Предупреждение развития приобретенной патологии опорно-двигательного аппарата у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №1 (48) январь 2013 г.

Статья просмотрена: 2042 раза

Библиографическое описание:

Кибраева, З. Ю. Предупреждение развития приобретенной патологии опорно-двигательного аппарата у дошкольников / З. Ю. Кибраева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 1 (48). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/48/6099/ (дата обращения: 26.12.2024).

В статье раскрывается характеристика факторов, влияющих на формирование осанки дошкольников, возрастные особенности детского организма как предрасполагающие моменты к развитию патологии опорно-двигательного аппарата.

Ключевые слова: осанка, опорно-двигательный аппарат, нарушение осанки, формирование осанки.


Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления, остается крайне острой, требующей серьезного осмысления и решения в ХХI веке.

Общеизвестно, что здоровье формируется с детства. Медики в последние десять лет столкнулись с тем, что возраст детей с нарушением осанки молодеет. Это зачастую приводит к серьёзным заболеваниям, утомляемости и неправильному формированию растущего организма. Разработка вопросов, касающихся профилактики возникновения нарушений осанки и оздоровления детей, уже имеющих подобные нарушения, является актуальной.

Для решения вопроса о состоянии здоровья детей в настоящее время используют четыре основных критерия: наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний; уровень функционального состояния основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям; уровень достигнутого развития и степень его гармоничности. На основании данных критериев выделяют пять групп здоровья детей:

I группа — здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием и нормальным уровнем функций.

II группа — здоровые дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также снижена сопротивляемость заболеваниям.

III группа — больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организмами.

IV группа — больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

Vгруппа — больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма.

Сегодня объектом пристального внимания педагогов, медиков, валеологов являются дети второй группы здоровья, или иначе эту группу называют «группой риска», то есть, это дети, находящиеся в «третьем состоянии», состоянии предболезни. Особенно это актуально на этапе дошкольного развития, у ребенка 3–7 лет все механизмы адаптации находятся в крайнем напряжении и избыточные нагрузки на неокрепший организм могут привести к необратимым последствиям. При этом влияние различных факторов на состояние здоровья детей имеет различную долю значимости в разные возрастные периоды, и это необходимо учитывать при организации оздоровительной работы с детьми. Следует выделить своеобразие дошкольного периода — это наличие низкой сопротивляемости организма дошкольника к неблагоприятным факторам внешней среды, но в то же время быстрое увеличение адаптационных и функциональных возможностей.

Можно выделить следующие особенности течения заболевания у детей: — это затяжное течение. Так, переход заболеваний в хронические формы отмечается в 20 % случаях у детей дошкольного возраста и 50 % случаях школьного возраста. В динамике у детей наблюдается рост патологий зрения, речи, слуха и осанки, где в отличие от взрослых наблюдается повреждение растущих и развивающихся тканей систем и органов, так, нарушение осанки за годы обучения в школе возрастает в 1,4 раза, нарушение зрения — в 2,3 раза, сколиоз почти в 4 раза.

По данным разных медицинских институтов и учреждений здоровые дети составляют не более 10 %. Тенденция ухудшения здоровья детей имеет устойчивый характер, так, идет рост хронической патологии, увеличение врожденной заболеваемости и инвалидности. Особенностью патологических изменений детского организма в настоящее время является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, при этом отдельные хронические заболевания формируются уже в дошкольном возрасте. Предрасполагающими факторами при этом могут быть: — недостаточная зрелость органов и систем детского организма, что определяет низкую сопротивляемость ее и подверженность к влияниям неблагоприятных факторов внешней среды, тем самым обуславливая рост числа приобретенной хронической патологии уже в детском возрасте; — не законченность окостенения скелета, мышечная система относительно слаба, опорно-двигательный аппарат легко поддается деформация; — физиологически зрелыми рождается не более 14 % детей, т. е. большинство из них сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни; — дети, приходящие в 1 класс (25–30 %), имеют физические недостатки или хронические заболевания; — образовательный процесс многих детских садов, даже коррекционной направленности, школ перегружен дополнительными занятиями [1].

