целом и модулей по подразделениям, в результате которых разработан успешный проект МИС «Авиценна», которая представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Организационная структура военного госпиталя г.Астаны
Важной функцией МИС «Авиценна» является проведение систематического внутреннего аудита, который позволяет выявить нарушения и недостатки в работе медицинской организации, а также позволяет оценить эффективность принятых мер по исправлению выявленных проблем и дефектов, а также способствует выявлению потенциальных рисков и предотвращению возникновения ошибок [2].
Внедрение информационной системы, ее автоматизация обеспечивает аналитическую статистическую отчетность в своде, и раздельно по модулям подразделений амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи для принятия управленческих решений [3].
Подсистемы МИС функционируют по следующим направлениям:
1. Стационарный модуль
2. Медицинская книжка военнослужащих по контракту;
3. Медицинская книжка военнослужащих по срочному призыву;
4. Амбулаторный журнал;
5. Форма регистрации медицинского персонала;
6. Протокол профилактического осмотра;
7. Форма отчетности отдела внутреннего контроля качества.
Разработанные справочники модулей в медицинской информационной системе «Авиценна» широко используются для хранения статической информации, которая часто используется в других документах и процессах, что позволяет централизованно управлять и хранить данные, а также обеспечивает единообразие и накопление информации в системе. Также, справочники связаны между собой и используются для построения сложных структур данных.
С использованием объекта конфигурации «Справочник» в медицинской информационной системы «Авиценна» пользователь может вносить данные в информационную структуру, созданную на основе этого объекта конфигурации. Справочники предоставляют средство для организации и хранения различных видов данных, которые могут быть использованы в различных процедурах и документах всей МИС.
Пользователь имеет возможность создавать новые записи в справочниках модулей, редактировать их параметры и удалять неактуальные записи. При этом, внесенные данные могут быть использованы в других процедурах в системе, например, при создании документов или формировании статистических отчетов.
Использование справочников позволяет обеспечить целостность и актуальность данных в системе, а также облегчает процесс обновления и изменения информации. Пользователи — врачи и медицинские сестры могут легко находить и обновлять требуемые данные, а также быстро получать доступ к необходимым сведениям при работе в медицинской информационной системы «Авиценна».
На каждом этапе в системе сохраняется вся необходимая регламентированная информация относительно лечебно-диагностического процесса, включая полную электронную историю болезни, электронный документооборот обслуживающих и вспомогательных подразделений. В автоматизированном режиме система предоставляет и создает полный набор отчетов, а также широкий спектр статистических отчетных форм.
МИС «Авиценна» состоит из блоков, отвечающих за автоматизацию разных составляющих деятельности военного госпиталя, а именно:
- Регистратура и прием врача для амбулаторно-поликлинического блока;
- Электронные медицинские карты стационарного блока;
- Диагностические и лабораторные медицинские исследования и лечение (в соответствии с НПА системы здравоохранения, в т. ч. приказами МЗ РК (стандартами оказания медицинской помощи и протоколами диагностики и лечения);
- Доступ врача для ведения медицинской документации;
- Доступ медицинской сестры для выполнения назначений;
- Назначения диагностических и лабораторных исследований врача;
- Выполнение назначений медицинской сестрой;
- Доступ врача эксперта отдела контроля качества для экспертной оценки.
При работе МИС «Авиценна» военного госпиталя отмечается простота и понятность интерфейса, автоматизированных блоков, быстрая возможность обучения персонала, обеспечивается доработка и внесение изменений и дополнений разработчиком.
Механизм медицинских документов МИС дорабатывается и пополняется как оригинальным функционалом по проверке орфографии, так и механизмом работы со справочником специализированных медицинских терминов. Механизм настройки на предметную область Расширенный набор параметров гибкой настройки модулей управления коечным фондом стационара и организационной структуры обеспечил успешное выполнение работ в период осуществления капитальной модернизации зданий и активного изменения структурных показателей военного госпиталя. Гибкий и полнофункциональный механизм работы со справочником медицинских услуг обеспечил непрерывное функционирование системы в моменты изменения организационной структуры, расширяемого за счет модернизации и развития новых направлений оказания медицинской помощи военнослужащим в военном госпитале. В настоящее время МИС «Авиценна» продолжает совершенствоваться и дорабатываться, расширяя спектр применяемых технологий, совершенствуя освоенные. Например, медицинская информационная система «Авиценна» позволяет производить поиск по принятым пациентам в определенный период времени. Это делается с использованием функций и возможностей электронной системы для работы с данными и выполнения поисковых запросов, которая представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Список принятых пациентов военнослужащих
Дополнительно, пользователь может задать определенные критерии поиска, такие как дата приема пациента, фамилия пациента, номер медицинской карты и т. д. Основываясь на этих критериях, система выполнит поиск и вернет результаты, соответствующие заданным условиям.
С помощью поиска по принятым пациентам в определенный период времени пользователь может быстро найти нужную информацию и получить список пациентов, принятых за выбранный период. Это упрощает учет и мониторинг пациентов, а также позволяет быстро обработать данные и выполнить нужные операции или анализ с отчетными данными статистики.
Возможность поиска по принятым пациентам в определенный период времени в медицинской информационной системе «Авиценна» обеспечивает удобство и эффективность в работе с информацией и помогает улучшить организацию работы в госпитале.
Наличие такой функции существенно упрощает ведение статистки медицинскому персоналу, выбрав необходимый период, врач быстро сможет произвести количественную выборку всех обратившихся за медицинской помощью. Настройку списка можно производить по любому из реквизитов и модулей, которые имеются в электронной системе, это не составляет труда даже пользователю с небольшим опытом работы на персональном компьютере.
Очень важным функционалом МИС «Авиценна» являются показатели для отдела внутреннего контроля качества. Значительное развитие получил этот модуль автоматизированного места. Новые возможности визуализации и многоступенчатой детализации позволяют начальнику отдела контроля качества в более наглядной визуальной форме видеть данные и контролировать работу соответствующих служб военного госпиталя. Интерфейс доработан по повышению удобства работы с документами электронной истории болезни, с выгрузкой дефектов и статистических данных. Наиболее рациональной, на наш взгляд, является система внутреннего контроля качества. Следовательно, данная система подразумевает, что для более эффективного управления военным госпиталем г.Астана, устранения недостатков и улучшения качества работы, нами предложено провести ряд следующих мероприятий.
Мероприятие № 1: Создание Отдела контроля качества медицинской помощи.
Мероприятие № 2: Внедрение в систему контроля качества МИС «Авиценна».
Мероприятие № 3: Разработка, адаптация и внедрение внутренних нормативных актов и форм документов.
Медицинская информационная система «Авиценна» по управлению процессом контроля качества лечебно-диагностического процесса является одной из ключевых технологий, используемых коллективом военного госпиталя г.Астаны, обеспечивая успешное выполнение стоящих перед коллективом госпиталя задач.
Преимущества внедрения МИС «Авиценна» военного госпиталя:
1) Информация хранится и доступна в любое время;
2) Слияние данных и отчетность;
3) Доступность информации;
4) Избавляет от заполнения бумаг;
5) Повышение качества обслуживания и снижение влияния человеческого фактора;
6) Телемедицина;
7) Согласованность работы;
8) Возможность получения военнослужащими доступа к своим данным, предварительной онлайн-записи на прием к врачу, минуя очередей;
9) Управление процессом контроля качества лечебно-диагностического процесса.
В рамках нашей работы также проведена оценка особенностей модуля организации внутреннего контроля военного госпиталя г.Астаны. она заключается в следующем: возможность анкетирования военнослужащих и персонала, проведение статистического анализа ответов анкет и соответственно свод ответов по вопросам.
В работе были разработаны в Google формы 3 анкеты, одна анкета для персонала — медицинских работников, две другие для военнослужащих — контрактной и срочной службы, последние анкеты несколько имели отличие по вопросам звания военнослужащего и срока службы.
Были проанкетированы 42 медицинских работника, из них 15 врачей и 27 средних медицинских работника. Анкета состоит из 12 вопросов: возраст, пол, квалификационных данных, стажа работы, о проведении внутреннего контроля качества в госпитале, удовлетворенности работой в госпитале персоналом, об удовлетворенности работой в Информационной Системе «Авиценна», об удовлетворенности качеством оказанной медицинской помощи военнослужащим в госпитале, а также было предложено для совершенствования и улучшения работы в ИС «Авиценна» и оказания качественной медицинской помощи военнослужащим высказаться и дать свои предложения.
Были проанкетированы 98 военнослужащих контрактной службы и 64 военнослужащих срочной службы, анкеты военнослужащих составлены из 10 вопросов каждого вида для военнослужащих контрактной службы и срочной службы: возраста военнослужащего, пола, срока прохождения военной службы, звания военнослужащего, об удовлетворенности качеством оказанной медицинской помощи военнослужащим в госпитале, условиями прохождения военной службы, предлагалось ответить на вопрос о нехватки или отсутствии лекарственных средств (ЛС) и изделий медицинского назначения (ИМН), высказать предложения для улучшения качества медицинской помощи в госпитале.
Военнослужащие срочной и контрактной службы на предмет удовлетворенностью оказываемой медицинской помощи в госпитале, что входит в обязательный процессный индикатор отдела внутреннего контроля пациентов военнослужащих, врач эксперт может это провести в единой программе и вывести отчетные данные МИС «Авиценна», представлен в таблице 1.
Таблица 1
Удовлетворенность качеством оказываемой медицинской помощи военнослужащими срочной и контрактной службы военного госпиталя г.Астаны в мае 2023 года
Показатели |
Наименование вопроса |
Военнослужащие по контракту |
Военнослужащие срочной службы |
||
да |
нет |
да |
нет |
||
Абс.число |
Удовлетворены ли Вы качеством оказания медицинской помощи при обращении в госпиталь? |
87 |
11 |
64 |
0 |
% |
88,7 |
11,3 |
100 |
0 |
|
Таким образом, при проведении анкетирования пациентов военнослужащих срочной службы и по контракту удовлетворены качеством оказания медицинской помощи при обращении в госпиталь обе группы, в 100 % (64) случаев военнослужащие срочной службы и 88,7 % (87) военнослужащие контрактной службы.
Проведенный опрос военнослужащих пациентов и сотрудников военного госпиталя с целью оценки качества медицинских услуг, результаты которого позволили сделать вывод о том, что уровень качества оказанной медицинской помощи и сервиса, по оценке респондентов, достаточно высок, подавляющее их большинство в будущем готовы обратиться снова и посоветовать сделать это своим близким при необходимости получения консультаций врачей и медицинской помощи.
Предложены ряд мероприятий по улучшению качества медицинской помощи в военном госпитале, среди которых, во-первых, создание трехступенчатого контроля качества медицинской помощи; во-вторых, создание отдела контроля качества медицинской помощи и, в-третьих, внедрение медицинской информационной системы «Авиценна» на основе разработанных внутренних нормативных актов и форм документов военного госпиталя г.Астаны, готовой к обновлениям, изменениям и доработкам.
Информатизация здравоохранения военного госпиталя повысит доступность и эффективность медицинской помощи военнослужащим срочной и контрактной службы за счет интеграции информационных систем, использования мобильных цифровых приложений, внедрения электронных паспортов здоровья — медицинских книжек и перехода на безбумажное ведение историй в стационарах.
Таким образом, внедрение медицинской информационной системы «Авиценна» в управлении медицинскими процессами военного госпиталя г.Астаны, позволяет вывести его на новый уровень медицинского обслуживания и работы, усиливая экспертизу внутренних процессов контроля качества оказываемых медицинских услуг военнослужащим.
Литература:
- Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 3 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-230/2020. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 4 декабря 2020 года № 2172 «Об утверждении правил организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг (помощи)» [Электронный ресурс]. — URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000021727
- Организации и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.minzdrav-irkutsk.ru/upload/iblock/098/0983b69e4c0d6c3fc64dc84b54105552.pdf
- Пелешок С. А., Железняк И. С., Овчинников Д. В., Нагибович О. А., Кушнарев С. В., Ширшин А. В., Болехан В. Н., Адаменко В. Н., Гайворонский И. В., Рудченко И. В., Демьяненко В. А., Сокуренко Р. С., Небылица Я. И., Давиденко Т. А., Опыт применения аддитивных технологий в военно-медицинских организациях и военном инновационном технополисе «Эра», Сборник: Биотехнические системы и технологии. Сборник статей конференции. Ответственный редактор Рудченко И. В., 2019. С. 104–111.