Современная информационная система поликлиники | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 30.05.2022

Статья просмотрена: 1917 раз

Библиографическое описание:

Стародуб, Т. С. Современная информационная система поликлиники / Т. С. Стародуб. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 213-217. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92246/ (дата обращения: 23.11.2024).



В работе проведен аналитический обзор современных информационных систем, используемых в управленческих структурах медицинских учреждений. Это позволило провести сравнительный анализ для возможности обоснованного выбора оптимальной и адаптированной к управлению основными процессами медицинских учреждений Российской Федерации и разработать рекомендации по повышению эффективности функционирования таких учреждений.

Ключевые слова: информационная система, управленческая структура, организационная структура, информационное обеспечение, направления автоматизации.

The paper provides an analytical review of modern information systems used in the management structures of medical institutions. This made it possible to conduct a comparative analysis for the possibility of a reasonable choice of the optimal and adapted to the management of the main processes of medical institutions in the Russian Federation and to develop recommendations for improving the efficiency of the functioning of such institutions.

Keywords: information system, management structure, organizational structure, information support, automation directions.

Современный этап развития здравоохранения характеризуется повышением информативности и технологичности оказания медицинской помощи. В последнее десятилетие были разработаны и внедрены в организационно-управленческие структуры медицинских учреждений ряд информационных систем и технологий для обеспечения сокращения времени регистрации, учета пациентов, формирования выписок, отчетных документов и автоматизации других операций, что в целом позволит повысить уровень обслуживания и лечения пациентов.

Важным аспектом разработки и внедрения информационных систем в медицинской отрасли является поддержка государства. Так, в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано, что государство должно способствовать развитию научных исследований в области здравоохранения и внедрению их результатов в деятельность медицинских учреждений [1].

Исследованием вопросов разработки информационных систем для учреждений здравоохранения занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как И. В. Емелин, Ю. Л. Перов, Ю. С. Серегин, Р. А. Эльчиян, В. О. Качмар, А. И. Чердак. Работы этих ученых способствовали совершенствованию систем автоматизации медицинских учреждений, однако данное направление нуждается в дальнейшем развитии с целью улучшения автоматизации управленческой деятельности.

Целью статьи является проведение аналитического обзора современных медицинских информационных систем поликлиники и их информационного обеспечения, исследования проблем внедрения таких систем в учреждениях здравоохранения и разработка рекомендаций повышения эффективности управления медицинскими учреждениями на основе автоматизированных систем.

Результаты исследования. Базовой составляющей для работы любой информационной системы, в том числе медицинской, является информационное обеспечение. В настоящее время большинство ведущих лечебно-профилактических учреждений Российской Федерации имеют службу информационного обеспечения, задачей которой является предоставление аппарата управления и участникам лечебного диагностического процесса актуальной и полной информации. При этом к аппаратно-программному обеспечению лечебно-профилактического учреждения предъявляется ряд требований [2]:

– организация данных, при которой обеспечивается возможность обмена и актуализации используемых в системе данных, их целостность и достоверность;

– наличие защиты от несанкционированного доступа и ложных действий пользователя;

– возможность администрирования базы данных (назначение прав доступа в базу данных и архива для каждого рабочего места);

– обеспечение работоспособности программного обеспечения: наличие набора тестов, осуществляющих самопроверку; выдача соответствующих диагностических сообщений;

– наличие в программном обеспечении меню-ориентированного графического пользовательского интерфейса.

Следует также отметить, что программное обеспечение лечебно-профилактического заведения должно обеспечивать возможность адаптации рабочих мест и сервера к конфигурации технических средств, операционной сети, типу и специфики лечебно-профилактического заведения (стационар, поликлиника, медсанчасть, многопрофильный ЛПЗ, диагностический центр), структуры входных и выходных форм информации (экранных; бумажных; электронных) и т. д.

К приоритетным направлениям автоматизации управления медицинским учреждением следует отнести:

– учет расходов и управления ресурсами лечебно-профилактического учреждения;

– ввод системы электронного документооборота;

– ведение медицинской статистики;

– формирование медицинских регистров населения в зоне обслуживания лечебно-профилактического учреждения;

– формирование баз данных пациентов, которые находятся на учете в поликлинике и лечились в стационаре;

– учет льготного обеспечения населения лекарственными средствами;

– электронный обмен документами между отделениями и отделами лечебно-профилактического учреждения, с руководством учреждения и органами власти.

