Административно-правовое регулирование оборота алкогольной продукции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (455) февраль 2023 г.

Дата публикации: 20.02.2023

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Гаевая, Е. Н. Административно-правовое регулирование оборота алкогольной продукции / Е. Н. Гаевая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 8 (455). — С. 165-168. — URL: https://moluch.ru/archive/455/100198/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье проанализированы проблемы оборота и производства алкогольной продукции в России, вызванные распространением нелегальной алкогольной продукции на рынке. Изучены основные статистические данные по фактам выявления сотрудниками ОВД правонарушений, совершаемых в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 2016 года по настоящее время, а также учтены основные существующие проблемы в данной сфере и предложены пути их решения

Ключевые слова : незаконный оборот алкогольной продукции, фальсифицированная спиртосодержащая продукция, суррогат алкоголя, правила реализации алкогольной продукции, акцизы.

The article analyzes the problems of turnover and production of alcohol products in Russia caused by the spread of illegal alcohol products on the market. The main statistical data on the facts of detection by police officers of offenses committed in the sphere of turnover of alcoholic and alcohol-containing products for the period from 2016 to the present are studied, as well as the main existing problems in this area are taken into account and ways to solve them are proposed.

Keywords: illegal turnover of alcoholic products, adulterated alcohol-containing products, alcohol surrogate, rules for the sale of alcoholic products, excise taxes.

На сегодняшний день тема алкоголизма, да и тема оборота и производства алкоголя остается острой для политического и социального ведения. Актуальностью данного исследования выступает современная ситуация в алкогольной отрасли, которая на сегодняшний день характеризуется распространением нелегальной алкогольной продукции на рынке. Это, в свою очередь, приводит к массовому отравлению населения, поскольку, чаще всего, граждане употребляют недоброкачественный алкоголь.

Кроме того, акцизные показатели являются низкими в области отчислений в бюджет от одного из самых реализуемых в России видов продукции. Даже несмотря на то, что государство каждый год реформирует данную систему, объёмы нелегального оборота алкогольной продукции сократить не удаётся. Наряду со всеми привычными товарами, алкогольная продукция выступает специфическим товаром. Конечно же, без алкогольной продукции рынок потребителя не может существовать, так как она имеет спрос у населения, а также производство и оборот алкогольной продукции создают рабочие места, как в самой отрасли, так и в смежных отраслях, соответственно алкогольная продукция выступает источником доходов государства в виде налогов, акцизов и сборов. Но следует отметить и другую сторону производства и оборота алкогольной продукции, которая говорит о том, что из-за употребления алкоголя учащаются случаи смертности, убийств, самоубийств, люди становятся инвалидами, либо без определенного места жительства, а также, конечно же, алкоголь сокращает продолжительность жизни, что очень сильно влияет на демографию страны.

Как показал анализ учебной и научной литературы, в правовой догме отсутствуют комплексные обобщающие исследования, посвящённые обороту алкогольной продукции в России в административно-правовом срезе.

Существуют научные работы, рассматривающие выбранную тему с различных позиций: с точки зрения существующих государственно-управленческих проблем и путей их разрешения, анализа правонарушений и преступлений, совершаемых в сфере оборота алкогольной продукции, со стороны государственного администрирования алкогольной индустрии. При этом отсутствуют исследования, которые бы содержали анализ причин совершаемых правонарушений, мер по борьбе с ними. Особое внимание стоит акцентировать на основной причине устойчивости негативных явлений на алкогольном рынке.

Законодательные и исполнительные органы власти на сегодняшний день не имеют четких концепций совершенствования нормативно-правовой базы и механизмов государственного регулирования производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. То есть, складывается ситуация, в которой правовой механизм (лицензирование деятельности в сфере производства этилового спирта) не реализуется в должном образе.

Говоря о данной теме, следует обратить внимание на историю развития государственного развития регулирования алкогольной продукции. В истории развития государственного регулирования алкогольной продукции интересна следующая закономерность, наблюдаемая с 1474 года вплоть до XX века. Приблизительно каждые 30–50 лет отношение государства к обороту этилового спирта характеризовалось либо полной либерализацией, либо жесткой монополией. Последствия неоднородности проводимой политики негативно сказывалось либо на здоровье населения, либо на состоянии казны (либо на том и на другом).

