Правотворческие ошибки при подготовке муниципальных правовых актов и их проектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №32 (479) август 2023 г.

Дата публикации: 14.08.2023

Статья просмотрена: 236 раз

Библиографическое описание:

Шендрик, В. А. Правотворческие ошибки при подготовке муниципальных правовых актов и их проектов / В. А. Шендрик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/archive/479/105371/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье анализируются типичные правотворческие ошибки в муниципальных правовых актах и их проектах, которые являются результатом несоблюдения правил юридической техники в процессе муниципального нормотворчества.

Ключевые слова: правотворческая ошибка, юридическая техника, муниципальное нормотворчество.

Муниципальное нормотворчество является неотъемлемой частью в цепи взаимодействия населения и местной власти, а качество издаваемых муниципальных нормативных правовых актов оказывает непосредственное влияние на благополучие населения. В связи с этим, данный вид деятельности нуждается в постоянном совершенствовании и формировании единой системы правил муниципального нормотворчества, который напрямую обеспечивает качество издаваемых нормативных правовых актов в муниципальных образованиях.

Нормативные правовые акты, принятые муниципальными органами власти, имеют свои особенности и вместе с тем подчиняются общим принципам правотворческой техники. Высокое качество данных актов зависит от непреклонного соблюдения необходимых элементов правотворческой техники. В противном случае снижается качество нормативного материала, появляются издержки и правотворческие ошибки.

Правотворческая ошибка — это отступление от требований юридической техники, логики и грамматики, которое снижает качество правового акта, вызывает затруднения в толковании содержания его нормативно-правовых предписаний, препятствует их реализации в конкретных правоотношениях. Правотворческие ошибки классифицируются по видам нарушенных правил на юридические, логические и грамматические. Юридические ошибки преобладают в системе правотворческих ошибок [1, с. 84]. В случае с местным уровнем власти и его нормотворческой деятельностью, необходимо понять юридические ошибки, их причину и варианты устранения и недопущения.

Правотворческая деятельность неразрывно связана с использованием различных средств и методов юридической техникой. В. И. Тагиров дает следующее определение понятию «юридическая техника». «Это свод правил ведения юридической работы и составления в процессе ее юридических документов» [2, с. 730]. С. С. Алексеев рассматривает юридическую технику «как совокупность средств, приемов, правил разработки, оформления, публикации и систематизации законов и иных правовых актов, обеспечивающую их совершенство и эффективное использование» [3, с. 47]. Т. Шарпе считает, что «Юридическая правотворческая техника — это система правил и приемов подготовки, наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, а также доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающих охват регулируемых вопросов» [4, с. 688].

Все выше отмеченные определения объединены общим моментом — это свод правил, обязательных для соблюдения органами власти в деятельности по принятию нормативных правовых актов.

Для юридической техники характерны следующие ее виды:

– правотворческая техника;

– техника опубликования нормативных актов;

– техника систематизации нормативных актов;

– интерпретационная техника;

– правореализационная техника;

– правоприменительная техника.

Согласно данным Министерства юстиции Российской Федерации, опубликованным на официальном интернет-портале ведомства, наиболее типичными ошибками являются [5]:

  1. Отсутствует номер государственной регистрации у муниципальных актов в федеральном регистре.
  2. Неверно определен вид муниципального акта.
  3. Дата принятия (издания) указана неверно, т. е. дата принятия превышает дату принятия акта в соответствии с его реквизитами.
  4. Орган, принявший муниципальный акт указан неверно.

Проведенный самостоятельный анализ муниципальных актов позволил выявить следующие ошибки в нарушениях правил юридической техники:

