Особенности физического развития детей с нарушениями осанки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Саломова, Ф. И. Особенности физического развития детей с нарушениями осанки / Ф. И. Саломова, Г. Ф. Шеркузиева, Д. С. Хакимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 324-327. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99938/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье приведены результаты по изучению показателей физического развития детей с нарушениями осанки. Установлено, что школьники, имеющие нарушения осанки, отличаются от здоровых сверстников по уровню и гармоничности физического развития. Особенности физического развития детей, имеющих нарушения осанки, характеризуются признаками высокого уровня по росту и дисгармоничности — по массе тела. Ускоренный рост и астенический тип телосложения увеличивают риск возникновения нарушений осанки.

Ключевые слова: школьники, нарушения осанки, физическое развитие.

The article presents the results of the study of indicators of physical development of children with posture disorders. It has been established that schoolchildren with posture disorders differ from healthy peers in terms of the level and harmony of physical development. Features of the physical development of children with posture disorders are characterized by signs of a high level in height and disharmony in body weight. Accelerated growth and asthenic body type increase the risk of posture disorders.

Keywords: schoolchildren, posture disorders, physical development.

Актуальность работы. Нарушения осанки и сколиоз являются наиболее распространенными отклонениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей и подростков. Эти нарушения служат предпосылкой для возникновения более серьезных нарушений ОДА вплоть до сколиоза, а также ряда функциональных и морфологических изменений в детском возрасте; они оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. Данные литературы свидетельствуют о том, что в последнее время выявляется очень высокий процент детей и подростков с нарушениями осанки (30–60 %), а сколиоз поражает в среднем 10–15 % детского населения [1].

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (и к сколиозу), многочисленны. Ранее проведенные научные исследования позволили выявить роль основных медико-биологических причин, ведущих к возникновению и прогрессированию заболеваний ОДА: наследственность, недостаточная чувствительность рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или ослабленность мышц, удерживающих это положение, различные деформации позвонков, соматические и инфекционные заболевания, интоксикации, травмы, эндокринные сдвиги, нарушения обмена веществ, акселерация современных детей и др. По данным литературы важное значение имеют также социально-гигиенические факторы: недостаточная двигательная активность детей или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание, нерациональная одежда, нарушение питания, несоответствие школьной мебели росту ребенка, приспособленное место для выполнения уроков дома, высокая учебная нагрузка, несоблюдение режима дня, недостаточная освещенность рабочего места и т. д. [2].

Цель исследования: изучение и гигиеническая оценка показателей физического развития детей с нарушениями осанки у детей и подростков как основы решения проблемы, имеющей важное социальное значение.

Материалы и методы исследования: Исследования по выявлению нарушений осанки и сколиоза у школьников проводились с помощью скрининг — тестов в соответствии с методическими рекомендациями «Использование скрининг — тестов при массовых обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов» (М., 1984). Для определения формы и длины стопы была проведена плантография по методике А. В. Сидоровой. Оценка плантограмм проводилась по методу В. А. Яралова-Яраланца и соавт. Соматоскопия и соматометрия проводились в соответствии с принятой в РУз унифицированной методикой. Для определения величин измерительных признаков использовали приборы фабричного производства (ростомер, сантиметровая лента, медицинские весы, толстотный и скользящий циркули, динамометры кистевой и становой, сухой спирометр «ССП»). Для оценки функционального состояния мышечного корсета школьников проводили тестирование с использованием тестов, отвечающих критериям стандартности, информативности и надежности. Тестирование проводили с соблюдением требований к подобного рода исследованиям на школьных уроках совместно с учителем физической культуры.

