Особенности развития образной речи детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Малахова, Л. И. Особенности развития образной речи детей младшего дошкольного возраста / Л. И. Малахова, Ю. В. Ульшина, Г. Н. Прохорова, К. А. Воротынцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 166-168. — URL: https://moluch.ru/archive/479/105413/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор исследует различные аспекты развития образной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: образная речь, ребенок, младший дошкольный возраст, развитие, дошкольный возраст, связная речь.

Большое количество научных исследований, проведенных психологами и педагогами, посвящено проблеме развития речи у дошкольников. Среди них можно выделить таких ученых, как А. М. Бородич, Е. Н. Водовозова, Л. С. Выготский, А. М. Леушина, И. Г. Песталоции, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, Е. А. Флёрина, Ф.Фребель и другие.

Исследователи отмечают, что важным аспектом образования в дошкольном возрасте является развитие речи и овладение литературным языком. Одной из основных задач в этом контексте является формирование образности и связности речи, а также развитие умения логично и содержательно выражать свои мысли.

Дети дошкольного возраста проявляют особую чувствительность к образной речи и активно реагируют на нее эмоционально. Важно, чтобы дети не только воспринимали образные средства языка, но и сами умели их использовать. Развитие образной речи следует начинать уже с младшего дошкольного возраста. Основное внимание уделяется активизации образного мышления и воображения, что позволяет детям использовать в своей речи простые образные описания, сравнения, эпитеты и изменять интонации.

Исследования А. М. Бородича, Л. С. Выготского, К. Д. Ушинского и других ученых показывают, что художественная литература, народное творчество и, конечно же, сказки играют важную роль в развитии выразительной детской речи. Сказка, благодаря своей доступности для младших дошкольников, является мощным инструментом для формирования образности речи.

Сказка обладает всеми необходимыми элементами образности и оказывает значительное воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Она способствует развитию мышления и воображения у детей. Чтение сказок раскрывает перед детьми богатство языка, помогает усвоить выразительные средства художественной речи и применять их в собственном творчестве.

Исследователи, включая Ушинского, отмечают, что сказка легко воспринимается детьми благодаря повторяющимся элементам, что создает цельное, живое и интересное произведение. С помощью сказок можно эффективно решать разнообразные задачи по развитию речи у детей дошкольного возраста.

Тем не менее, анализ практики детских садов показывает, что сказки часто представляются детям в ограниченном формате, таком как чтение, рассказывание, пересказ или драматизация. С развитием массовых медиа, дети всё реже имеют дело с книгами, предпочитая телевизионные и интернет-развлечения.

Считается, что восприятие сказок у детей младшего дошкольного возраста представляет особый вид деятельности, который может значительно влиять на развитие их образной речи, мышления и воображения.

В теории русского языка образность речи понимается как способ выразительно-изобразительного воздействия, достигаемый через использование специфических языковых средств, таких как экспрессивная лексика, особые аффиксы, тропы и фигуры. Согласно исследованиям ученых, таких как М. М. Алексеева, Н. В. Гавриш, В. Н. Макарова, М. Н. Мирошкина, Е. А. Ставцева, О. С. Ушакова, В. И. Яшина, образная речь подразумевает способность ребенка использовать выразительные средства, такие как метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, чтобы выразить свои мысли и чувства ярко, точно и убедительно. Е. А. Флёрина также подчеркивает важность работы с образными средствами языка.

С. Л. Рубинштейн приводит аргументы в пользу развития образности как важной характеристики связной речи, необходимой для построения контекста с помощью новых речевых средств. Он подчеркивает, что образ, передавая обобщенное содержание, одновременно придает тексту специфические оттенки, которые нельзя передать абстрактными формулировками.

Важно учитывать, что дошкольники обладают значительной способностью к восприятию художественных выразительных средств и их использованию в речи. Однако активное взаимодействие с взрослыми играет важную роль в этом процессе.

Эмоциональность ребенка является базой для дальнейшего развития образной речи. Тем не менее, специальная педагогическая работа необходима для превращения этих потенциальных возможностей в реальные навыки. Речь становится образной и живой, если у детей сформирован интерес к разнообразию родного языка и умение использовать разнообразные выразительные средства.

Исследования В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, Е. М. Струнина, О. С. Ушаковой, И. М. Шанского и др. подтверждают, что высокий уровень речевой культуры включает богатство, точность и выразительность. Работа с лексикой помогает найти наилучшее слово для выражения мыслей, а правильное употребление слов подчеркивает образность. Грамматическое разнообразие способствует выразительности, а звуковая сторона речи влияет на интонации и эмоциональное воздействие.

Основной подход к развитию образной речи заключается в использовании всех аспектов связной речи для максимально эффективного использования языковых средств выразительности. Обучение проводится на материале литературных произведений, что способствует осознанному применению сформированных навыков в творческой речи. Важно, чтобы дети развивали эмоциональный отклик на образное содержание литературных и фольклорных произведений, что способствует более выразительной и образной речи.

Период младшего дошкольного возраста с трех до четырех лет играет ключевую роль в речевом развитии детей. Они активно используют речь для установления контактов с окружающими, развивают словарь, усваивают грамматику, улучшают звуковую сторону речи и учатся регулировать поведение с помощью речи.

