Проблемы нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 01.04.2021

Статья просмотрена: 569 раз

Библиографическое описание:

Корнеев, Е. Э. Проблемы нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации / Е. Э. Корнеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 219-220. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79647/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются проблемы нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации на современном этапе развития. Отмечается, что в современных условиях для реализации прав и свобод граждан меняются подходы к нормотворчеству.

Ключевые слова: нормотворчество, нормотворческая юридическая техника, нормативный правовой акт, нормативно-правовое регулирование.

Обеспечение правового порядка в обществе является главной целью Правительства Российской Федерации, поскольку именно это обеспечивает стабильность социума. Это не только задача, но и основа государственной власти, фундамент общественного прогресса в различных сферах. Следовательно, признаком государства как политической организации выступает нормативно-правовое регулирование. Благодаря этому власть осуществляет свои идеи, планы, проекты, программы (социальные, экономические, экологические) и т. п. С помощью норм права государство оказывает влияние на различные сферы общественной жизни.

Основными обязанностями Правительства РФ являются обновление законодательства, издание новых нормативных правовых актов, устранение (отмена) устаревших юридических норм, восполнение пробелов в праве.

Профессор А. Г. Братко считает, что «нормативный акт может быть неистинным, он может устареть, наконец, он может быть ошибочным. Гарантией, ограждающей общество от таких опасностей, может быть только демократически организованный правотворческий процесс, обеспечивающий принятие нормативных актов, соответствующих концепции правового государства» [3, с.186].

В условиях модернизации современного российского общества реализация прав и свобод человека и гражданина возлагается на органы исполнительной ветви власти, осуществляющие это посредством издания нормативно-правовых актов.

Проблемой российского правового регулирования является то, что крайне редко законы работают, так сказать, «напрямую», а именно без конкретизации и детализации с помощью подзаконных актов Правительства и федеральных министерств. Нормативный правовой акт проходит, как обычно, три чтения в Государственной Думе, потом должен быть одобрен Верхней палатой Федерального Собрания, далее подписан Президентом РФ, и только потом обнародован.

Мониторинги, проводимые различными организациями, выявляют нестабильность правовой системы, объясняя данную проблему сложностями в экономике и политике на современном этапе развития общества. А начавшееся реформирования законов и подзаконных актов затянувшимся процессом. В качестве подтверждающих фактов можно выделить то, что, к примеру, нормативные документы страдают пробельностью [1, с.14]. Также действуют нормативные правовые акты, не соблюдающие современные нормы морали и общественных отношений.

Актуальной проблемой являются дублирующие друг друга нормативные правовые акты, не соответствующие правилам нормотворческой юридической техники. Профессор Ю. А. Тихомиров говорит о том, что «недооценка законодательной техники или ее игнорирование порождает массу законодательных ошибок» [2, с.11]. Также А. Б. Лисюткин в своей статье пишет, что «важным свойством правовой ошибки является ее противоправность», в связи с чем правовая ошибка связана с коллизиями в праве [4, с.26].

Также приоритетной проблемой нормотворческой деятельности Правительства РФ является преодоление бессистемности в разработке законодательства, несогласованности между различными законодательными актами, частое изменение действующих законов, нечеткость формулировок норм законодательных актов.

Профессор Ю. Г. Арзамасов серьезной проблемой считает использование в осуществлении нормативно-правового регулирования принципа «двойных стандартов». Это сказывается на качестве и неэффективности нормативно-правовых актах, что впоследствии приводит к неясностям, пробелам, коллизиям. Важной проблемой системы является и правовая нестабильность, т. к. в отдельные нормативные правовые акты внесено много различных изменений и дополнений, разобраться в которых очень сложно даже опытному юристу. Решение данной проблемы зависит от систематизации нормативных актов: консолидации и кодификации с помощью нормотворческой юридической техники [5, с. 9].

Важной проблемой является отсутствие четкой иерархия действующих нормативных правовых актов, которую представляется возможным решить таким образом: нормативный правовой акт обязан соблюдать конституционные права человека и гражданина, закрепленные международными правовыми актами.

Несомненно, федеральные законы, будучи нормативными правовыми актами, имеющими высшую юридическую силу, должны, в первую очередь, основываться на положениях, записанных в Конституции и федеральных конституционных законах.

В связи с чем решение названных проблем носит комплексный характер, потому что зависит как от внедрения новых технологий в нормотворческий процесс (целесообразно проведение оценивающего правового мониторинга, общественное обсуждение нормативных правовых актов), так и от модернизации правовых технологий, правил, норм с помощью нормотворческой юридической техники.

Принятие Правительством РФ качественных нормативных правовых актов должно эффективно воздействовать на общественные отношения, а это, в свою очередь, зависит от «технологии» подготовки проектов. Все это позволяет в должной мере гарантировать качество правовых актов, избегать поспешных, непродуманных правовых решений.

Литература:

  1. Арзамасов Ю. Г., Арзамасов В. Ю. Проблема гарантий законности ведомственных нормативных правовых актов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2017. № 4 с. 8–21
  2. Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М., Книжный мир, 2004. 720 с.
  3. Братко А. Г. Правоохранительная система (вопросы теории) / под ред.: Э. А. Чиркина. М.: Юридическая литература, 1991. 208 с.
  4. Лисюткин А. Б. Юридическая техника и правовые ошибки // Государство и право. 2001. № 11. С. 24–31
  5. Нормография: теория и технология нормотворчества: учеб. для бак. и магистр. / под ред. Ю. Г. Арзамасова. М.: Юрайт, 2017. 460 с.
Основные термины (генерируются автоматически): акт, нормотворческая юридическая техника, нормативный правовой акт, нормативно-правовое регулирование, правовая ошибка, проблема, Российская Федерация.


Ключевые слова

нормативный правовой акт, нормативно-правовое регулирование, нормотворчество, нормотворческая юридическая техника

Похожие статьи

Некоторые вопросы совершенствования правового...

Ключевые слова: нормотворческая деятельность, пробелы, подзаконный правовой акт, предмет правового регулирования. Подзаконные нормативные правовые акты выполняют важную роль в системе нормативного правового регулирования.

Юридическая техника как средство и объект нормотворческой...

Юридическая техника как средство нормотворческой деятельности позволяет выразить государственную волю с наибольшей точностью и определенностью. Юридическая техника не в состоянии дать законодателю готовый ответ на тот или иной проблемный вопрос.

Нормативные правовые акты и их место в системе правовых...

В данной статье рассматривается нормативный правовой акт как самая распространенная форма права в современной России.

Библиографическое описание: Хахов, А. А. Нормативные правовые акты и их место в системе правовых актов современной России / А...

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

Ключевые слова: муниципальное нормотворчество, муниципально-правовой акт, орган местного самоуправления, проблемы нормотворчества. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя России, форму осуществления народовластия.

Проблема качества нормативных правовых актов субъектов...

Актуальной проблемой юридической науки в настоящее время является правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации.

Библиографическое описание: Дмитриенко, Т. А. Проблема качества нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации...

Теоретические проблемы законотворческой деятельности...

В статье анализируются основные проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации.

Российская Федерация — развитое правовое государство, что, разумеется, предъявляет. Законодательная техника, различные ее аспекты были рассмотрены многими...

Закон в системе источников права: актуальные проблемы...

правовая экспертиза, Российская Федерация, широкий смысл, правовая экспертиза

11. Оформление проектов нормативных правовых актов (законодательная техника).

Основные термины (генерируются автоматически): правовое регулирование, Российская...

Правовая экспертиза нормативных правовых актов и их...

Вместе с тем, современное правовое регулирование правовой (юридической) экспертизы нормативных правовых актов и их

Первая проблема связана с тем, что на федеральном уровне отсутствует закон, устанавливающий единую систему нормативных правовых актов...

Закон и подзаконный нормативный акт в правовой система РФ...

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений... на федеральном уровне (Конституция Российской Федерации

во-первых, это правовой акт или его часть, вносящий изменения в нормативный правовой акт, а также прекращающий его действие, принятый в...

Похожие статьи

Некоторые вопросы совершенствования правового...

Ключевые слова: нормотворческая деятельность, пробелы, подзаконный правовой акт, предмет правового регулирования. Подзаконные нормативные правовые акты выполняют важную роль в системе нормативного правового регулирования.

Юридическая техника как средство и объект нормотворческой...

Юридическая техника как средство нормотворческой деятельности позволяет выразить государственную волю с наибольшей точностью и определенностью. Юридическая техника не в состоянии дать законодателю готовый ответ на тот или иной проблемный вопрос.

Нормативные правовые акты и их место в системе правовых...

В данной статье рассматривается нормативный правовой акт как самая распространенная форма права в современной России.

Библиографическое описание: Хахов, А. А. Нормативные правовые акты и их место в системе правовых актов современной России / А...

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

Ключевые слова: муниципальное нормотворчество, муниципально-правовой акт, орган местного самоуправления, проблемы нормотворчества. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя России, форму осуществления народовластия.

Проблема качества нормативных правовых актов субъектов...

Актуальной проблемой юридической науки в настоящее время является правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации.

Библиографическое описание: Дмитриенко, Т. А. Проблема качества нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации...

Теоретические проблемы законотворческой деятельности...

В статье анализируются основные проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации.

Российская Федерация — развитое правовое государство, что, разумеется, предъявляет. Законодательная техника, различные ее аспекты были рассмотрены многими...

Закон в системе источников права: актуальные проблемы...

правовая экспертиза, Российская Федерация, широкий смысл, правовая экспертиза

11. Оформление проектов нормативных правовых актов (законодательная техника).

Основные термины (генерируются автоматически): правовое регулирование, Российская...

Правовая экспертиза нормативных правовых актов и их...

Вместе с тем, современное правовое регулирование правовой (юридической) экспертизы нормативных правовых актов и их

Первая проблема связана с тем, что на федеральном уровне отсутствует закон, устанавливающий единую систему нормативных правовых актов...

Закон и подзаконный нормативный акт в правовой система РФ...

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений... на федеральном уровне (Конституция Российской Федерации

во-первых, это правовой акт или его часть, вносящий изменения в нормативный правовой акт, а также прекращающий его действие, принятый в...

Задать вопрос