Результаты и их обсуждение. Результаты исследования физического развития и особенностей состояния здоровья школьников основной группы (с НО) и контрольной группы (без НО) г. Ташкента и г. Карши. Необходимо отметить, что в контрольную группу вошли некоторые дети и подростки, имеющие плоскостопие, но без нарушений осанки. При анализе результатов исследования антропометрических показателей было выявлено, что для этих показателей во всех группах характерными являются возрастная динамика и половые различия. При сравнении средних величин соматометрических показателей физического развития основной и контрольной групп обоих городов отмечены некоторые различия. Так, показатели роста ташкентских мальчиков основной группы в шести, каршинских мальчиков — в пяти возрастных группах из 10-ти были выше, чем контрольной. Ташкентские девочки основной группы, так же как и ташкентские мальчики, по показателю роста в возрасте 8, 9, 11 и 13–14 лет опережали своих сверстниц из контрольной группы, но различия были достоверными лишь в возрасте 9 лет. Аналогичная тенденция отмечена при анализе показателей роста каршинских девочек основной группы.

Вместе с тем, ташкентские мальчики основной группы по показателю массы тела и по показателю ОГК в девяти возрастных группах отставали от своих сверстников из контрольной группы. Достоверность различий по показателю массы тела была отмечена в возрасте 7, 11 и 15 лет, по показателю ОГК — в возрасте 12, 15 и 16 лет.

Девочки основной группы по показателю массы тела в семи возрастных группах, а показателю ОГК — в восьми возрастных группах отставали от своих сверстниц из контрольной группы. Существенные различия по показателю массы тела девочек были отмечены в возрасте 7, 9 и 13–15 лет, по показателю ОГК — в возрасте 7 и 12–15 лет.

Аналогичная тенденция отмечена при анализе показателей массы тела и показателей ОГК каршинских школьников: по показателю массы тела мальчики основной группы в шести, а девочки — в пяти возрастных группах отставали от своих сверстников из контрольной группы (различия достоверны в возрасте 8, 10, 13, 15 лет, и в возрасте 7, 9, 15 лет, соответственно, среди мальчиков и девочек). По показателю ОГК мальчики основной группы в возрасте 10–16 лет (в 12–13 лет р<0,05), и девочки — в возрасте 7, 8, 12–13 и 15–16 лет (в 7 лет р<0,001) также отставали от своих сверстников из контрольной группы.

Сравнительный анализ средних величин основных соматометрических показателей школьников всех 40 возрастно-половых групп показал, что дети основной группы по показателю роста опережают своих сверстников из контрольной группы в 22 группах. В тоже время они отстают от своих сверстников из контрольной группы по показателю массы тела в 27 и по показателю ОГК в 30 возрастно-половых группах.

Таким образом, большинство детей и подростков основной группы при достаточно высоком росте имели низкую массу тела и слабое развитие грудной клетки, что способствует формированию астенического типа телосложения и может рассматриваться как фактор, способствующий формированию НО у детей и подростков.

При проведении комплексной оценки физического развития ташкентских школьников основной группы было установлено, что 69,1 % детей имели средний уровень физического развития; физическое развитие выше среднего и высокое имели 15,3 %; ниже среднего и низкое физическое развитие встречалось в 15,6 % случаев. В контрольной группе эти показатели составили 71,9, 12,6 и 15,5 % соответственно (рис. 1). Среди каршинских школьников основной группы средний уровень физического развития имели 63,6 %, высокий и выше среднего — 21,3 %, низкий и ниже среднего — 15,1 %; в контрольной группе эти показатели составили 71,3, 14,4 и 14,3 % соответственно . В возрастной динамике для обоих городов характерным является изменение доли детей с низким и высоким уровнем физического развития, тогда как процент детей со средним уровнем физического развития сравнительно постоянный. Общим для двух городов является тот факт, что в основных группах число детей с физическим развитием выше среднего и высоким заметно больше, чем в контрольных — в г. Ташкенте — на 2,7 %, в г. Карши — на 6,9 %. Это связано с тем, что основным показателем, определяющим уровень развития, является рост детей, который в основных группах в среднем достоверно выше, чем в контрольных.

Данные по оценке гармоничности физического развития исследованного контингента детей и подростков свидетельствуют, что наибольший процент дисгармоничного и резко дисгармоничного развития отмечается у детей, имеющих нарушения осанки.

