В статье автор рассматривает необходимость и возможный вариант изменения действующего алгоритма маркировки импортной табачной продукции.
Ключевые слова: импортная табачная продукция, акцизные марки, маркировка.
На сегодняшний день маркировка импортной табачной продукции осуществляется импортером до момента ввоза продукции на территорию Российской Федерации. Действующим законодательством запрещено ввозить и реализовать товар, если на нем отсутствует акцизная марка и код маркировки [1]. Однако в последнее время на международном рынке сложилась нестабильная политическая обстановка, которая неблагоприятно влияет на деятельность участников внешнеэкономической деятельности. Они столкнулись с рядом трудностей, которые усложняют их деятельность.
В первую очередь, важно отметить, что для маркировки табачной продукции привлекаются иностранные компании, которые оказывают услуги по маркировке. Так как табачная продукция не может ввозиться в Российскую федерацию без акцизной марки, импортеры вынуждены обращаться к иностранным компаниям. В сложившейся ситуации, иностранные компании понимают, что они являются монополистами в данной сфере и устанавливают завышенную стоимость на услуги по маркировке.
Неоднократно были установлены случаи, когда из-за политических взглядов некоторые компании отказывались оказывать услуги по маркировке, а это означало, что импортер не сможет ввезти свой товар в РФ.
Импортерам табачной продукции пришлось столкнуться с неприятными условиями, в которых им приходится осуществлять свою деятельность.
Также необходимо обратить внимание на финансовую сторону данного процесса. Так как табачная продукция является подакцизным товаром, который подлежит обязательной маркировке акцизными марками, импортеры должны вывезти акцизные марки, выданные Центральной акцизной таможней, за пределы Российской Федерации и доставить их до места, где планируется маркировка продукции.
Вывоз акцизных марок подразумевает дополнительные расходы для участников внешнеэкономической деятельности, так как акцизные марки должны быть застрахованы от повреждений, утраты или гибели вследствие любого события.
Все это становится факторами, усложняющими ведение внешнеэкономической деятельности.
Перспективным решением обозначенных проблем будет изменение подхода маркировки импортной табачной продукции. Основной проблемой является именно место нанесения маркировки. В действующем законодательство четко обозначено, что товар должен маркироваться за пределами РФ. Такое решение делает невозможным выход национальных компаний, оказывающих услуги по маркировке, на данный рынок.
В перспективе табачная продукции может маркироваться по аналогии с экспериментом, проводимым в отношении алкогольной продукции. Суть проводимого эксперимента заключается в том, что в определенных регионах импортеры могут ввозить немаркированную алкогольную продукцию, которая впоследствии будет маркироваться на таможенных складах. Данный эксперимент уже на сегодняшний день имеет ряд положительных последствий.
В первую очередь, необходимо рассмотреть технологию предлагаемого эксперимента по маркировке импортной табачной продукции на территории таможенного склада в РФ.
Декларация на товар будет подаваться в рамках предварительного декларирования: импортер подает декларацию в соответствие с процедурой таможенного склада в Акцизный ЦЭД не позднее 2-х часов до прибытия на территорию РФ. После этого транспортное средство с немаркированной табачной продукцией прибывает на границу РФ.
На таможенном посту на границе РФ на транспортное средство накладывается средство идентификации — электронная навигационная пломба, которая должна обеспечивать сохранность груза до момента прибытия на таможенный пост фактического контроля и исключить возможность выгрузки части товара.
Товар помещается под таможенную процедуру таможенного транзита и следует от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения. Таможенным органом назначения может являться ближайший таможенный пост фактического контроля, подчиненный Центральной акцизной таможне.
При прибытии транспортного средства с товаром в зону таможенного контроля таможенного поста, уполномоченное должностное лицо таможенного органа подтверждает прибытие товара в зону таможенного контроля. Товар будет размещаться в зоне таможенного контроля, а в Акцизном ЦЭД будет осуществляться выпуск ранее поданной декларации.
Далее происходит выпуск ДТ в соответствие с процедурой таможенного склада. Транспортное средство отправляется под таможенным наблюдением до таможенного склада. При прибытии на таможенный склад, товар выгружается и начинается процесс маркировки. Для осуществления маркировки импортеру необходимо заранее подать заявление на покупку акцизных марок и после их изготовления забрать их в соответствие с установленной процедурой.
Основным преимуществом предлагаемого эксперимента является снижение нагрузки на должностных лиц таможенных органов. При ввозе импортной табачной продукции в соответствие с действующим на сегодняшний день законодательством, должностные лица должны проводить таможенный контроль товарной партии, а именно проверять оригинальность нанесенных акцизных марок и наличие средства маркировки Data Matrix, нанесение которого является обязательным для реализации табачной продукции на территории РФ.
В случае ввоза крупной партии табачной продукции проведения таможенного контроля должностными лицами таможенных органов занимает большое количество времени и требует привлечения нескольких должностных лиц для осуществления контроля одной партии.
Таким образом, можно сделать вывод, что изменения, описанные в рамках предлагаемого эксперимента, повысят эффективность таможенного контроля, проводимого ДЛ таможенных органов, без снижения качества контроля. В данной ситуации можно скорее говорить о повышении эффективности контроля, проводимого ДЛ, так как новый алгоритм подразумевает нанесение акцизных марок и средств маркировки под наблюдением должностных лиц, а значит должностные лица смогут контролировать данный процесс и наблюдать за тем, какая акцизная марка наносится на товар.
Изменения позитивно скажутся на деятельности участников ВЭД, которые смогут сократить издержки на ведение своей деятельности. В постоянной меняющихся условиях ведения рыночной деятельности, для участников внешнеэкономической деятельности предлагаемые изменения смогут обеспечить стабильность.
Импортеры перестанут быть зависимыми от иностранных компаний-монополистов, которые могут использовать сложившуюся ситуацию в своих целях: завышать стоимость услуг по маркировке, отказывать в оказании услуг без веских причин.
Проведение эксперимента по переносу места маркировки импортной табачной продукции также будет иметь еще одну положительную сторону. В случае, если российские компании начнут оказывать услуги по маркировке импортной табачной продукции, это обеспечит создание новых рабочих мест для специалистов, которые будут осуществлять маркировку продукции. Создание новых рабочих мест подразумевает пополнение федерального бюджета за счет налогов, которые будут выплачиваться с заработных плат.
Ориентация на национальный рынок позволит создать условия, в которых все необходимые манипуляции в отношении импортной табачной продукции будут осуществляться силами российских компаний.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. N 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции»