В последние несколько лет существенно ускорилось распространение информационных технологий в медицинских учреждениях. Сейчас вопрос о целесообразности и возможном эффекте от использования IT становится особенно актуальным.
Автоматизированные системы в корне решают проблему врачебного почерка. Кроме того, компьютерный ввод, особенно при наличии встроенных в систему подсказок и справочников, существенно уменьшает количество ошибок. Врачу достаточно распечатать документ, поставить подпись и личную печать.
В результате внедрения медицинской системы может значительно улучшиться уровень информационно-справочного обслуживания пациентов. Растущая популярность таких решений, как интеграция программного обеспечения с информационными киосками и телевизионными панелями позволяет быстро обновлять и доносить до граждан интересующие их открытые данные и информационные сообщения. Расписание приема врачей, график работы диагностических кабинетов и тематические справочные данные по конкретному запросу с внедрением информационной системы пациенты могут узнавать без дополнительных обращений к работникам регистратуры или, тем более, к медицинскому персоналу. А интеграция медицинской информационной системы со справочным центром способна значительно ускорить и повысить уровень обслуживания пациентов.
Еще один важный положительный фактор для пациентов при внедрении медицинской информационной системы — скорость обработки информации. Разные службы внутри лечебно-профилактических учреждений и даже разные медучреждения, использующие средства автоматизации, могут обмениваться данными о пациентах гораздо более оперативно, чем раньше. Довольно часто бывает, что лаборатория располагается отдельно от поликлиники, в таких случаях становится особенно значимо преимущество использования информационных технологий для оперативной передачи электронного направления на исследования и получения данных о результатах диагностики с лечащим специалистом. Анализировав выше перечисленные критерии специалистами была разработана автоматизированная информационная система «Э-Больница».
Разработанная автоматизированная информационная система «Э-Больница» выполняет следующие задачи:
- Автоматизация деятельности системы управления (Деятельность министерства здравоохранения);
- Автоматизация деятельности руководства медицинского учреждения (Деятельность директора);
- Автоматизация деятельности главного врача;
- Автоматизация деятельности врачей отделения;
- Автоматизация деятельности аптеки медицинского учреждения;
- Автоматизация деятельности лабораторий;
- Автоматизация деятельности диагностики (Ввод заключений аппаратур);
- Автоматизация деятельности старшей медсестры;
- Автоматизация деятельности медсестры;
- Автоматизация ведения историей болезни;
- Автоматизация управления списком лекарств употреблённых для лечения болезни пациентов;
- Автоматизация деятельности бухгалтерии;
- А также система формирует структруриванную иерархическую базу данных. Именно это определяет актуальность данного проекта.
Среди перечисленных задач нужно уделить отдельное внимание на автоматизацию деятельности аптеки, так как здесь не только автоматизируется деятельность аптеки, но и формируется интеграция аптечных услуг вместе с медицинским учреждением. Это даёт возможность для экономии времени и обеспечивает быстроту оказываемых услуг. Формирование и реализация данной системы снижает ошибки в диагностике, профилактике, лечении и реабилитации благодаря удобной визуализации данных, автоматизирует контроль непротиворечивости данных и возможность их постоянного мониторинга.
Вместе с этим по окончанию любого вида медицинского осмотра и лечения пациентов все бухгалтерские расчёты и отчётности сразу ведутся в электронном виде. Это обеспечивает переход на электронную форму работы с максимальным исключением дублирования ввода одной и той же информации. В итоге применения данной системы достигается экономия времени, быстрая организация процесса лечения, формирование единой базы данных, создание системы быстрого поиска, приготовление быстрых отчётов, наблюдение динамики статистических данных, обеспечение точности деятельности системы, прибавление точности и результативности деятельности системы, создание возможности пользователей системы работать дистанционно.
Перечисленные выше преимущества не только автоматизируют деятельность какого либо малого медицинского учреждения, но и даёт возможность электронного управления и контроля больших медицинских учреждений. На сегодняшний день именно это обеспечивает электронный документооборот и дистанционный контроль деятельности всех видов учреждений.
Литература:
1. Автоматизированное рабочее место для статистической обработки данных. / Под ред. В. В. Шуракова, Д. М. Дайитбегова, С. В. Мизрохи, С. В. Ясеновского. — М., 2005г.
2. Автоматизированные системы обработки учетно-аналитической. информации. / Под ред. В. С. Рожнова, В. Б. Либермана, Э. А. Умновой, Т. В. Воропаевой. — М., 2007г.
3. Аппак М. А. Автоматизированные рабочие места на основе персональных ЭВМ. — М., 2006г.
4. Компьютерные технологии в кадровых службах. / Под ред. М. А. Винокурова, В. А. Пархомова. — М., 2004г.
5. Шураков В. В. Автоматизированное рабочее место для статической обработки данных. — М., 2006г.