Таким образом, на протяжении приблизительно четырех веков алкогольная продукция становилась источником власти для тех или иных групп населения, а также средством их обогащения. Несмотря на периодические стремления властных структур реформировать отрасль для улучшения состояния здоровья потребителей, политические амбиции все равно рано или поздно заставляли менять административный курс. Так или иначе, всегда, «в условиях России производство водки и торговля ею... приводили к гигантской коррупции, взяточничеству, злоупотреблениям в области администрации и финансов, распространению воровства, преступности, пьянства -... к тем отрицательным явлениям, которые до сих пор считаются «специфически русскими» [2].

Анализ исторического развития проводимой государством политики в сфере производства и оборота алкогольной продукции позволяет провести параллель с существующей в России ситуации на сегодняшний день. 8–10 % — вот показатель уровня доходов бюджета от реализации спиртовой продукции уже на протяжении многих лет.

Приведенные выше цифры говорят о том, что у властей нет на данном этапе развития России четко определенной политической линии: введение акцизной системы реализации алкогольной продукции, широкое использование в пищевой и непищевой отрасли производимого спирта, а также масса организаций-производителей, работающих вне пределов правового поля — все это негативно сказывается на ситуации в хозяйственном секторе.

Положение дел также осложняется общим отношением к алкоголю со стороны населения, темпы и объемы его употребления растут с каждым годом, увеличивается процент потребителей среди молодежных возрастных групп — неудивительно, что некоторые специалисты прогнозируют России социальную катастрофу через 5–10 лет [3].

Разумеется, точечно решить проблемы невозможно, так как она комплексная, именно поэтому требуется и комплексный подход для разрешения настоящей ситуации. В качестве одной из мер комплексного характера в контексте данной работы мы предлагаем следующее. Необходимо ввести акцизы на спирт — как на пищевой, так и непищевой, но этим не ограничиться.

Помимо спирта, под акцизное регулирование должны попасть также бытовые, парфюмерные, медицинские, косметические товары и другие, в составе которых присутствует спирт. Такое усиление контроля за производством и оборотом спиртовых товаров и продуктов должно сопровождаться соответствующим ужесточением нормативно-правового регулирования в области административной ответственности. Но этом ограничиваться не стоит: на мой взгляд, ввиду прогрессирующего негативного влияния употребления алкоголя на главную государственную ценность — жизнь и здоровье своих граждан, — за правонарушения, повлекшие причинение тяжкого вреда здоровью или смерть из-за алкогольной продукции ненадлежащего качества, следует применять меры уголовной ответственности.

Подобные меры на этапе введения могут вызвать негативную реакцию со стороны субъектов: производителей и тех, кто реализует все виды алкогольсодержащей продукции, а также потребителей, для которых цена на алкоголь может быть завышенной, однако их жесткий характер свидетельствует о серьезности существующей проблемы, ее глубине, многоаспектности и масштабности. Способствование ее улучшения — это задача государства, так как иные социальные и правовые методы контроля, реализуемые для стабилизации положения в России, показывают свою нежизнеспособность и только государственные структуры обладают требуемым инструментарием для стабилизации ситуации.

Стоит обратить внимание на мнение А.В Кирина, который указывал, что «Сформировавшаяся на данный момент практика свидетельствует, что многие федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды государственных функций, что противоречит приведенной выше официальной типологии функций, установленной для конкретных видов федеральных органов исполнительной власти» [4].

Опираясь на вышеизложенное, стоит сделать вывод, что алкогольному рынку обязательно нужен всесторонний регулятор, который бы выполнял все вышеуказанные функции исполнительной власти. Такой орган может быть назван «Государственно-общественное образование по противодействию незаконному обороту и производству алкогольной продукции». Так как исполнительные органы имеют всестороннее направление, то его роль в алкогольном обороте показала неэффективность, за счет того, что попросту не хватало запаса штата для проведения всех профилактических мероприятий, именно для этого следовало ввести отдельный орган, который бы занимался данной сферой. В. А. Юсупов отмечает, что «в самом процессе государственного управления отдельные функции утрачивают свою актуальность, и в таком случае возникает потребность закрепления в компетенции органа государственного управления новых функций, объективно необходимых в данной управленческой ситуации» [5].