В настоящее время в целях информационно-технического обеспечения работы лечебно-профилактических учреждений и управления их подразделениями разработан ряд информационных систем. Среди них наиболее известны «GreenCube» (компания «TICH CONSULTING», Испания), информационная система «MedWork» (компания MasterLab, Россия), система «СаКура» (компания «Медотрейд», Россия), «Поликлиника» (компания MbLabSoft, Россия) [3–7]. Рассмотрим более подробно функциональные возможности наиболее распространенных из них и особенности их внедрения в медицинских учреждениях Российской Федерации.

Значительной популярностью в настоящее время пользуется в западных странах и в России медицинская информационная система GreenCube испанской компании-производителя TICH CONSULTING [3, 5], предназначенная для комплексной автоматизации работы медицинского учреждения любого уровня, размера, структуры и профиля. Система GreenCube предоставляет возможность автоматизировать клинические и административные потребности медицинского учреждения. Среди преимуществ следует отметить, что GreenCube объединяет всю информацию клиники в единое информационное пространство, предоставляет руководителю возможность своевременно и эффективно реагировать на все изменения в работе клиники. Она обеспечивает: информационную поддержку лечебно-диагностических мероприятий и работу медицинских работников, оценку эффективности лечебного процесса, контроль административно-хозяйственной и финансовой деятельности, бизнес-планирование и оптимизацию лечебного процесса. Однако при внедрении системы в российских медицинских учреждениях возникают вопросы адаптации к законодательству и формированию форм отчетности.

В странах постсоветского пространства широко распространена информационная система MedWork [4], которая предназначена для ведения истории болезни и информационного обеспечения технологического цикла прохождения пациента в лечебно-профилактическом учреждении. MedWork дает возможность вести историю болезни в виде привычной для врачей амбулаторной карты, состоящей из форм-бланков. Встроенный генератор бланков позволяет с помощью простого и понятного интерфейса изменять и создавать новые данные. Также в системе есть возможность планировать график приёма на каждом рабочем месте от процедурного кабинета до планирования операций; выставлять счет пациенту за предоставление медицинских услуг или улучшенный медицинский сервис, получать отчет по платежам; формировать статистическую отчетность работы лечебно-профилактического учреждения по всем основным направлениям деятельности: лечебно-диагностическая работа; статистика заболеваемости и смертности, финансовая отчетность и т. д. Вышеуказанные функциональные возможности обеспечивают управленческий учет основных процессов медицинского учреждения, однако высокая стоимость и недостаточная адаптированность к российскому законодательству сдерживают внедрение данной системы в управленческие структуры медицинских учреждений.

Для автоматизации управления лечебно-профилактических учреждений в постсоветских странах и Российской Федерации используется информационная система «Поликлиника» (компания «MbLabSoft», Россия) [6, 7], позволяющая реализовать комплекс задач:

– сформировать базу данных населения, которое прикреплено к данной поликлинике;

– вести единую нормативно-справочную информацию;

– получать достоверные статистические отчеты;

– вести учет работы медицинского персонала;

– проводить персонифицированный учет заболеваемости, обращений пациентов к врачу;

– проводить анализ качества медицинского обслуживания;

– проводить автоматизированные расчеты.

Указанная система, безусловно, предоставляет широкий спектр возможностей для управления учреждениями поликлинического типа, однако имеет ограниченные функции учета и контроля административно-хозяйственной и финансовой деятельности таких учреждений.

В России набирает все большую популярность информационная система «Медучет SQL» [5] для автоматизации деловых процессов в клиниках, лабораториях и медцентрах. Данное программное решение поддерживает и контролирует происходящие в клинике сервисные процессы, а также повышает безопасность и эффективность лечебно-диагностического процесса. Среди преимуществ системы следует отметить:

– удобную работу с паспортными карточками пациентов и сотрудников;

– создание гибких графиков работы врачей и удобного механизма записи пациентов на прием;

– быстрое оформление медицинских услуг;

– введение системы штрихкодирования для пациентов клиники и биологических образцов в лаборатории;

– контроль оплаты услуг юридическими и физическими лицами с возможностью частичных оплат;

– удобный механизм конструирования бланков результатов и быстрое введение готовых результатов исследований.

Кроме указанных преимуществ, особенно следует выделить то, что все информационные ресурсы хранятся на сервере и в любой момент можно восстановить историю взаимодействия пациента с врачом, врача с клиникой, клиники с поставщиками и т. д. Отметим, что контролировать работу клиники ее руководитель может и отдаленно. Кроме того, к единой базе можно подключить неограниченное количество территориально отдаленных подразделений. Вместе с тем следует отметить, что для обслуживания системы нужно привлекать квалифицированных специалистов технического направления.