Таким образом, установлено, что школьники, имеющие нарушения осанки, отличаются от здоровых сверстников по уровню и гармоничности физического развития. Особенности физического развития детей, имеющих нарушения осанки, характеризуются признаками высокого уровня по росту и дисгармоничности — по массе тела. Ускоренный рост и астенический тип телосложения увеличивают риск возникновения нарушений осанки.

Выводы: Школьники, имеющие нарушения осанки, отличаются от здоровых сверстников по уровню и гармоничности физического развития. Особенности физического развития детей, имеющих нарушения осанки, характеризуются признаками высокого уровня по росту и дисгармоничности — по массе тела. Ускоренный рост и астенический тип телосложения увеличивают риск возникновения нарушений осанки.

Данные по особенностям физического развития, формирования осанки и функционального состояния ведущих систем организма у детей рекомендуется использовать в учебном процессе на кафедрах физиологии, педиатрии, ЛФК и спортивной медицины.

Материалы исследования должны послужить основой для разработки профилактических мероприятий по предупреждению воздействия на растущий организм факторов риска нарушений осанки, а также для разработки программ медицинской реабилитации детей, имеющих отклонения в осанке.

Литература:

  1. Саломова Ф., Хакимова Д., Ярмухамедова Н. Характеристика образа жизни и функционального состояния сердечно-сосудистой системы подростков // InterConf. — 2021. — С. 853–865.
  2. Саломова Ф. Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата школьников с нарушениями осанки // Травматология и ортопедия России. — 2009.- № 1. — С. 70–73
Основные термины (генерируются автоматически): физическое развитие, контрольная группа, основная группа, имеющее нарушение осанки, нарушение осанки, показатель массы тела, ташкентский, физическое развитие детей, астенический тип телосложения, высокий уровень.


Похожие статьи

Диагностика первичной адаптации к школе обучающихся первого класса с задержкой психического развития

Все учащиеся с задержкой психического развития испытывают более выраженные трудности в освоении учебной программы. Это связано с недостаточными познавательными способностями, специфическими нарушениями психологического развития, нарушениями в организ...

Физическое развитие мальчиков 12–13 лет г. Тюмень с нарушениями прикуса

В статье приводятся данные изучения некоторых показателей, которые характеризуют физическое развитие мальчиков в возрасте 12–13лет, проживающих в г. Тюмень и имеющих различные по степени клинических проявлений нарушения прикуса. Показано, что анатоми...

Оценка физического развития методом индексов мальчиков периода второго детства г. Тюмени с нарушением прикуса и дефектами речи на начальном этапе занятий спортом

У 194 мальчиков периода второго детства, в том числе у 96 с различными по степени выраженности клинических проявлений нарушениями прикуса и связанными с этим дефектами речи, а также у 98 их здоровых сверстников, с целью возрастной оценки физического ...

Особенности развития связной речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Статья посвящена особенностям развития связной речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Развитие детей с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР существенно отличается несформированностью психического и речевого развития, те...

Динамика возрастных значений уровня здоровья (адаптационного потенциала) мальчиков периода второго детства г. Тюмени с нарушением прикуса и связанных с этим дефектов речи

В статье дается анализ динамики возрастных значений величины адаптационного потенциала (уровня здоровья) у 144 мальчиков периода второго детства г. Тюмень, имеющих различные по степени выраженности клинических проявлений нарушения прикуса, приведшие ...

Изучение связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи по результатам констатирующего эксперимента

В данной статье изучена характеристика связной речи детей с нормальным речевым развитием и ее особенности у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. В результате сделали выводы, что дети с речевым недоразвитием испытывают затруднения в пос...

Влияние секционных занятий плаванием на физическую подготовленность детей с нарушением слуха

В статье проведен теоретический анализ влияния секционных занятий плаванием на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Известно, что школьники с нарушением слуха по уровню развития физических качеств отстают,...

Продольные и поперечные размеры грудной клетки как анатомические показатели физического развития мальчиков 8–12 лет г. Тюмень, имеющих нарушения прикуса

В статье приводятся данные динамического изучения продольных и поперечных размеров грудной клетки у 144 мальчиков периода второго детства г. Тюмень, имеющих нарушения челюстно-лицевой области в виде дистального и глубокого прикуса. В качестве контрол...