А. И. Вялков и Р.Г Оганов выделяют следующие факторы в развитии заболеваний: — Социально-экономические факторы (условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние и др.); социально-биологические факторы (возраст родителей, пол, течение антенатального периода и др.); экологические и природно-климатические факторы (загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, уровень солнечной радиации и др.); организационные и медицинские факторы (качество медицинской помощи, доступность медико-социальной помощи).

Среди тенденций ухудшения здоровья детей следует отметить феномен децелерации, трофологический синдром, феномен феминизации, синдром дисплазии соединительной ткани. Синдром дисплазии соединительной ткани — это нарушение образования органа или ткани. Особенно часто вовлеченным в патологический процесс бывают нервная, сердечнососудистая, дыхательная системы и опорно-двигательная система. Причиной дисплазии является неблагоприятная наследственность, пожилой возраст родителей, инфекционные заболевания матери во время беременности, эндокринопатии, токсикоз беременных, На формирование дисплазии может оказать влияние также неблагоприятная экологическая обстановка, профессиональные вредности, несбалансированное питание будущей матери, недостаток витаминов и минеральных веществ, способствующих правильному формированию соединительной ткани и минерализации хрящевой ткани. [2]

Исследование распространенности патологии опорно-двигательного аппарата у детей выявило, что с возрастом увеличивается количество деформаций костно-мышечной системы, причем значительное увеличение числа ортопедической патологии отмечается за счет статистических деформаций: плоскостопия, нарушения осанки, сколиоза. Распределение детей с выявленной патологией опорно-двигательного аппарата по полу показало, что деформации одинаково часто встречаются как у мальчиков, так и у девочек. У современных детей все чаще появляется проблема дисбаланса мышц, мышечный гипертонус, атипичных моторных паттернов, что приводит к усталости мышц, мышечным болям, нарушениям осанки и пр. [3]. Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к деформациям позвоночника, таза, нижних конечностей, включая стопы. Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременных оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Нарушение осанки постепенно может способствовать развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создавать неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. А так же к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечнососудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка. На формирование осанки в процессе роста и развития детей влияют многочисленные факторы.

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима. Чаще всего нарушения осанки встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Нарушение осанки может проявляться уже у детей раннего возраста в ясельном периоде у 2,1 %, в 4 года у 15–17 %, в 7 лет у каждого третьего ребенка, в школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Следовательно, профилактика и коррекция нарушения осанки у детей необходима с самого раннего возраста. С целью раннего выявления нарушений осанки необходимо проведение углубленного обследования детей. На основании вышеизложенного для более ранней диагностики патологии у детей можно использовать методику последовательного и углубленного обследования осанки у детей, предложенную Потапчук А. А.


Название этапа (кто проводит)

Содержание этапа

Соматоскопия (родители, педагоги, мед. персонал)

Осмотр тела и конечностей по специальной схеме.

Антропометрия (родители, педагоги, мед. персонал)

Выполнение простейших антропометрических измерений по специальной схеме.

Визуалазация и формирование диагноза (врачи-специалисты)

Выполнение аппаратных измерений и исследование (компьютерная оптическая топография, рентгенография, компьютерная томография и пр.); установление диагноза и проведение первичной дифференциальной диагностики.

Интегральная оценка (родители, педагоги, мед. персонал)

Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата, двигательных навыков и физических качеств в соответствии с паспортным и биологическом возрастом.

Разработка индивидуальной программы реабилитации (родители, педагоги, мед. персонал)

Проведение дифференциальной диагностики между нарушениями осанки и сколиозом; определение необходимости ребенка на консультацию к специалисту (ортопеду, врачу ЛФК, неврологу и т. д.); разработка индивидуальной программы реабилитации с учетом характера нарушения осанки.


Методика углубленного обследования позволяет определить состояние основных статистических и динамических характеристик опорно-двигательного аппарата, влияющих на формирование осанки. Все промежуточные и итоговые результаты осмотра оценивают в виде трех градаций. Зеленая зона-нарушений опорно-двигательного аппарата не выявлено при осмотре, количественные показателина уровне от 80 до 100 % должной величины с учетом возраста. Желтая зона-умеренное нарушение отдельных характеристик опорно-двигательного аппарата, количественные показатели на уровне от 60 до 90 % должной величины с учетом возраста отклонений. Красная зона-выраженные нарушения осанки и физического развития, количественные показатели менее 60 % должной величины с учетом возраста отклонений. Также следует отметить, что проведение углубленного обследования с целью выявления нарушений осанки, может быть выполнено как родителями, так и работниками детских учреждений даже при отсутствии специальной подготовки. [4]

Таким образом, можно сделать вывод, что на современном этапе вопросы профилактики патологии опорно-двигательного аппарата остаются актуальными. Требуется интегрированный подход, который предполагает взаимосвязь и взаимодействие различных сфер медицины, педагогики, психологии, семьи, имеющих своей целью охрану и укрепление здоровья детей.