  1. Неравномерный объем статей (непозволительно короткая с отсутствием необходимых предписаний, или чрезмерно громоздкая и структурно слабо отработана).
  2. Зачастую принятие нового акта, не гарантирует отмену старого или его частей, что приводит к полной несостоятельности нормативного акта и вызывает правовую коллизию.
  3. Декларативный характер предписаний и отсутствие отлаженного механизма действия его норм и обеспечения их реализации.
  4. Нарушение принципа иерархии юридических норм, когда муниципальный акт противоречит федеральному или региональному.
  5. Ошибки, выявленные в нарушении нормотворческих полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц (выход за пределы установленных полномочий и как итог присвоение нормотворческой компетенции, т. е. дублирование полномочий). Данная ошибка способствует противоречию актам высшей юридической силы.
  6. Неверное определение предмета, объема и метода правового регулирования приводит к возникновению правовых пробелов и неопределенности правоприменительной практики. То есть возникает двусмысленность, неточность правовых норм.
  7. Неверно определены реквизиты нормативного правового акта, сноски оформлены в ненадлежащем порядке и виде, отсутствует указание на официальный источник опубликования или он неверно указан. Неверно указаны даты, сложные длинные конструкции в наименовании нормативного правового акта, отсутствует единый стиль применения кавычек.
  8. Стилистические, орфографические, синтаксические ошибки позволяют объединить в единую группу языковых ошибок. Данные ошибки могут проявляться в смешении стиля изложения нормативного акта, применение сложных грамматических конструкций, произвольное использование юридических понятий.

Все вышеперечисленные ошибки юридической техники, характерны для муниципального нормотворчества в процессе разработки нормативных правовых актов и их проектов.

На основании вышеизложенного видится логичным принятие Федерального закона, который бы придал правилам юридической техники федеральный статус с общеобязательным исполнением на всех уровнях власти — федеральном, региональном и местном. В данный закон следует включить не только общие правила юридической техники, но и иерархию нормативных актов, их виды, порядок опубликования и вступления в силу. Это значительно бы упростило нормотворческую деятельность и позволило бы унифицировать по структуре и стилю изложения муниципальные правовые акты. Произошло бы сокращение неоправданно поспешных разработанных новых норм, которые содержат в себе ошибки правотворческой техники, нормативные акты были бы приведены к единой терминологии, например, в вопросах именования органов власти. Кроме того, следование нормам, регулирующим вопросы юридической техники, будет способствовать повышению правовой культуры среди населения и эффективному регулированию общественных отношений.

Литература:

  1. Леоненко, Н. Т. Юридическая техника подготовки правовых актов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Метод. рекомендации. — Новосибирск: СибАГС, 2004. — 132 с.
  2. Тагиров, В. И. Юридико-технические проблемы оформления нормативных правовых актов / В. И. Тагиров. — Текст: непосредственный // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. — 2019. — № 6. — С. 728–734.
  3. Бочкарев, М. В. Несоблюдение правил юридической техники в региональных и муниципальных правовых актах как причина нарушения меры правовой формы / М. В. Бочкарев. — Текст: непосредственный // Организация противодействия коррупции на региональном уровне: опыт, состояние, перспективы. — Нижний Новгород: Сборник материалов второй научно-практической конференции, 2021. — С. 47–52.
  4. Шарпе, Т. Особенности правотворческой деятельности органов местного самоуправления / Т. Шарпе, Н. В. Павлов. — Текст: непосредственный // Международный научный журнал «Синергия наук». — 2019. — № 33. — С. 686–692.
  5. Обзор практики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов за 2022 год. — Текст: электронный // Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации: [сайт]. — URL: http://pravo-minjust.ru/analytics_statistics/reviews/obzor-praktiki-vedenia-federalnogo-registra-municipalnyh-normativnyh-pravovyh-aktov-za-2022-god (дата обращения: 25.07.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): юридическая техника, акт, муниципальное нормотворчество, ошибка, правотворческая техника, муниципальный акт, нормативный акт, нормативный материал, нормативный правовой акт, нормотворческая деятельность.


Ключевые слова

юридическая техника, муниципальное нормотворчество, правотворческая ошибка

Похожие статьи

Специфика подготовки муниципального нормативного...

С другой стороны, издание муниципальных актов — это строго обязанность самих органов местного самоуправления. Как ни странно, но чаще всего планами на нормотворческую деятельность муниципалитетов занимаются обычно регионы [2, с. 109–115].

Актуальные проблемы нормотворческой деятельности органов...

На практике вышеуказанный правовой акт не регулирует порядок принятия нормативных актов, что приводит к наличию множества проблем муниципального нормотворчества, возникающих в процессе правотворческой деятельности органов местного самоуправления.