Дети в возрасте младшего дошкольного возраста проявляют хорошие знания и умение правильно называть предметы своего ближайшего окружения, такие как игрушки, посуда, одежда, мебель. Кроме того, они начинают использовать более широкий набор языковых средств, таких как прилагательные, наречия и предлоги. В этом возрасте появляются первые элементы образной речи. Маленькие дети способны с небольшой помощью взрослых передавать содержание хорошо знакомых сказок и даже читать наизусть короткие стихи.

Развитие речи у детей в возрасте 3–4 лет происходит очень быстро. Обычно к 3 годам ребенок уже почти полностью овладевает своим родным языком. Словарь малышей активно расширяется, и они могут усваивать до 100 новых слов в месяц. Если в 3 года детям достаточно всего нескольких сотен слов для общения, то к 4 годам это количество может достигать 1,5–2 тысяч слов. В семейной обстановке взрослые используют примерно от 3 до 5 тысяч слов для повседневного общения.

Параллельно с расширением словаря, дети становятся более ясно и четко произносить слова, а их фразы становятся более развернутыми. Тем не менее, речевое развитие не одинаково у всех детей. Одни могут четко и правильно произносить слова, другие могут испытывать трудности с четкостью и правильностью произношения, а третьи — с определенными звуками.

Малыши в этом возрасте проявляют особый интерес к словам. Они пытаются понять значение слов, узнать, откуда они взялись, и даже могут придумывать собственные слова. Маленькие дети могут замечать звуковое оформление слов и даже стараться корректировать речь сверстников, которые говорят неправильно.

У детей в возрасте младшего дошкольного возраста также развивается способность воспринимать речь взрослых, особенно содержание художественных произведений, сказок и фольклора. Они начинают обращать внимание на образный язык и стараются повторять интересные слова и выражения. Постепенно, слушая сказки, дети учатся передавать речь разных персонажей и в будущем это способствует развитию интонационной выразительности.

В рамках работы над развитием образной речи у детей младшего дошкольного возраста следует уделить внимание нескольким направлениям:

– Расширение словаря детей;

– Развитие звуковой культуры речи;

– Улучшение грамматической структуры речи;

– Стимулирование связной речи (диалогической и монологической);

– Развитие образной речи.

Различные образовательные и общительные ситуации могут способствовать развитию образной речи. Для этого можно организовывать просмотр картин, игры с игрушками, чтение сказок, разучивание стихотворений. Важно обучать детей составлять рассказы, передавать сказки и выражать свои мысли на основе услышанного или прочитанного.

Суммируя, развитие образной речи в младшем дошкольном возрасте имеет свои предпосылки и потенциал, который можно развивать через активное взаимодействие с языковой средой и поддержку педагогов.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
  2. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 255 с.
  3. Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста. — М.,2000
  4. Выготский Л. С. Мышление и речь — В кн. Избранные психологические исследования М., 1956.
  5. Макарова В. Н., Ставцева Е. А., Едакова М. Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 80 с.
  6. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий. –М.: ТЦ «Сфера», 1998. — 224с.
  7. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия/К. Д. Ушинский — М.: Просвещение, 1986–350с.
  8. Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960. –348с.
Основные термины (генерируются автоматически): образная речь, младший дошкольный возраст, ребенок, дошкольный возраст, развитие, связная речь, развитие речи, сказка, слово, активное взаимодействие.


Похожие статьи

Особенности связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматривается понятие и виды связной речи, ее роль в социальном и личностном развитии человека. Описано состояние связной речи слабослышащих младших школьников.

Связная монологическая речь старших дошкольников с нормой развития и с тяжелыми нарушениями речи

В статье анализируется понятие «монологическая речь», рассматривается состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

К вопросу об особенностях развития речи у младших школьников с задержкой речевого развития

В настоящей статье представлен литературный обзор на особенности развития речи у детей с задержкой речевого развития.

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

Особенности овладения ребенком высказываниями описательного типа речи в разные периоды детства

В статье автор пытается установить особенности, присущие каждому возрастному этапу развития ребенка, в овладении им высказываниями описательного типа ввиду необходимости учета таких особенностей при обучении детей как дошкольного, так и школьного воз...

Формирование грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР III уровня

В статье автор рассматривает современный подход к развитию грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Теоретические основы развития диалогической речи у старших дошкольников с нарушением слуха

В статье автор теоретически обосновывает формы и методы развития диалогической речи у старших дошкольников с нарушением слуха.

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Особенности связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматривается понятие и виды связной речи, ее роль в социальном и личностном развитии человека. Описано состояние связной речи слабослышащих младших школьников.

Связная монологическая речь старших дошкольников с нормой развития и с тяжелыми нарушениями речи

В статье анализируется понятие «монологическая речь», рассматривается состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

К вопросу об особенностях развития речи у младших школьников с задержкой речевого развития

В настоящей статье представлен литературный обзор на особенности развития речи у детей с задержкой речевого развития.

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

Особенности овладения ребенком высказываниями описательного типа речи в разные периоды детства

В статье автор пытается установить особенности, присущие каждому возрастному этапу развития ребенка, в овладении им высказываниями описательного типа ввиду необходимости учета таких особенностей при обучении детей как дошкольного, так и школьного воз...

Формирование грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР III уровня

В статье автор рассматривает современный подход к развитию грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Теоретические основы развития диалогической речи у старших дошкольников с нарушением слуха

В статье автор теоретически обосновывает формы и методы развития диалогической речи у старших дошкольников с нарушением слуха.

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Задать вопрос