В работе даны результаты разработки организационной технологии систематизации и моделирования процессов обеспечения полного цикла непрерывной медицинской помощи обслуживаемому населению в условиях многопрофильной клинической больницы.
Ключевые слова: многопрофильная больница, медицинская помощь, обеспечение полного цикла, систематизация процессов.
Как известно, в системе оказания медицинских услуг населению классическими этапами являются амбулаторно-поликлиническая (первичная медико-санитарная), стационарная и оздоровительно-профилактическая помощь [1]. Эти же этапы включают в себя оказание бесплатной гарантированной медицинской помощи [2, 3]. Вместе с тем, в литературе имеются данные о том, что в указанные этапы включена также паллиативная медицинская помощь [4]. По данным этого же автора, медицинскую помощь теоретически можно разделить на 12 этапов, каждый из которых имеет два подэтапа — диагностики и коррекции услуг. Между тем, конечная эффективность системы здравоохранения зависит от организационного наличия всех этапов без исключения, их технологического наполнения и качества медицинской помощи на каждом из них.
В данном контексте следует отметить, что в условиях расширения хозяйственной самостоятельности медицинских организаций, формирования конкурентной среды при получении государственного заказа на все виды медицинской помощи, включая специализированную и высокотехнологичную, вопросы преемственности, обратной связи между клиниками и между различными структурными подразделениями одной и той же клиники, являющимися обязательными звеньями в непрерывного полного цикла системы оказания медицинской помощи населению, является важной задачей.
Известно, что в практическом оказании медицинской помощи часто наблюдается несогласованность действий различных функциональных структур одной и той же больницы — поликлиника — стационар — диагностические службы, из-за которой часто отмечается дублирование в выполнении большинства диагностических процедур, которые могут быть назначены и при амбулаторно — поликлиническом приеме, и при госпитализации в стационар.
Изложенное обстоятельство явилось основанием для выбора основного направления настоящей работы.
Цель работы- систематизация и моделирование процессов организационно-технологического обеспечения полного цикла медицинской помощи в условиях многопрофильной клинической больницы.
Методы исследования. Базой исследования явилась Больница Медицинского центра (БМЦ) Управления делами Президента Республики Казахстан, которая имеет в своем составе все основные функционирующие звенья, могущие обеспечить полный цикл непрерывной медицинской помощи — поликлинику, стационар, диагностические и вспомогательные службы.
Результаты исследования и их обсуждение.
В работе представлены результаты систематизации и организационно-технологического моделирования процессов организации обеспечения полного цикла непрерывной медицинской помощи, разработанного в условиях БМЦ. Следует отметить, что к данной больнице для медицинского обслуживания прикреплены действующие и бывшие работники центральных государственных органов, члены их семей, заслуженные люди (Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Халык Кахарманы, Герои Труда Республики Казахстан, академики Национальной Академии наук и т. д.). Особенностью медицинского обслуживания указанной категории лиц (прикрепленный контингент) является их ежегодный обязательный комплексный профилактический медицинский осмотр (КПМО). В этой связи отметим, что главной задачей больницы является организация всех видов медицинской помощи бывшим и действующим государственным служащим, а также другим прикрепленным категориям граждан по полному циклу.
Отметим, что первичным контактом прикрепленного к больнице контингента являются ежегодные обязательные КПМО. На этом этапе полного цикла медицинской помощи контингенту осуществляется тестовая лабораторная, инструментальная, функциональная и клиническая диагностика предболезненных состояний и заболеваний. В результате этой целенаправленной организационной работы формируется четыре группы обслуживаемого контингента. I -группа — это практически здоровые люди, но нуждающиеся в систематическом мониторинге основных параметров гомеостаза и уровня приспособительных механизмов, устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов окружающей и професиональной среды.
2-группу составляют лица с высоким риском развития основных социально-значимых заболеваний (болезни сердечно-сосудистой системы, онкологические, эндокринные и неврологические заболевания, психосоматические расстройства), которые нуждаются в динамическом наблюдении и проведении профилактических, лечебных и реабилитационно-оздоровительных мероприятий.
В 3- группу включается контингент, у которого в процессе КПМО и динамического наблюдения выявляются явные признаки заболеваний, получивших диагностическую верификацию.