Для автоматизации организационно — управленческих структур медицинского учреждения система предоставляет широкий спектр функций:

– настройка рабочих мест и шаблонов документов в соответствии с потребностями медицинского учреждения;

– мониторинг работы медицинских работников;

– надежная система управления правами пользователей;

– корректировка спектра услуг медицинского учреждения;

– маркировка данных медицинских услуг штриховыми кодами;

– согласование времени визита пациента с расписанием работы врача, лаборатории и инфраструктурой медицинского учреждения;

– сохранение времени на ведение медицинской документации благодаря использованию шаблонов обзоров, лабораторных исследований и др.;

– гибкая система отбора данных для генерирования внутренних отчетов и отчетов, предусмотренных требованиями МЗ РФ.

Указанные функциональные возможности медицинской информационной системы поликлиники и стремление ее разработчиков к постоянному усовершенствованию, расширению области применения и интеграции с другими эффективными медицинскими информационными системами делает ее востребованной на современном рынке программных продуктов сферы здравоохранения.

Актуальным вопросом управления лечебно-профилактическим учреждением в настоящее время является также внедрение многофункциональной информационной системы, которая сможет обеспечить ведение всех видов документации: лечебно-профилактической; финансово-хозяйственной, методологической.

Современные информационные системы поликлиники позволяют вносить данные в историю болезни параллельно с разными врачами. Кроме формирования истории болезни, информационная система «1С:Медицина. Поликлиника» дает возможность просчитывать стоимость лечения каждого пациента. Кроме того, в кабинетах ультразвуковой диагностики, компьютерной томографии и рентгенологическом отделении можно создать для каждого пациента архив изображений. В эндоскопических отделениях при проведении лапароскопии, торакоскопии, артериоскопии создается архив видеоматериалов. Кроме того, в системе предусмотрен учет материальных ресурсов медучреждения.

На современном этапе развития и распространения технологий становится возможным объединение информационных сетей нескольких лечебно-профилактических учреждений с целью создания корпоративной телекоммуникационной медицинской сети. Такой вид корпоративной сети обеспечивает более высокий уровень конфиденциальности по сравнению с публичными электронными сетями для обеспечения дистанционного консультирования пациентов; проведение мониторинга и оценки состояния и динамики здоровья населения; повышение квалификации медицинских кадров и т. д.

Итак, на основе вышеприведенного, для улучшения проведения сравнительного анализа представим основные характеристики наиболее распространенных информационных систем управления медицинскими учреждениями в виде табл. 1. Сравнение характеристик современных систем управления медицинскими учреждениями позволило установить, что наиболее оптимальной с точки зрения функциональности, технологичности, стоимости и адаптации к требованиям российского законодательства является современная информационная система поликлиники «1С:Медицина. Поликлиника».


Таблица 1

Оценка распространенных систем управления медицинскими учреждениями

МИС

Тип.

Операционная система

Архитектура (необходимость приобретения СУБД)

Цена

Адаптированность к законодательству РФ

Green Cube

Комплексная система автоматизации работы медицинского учреждения любого уровня, размера, структуры и профиля.

Microsoft Windows; Linux.

Трехуровневая клиент-серверная архитектура.

Высокая

Не адаптирован.

MedWork.

Управление лечебным процессом и комплексная автоматизация медицинских учреждений.

Microsoft Windows; Linux.

Клиент-серверная архитектура.

Высокая

Не адаптирован

Больница

Система автоматизации всех действий лечебного учреждения.

Microsoft Windows.

Файл-серверный (требуется приобретение СУБД).

Высокая

Адаптированная

Медоблик SQL

Комплексная система автоматизации лечебно-профилактического учреждения (медицинского объединения), базирующаяся на центральной базе данных.

Microsoft Windows; Linux.

Клиент-серверный.

Средняя

Полностью адаптирован

«Доктор ЭЛЕКС

Система автоматизации всех видов работ современной клиники: регистраторы, врачи, лаборатории, диагностики, отчетности, управления.

Microsoft Windows.

Клиентсерверный.

Средняя

Полностью адаптирован


Кроме того, среди основных преимуществ следует отметить использование:

– интегрированной электронной карты пациента;

– инновационной технологии древовидных шаблонов, позволяющей быстро и эффективно производить осмотр пациентов, а также анализировать полученные данные;

– совместимость с современным медицинским оборудованием; использование удаленного доступа к данным с соблюдением политики конфиденциальности.

