Профилактика нарушения осанки у детей школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 06.03.2023

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Журтова, К. Р. Профилактика нарушения осанки у детей школьного возраста / К. Р. Журтова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 361-363. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100543/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье говорится о детях с нарушением осанки, о причинах возникновения данного недуга и о том, какую важную роль правильная осанка играет в жизни каждого человека. Для детей с неправильной осанкой разработаны специальные комплексы упражнений, которые помогут детям справиться с недугом.

Ключевые слова : нарушение осанки, правильная осанка, правильное положение спины, дефект осанки, гимнастическая палка, дети с нарушением осанки

Правильная осанка играет важную роль в жизни каждого человека, так как она необходима для полноценного и нормального функционирования организма, а также способствует рациональному использованию механических свойств опорно-двигательной системы. Но не каждый человек может отрицательно ответить на вопрос: “Есть ли у Вас нарушение осанки?”.

На сегодняшний день каждый третий ребенок в возрасте от 8 до 13 лет страдает нарушением осанки, а у подростков от 14 до 17 лет данное нарушение встречается более чем в 70 процентов случаях.

Нарушение осанки — это устойчивое отклонение туловища от правильного положения. Данное нарушение сопровождается увеличением или уменьшением изгибов от правильного состояния позвоночника. Нарушение осанки не относится к болезни, в отличие от сколиоза и остеохондроза, но данная проблема может влиять на ряд заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Нарушение осанки сопровождается устойчивым изменением тела при ходьбе, во время того, когда обучаемый сидит или, стоит долго на одном месте. Как уже ранее говорилось, данное нарушение встречается довольно часто, и может влиять на условия жизни: уменьшением доли физического труда, снижением общего уровня физической активности в связи с широким распространением благ цивилизации и необходимостью долгое время пребывать в сидячем положении во время работы, учебы и т. д. [1].

Симптомами нарушения осанки являются:

  1. Сутулость — это нарушение осанки, которое сопровождается усилением искривления позвоночника в сагиттальной плоскости в сочетании с уменьшением поясничного лордоза.
  2. Круглая спина — это дефект осанки, который сопровождается выраженным усилением искривления позвоночника в сочетании с отсутствием поясничного лордоза.
  3. Плоская спина — это дефект осанки, который сопровождается уменьшением изгибов позвоночного столба.
  4. Сколиотическая (асимметричная) осанка — это дефект осанки, который сопровождается привычным изгибом позвоночного столба в одну из сторон от средней линии и д. т.

Большее количество случаев нарушения осанки возникает в школьном возрасте, когда дети переходят из детского сада в школу. У них изменяется образ жизни, они уже не могут также, как в детском саду быть в постоянном движении. В школе дети находятся в сидячем положении большую часть времени, и часто сидят они в неправильном положении. Так же возникновение проблем с осанкой у школьников может быть из-за неправильной мебели (парты не соответствуют росту или стул сильно высокий или наоборот низкий в сравнении с уровнем парт), а также может влиять неправильного освещения. Еще одной распространенной проблемой возникновения проблем с осанкой у школьников является — школьный портфель. Дети каждый день носят тяжелый или не правильный по форме портфель, что приводит к ухудшению здоровья ребенка, а также деформации спины.

Для того чтобы устранить нарушение осанки (или предотвратить её появление) у школьников, учителю необходимо следить за тем, как дети сидят на уроках: в каком положении они находятся, когда выполняют письменные задания или когда читают. Для этого разработаны рекомендации, как правильно сидеть за столом: спина прямая, между животом и столом должен помещаться кулак, не лежать на столе и т. д.

По мнению Беляковой Н. Т., Арслановой М. В. и других исследователей школа должна быть тем местом, где присутствует профилактика правильной осанки у школьников.

Нарушение осанки может быть не только приобретенным из-за каких-либо факторов, но и наследственным. Но каким бы способом не происходили изменения осанки, необходимо соблюдать профилактику и лечение данного нарушения.

Поэтому можно выделить следующие основные условия профилактики и лечения нарушений осанки:

  1. Спать на спине на жесткой кровати;
  2. Правильная обувь, при необходимости корректирующая;
  3. Правильная организация режима дня;
  4. Постоянная физическая активность (Ходьба, физкультура, зарядка, путешествия, плавание);
  5. Правильное положение за столом, на рабочем месте и т. д.;
  6. Правильный портфель или рюкзак для равномерного распределения нагрузки по телу [2].