4-группа формируется из числа лиц, у которых выявляются клинически обоснованные заболевания, требующие принятия целенаправленных, плановых и экстренных лечебно-диагностических мер.
Таким образом, базовой основой для определения дальнейшей тактики дифференциальной диагностики и определения стратегии лечения и оздоровления, являются данные ежегодных обязательных КПМО. На следующем этапе проводится определение объемов предстоящей поликлинической и стационарной помощи. При этом для каждой из групп разрабатываются целевые программы профилактических, диагностических и лечебных мероприятий, обеспечивающих последовательность полного цикла непрерывной медицинской помощи.
Конечно, большая часть контингента получают необходимую профилактическую и медицинскую помощь в амбулаторно-поликлинических условиях, в том числе в дневном стационаре или стационаре на дому. Однако, при необходимости пациенты из наиболее «рискованных» групп преимущественно в плановом порядке направляются на стационарное лечение.
Здесь уместно упомянуть, что в больнице функционирует автоматизированная система управления лечебно-диагностическим процессом, позволяющая в режиме «реального времени» формировать и отслеживать «досье» на каждого пациента, накапливаемого в процессе комплексных профилактических осмотров, динамического наблюдения и оздоровления лиц, находящихся на диспансерном учете в поликлинике. Можно с удовлетворением отметить, что таким образом удалается решить главную проблему дублирования диагностических исследований, так как и на поликлинику, и на стационар работают одни и те же диагностические службы и исключено традиционное недоверие врачей стационара к этим службам.
Этот организационный элемент является ключевым звеном улучшения преемственности между поликлиникой и стационаром и одновременно пусковым механизмом сокращения неоправданных затрат на проведение дополнительных исследований и обеспечивает рациональное использование дорогостоящих коек.
При этом предыдущее поликлиническое диагностическое «досье» не дублируется, а безусловно учитывается при определении тактики и стратегии стационарного лечения в объемах специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.
На следующем этапе организации обеспечения полного цикла медицинской помощи постоянно обновляемые клинические данные на каждого больного в автоматизированном режиме передаются в поликлинику, врачи которой безусловно их учитывают при построении динамического наблюдения и определении тактики дальнейшего ведения больных.
Поэтому очевидно, что при конкурсном получении государственного заказа на те виды медицинской помощи, которые должны оказываться населению по полному циклу, наряду с уже действующими правилами, приоритет должен отдаваться тем организациям здравоохранения, которые берут на себя именно такие обязательства.
Это не только экономическая, но и социальная цель, реализация которой позволяет не только эффективно использовать государственные ресурсы здравоохранения, но и увеличить доступность самых широких слоев населения к качественной и безопасной медицинской помощи по полному циклу.
В условиях необходимости постоянного повышения конкурентоспособности больницы на рынке государственных и частных медицинских услуг, достижения необходимого уровня стандартов качества и безопасности, возрастает значение разработки и внедрения новых организационных технологий, обеспечивающих объективную оценку эффективности внутрибольничной интеграции различных структурно-функциональных подразделений многопрофильных клиник.
Заключение . Разработанная организационная модель обеспечения полного цикла непрерывной медицинской помощи в условиях современной многопрофильной больницы на основе систематизации функциональной деятельности различных служб позволяет внедрить и эффективно использовать клинические технологии, повышать качество диагностики заболевания, определить тактику своевременного и эффективного лечения больных, повысить результативность больничного менеджмента и конкурентоспособность клиники на рынке государственных и частных медицинских услуг населению.
Литература:
- Стародубов В. И., Щепин О. П. Общественное здоровье и здравоохранение. Руководство. –М.: ГЭОАР-Медиа. -2014, 624с.
- Шарманов Т. Ш. Алматинский рубеж мирового здравоохранения (от Алматы к новому тысячелетию человеческого развития). –Алматы–Вашингтон — Женева. — 2008, 184с.
- Романовский Г. Б. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи//Правовые вопросы в здравоохранении. -2014. -№ 2.
- Ростовцев В. Н. Этапы медицинской помощи//Организация здравоохранения. -2015. -№ 6.