Выводы. Таким образом, на основе проведенного аналитического обзора информационного обеспечения и функциональных возможностей современных систем управления организационной структурой медицинских учреждений можно отметить, что внедрение таких систем позволяет улучшить работу поликлинических и лечебных учреждений. В то же время, для эффективного внедрения и использования таких систем можно предложить ряд рекомендаций, а именно:

– введение единых стандартов и протоколов обмена информацией;

– создание рынка готовых компьютерных решений, которые могут быть использованы в деятельности лечебно-профилактического учреждения;

– создание нормативно-правовой базы, которая формирует стратегию информационной политики и включает вопросы ведения нормативно-справочной информации, обязательную для всех учреждений; определение штатных единиц для каждого лечебно-профилактического учреждения по сопровождению программного обеспечения; определение источников финансирования компьютерной техники, программных обеспечений и телекоммуникационных технологий;

– создание образовательных центров подготовки медицинского персонала по вопросам информационного обеспечения системы здравоохранения, внедрение подготовки специалистов для работы с медицинскими информационными системами.

– медицинский информационный электронный документооборот.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция)
  2. Бакунова О. М, Анохин Е. В., Палуйко А. Ф, Александрович Е. Н., Антонов Е. Д., Ситник М. Ю., Гречко И. С. Современные информационные технологии в системе управления. International Journal of Innovative Technologies in Economy, 2018 (4(16), 52–54. Retrieved from https://rsglobal.pl/index.php/ijite/article/view/694 (дата обращения: 30.04.2022).
  3. Ковыршина Е. П., Страхова Н. В., Красноруцкая О. Н., Котова Ю. А. Вклад современных информационных технологий в приверженность пациентов к лечению в условиях поликлиники // FORCIPE. 2020. № S. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vklad-sovremennyh-informatsionnyh-tehnologiy-v-priverzhennost-patsientov-k-lecheniyu-v-usloviyah-polikliniki (дата обращения: 30.04.2022).
  4. Мызрова К. А., Туганова Э. А. Цифровизация здравоохранения как перспективное направление развития // Вопросы инновационной экономики. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-zdravoohraneniya-kak-perspektivnoe-napravlenie-razvitiya (дата обращения: 30.04.2022).
  5. Соболева С. Ю., Голиков В. В., Тажибов А. А. Информационные технологии в здравоохранении: особенности отраслевого применения // E-Management. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-zdravoohranenii-osobennosti-otraslevogo-primeneniya (дата обращения: 30.04.2022).
  6. Черновицкая Ю. В. Цифровые технологии в медицине: специфика ответственности при их использовании // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-v-meditsine-spetsifika-otvetstvennosti-pri-ih-ispolzovanii (дата обращения: 30.04.2022).
  7. Шарафутдинова Н. Х., Иржанов Ж. А., Турьяно А. Х., Шагарова С. В., Мустафин Р. М. Внедрение информационных технологий в амбулаторно-поликлиническую практику // Актуальные проблемы медицины. 2012. № 10 (129). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-informatsionnyh-tehnologiy-v-ambulatorno-poliklinicheskuyu-praktiku (дата обращения: 30.04.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): лечебно-профилактическое учреждение, информационная система, медицинское учреждение, учреждение, информационное обеспечение, Россия, система, Российская Федерация, CONSULTING, программное обеспечение.


Ключевые слова

информационная система, организационная структура, информационное обеспечение, управленческая структура, направления автоматизации

Похожие статьи

Исследование моделей деятельности организации в условиях внедрения информационной системы

В условиях быстрого развития рыночной экономики для принятия эффективных управленческих решений компании требуется хорошая информационная система, которая бы объективно отражала ту ситуацию, которая сложилась на данный момент существования компании в...

К вопросу о преимуществах интегрированного управленческого учета

В статье рассмотрены актуальные вопросы применения современных моделей управленческого учета, позволяющих повышать оперативность и эффективность принятия управленческих решений. Авторами предложено перспективное направление развития учета и формирова...

Проблемы системы управления производственной компании по разработке программного обеспечения на основе поддержки и принятия решений

В настоящей работе с помощью информационных технологий представлено исследование системы управления поддержки и принятия решений, представлен собственный мониторинг, а также проанализированы существующие мониторинги и методологии исследования других ...

Анализ эффективности внедрения ERP-систем в организациях строительной отрасли

В данной статье рассмотрены подходы к анализу эффективности внедрения ERP-систем в организациях строительной отрасли. Для принятия решения о применении автоматизированной системы управления в организации в первую очередь необходимо определить измерим...

Организация технического аудита и моделирование работы железнодорожной станции в зависимости от качества ее ресурсного обеспечения

В статье рассматривается внедрение технического аудита, что позволит более полно и объективно устанавливать непосредственные причины возникновения аварийности на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан. Это достигается за счет оценки не толь...

