Особенности импортозамещения демериторной продукции в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 29.02.2024

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Бадмаева, Л. В. Особенности импортозамещения демериторной продукции в Российской Федерации / Л. В. Бадмаева, В. А. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111551/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются актуальные проблемы импортозамещения в отраслях, выпускающих демериторную продукцию — табачную и алкогольную.

Ключевые слова: импортозамещение, демериторная продукция, алкогольная продукция, табачная продукция, контрафактная продукция.

В любой современной экономике существуют отрасли, обеспечивающие выпуск демериторной продукции — товаров и услуг, социально нежелательных, оказывающих негативное влияние на здоровье население, социальные установки. Значительная роль демериторной продукции в экономике определяет то, что несмотря на очевидное негативное влияние, существенная часть данной продукции, в том числе табачная и алкогольная подпали под воздействие внешнеэкономических санкций.

Обеспечение импортозамещения в стране является условием развития отечественной промышленности, уменьшения зависимости от импорта и обеспечения безопасности продовольственного рынка. Проблемы импортозамещения в табачной и алкогольной продукции имеют большое значение для экономики страны, а также для здоровья населения. Решение этих проблем может способствовать увеличению конкурентоспособности отечественных производителей и улучшению качества продукции.

Цель данной статьи — анализ и определение приоритетных направлений импортозамещения алкогольной и демериторной продукции. В том числе требуется решение следующих задач: изучение состояния отрасли табачной и алкогольной продукции с точки зрения приоритетов импортозамещения; анализ проблем и оценка потенциала для увеличения доли отечественной продукции на рынке табачной и алкогольной продукции; разработка рекомендаций и предложений по улучшению ситуации с импортозамещением в данной отрасли.

Рассматривая импортозамещение как экономическую категорию, можно выделить несколько ключевых подходов к определению этого термина: первый подход рассматривает импортозамещение как увеличение производства отечественной продукции, а второй подразумевает импортозамещение как ограничение импорта.

Целью процесса является снижение зависимости от импорта и стимулирование развития отечественного производства. Преимущества импортозамещения включают уменьшение внешнеторгового дефицита, создание новых рабочих мест, стимулирование экономического роста и развития отечественной промышленности.

В последние годы наблюдается усиление внешнего санкционного давления на Россию. С целью регулирования данной политики появляется перечень федеральных программ по государственной поддержке импортозамещения и ряд федеральных законов, например, 30 сентября 2014 года № 1936-р был утвержден «План содействия импортозамещению в промышленности», который подразумевал формирование исполнительными органами власти плана действий по импортозамещению. В 2015 году вступил в силу Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике», который содействует осуществлению политики импортозамещения в Россию.

При этом немаловажным нормативным правовым актом в сфере политики импортозамещения является Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Показатели импортозамещения в России увеличиваются с каждым годом. Так, опираясь на проведенное в РАНХиГС исследование, можно сказать, что более 1,5 тысяч проектов по импортозамещению были воплощены в жизнь в период с 2014 по 2022 год. Финансирование проектов по импортозамещению помогло достичь высоких результатов. В свою очередь это послужило возможностью доведения до 60 % доли российской составляющей в изготовлении товаров для гражданского потребления и перерабатывающей промышленности.

С целью изучения процесса «импортозамещения» и его результатов, мы подробно рассмотрим сферу табачной и алкогольной продукции. С 2022 года наблюдается рост внешнесанкционного давления на эти отрасли экономики.

В последние годы наблюдается изменение структуры внешнеторгового оборота в части торговли указанной миноритарной продукцией. Если импорт в табачной отрасли с 2016 года с каждым годом уменьшается, то в отрасли алкогольной продукции только увеличивается, и на 2021 год составляет 2421,9 млн долларов, что является самым высоким показателем за период с 2015 года. Сведем данные проведенного анализа в рисунок 1.

Товарная структура импорта табака и промышленной товарной продукции и алкогольных напитков (млн. долларов США)

Рис. 1. Товарная структура импорта табака и промышленной товарной продукции и алкогольных напитков (млн. долларов США)

Согласно исследованиям РБК, табачная продукция входит в топ 10 самых востребованных товаров в продовольственной рознице [1]. По данным РБК продажа табачной продукции в розницу в 2021 году составили 1,2 трлн руб. Производство сигарет на территории России в 2018-м году составило 238,3 млрд штук, а в 2021-м году — 224,2 млрд штук.

Если говорить о потреблении табака в России то, согласно различным исследованиям, численность курящих людей варьируется от 21,9 % до 33 %. Так, по данным Росстата, это около 32,2 млн человек (жители старше 15 лет). Другую оценку дает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и утверждает, что численность потребителей табака в России составляет 41,7 млн. человек.

Не менее актуальной является отрасль алкогольной продукции. Несмотря на снижение доходов населения и повышения цен на алкоголь, спрос остается таким же высоким. Производство алкоголя в России в 2022 году выросло до 83,8 млн дал. Большую актуальность набирает сегмент отечественного алкоголя, в особенности премиальная водка, по причине введения антироссийских санкций и ухода с российского рынка следующих крупных брендов крепкого алкоголя, такие как Diageo, Brown Forman, Maxxium Russia и ряда других известных марок.

