Муниципальное правотворчество: состояние и вопросы совершенствования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (175) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 17.10.2017

Статья просмотрена: 420 раз

Библиографическое описание:

Бакшеев А. А. Муниципальное правотворчество: состояние и вопросы совершенствования // Молодой ученый. — 2017. — №41. — С. 103-105. — URL https://moluch.ru/archive/175/45996/ (дата обращения: 10.12.2019).



Работа посвящена анализу муниципального правотворчества, его принципам и порядку принятия акта, а также проблемам повышения эффективности его осуществления.

Ключевые слова: муниципальное правотворчество, принципы муниципального правотворчества, проект акта местного самоуправления и другие

The work is devoted to the analysis of municipal law making, its principles and procedures for the adoption of the act, and also the problems of increase of efficiency of its implementation.

Key words: municipal law-making, principles, municipal lawmaking, a draft law of local government and other

Муниципальное правотворчество можно рассматривать как процедуру возведения воли населения муниципального образования в форму определенного муниципального правового акта, процедуру присвоения, указанным в них правилам поведения характер общеобязательных. Муниципальное правотворчество вбирает в себя деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, направленную на разработку, принятие (издание), изменение или отмену муниципальных правовых актов.

Муниципальное правотворчество, безусловно, обладает своими собственными принципами, к которым можно отнести следующие:

‒ принцип демократии;

‒ принцип гласности;

‒ принцип эффективности;

‒ принцип использования рациональных, установленных практикой правил разработки проектов муниципальных актов в отношении отдельных муниципальных образований;

‒ принцип достойного уровня обеспечения правотворческой деятельности;

‒ принцип фиксации основных правил разработки проектов правовых актов в регламентах органов местного самоуправления [4].

Проекты муниципальных правовых актов принимаются с определенной целью, на достижение которой и направлено их принятие и введение в действие. К таковым целям следует отнести:

‒ развитие и конкретизация федеральных и региональных законов, а равно других нормативных правовых актов;

‒ обеспечение регулирования тех сторон экономической, политической и социальной областей жизни муниципального образования, регулирование которых включено в границы ведения вопросов местного значения;

‒ оказание содействия гражданам в осуществлении ими своих прав и законных интересов на местное самоуправление [2].

Важно заметить, что разработка проектов муниципальных правовых актов реализуется, обычно, в соответствии с определенным планом. Такие планы по осуществлению правотворческой деятельности, как правило, составляются сразу на один-два года. Если появляется конкретная необходимость, то могут быть разработаны программы на весь срок осуществления полномочий. Внутреннее содержание указанной программы, напрямую зависит от установленных задач по развития правовой основы конкретного муниципального образования.

Указанные программы имеют свои собственные цели разработки и претворения в жизнь. К таким целям следует отнести:

‒ акты, которые были запланированы в целях обеспечения необходимыми средствами правового характера для достижения преобразования основных областей социально-экономической жизни муниципального образования, развитие институтов демократии, в том числе, защита прав личности, ведение борьбы с правонарушениями и т.д;

‒ акты, которые были запланированы, должны находиться в строгом соответствии с компетенцией органа, должностного лица местного самоуправления, которыми он был издан, должны отвечать потребностям развития муниципального образования [3].

Начало разработки проекта муниципального правового акта связано с постановкой вопроса, зарождения идеи о необходимости издания того или иного документа. Указанная разработка осуществляется в виде подготовки нового акта, внесения изменений и дополнений в уже действующие акты, а равно в виде новой редакции (нового текста) уже действующего правового акта, которая имеет своей целью улучшение внутреннего содержания принятых ранее норм права.

Начальный этап включает в себя установление актуальности принятия соответствующего акта, наличие потребности населения муниципального образования в нем, возможность разрешения с помощью него определенной задачи или проблемы, существующей в пределах данного муниципалитета. В этих же целях необходимо еще до окончательной разработки проекта акта установить возможные последствия его введения в действие. Необходимо также оценить необходимые затраты, которые будут понесены на его разработку, принятие и приведение в действие, а также возможный положительный результат от его применения.