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

Ключевые слова: муниципальное нормотворчество, муниципально-правовой акт, орган местного самоуправления, проблемы нормотворчества. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя России, форму осуществления народовластия.

Правовая природа муниципальных нормативных правовых...

правовой акт муниципального образования» и «муниципальный нормативный правовой акт» [3]. Пробелом действующего законодательства является то, что ни в одном федеральном законе не дано определение данным терминам.

Проблемы нормотворческой деятельности Правительства...

акт, нормотворческая юридическая техника, нормативный правовой акт, нормативно-правовое регулирование, правовая ошибка, проблема, Российская Федерация.

Муниципальное правотворчество: состояние и вопросы...

Муниципальное правотворчество можно рассматривать как процедуру возведения воли населения муниципального образования в форму определенного муниципального правового акта, процедуру присвоения, указанным в них правилам поведения характер общеобязательных.

Понятие правотворческой деятельности | Статья в журнале...

Добавим, что в юридической науке выделяют понятие «законотворчество». Причем правотворчество представляет собой деятельность всех уполномоченных органов, государства по подготовке и изданию правовых актов.

Особенности нормотворчества исполнительных органов...

В данной статье исследуются особенности нормотворчества исполнительных органов государственной власти, рассматриваются виды актов федеральных органов исполнительной власти.

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

Итак, муниципальное нормотворчество — это сложный процесс по выработке, рассмотрению, принятию, изменению или отмене нормативно-правового акта муниципального образования, который требует особого внимания и квалифицированных специалистов в данной области.

К вопросу о стадиях нормотворческой деятельности...

Основные термины (генерируются автоматически) : нормативный акт, нормотворческий процесс, законодательная инициатива, стадий, правотворческий орган, законная сила, принятие законопроекта, Россия, подготовка проекта, самый правотворческий орган.

Похожие статьи

Специфика подготовки муниципального нормативного...

С другой стороны, издание муниципальных актов — это строго обязанность самих органов местного самоуправления. Как ни странно, но чаще всего планами на нормотворческую деятельность муниципалитетов занимаются обычно регионы [2, с. 109–115].

Актуальные проблемы нормотворческой деятельности органов...

На практике вышеуказанный правовой акт не регулирует порядок принятия нормативных актов, что приводит к наличию множества проблем муниципального нормотворчества, возникающих в процессе правотворческой деятельности органов местного самоуправления.

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

Ключевые слова: муниципальное нормотворчество, муниципально-правовой акт, орган местного самоуправления, проблемы нормотворчества. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя России, форму осуществления народовластия.

Правовая природа муниципальных нормативных правовых...

правовой акт муниципального образования» и «муниципальный нормативный правовой акт» [3]. Пробелом действующего законодательства является то, что ни в одном федеральном законе не дано определение данным терминам.

Проблемы нормотворческой деятельности Правительства...

акт, нормотворческая юридическая техника, нормативный правовой акт, нормативно-правовое регулирование, правовая ошибка, проблема, Российская Федерация.

Муниципальное правотворчество: состояние и вопросы...

Муниципальное правотворчество можно рассматривать как процедуру возведения воли населения муниципального образования в форму определенного муниципального правового акта, процедуру присвоения, указанным в них правилам поведения характер общеобязательных.

Понятие правотворческой деятельности | Статья в журнале...

Добавим, что в юридической науке выделяют понятие «законотворчество». Причем правотворчество представляет собой деятельность всех уполномоченных органов, государства по подготовке и изданию правовых актов.

Особенности нормотворчества исполнительных органов...

В данной статье исследуются особенности нормотворчества исполнительных органов государственной власти, рассматриваются виды актов федеральных органов исполнительной власти.

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

Итак, муниципальное нормотворчество — это сложный процесс по выработке, рассмотрению, принятию, изменению или отмене нормативно-правового акта муниципального образования, который требует особого внимания и квалифицированных специалистов в данной области.

К вопросу о стадиях нормотворческой деятельности...

Основные термины (генерируются автоматически) : нормативный акт, нормотворческий процесс, законодательная инициатива, стадий, правотворческий орган, законная сила, принятие законопроекта, Россия, подготовка проекта, самый правотворческий орган.

Задать вопрос