За 2022 год, согласно данным аналитики FinExpertiza, потребление крепких алкогольных напитков, крепче 25 градусов, составляет 6,8 литра на человека, что больше примерно на 7,5 % показателя 2021 года. На ряду с этим, потребление винных продуктов составляет 6,2 литра на человека, а пива и пивных напитков — 52,2 литра.

Основной проблемой импортозамещения табачной и алкогольной продукции в Российской Федерации является высокая доля контрафактной продукции на рынке.

Россия является наиболее привлекательной для производителей нелегальной продукции ввиду своего крупного рынка. Рост объема контрафактной продукции обусловлен прогрессом глобальной экономики. В свою очередь, контрафактный рынок имеет определенные негативные последствия, которые в конечном итоге отражаются на экономической безопасности государств.

Табачная и алкогольная продукция занимает одну из лидирующих позиций в перечне контрафакта (около 12 % от всего объема фальсификата в стране). Подделка алкогольной продукции несет очень серьезные последствия. Мало того, что изготовление и ее распространение наносит существенный экономический ущерб стране, так еще и контрафактные спиртные напитки могут нанести тяжелый вред здоровью человека или, вообще, привести к летальному исходу.

По данным Союза производителей алкогольной продукции, доля незаконного алкоголя на рынке в России составляет примерно 20–25 %. В то же время, в 2021 объем нелегальной алкогольной продукции составлял 27 % от количества, которое представлено на рынке.

Согласно исследованию ВШЭ, если сокращать незаконный оборот алкогольной продукции на 70 %, то прибыль остальных участников рынка может стать больше на 17–18 млрд рублей за год. В свою очередь, увеличиваться будут и доходы государства. Так, к прибыли в год может прибавиться до 73–79 млрд рублей за счет средств, полученных за взимание акциза. Кроме того, достичь всего вышеперечисленного можно за счет обязательной маркировки алкоголя [2].

Следует также отдельно рассмотреть фальсификат табачной продукции. Контрафактный товар занимает примерно ¾ нелегальных сигарет в стране. Согласно IV всероссийскому исследованию рынка табачной продукции (сигарет), которое проводилось Национальным научным центром компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, можно сказать, что в настоящий момент доля нелегального оборота табачных изделий составляет 13,3 % в пересчете на курящее население. Вместе с тем, было зафиксировано, что доля незаконного оборота табачной продукции снизилась на 8 % по сравнению с предыдущим исследованием [3].

Подводя итог всему вышесказанному, проблемы импортозамещения в отраслях табачной и алкогольной продукции имеют серьезное влияние на экономику, здоровье населения и безопасность продовольственного рынка Российской Федерации.

Проблемы импортозамещения в отраслях табачной и алкогольной продукции в Российской Федерации включают в себя:

  1. Санкции и ограничения на импорт определенных товаров из-за политических конфликтов.
  2. Большая доля контрафакта на рынке табачной и алкогольной продукции.
  3. Невозможность отечественных производителей конкурировать с зарубежными производителями по цене и качеству продукции.
  4. Зависимость от импорта, что негативно влияет на экономику страны.

Для решения этих проблем необходимо принятие комплексных мер. Во-первых, следует развивать отечественное производство и технологии для производства табачной и алкогольной продукции. Вместе с тем, важно поддерживать отечественных производителей через государственные программы и субсидии. Кроме того, следует вводить меры по стимулированию потребления именно отечественной продукции, например, через проведение маркетинговых кампаний и акций. При этом, важно улучшить качество отечественной продукции, чтобы она могла конкурировать с зарубежными аналогами. Одним из главных решений данных проблем будет являться создание более жестких законодательных мер по контролю за импортом и продажей зарубежной продукции. Так, самым эффективным способом в борьбе против контрафактной продукции будет являться совершенствование таможенного регулирования и администрирования, что, в свою очередь, упростит контроль за экспортом. Примером таким мер может послужит уже утвержденный таможенный кодекс для стран ЕАЭС.

Литература:

  1. Основа корзины: какую роль играет табак в экономике и розничной торговле // РБК — URL: https://www.rbc.ru/neweconomy/news/62ac22989a79478ce62d707d (дата обращения: 15.11.2023).
  2. В ВШЭ сообщили, что почти треть алкоголя на российском рынке нелегальная // ТАСС — URL: https://tass.ru/ekonomika/13654231?from=feed (дата обращения: 15.11.2023).
  3. Сокращение доли рынка крупнейших производителей табачной продукции // ННЦК — URL: https://nnck.gov.ru/news/ano-nntsk-dolya-rynka-krupneyshikh-proizvoditeley-tabachnoy-produktsii-v-rossii-v-pervom-polugodii-2/ (дата обращения: 15.11.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): алкогольная продукция, Россия, табачная продукция, отечественная продукция, продукция, Российская Федерация, импортозамещение, незаконный оборот, проблема импортозамещения, отечественная промышленность.