Организация работы над проектом включает:

‒ установление того органа, либо должностного лица местного самоуправления, на который будет возложена ответственность за проведение процесса подготовки проекта;

‒ определение списка специалистов, которые должны быть привлечены к работе над проектом;

‒ процесс создания различных подготовительных комиссий и рабочих групп;

‒ процесс проведения необходимых расчетов, социологических исследований;

‒ осуществление мероприятий, направленных на информационное и аналитическое обеспечения процесса подготовки проекта;

‒ процедуру проведения согласования уже подготовленного текста проекта с органами, которые являются заинтересованными в его принятии;

‒ процесс обсуждения проекта;

‒ проведение экспертизы проекта правового или иного специализированного характера [5].

К работе комиссий, групп следует привлекать представителей заинтересованных органов, организаций, ученых, специалистов с опытом работы в определенной области, которые могут оказать квалифицированную помощь в создании и развитии правовой базы в той или иной сфере муниципального строительства. Не менее важно и предварительное обсуждение концепции проекта, его будущих принципиальных положений. Его можно организовать в местной печати и на телевидении, на научно-практических конференциях, сходах и собраниях.

Подготовленные проекты муниципальных правовых актов согласовываются с заинтересованными органами и организациями. Такое согласование, как правило, осуществляется в форме визирования первого экземпляра текста акта. Проекты всех актов подлежат согласованию в юридических отделах (службах) аппарата представительного органа, местной администрации.

Если по разработанному проекту акта возникают какие-либо разногласия, то руководитель органа местного самоуправления, который вносит данный проект акта, должен предпринять все меры, чтобы обеспечить его обсуждение с заинтересованными органами и организациями для того, чтобы найти взаимоприемлемое решение. Если же такое решение не было найдено, то проект может быть передан в компетентный орган для рассмотрения с обязательным приложением к нему протокола согласительного совещания, а также списка возникших разногласий с их мотивировками и подлинников замечаний, которые были подписаны руководителями соответствующих органов и организаций, с указанием предложений о порядке дальнейшей работы с ним.

Кроме того, следует выделять основные требования, которые предъявляются к работе при подготовке проекта акта.

  1. Точность выражений, терминов.
  2. Ясность, доступность языка.
  3. Полнота, экономичность, конкретность регулирования.
  4. Единообразие формы актов [2].

В условиях интенсивности и расширения объема правотворческой (нормотворческой) деятельности органов местного самоуправления возрастает значение качественной подготовки муниципальных правовых актов, а также соблюдения нормотворческой техники при их подготовке.

Таким образом, по итогам проанализированной информации можно сделать следующие выводы: муниципальное правотворчество является деятельностью специальных органов и комиссий по разработке, подготовке, принятию, изменению и отмене актов местного значения. Данная деятельность обладает своими принципами и свойствами, которые присуще данной деятельности, как еще одному способу по обеспечению интересов населения конкретной территории.

Говоря о проблемах совершенствования муниципального правотворчества, необходимо отметить, что первоочередным действием в данном направлении, должно стать повышение эффективности принимаемых актов. Для этого, нужно перед этапом подготовки проекта акта местного значения, детально исследовать обстановку в пределах территории действия будущего акта, определить необходимость принятия акта, его актуальность, чтобы максимально быть приближенными к существующим в реальности потребностям граждан.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.
  2. Антонова H. A. Правотворчество муниципальных органов и его значение в осуществлении функций местного самоуправления в России Текст. // Конституционное и муниципальное право. 2015. — № 7
  3. Баринов Д. А. Правотворчество органов местного самоуправления: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.02. Текст. М.: РГБ, 2016.
  4. Бондарь Н. С. Правотворчество как особая форма реализации муниципальной власти. Текст. / Нормотворчество муниципальных образований России: содержание, техника, эффективность. Нижний Новгород, 2012.
  5. Васильев М. А. Нормотворческий процесс в муниципальных образованиях: организация и технология. Текст. Обнинск: Ин-т муницип. упр., 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, муниципальное правотворчество, муниципальное образование, акт, местное значение, правотворческая деятельность, муниципальный правовой акт, должностное лицо, внутреннее содержание, деятельность органов.


