Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста
Автор: Макарова Юлия Вадимовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)
Дата публикации: 15.10.2016
Статья просмотрена: 4492 раза
Библиографическое описание:
Макарова, Ю. В. Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста / Ю. В. Макарова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11189/ (дата обращения: 21.11.2024).
В статье рассматривается проблема нарушения осанки у младших школьников. Определяются причины частых нарушений. Выявляются методы и способы профилактики.
Ключевые слова: физическое воспитание, правильная осанка, здоровье, младший школьный возраст
Ни для кого не секрет, что осанка играет важную роль в жизнедеятельности человека, будучи необходимой для нормального функционирования жизнеобеспечивающих систем организма и способствуя рациональному использованию механических свойств опорно-двигательного аппарата. Необходимо понимать, что в физическом воспитании детей в дошкольном и младшем школьном возрастах одной из основных задач является — формирование правильной осанки.
Стоит отметить, что физическое образование в школе имеет ряд проблем, и профилактика нарушений осанки является одной из них. Осанка — это комплексный показатель здоровья младшего школьника, и какие-либо небольшие нарушения способны привести к тяжелым последствиям. Ребенок 7–10 лет, проводит основное время в школе. Это время самое важное в формировании правильной осанки, поэтому здесь возрастает ответственность учителя за здоровье школьника. Эта педагогическая проблема для педагога также важна, как и формирование других жизненно необходимых двигательных навыков. М. В. Арсланов, Н. Т. Белякова, А. Н. Буровых, А. Д. Дубогай и др. исследователи в своих трудах приходят к единому мнению, что именно школа может и должна быть местом профилактики нарушений осанки. Ряд исследователей посвящал свои работы проблеме формирования правильной осанки у младших школьников, но проблема так и осталась разработана недостаточно. По статистике функциональные нарушения осанки наблюдаются у 40–60 % учащихся. Поэтому проблема остается актуальной в наши дни.
Т. Л. Калб определяет осанку как привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Осанка регулируется рефлексами позы, отражая как физическое, так и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья. Осанка может быть обусловлена наследственностью, но у детей на ее формирование влияют в большей степени факторы внешней среды. К таким факторам можно отнести: отрицательное влияние неблагоприятных условий окружающей среды, социально-гигиенические факторы, например, длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела [1, с. 45].
Причинами нарушения осанки часто становятся: недостаточная двигательная активность детей или гипокинезия, акселерация детей, однообразные упражнениями, а также неправильное физическое воспитание. Причиной нарушений осанки могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствие мебели росту ребенка и другие [2, с. 33].
Можно выделить следующие основные условия для профилактики и лечения нарушений осанки:
- Спать нужно на жесткой постели, на спине;
- Правильная обувь, если нужно корректирующая;
- Правильная организация режима дня;
- Непрерывная двигательная активность (прогулки, физическая культура, спорт, путешествия, плаванье);
- Правильное положение за партой, рабочим местом и т. д.;
- Правильный портфель или рюкзак для распределения нагрузки равномерно на всё тело [3, с. 22].
Такие рекомендации учитель может дать родителям своих учеников, а в условиях школьного обучения интересным и эффективным методом профилактики нарушений осанки будет являться специальный комплекс упражнений из системы хатха-йога, подобранный для учащихся младшего школьного возраста. Многие асаны йоги можно осваивать, уже начиная с 5–6 лет (а в некоторых случаях и раньше). Главное внимание уделяется не количеству времени, проведенного в асане, а качеству исполнения. Чтобы дети лучше старались и правильно выполняли упражнения, можно каждое из них «прятать» за рассказами, подобными приведенным ниже [4, с. 54]:
− «Дерево». Представь, что ты дуб: огромный, старый, мудрый. Твои корни прорастают далеко вглубь земли. Твои руки — это ветви, они тянутся к небу и солнцу. Ты ощущаешь аромат чистого, свежего лесного воздуха. Руки-ветви тянутся вверх. Постарайся почувствовать, как ты растешь (выполняются потягивания).
− «Аист». Ты стоишь на залитой солнцем лужайке, солнце словно зовет тебя поиграть с ним. Ты поднимаешь руки и отвечаешь ему: «Здравствуй, Солнышко!» Ты наклоняешься к траве и видишь, как многообразна жизнь на земле. Вокруг бесчисленное множество цветов, ползают муравьи, разные жучки (выполняются наклоны вперед — назад).