Литература:

  1. Кузнецова Л. М. Физическая культура и развитие здорового ребенка.//Дошкольное воспитание. М. 2004.

  2. Потапчук А. А. Осанка и физическое развитие детей. СПб.2001.

  3. Поздникин Ю. И. Травматизм и ортопедические заболевания детей Российской Федерации// Актуальные вопросы детской травматологии и ортопедии/материалы научно-практической конференции детских травматологов-ортопедов России. СПб. 2004.

  4. Дидур М. А., Потапчук А. А. Лечебная физическая культура в детском возрасте. СПб.2007.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение осанки, опорно-двигательный аппарат, ребенок, должная величина, заболевание, соединительная ткань, формирование осанки, грудная клетка, детский организм, дошкольный возраст.


Ключевые слова

осанка, опорно-двигательный аппарат, нарушение осанки, формирование осанки

Похожие статьи

Особенности формирования ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией

В статье рассмотрено понятие «ринолалия» и особенности формирования компонентов ритмико-интонационной стороны речи при данной речевой патологии, представлены этапы и направления коррекционно-развивающего обучения.

Причины, симптомы и картина личности при патологии опорно-двигательного аппарата у женщин среднего возраста

Статья обобщает и систематизирует данные, касающиеся возникновения и развития патологии опорно-двигательного аппарата, а также картину личности, которая складывается у пациенток этого профиля.

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Особенности психосенсомоторного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты основные особенности психосенсомоторного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста (шестой-седьмой год жизни) с нарушениями речевого развития.

Диспраксия у детей с ОВЗ

Статья рассматривает основные теоретические положения моторного развития детей с ОВЗ. Описывается понятие «диспраксия». Отмечается необходимость применения различных упражнений для поддержания и формирования двигательной активности детей.

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Восприятие и речевое развитие дошкольников с косоглазием и амблиопией

Данная статья посвящена особенностям восприятия детей с функциональными нарушениями зрения. Особое внимание уделяется выявлению предпосылок возникновению речевых нарушений.

Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития

В статье представлен обзор некоторых из существующих подходов отечественных и зарубежных ученых к психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития.

Система коррекции нарушений речи у детей с задержкой психического развития

В статье рассматриваются речевые возможности детей с ЗПР, а также приемы коррекционной помощи.

Похожие статьи

Особенности формирования ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией

В статье рассмотрено понятие «ринолалия» и особенности формирования компонентов ритмико-интонационной стороны речи при данной речевой патологии, представлены этапы и направления коррекционно-развивающего обучения.

Причины, симптомы и картина личности при патологии опорно-двигательного аппарата у женщин среднего возраста

Статья обобщает и систематизирует данные, касающиеся возникновения и развития патологии опорно-двигательного аппарата, а также картину личности, которая складывается у пациенток этого профиля.

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Особенности психосенсомоторного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты основные особенности психосенсомоторного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста (шестой-седьмой год жизни) с нарушениями речевого развития.

Диспраксия у детей с ОВЗ

Статья рассматривает основные теоретические положения моторного развития детей с ОВЗ. Описывается понятие «диспраксия». Отмечается необходимость применения различных упражнений для поддержания и формирования двигательной активности детей.

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Восприятие и речевое развитие дошкольников с косоглазием и амблиопией

Данная статья посвящена особенностям восприятия детей с функциональными нарушениями зрения. Особое внимание уделяется выявлению предпосылок возникновению речевых нарушений.

Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития

В статье представлен обзор некоторых из существующих подходов отечественных и зарубежных ученых к психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития.

Система коррекции нарушений речи у детей с задержкой психического развития

В статье рассматриваются речевые возможности детей с ЗПР, а также приемы коррекционной помощи.

Задать вопрос