Похожие статьи

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

В статье рассматриваются проблемы органов местного самоуправления в области нормотворчества и предлагаются пути их решения. Ключевые слова: муниципальное нормотворчество, муниципально-правовой акт, орган местного самоуправления...

Гражданская инициатива в муниципальном нормотворчестве

Ключевые слова: гражданская инициатива, муниципальное нормотворчество, местное самоуправление, муниципальные выборы, гражданская активность. Политическая система, ее структура и способы существования и развития обуславливают политический режим жизни...

Соблюдение принципов нормотворческой деятельности как...

местное самоуправление, акт, нормотворческая деятельность органов, техническое совершенство, принцип, нормотворческая деятельность, муниципальное нормотворчество, принцип демократизма, орган...

Рубрика: 4. Муниципальное право

муниципальное образование, местное самоуправление, местное значение, представительный орган, действующее законодательство, акт, нормативный правовой акт, муниципальная служба...

Нормативно-правовая база управления муниципальной...

«Собственником муниципального имущества является муниципальное образование, однако реализуются его правомочия органами местного самоуправления. Это требует установления для данных органов муниципальными правовыми актами специальных правил...

Участие прокуратуры в правотворческой деятельности органов...

Деятельность прокурора в данной сфере включают в себя мониторинг актов органов местного самоуправления и их проектов, проведение их антикоррупционной экспертизы, надзор за соблюдением муниципальными служащими установленных ограничений...

Юридическое просвещение по вопросам муниципального...

орган прокуратуры, местное самоуправление, правовое просвещение, муниципальное нормотворчество, антикоррупционная экспертиза, проведение экспертизы, акт, повышение квалификации...

Рубрика: 4. Муниципальное право

В практической деятельности органов местного самоуправления вопросы местного значения непосредственно связаны с выбором полномочий в той или иной сфере общественных отношений.

Понятие правотворческой деятельности | Статья в журнале...

В правовой науке отсутствует единое понятие правотворчества. С позиции общественного содержания правотворческая деятельность представляет собой реализацию потребности в упорядочении отношений между отдельными людьми и социальными группами.

Похожие статьи

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

В статье рассматриваются проблемы органов местного самоуправления в области нормотворчества и предлагаются пути их решения. Ключевые слова: муниципальное нормотворчество, муниципально-правовой акт, орган местного самоуправления...

Гражданская инициатива в муниципальном нормотворчестве

Ключевые слова: гражданская инициатива, муниципальное нормотворчество, местное самоуправление, муниципальные выборы, гражданская активность. Политическая система, ее структура и способы существования и развития обуславливают политический режим жизни...

Соблюдение принципов нормотворческой деятельности как...

местное самоуправление, акт, нормотворческая деятельность органов, техническое совершенство, принцип, нормотворческая деятельность, муниципальное нормотворчество, принцип демократизма, орган...

Рубрика: 4. Муниципальное право

муниципальное образование, местное самоуправление, местное значение, представительный орган, действующее законодательство, акт, нормативный правовой акт, муниципальная служба...

Нормативно-правовая база управления муниципальной...

«Собственником муниципального имущества является муниципальное образование, однако реализуются его правомочия органами местного самоуправления. Это требует установления для данных органов муниципальными правовыми актами специальных правил...

Участие прокуратуры в правотворческой деятельности органов...

Деятельность прокурора в данной сфере включают в себя мониторинг актов органов местного самоуправления и их проектов, проведение их антикоррупционной экспертизы, надзор за соблюдением муниципальными служащими установленных ограничений...

Юридическое просвещение по вопросам муниципального...

орган прокуратуры, местное самоуправление, правовое просвещение, муниципальное нормотворчество, антикоррупционная экспертиза, проведение экспертизы, акт, повышение квалификации...

Рубрика: 4. Муниципальное право

В практической деятельности органов местного самоуправления вопросы местного значения непосредственно связаны с выбором полномочий в той или иной сфере общественных отношений.

Понятие правотворческой деятельности | Статья в журнале...

В правовой науке отсутствует единое понятие правотворчества. С позиции общественного содержания правотворческая деятельность представляет собой реализацию потребности в упорядочении отношений между отдельными людьми и социальными группами.

Задать вопрос