Данные рекомендации учитель может предложить родителям своих учеников. Но при этом учитель соблюдать правила и подбирать эффективные методики и упражнения для устранения (или предотвращения) нарушения осанки. Во время поиска методов и способов формирования осанки следует учитывать возрастную категорию школьника и уровень деформации его осанки.

Для профилактики нарушения осанки можно использовать представленные в учебно-методических рекомендациях (Авторы-составители: Скиндер Л. А., Герасевич А. Н., Шитова Е. М.). Приведём пример:

Примеры специальных упражнений при нарушениях осанки в сагиттальной плоскости (по Потапчук А. А., Дидуру М. Д., 2001). Сутулая и круглая спина

  1. И.п. — основная стойка, в руках гимнастическая палка. 1–2 — палку завести за лопатки, подтянуть живот; 3–4 — вернуться в и. п.
  2. И.п. — основная стойка. 1–4 — «крылышки руками».
  3. И.п. — лежа на животе. 1–2 — руки в «крылышки» (руки согнуты в локтях, ладони вперед); 3–4 — держать.
  4. И.п. — лежа на животе. 1–2 — ноги поднять, руки в «крылышки»; 3–4 — вернуться в и. п.
  5. И.п. — лежа на животе, в руках гимнастическая палка. 1–4 — прокатывать палку по спине от плечевого пояса до ягодиц и обратно.
  6. И.п. — лежа на спине. 1–2 — приподняться на предплечьях, прогнуться; 3–4 — держать.
  7. И.п. — то же. 1–4 — круговые движения ногами по и против часовой стрелки.
  8. И.п. — лежа на спине, под область грудного кифоза подложить небольшой валик. 1–4 — приподняться на предплечьях над валиком; 5–8 — вернуться в и. п.
  9. И.п. — стоя на четвереньках. 1–4 — прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову приподнять; 5–8 — вернуться в и. п.
  10. То же, но через левое плечо посмотреть на правую пятку и наоборот.
  11. И.п. — стоя на четвереньках. 1–2 — поднять правую руку и левую ногу одновременно, прогнуться в грудном отделе позвоночника; 3–4 — вернуться в и. п.; 5–6 — поднять левую руку и правую ногу, прогнуться; 7–8 — вернуться в и. п.
  12. И.п. — то же. 1–2 — поднять правую руку и правую ногу одновременно; 3–4 — вернуться в и. п.; 5–6 — поднять левую руку и левую ногу; 7–8 — вернуться в и. п.

В данной книге представлены подробные рекомендации для каждого вида нарушения осанки, которые помогут уменьшить или предотвратить появление проблем у обучающихся.

Каждый ребенок, который относится к данной категории, должен посещать занятия по физической культуре, ведь физические упражнения являются важной частью тренировки правильной осанки.

Правильная осанка является основой функционирования большинства систем организма. Поэтому важно следить за ее положением и соблюдать правила для того, чтобы осанка всегда сохраняла правильное положение.

Литература:

  1. Функциональные нарушения при деформациях позвоночника и методы их коррекции / Лупандина-Болотова Г. С., Тайбулатов Н. И., Игнатов Д. А., Намазова-Баранова Л. С., Поляков С. Д., Перевозчикова Е. П.// Вопросы современной педиатрии — 2015–48 с.
  2. Климетненко О. С. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении / О. С. Климетненко, Л. Г. Корякина, Н. В. Дмитриева. — Томск: ТОИПКРО, 2009.
  3. Двигательная реабилитация при нарушениях осанки и сколиозе: учебн.-метод. реком. / авт.-сост. Л. А. Скиндер, А. Н. Герасевич; под ред. А. Н. Герасевича. — Брест: БрГУ им. А. С. Пушкина, 2006. — 36 с.
  4. Потапчук А. А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений / А. А. Потапчук, М. Д. Дидур. — СПб.: Речь, 2001. — 166 с.
  5. Лечебная физическая культура: справочник / Под ред. В. А. Епифанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 2001. — С. 447–472 с.
  6. Дубровский, В. И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учебник для студ. вузов / В. И. Дубровский. — М.: Владос, 1998. — С. 468–472.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение осанки, правильная осанка, дефект осанки, гимнастическая палка, правильное положение, ребенок, детский сад, круглая спина, левая нога, левая рука.