Динамика физической работоспособности и максимального потребления кислорода мальчиков 8 лет г. Тюмень с нарушением прикуса и дефектом речи

У 16 мальчиков 8 лет г. Тюмень, имеющих нарушения прикуса различной степени тяжести клинических проявлений, по методике степ-теста В. Л. Карпмана проведено определение физической работоспособности и максимального потребления кислорода в динамике учеб...

Особенности гностической функции у дошкольников с нарушениями речи

В данной работе рассматриваются особенности гностической функции у детей с нарушениями речи. Осуществляется сравнение особенностей гнозиса у дошкольников с нарушениями речи и нормальным речевым развитием. Полученные данные указывают на большую вовлеч...

Похожие статьи

Диагностика первичной адаптации к школе обучающихся первого класса с задержкой психического развития

Все учащиеся с задержкой психического развития испытывают более выраженные трудности в освоении учебной программы. Это связано с недостаточными познавательными способностями, специфическими нарушениями психологического развития, нарушениями в организ...

Физическое развитие мальчиков 12–13 лет г. Тюмень с нарушениями прикуса

В статье приводятся данные изучения некоторых показателей, которые характеризуют физическое развитие мальчиков в возрасте 12–13лет, проживающих в г. Тюмень и имеющих различные по степени клинических проявлений нарушения прикуса. Показано, что анатоми...

Оценка физического развития методом индексов мальчиков периода второго детства г. Тюмени с нарушением прикуса и дефектами речи на начальном этапе занятий спортом

У 194 мальчиков периода второго детства, в том числе у 96 с различными по степени выраженности клинических проявлений нарушениями прикуса и связанными с этим дефектами речи, а также у 98 их здоровых сверстников, с целью возрастной оценки физического ...

Особенности развития связной речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Статья посвящена особенностям развития связной речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Развитие детей с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР существенно отличается несформированностью психического и речевого развития, те...

Динамика возрастных значений уровня здоровья (адаптационного потенциала) мальчиков периода второго детства г. Тюмени с нарушением прикуса и связанных с этим дефектов речи

В статье дается анализ динамики возрастных значений величины адаптационного потенциала (уровня здоровья) у 144 мальчиков периода второго детства г. Тюмень, имеющих различные по степени выраженности клинических проявлений нарушения прикуса, приведшие ...

Изучение связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи по результатам констатирующего эксперимента

В данной статье изучена характеристика связной речи детей с нормальным речевым развитием и ее особенности у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. В результате сделали выводы, что дети с речевым недоразвитием испытывают затруднения в пос...

Влияние секционных занятий плаванием на физическую подготовленность детей с нарушением слуха

В статье проведен теоретический анализ влияния секционных занятий плаванием на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Известно, что школьники с нарушением слуха по уровню развития физических качеств отстают,...

Продольные и поперечные размеры грудной клетки как анатомические показатели физического развития мальчиков 8–12 лет г. Тюмень, имеющих нарушения прикуса

В статье приводятся данные динамического изучения продольных и поперечных размеров грудной клетки у 144 мальчиков периода второго детства г. Тюмень, имеющих нарушения челюстно-лицевой области в виде дистального и глубокого прикуса. В качестве контрол...

Динамика физической работоспособности и максимального потребления кислорода мальчиков 8 лет г. Тюмень с нарушением прикуса и дефектом речи

У 16 мальчиков 8 лет г. Тюмень, имеющих нарушения прикуса различной степени тяжести клинических проявлений, по методике степ-теста В. Л. Карпмана проведено определение физической работоспособности и максимального потребления кислорода в динамике учеб...

Особенности гностической функции у дошкольников с нарушениями речи

В данной работе рассматриваются особенности гностической функции у детей с нарушениями речи. Осуществляется сравнение особенностей гнозиса у дошкольников с нарушениями речи и нормальным речевым развитием. Полученные данные указывают на большую вовлеч...

Задать вопрос