− «Собака». Ты собака, которая стоит на берегу реки. Перед тобой простираются леса и поля. Ты видишь отражение солнца в реке, а когда поднимаешь голову вверх, то свет, исходящий от солнца, радует тебя (выполняются наклоны головы вперед-назад).
− «Кошка». Ты кошка, и каждое движенье у тебя наполнено грациозностью и красотой. Ты недавно проснулся и, чтобы размяться, прогибаешься (выполняются наклоны вперед-назад).
Эти, и другие подобные им упражнения, можно делать на пятиминутных разминках, на утренней зарядке. Детям будет интересно представлять себя в роли, и в тоже время будет проходить профилактика нарушений осанки. Упражнения довольно простые, но действенные. Не все упражнения можно провести в школе, поэтому следует порекомендовать родителям заниматься с детьми дома дополнительно. Воспользоваться можно следующим комплексом упражнений [6]:
− «Гора». Встаем, ноги на ширине плеч, пятки разводим в стороны. Вытягиваем руки вперед перед собой и соединяем пальцы, делаем вдох. Выдыхаем и вытягиваем руки над головой. Расслабляем руки и опускаем вдоль тела.
− «Мостик». Выполняется из положения — лежа на спине. Помогая руками, поднять таз, опираясь на ступни ног, лопатки и затылок. Плечи, шея, голова при этом прижаты к полу. Внимание сосредоточить на пояснице. Дыхание произвольное. Затем, выпрямляя ноги, медленно опуститься, отдохнуть.
− «Змея». Ложимся на живот, ноги вместе, пятки соединены, пальцы ног упираются в пол, руки согнуты в локтях, ладони на уровне груди. На вдохе, опираясь на выпрямленные руки, медленно поднять верхнюю часть туловища, плавно прогнуться, посмотреть на потолок. Нижнюю часть тела от потолка не отрывать. Затем на выдохе опуститься, положив голову набок, руки вдоль туловища. Расслабиться.
− «Треугольник». Стоя, ноги широко расставлены, ступни направлены вперед. Поднять правую руку вверх, вплотную к уху. Сделать вдох. Повернуть лицо к вытянутой руке и медленно выдохнуть. Одновременно повернуть руку и туловище влево, левая рука свободно опущена. Сосредоточиться на дыхании. Затем медленно вернуться в изначальное положение и опустить руку. Повторить упражнение левой рукой.
− «Поза зародыша». Лежа на спине. Обхватить согнутую правую ногу за лодыжку и прижать ее верхней поверхностью бедра к животу. Удерживать позу 5–6 с. Выпрямить ноги. Затем прижать обе ноги к животу, стараясь подбородком или лбом коснуться коленей. Внимание сосредоточить на области пупка. Удерживать позу 5 с., после чего спокойно опустить ноги и отдохнуть. Повторить 2–3 раза.
− «Собака». Встать на четвереньки, руки на ширине плеч, колени на ширине бедер. Сделать вдох. При выдохе перенести вес на пальцы ног и медленно поднять колени. Пятки, слегка разведенные в стороны, прижать к полу, чтобы раскрыть колени. Полностью вытянуть ноги, расслабить мышцы шеи и лица. Сосредоточиться на дыхании. Затем медленно вернуться в изначальное положение.
Физические упражнения — важная часть формирования правильной осанки, но не единственная, особенно для младших школьников. С приходом в школу ребенок все больше сидит, а значит меньше двигается. Учителю важно контролировать положение тела учеников. Существуют памятки о том, как правильно сидеть за партой: спина прямая, между животом и партой должен проходить кулачок, на парте нельзя лежать, нельзя сидеть подогнув одну ногу под себя и так далее. Часто дети в процессе увлеченной учебы забывают об этих правилах, учитель же следит за этим и исключает неправильное положение за партой из причин нарушения осанки.