Ключевые слова

нарушение осанки, правильная осанка, правильное положение спины, дефект осанки, гимнастическая палка, дети с нарушением осанки

Похожие статьи

Особенности физического развития детей с нарушениями осанки

В статье приведены результаты по изучению показателей физического развития детей с нарушениями осанки. Установлено, что школьники, имеющие нарушения осанки, отличаются от здоровых сверстников по уровню и гармоничности физического развития. Особенност...

Лечебная физкультура при искривлениях позвоночника

Главным посылом статьи является профилактика и лечение искривлении позвоночника. Приводятся причины нарушении позвоночника и последствия. Предоставлены специальные упражнения лечебной гимнастики, для правильной осанки, упражнения при сколиозе из мето...

Специфика работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности на уроке специального фортепиано

В статье рассматриваются особенности работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), обучающихся в музыкальной школе. Также освещены вопросы этиологии синдрома и приведена статистика заболевания. В статье использованы практиче...

Методы формирования нравственности у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются методы формирования нравственности у детей с умственными отклонениями. Данный вопрос очень актуален, в связи с тем, что поступки детей зависят от нравственного воспитания.

Профилактика школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматривается актуальная проблема профилактики школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития. В настоящее время у выпускников детского сада нередко возникают трудности в период обучения в начальной школе, связанные...

Особенности речевых нарушений у детей с апраксией

Апраксия — это нарушение речи, которое возникает как индивидуально, так и в контексте различных нарушений развития. Число людей с апраксией увеличивается из-за растущего числа нарушений развития, и это становится предметом исследования для логопедов,...

Элементы здоровьесберегающего образования детей, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью

В статье систематизированы симптомы ММД и СДВГ. Отмечается, что использование практических рекомендаций для педагогов и тренеров по виду спорта при работе с детьми, имеющими такие особенности поведения, позволит предотвратить негативные последствия д...

Признаки и симптомы раннего детского аутизма

В статье рассматриваются особенности проявления раннего детского аутизма, описываются основные симптомы, на которые необходимо обращать внимание родителям и специалистам образовательных организаций, консультационных центров. Проблема аутизма у детей ...

Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правиль...

Двигательная сказка как средство развития моторной памяти у детей с тяжёлыми нарушениями речи

В статье говорится о связи речи и моторной памяти как актуальной проблеме при подготовке детей к школе, раскрываются особенности технологии двигательная сказка при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Похожие статьи

Особенности физического развития детей с нарушениями осанки

В статье приведены результаты по изучению показателей физического развития детей с нарушениями осанки. Установлено, что школьники, имеющие нарушения осанки, отличаются от здоровых сверстников по уровню и гармоничности физического развития. Особенност...

Лечебная физкультура при искривлениях позвоночника

Главным посылом статьи является профилактика и лечение искривлении позвоночника. Приводятся причины нарушении позвоночника и последствия. Предоставлены специальные упражнения лечебной гимнастики, для правильной осанки, упражнения при сколиозе из мето...

Специфика работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности на уроке специального фортепиано

В статье рассматриваются особенности работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), обучающихся в музыкальной школе. Также освещены вопросы этиологии синдрома и приведена статистика заболевания. В статье использованы практиче...

Методы формирования нравственности у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются методы формирования нравственности у детей с умственными отклонениями. Данный вопрос очень актуален, в связи с тем, что поступки детей зависят от нравственного воспитания.

Профилактика школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматривается актуальная проблема профилактики школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития. В настоящее время у выпускников детского сада нередко возникают трудности в период обучения в начальной школе, связанные...

Особенности речевых нарушений у детей с апраксией

Апраксия — это нарушение речи, которое возникает как индивидуально, так и в контексте различных нарушений развития. Число людей с апраксией увеличивается из-за растущего числа нарушений развития, и это становится предметом исследования для логопедов,...

Элементы здоровьесберегающего образования детей, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью

В статье систематизированы симптомы ММД и СДВГ. Отмечается, что использование практических рекомендаций для педагогов и тренеров по виду спорта при работе с детьми, имеющими такие особенности поведения, позволит предотвратить негативные последствия д...

Признаки и симптомы раннего детского аутизма

В статье рассматриваются особенности проявления раннего детского аутизма, описываются основные симптомы, на которые необходимо обращать внимание родителям и специалистам образовательных организаций, консультационных центров. Проблема аутизма у детей ...

Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правиль...

Двигательная сказка как средство развития моторной памяти у детей с тяжёлыми нарушениями речи

В статье говорится о связи речи и моторной памяти как актуальной проблеме при подготовке детей к школе, раскрываются особенности технологии двигательная сказка при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Задать вопрос