Организация корпоративной системы управления проектами и эффективность ее использования

В статье рассматривается понятие корпоративной системы управления проектами, выделяются ее преимущества. Проведенный анализ позволяет утверждать, что КСУП является эффективным инструментом для современных компаний и позволяет повышать качество проект...

Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия

В статье рассматривается концепция построения внутривузовской платформы дистанционного и онлайн обучения, сформулированная в рамках НИР. Рассмотрены основные направления построения системы цифрового взаимодействия между обучающимся и преподавателем. ...

Риск-ориентированный подход к оценке и обеспечению надежности и безопасности функционирования объектов транспортной инфраструктуры

В статье анализируется методология управления ресурсами и рисками на основе анализа надежности объектов железнодорожной инфраструктуры (УРРАН). Сделан вывод о необходимости разработки прикладных метод расчета показателей надежности, безопасности и оц...

Некоторые аспекты формирования единой информационно-образовательной среды для оптимизации управления учебно-воспитательным процессом

В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день проблемы поиска решений эффективности информатизации системы образования и её компонентов как на социальном, так и на научно-практическом уровнях. Создание в образовательном учреждении информаци...

Некоторые аспекты совершенствования транспортной системы нефтегазовой компании на основе интегрированного планирования

В статье проанализирована цепочка поставок типичной нефтегазовой компании на основе SCOR-модели (Supply Operations Reference model), признанной в качестве международного эталона. В ходе анализа выявлены разрывы в цепочке поставок, негативно отражающи...

Похожие статьи

Исследование моделей деятельности организации в условиях внедрения информационной системы

В условиях быстрого развития рыночной экономики для принятия эффективных управленческих решений компании требуется хорошая информационная система, которая бы объективно отражала ту ситуацию, которая сложилась на данный момент существования компании в...

К вопросу о преимуществах интегрированного управленческого учета

В статье рассмотрены актуальные вопросы применения современных моделей управленческого учета, позволяющих повышать оперативность и эффективность принятия управленческих решений. Авторами предложено перспективное направление развития учета и формирова...

Проблемы системы управления производственной компании по разработке программного обеспечения на основе поддержки и принятия решений

В настоящей работе с помощью информационных технологий представлено исследование системы управления поддержки и принятия решений, представлен собственный мониторинг, а также проанализированы существующие мониторинги и методологии исследования других ...

Анализ эффективности внедрения ERP-систем в организациях строительной отрасли

В данной статье рассмотрены подходы к анализу эффективности внедрения ERP-систем в организациях строительной отрасли. Для принятия решения о применении автоматизированной системы управления в организации в первую очередь необходимо определить измерим...

Организация технического аудита и моделирование работы железнодорожной станции в зависимости от качества ее ресурсного обеспечения

В статье рассматривается внедрение технического аудита, что позволит более полно и объективно устанавливать непосредственные причины возникновения аварийности на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан. Это достигается за счет оценки не толь...

Организация корпоративной системы управления проектами и эффективность ее использования

В статье рассматривается понятие корпоративной системы управления проектами, выделяются ее преимущества. Проведенный анализ позволяет утверждать, что КСУП является эффективным инструментом для современных компаний и позволяет повышать качество проект...

Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия

В статье рассматривается концепция построения внутривузовской платформы дистанционного и онлайн обучения, сформулированная в рамках НИР. Рассмотрены основные направления построения системы цифрового взаимодействия между обучающимся и преподавателем. ...

Риск-ориентированный подход к оценке и обеспечению надежности и безопасности функционирования объектов транспортной инфраструктуры

В статье анализируется методология управления ресурсами и рисками на основе анализа надежности объектов железнодорожной инфраструктуры (УРРАН). Сделан вывод о необходимости разработки прикладных метод расчета показателей надежности, безопасности и оц...

Некоторые аспекты формирования единой информационно-образовательной среды для оптимизации управления учебно-воспитательным процессом

В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день проблемы поиска решений эффективности информатизации системы образования и её компонентов как на социальном, так и на научно-практическом уровнях. Создание в образовательном учреждении информаци...

Некоторые аспекты совершенствования транспортной системы нефтегазовой компании на основе интегрированного планирования

В статье проанализирована цепочка поставок типичной нефтегазовой компании на основе SCOR-модели (Supply Operations Reference model), признанной в качестве международного эталона. В ходе анализа выявлены разрывы в цепочке поставок, негативно отражающи...

Задать вопрос