Еще одним важным фактором является психическое состояние школьников. Сутулость, закрытость в положении тела может сказать о плохом настроении ребенка, о каких-либо проблемах (дома или в коллективе). Это своеобразный маячок, и учителю стоит обратить внимание. Педагог, со своей стороны, должен постараться дать позитивный настрой в начале учебного дня и на каждом уроке отдельно. Также, необходимо следить за психологическим климатом класса, выявляя на начальном уровне проблемы. Кажется, что между осанкой и психикой нет ничего общего. Однако нарушения в психологическом состоянии ребенка тут же могут отразиться на его здоровье.
Итак, нарушение осанки — частое явление среди детей младшего школьного возраста. Это обусловлено рядом причин, как генетических, так и социальных. Большая часть успеха в формировании правильной осанки зависит от родителей. Их задачей является обустраивание домашнего рабочего места, места сна, отслеживание режима дня, наблюдение и устранение неправильного положения тела при выполнении письменных заданий и т. д. Значительная роль в формировании правильной осанки принадлежит педагогу, т. к. дети проводят в школе большую часть дня. Выполняя все описанные рекомендации, можно добиться прогресса в устранении проблемы нарушения осанки у детей младшего школьного возраста. Формирование правильной осанки будет способствовать тому, что дети вырастут здоровыми и активными членами общества.
Литература:
- Калб Т. Л. Проблемы нарушения осанки и сколиозов у детей. Причины возникновения, возможности диагностики и коррекции // Вестник новых медицинских технологий. — Тула, 2001. – № 4, — C. 62–64.
- Садовой М. А., Трегубова И. Л., Садовая Т. Н. Теоретические и прикладные аспекты выявления заболеваний позвоночника // О реализации программы «Здоровая семья» (по материалам Научно-практической конференции). — Новосибирск, 1996. — С. 28–31.
- Мельничук Н. В., Корнилова Г. К. Метод БОС в реабилитации детей 6–7 лет со сколиозом //Биологическая обратная связь. 2000. – № 2. — C. 47.
- Ренье Д. Йога для всех / Д. Ренье. — М.: Мой мир, 2007. — 128 с.
- Климентенко О. С. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении / О. С. Климентенко, Л. Г. Корякина, Н. В. Дмитриева. — Томск: ТОИПКРО, 2009. — 76 с.
- Потапчук А. А. Лечебные игры и упражнения для детей / А. А. Потапчук. — СПб.: Речь, 2007. — 99 с.
Похожие статьи
Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и семьи
В статье представлены меры профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста, которые могут предпринимать родители дома, а также педагоги и специалисты в условиях дошкольной образовательной организации.
Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии
В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.
Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.
Тревожность у детей среднего школьного возраста
В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.
Особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности
Статья рассматривает особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Проанализированы основные научно-практические и теоретические положения по данной проблеме.
Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными д...
Сопровождение родителей в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи
В данной статье раскрывается понятие тяжелые нарушения речи, описывается система сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи, причины изменения в структуры личности дошкольника. Выявлены родительские позиции по отношению к своему ребенк...
Речевая диагностика ребенка как значимый компонент его общего развития
В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.
Гармонизация отношений в семье ребёнка с нарушениями зрения
В статье рассматриваются этапы, психолого-педагогические приёмы в работе с родителями. Раскрываются направления и формы работы с семьёй ребёнка с нарушениями зрения. Перечисляются рекомендации по преодолению трудностей, которые возникают при обучении...
Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...
Похожие статьи
Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и семьи
В статье представлены меры профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста, которые могут предпринимать родители дома, а также педагоги и специалисты в условиях дошкольной образовательной организации.
Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии
В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.
Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.
Тревожность у детей среднего школьного возраста
В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.
Особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности
Статья рассматривает особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Проанализированы основные научно-практические и теоретические положения по данной проблеме.
Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными д...
Сопровождение родителей в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи
В данной статье раскрывается понятие тяжелые нарушения речи, описывается система сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи, причины изменения в структуры личности дошкольника. Выявлены родительские позиции по отношению к своему ребенк...
Речевая диагностика ребенка как значимый компонент его общего развития
В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.
Гармонизация отношений в семье ребёнка с нарушениями зрения
В статье рассматриваются этапы, психолого-педагогические приёмы в работе с родителями. Раскрываются направления и формы работы с семьёй ребёнка с нарушениями зрения. Перечисляются рекомендации по преодолению трудностей, которые возникают при обучении...
Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...