Похожие статьи

Влияние цифровой маркировки на торговлю одеждой

В статье рассмотрена проблема распространения контрафактных товаров, а также вызванный им негативных эффект для экономики. Легкая промышленность является одной из проблемных отраслей отечественной промышленности с точки зрения контрафакта. Одним из м...

Альтернативный метод маркировки импортной табачной продукции

В статье автор рассматривает необходимость и возможный вариант изменения действующего алгоритма маркировки импортной табачной продукции.

Контрафактная и фальсифицированная продукция: понятия, сущность, отличительные особенности

В статье проведен сравнительный анализ дефиниций «контрафактная продукция» и «фальсифицированная продукция», приведены основные причины появления контрафактной продукции.

К вопросу об особенностях правового регулирования ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним лицам в зарубежных странах

Статья посвящена анализу особенностей правового регулирования ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним лицам в зарубежных странах.

Проблема маркировки лекарственных препаратов в Российской Федерации

В статье автор пытается выделить основные проблемы маркировки лекарственных препаратов в Российской Федерации. Поэтапный переход всех участников рынка на маркировку лекарственных препаратов.

Маркетинговое исследование ассортимента лекарственных средств, применяемых для лечения грибковых заболеваний

На сегодняшний день более 30 % населения планеты страдают различными грибковыми инфекциями, что непременно подталкивает к необходимости в разработке новых лекарственных форм (ЛФ) противогрибкового действия. Изучение ассортимента лекарственных средст...

Предложения на рынке кабельно-проводниковой продукции в России

В статье приведена характеристика российского рынка кабельно-проводниковой продукции, анализированы объемы импортной и экспортной продукции на территории Российской Федерации.

Акцизы на алкогольную продукцию как инструмент государственного регулирования рынка и инструмент профилактики алкоголизма среди населения России

В статье раскрываются механизмы распределения акцизов на алкогольную продукцию, объемная доля этилового спирта в котором свыше 9 %, в качестве инструмента государственного регулирования рынка. Несмотря на вводимые меры, а меры, принимаемые органами г...

Качество молока как основной инструмент повышения конкурентоспособности молокоперерабатывающих предприятий

В статье рассмотрены факторы, формирующие конкурентоспособность молока. Проведен анализ качества молока как основного инструмента повышения конкурентоспособности.

Необходимость создания комбинированной акцизной марки для маркировки импортной табачной продукции

В статье автор рассматривает необходимость создания комбинированной акцизной марки для маркировки импортной табачной продукции.

Похожие статьи

Влияние цифровой маркировки на торговлю одеждой

В статье рассмотрена проблема распространения контрафактных товаров, а также вызванный им негативных эффект для экономики. Легкая промышленность является одной из проблемных отраслей отечественной промышленности с точки зрения контрафакта. Одним из м...

Альтернативный метод маркировки импортной табачной продукции

В статье автор рассматривает необходимость и возможный вариант изменения действующего алгоритма маркировки импортной табачной продукции.

Контрафактная и фальсифицированная продукция: понятия, сущность, отличительные особенности

В статье проведен сравнительный анализ дефиниций «контрафактная продукция» и «фальсифицированная продукция», приведены основные причины появления контрафактной продукции.

К вопросу об особенностях правового регулирования ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним лицам в зарубежных странах

Статья посвящена анализу особенностей правового регулирования ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним лицам в зарубежных странах.

Проблема маркировки лекарственных препаратов в Российской Федерации

В статье автор пытается выделить основные проблемы маркировки лекарственных препаратов в Российской Федерации. Поэтапный переход всех участников рынка на маркировку лекарственных препаратов.

Маркетинговое исследование ассортимента лекарственных средств, применяемых для лечения грибковых заболеваний

На сегодняшний день более 30 % населения планеты страдают различными грибковыми инфекциями, что непременно подталкивает к необходимости в разработке новых лекарственных форм (ЛФ) противогрибкового действия. Изучение ассортимента лекарственных средст...

Предложения на рынке кабельно-проводниковой продукции в России

В статье приведена характеристика российского рынка кабельно-проводниковой продукции, анализированы объемы импортной и экспортной продукции на территории Российской Федерации.

Акцизы на алкогольную продукцию как инструмент государственного регулирования рынка и инструмент профилактики алкоголизма среди населения России

В статье раскрываются механизмы распределения акцизов на алкогольную продукцию, объемная доля этилового спирта в котором свыше 9 %, в качестве инструмента государственного регулирования рынка. Несмотря на вводимые меры, а меры, принимаемые органами г...

Качество молока как основной инструмент повышения конкурентоспособности молокоперерабатывающих предприятий

В статье рассмотрены факторы, формирующие конкурентоспособность молока. Проведен анализ качества молока как основного инструмента повышения конкурентоспособности.

Необходимость создания комбинированной акцизной марки для маркировки импортной табачной продукции

В статье автор рассматривает необходимость создания комбинированной акцизной марки для маркировки импортной табачной продукции.

Задать вопрос