Правовая природа муниципальных нормативных правовых актов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (351) февраль 2021 г.

Дата публикации: 24.02.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Ковров, А. А. Правовая природа муниципальных нормативных правовых актов / А. А. Ковров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78815/ (дата обращения: 20.04.2021).



В настоящей статье рассматривается правовая природа муниципальных нормативных правовых актов, раскрываются понятие и признаки муниципальных нормативных правовых актов. В статье делается акцент на том, что муниципальные нормативные правовые акты обладают всеми свойствами правовых актов, но в то же время представляют собой их особую разновидность, заключающуюся в различиях в: содержании вопросов, разрешаемых государством и местным самоуправлением; процедуре принятия решения. Указывается, что ни в одном федеральном законе не дано определение понятия «муниципальный нормативный правовой акт», что является пробелом действующего законодательства. Поэтому существует необходимость в легальном определении понятия «муниципальный нормативный правовой акт», которое необходимо закрепить на федеральном уровне.

Ключевые слова: муниципальный нормативный правовой акт, органы местного самоуправления, понятие и признаки муниципального нормативного правового акта.

Одним из проявлений децентрализации власти в России является разделение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления наделены правом издавать в пределах своих полномочий нормативные правовые акты. Правотворческая деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления является составной частью правотворчества в целом и основана на общих принципах и единой политике государства.

Данный вид правотворчества представляет собой «деятельность органов местного самоуправления и населения муниципального образования по разработке и принятию муниципальных правовых актов, регулирующих правовые отношения в сфере местного самоуправления, отвечающих потребностям развития муниципального образования, учитывающих общественные интересы» [7, c. 9]. Муниципальные правовые акты выступают первичным уровнем нормативного правового регулирования на территории муниципального образования. Таким образом, муниципальное правотворчество является одним из важнейших направлений деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Создавая правовые акты, данные субъекты упорядочивают отношения в сфере организации местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании, определяют порядок осуществления местного самоуправления.

В теории права существуют доктринальные определения нормативного правового акта, которые по аналогии можно применять в сфере местного самоуправления. Так, например, В. С. Нерсесянц определяет нормативный правовой акт как «письменный правоустановительный акт государства, содержащий новые нормы действующего права» [8. C. 402]. В свою очередь, М. Н. Марченко под нормативными правовыми актами понимает «выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права» [10, c. 118].

Общим в приведенных определениях является указание на содержание нормы права — правила поведения общего характера и принятие органом государственной власти. Значит, особенностью муниципального нормативного правового акта будет выступать содержание в нем общих правил поведения, распространяемых на всю территорию муниципального образования, а также особый порядок принятия.

Законодательное определение «нормативного правового акта» на сегодняшний день отсутствует, однако ориентиром в данном вопросе может выступать Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, которое определило признаки «нормативного правового акта»: издание в установленном порядке управомоченным органом; содержание правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование, изменение или прекращение правоотношений [11].

Однако использовать это Постановление применительно к муниципальным нормативным правовым актам следует с осторожностью, так как здесь не указывается сфера применения.

В разных федеральных законах применяются отличные по формулировке термины, которые являются тождественными. Так, например, в одних федеральных законах употребляется термин «муниципальный нормативный правовой акт» [4], в других — «нормативный правовой акт муниципального образования» [6]. Также встречаются федеральные законы, в которых употребляется сразу два термина: «муниципальный нормативный правовой акт» и «нормативный правовой акт органов местного самоуправления» [2]; «нормативные правовые акты органов местного самоуправления» и «нормативные правовые акты муниципального образования» [5]; «нормативный правовой акт муниципального образования» и «муниципальный нормативный правовой акт» [3].

Пробелом действующего законодательства является то, что ни в одном федеральном законе не дано определение данным терминам.

Определение понятия «муниципальный правовой акт» закреплено в ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1]. Однако, данное определение нельзя признать правильным, поскольку в нем законодатель «употребил термин «решение» в значении слова «волеизъявление» [9, c. 192]». Помимо этого понятие «муниципальный правовой акт» несколько шире понятия «муниципального нормативного правового акта», поскольку в систему муниципальных правовых актов входят как нормативные, так и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

В настоящее время возникла необходимость в легальном определении понятия «муниципальный нормативный правовой акт», которое необходимо закрепить на федеральном уровне. В этой связи можно предложить закрепить определения понятия «муниципальный нормативный правовой акт» в п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и сформулировать его следующим образом: «муниципальный нормативный правовой акт — это документально оформленный, обязательный для исполнения на территории муниципального образования, изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений либо изменение или прекращение существующих правоотношений, направленных на решение вопросов местного значения или вопросов осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».

Исходя из указанного определения, можно выделить основные признаки «муниципального нормативного правового акта», определяющие его правовую природу:

1) особый порядок принятия и опубликования — принимается управомоченным на то органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления;

2) особый предмет правового регулирования — вопросы местного значения; отдельные государственные полномочия, переданные органами государственной власти на основании закона;

3) не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации;

4) содержит нормы права, направленные на установление, изменение или отмену общественного правоотношения;

5) содержит правило поведения (правовую норму), которое распространяется на всю территорию муниципального образования;

6) обязателен для неопределенного круга лиц в границах муниципального образования;

7) рассчитан на неоднократное применение;

8) документально оформлен.

Таким образом, правовая природа муниципальных нормативных правовых актов состоит в том, что они обладают всеми свойствами правовых актов, но в то же время представляют собой их особую разновидность, заключающуюся в различиях в: содержании вопросов, разрешаемых государством и местным самоуправлением; процедуре принятия решения.

Литература:

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 06.10.2003. — N 40. — ст. 3822.
  2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 18.10.1999. — N 42. — ст. 5005.
  3. Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О газоснабжении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 05.04.1999. — N 14. — ст. 1667.
  4. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления» // Российская газета. — 30.06.1998. — № 121.
  5. Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 02.12.1996. — N 49. — ст. 5497.
  6. Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О национально-культурной автономии» // Собрание законодательства Российской Федерации — 17.06.1996. — N 25. — ст. 2965.
  7. Атагимова, Э. И. Проблемы определения нормативности муниципальных правовых актов, подлежащих включению в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов (с учетом судебной практики) / Э. И. Атагимова, И. А. Борисова, Т. Н. Макаренко, Е. Н. Сарапкина // Мониторинг правоприменения. — 2020. — № 1 (34). — С. 8–15.
  8. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства / В. С. Нерсесянц. — М.: ОМЕГА-Л, 2015. — 621 с.
  9. Саганов, П. Н. К вопросу о юридической природе муниципальных правовых актов / П. Н. Саганов // Актуальны проблемы права, экономики и управления. — 2016. — Вып. XII. — С. 191–193.
  10. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Проспект, 2017. — 553 с.
  11. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 2019. — № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, муниципальное образование, акт, нормативный правовой акт, Российская Федерация, государственная власть, муниципальный нормативный правовой акт, орган, правило поведения, правовая природа.


Ключевые слова

органы местного самоуправления, муниципальный нормативный правовой акт, понятие и признаки муниципального нормативного правового акта
Задать вопрос