Конечно же, в данной области существует множество споров и противоречий, все они разрешаются на федеральном и региональном уровнях, как судебными органами, так и административными. Таким образом, из всего проведенного исследования можно сделать вывод, что все анализируемые направления государственного регулирования необходимо реализовывать комплексно с учетом существующих проблем — только тогда административное регулирование будет эффективным.

На мой взгляд, повышению эффективности будут способствовать следующие меры: введение государственной монополии на оборот алкогольной продукции. Это позволит решить проблему с некачественным алкоголем и обеспечить увеличение средств, поступающих в государственную казну; обеспечить устойчивое и последовательное развитие системы социального контроля в рассматриваемой отрасли; совершенствование законодательства, установление единых правоприменительных требований к реализации положений Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [1].

Гражданское общество, как сектор независимый от государства, также должен быть включен в работу по регулированию сферы оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. В качестве вывода ко всему вышесказанному нужно отметить, что главнейшей, приоритетной задачей государства в области административного регулирования производства и оборота алкогольной продукции в РФ сегодня является необходимость сокращения того сегмента рынка, который находится в тени. К сожалению, принимаемые государством меры, направленные на выведение этой части хозяйства с экономического поля, являются крайне неэффективными, что негативно сказывается как на здоровье населения, так и на положении государственного бюджета.

Литература:

  1. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // «Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, № 48, ст. 4553.
  2. Савельев О. Д. История государства и права. М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М. — 2019. — С. 372.
  3. Пысин А. В. Особенности административно-правового регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (алкогольной продукции) // Современное право. — 2019. — № 12(1). — С. 12–14.
  4. Кирин А. В., Побежимова Н. И. Актуальные проблемы административной реформы // Административное право и процесс. — 2019. — № 3. — С. 68–70.
  5. Юсупов В. А. Философия и общая теория административного права. М.: ПравоВед. — 2019. — С. 193.
Основные термины (генерируются автоматически): алкогольная продукция, оборот, Россия, спиртосодержащая продукция, исполнительная власть, этиловый спирт, алкогольный рынок, государственное регулирование, мой взгляд, незаконный оборот.


Ключевые слова

акцизы, незаконный оборот алкогольной продукции, фальсифицированная спиртосодержащая продукция, суррогат алкоголя, правила реализации алкогольной продукции

Похожие статьи

Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

В научной статье рассматривается понятие лицензирования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Анализируется правовое регулирование лицензирования и оборота. Особое внимание уделено административной и уголовной ответственности за...

Законодательные нормы, как способ административно-правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции

В данной статье анализируются законодательные нормы, как способ административно-правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности уделено значительное внимание Федеральному закону № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О...

Возможные причины и методы борьбы с незаконным оборотом оружия на территории Российской Федерации

В ходе написания настоящей научной статьи был проведен анализ оборота оружия, произведенного в Российской Федерации. Новые политические, экономические и стратегические особенности оборота оружия оказывают влияние на все страны — экспортеры оружия. Од...

Незаконный оборот оружия в Российской Федерации

В рамках настоящей статьи проанализированы некоторые спорные вопросы, возникающие в процессе квалификации преступлений, регламентированных ст. 222–222.1 Уголовного кодекса РФ. Определены имеющиеся недостатки правовой системы вследствие определения пр...

Проблемные вопросы объективной стороны деяния, предусмотренного статьёй 228 УК РФ

В статье рассматриваются проблемные вопросы объективной стороны деяния, предусмотренного статьёй 228 УК РФ: квалификация действий, которые направлены на получение наркотического средства из конопли и её частей, хищение наркотических средств, проблемы...

Уголовная ответственность за контрабанду наркотиков (сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан)

В статье рассмотрены особенности регламентации уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ в уголовном законодательстве Республики Казахстан. Проведен сравнительно-правовой анализ подходов законодателей Росси...

Уголовная ответственность за контрабанду наркотиков (сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и Кыргызской Республики)

В статье рассмотрены особенности регламентации уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ в уголовном законодательстве Кыргызской Республики. Проведен сравнительно-правовой анализ подходов законодателей Росс...

Актуальные вопросы учета реализации готовой продукции

В данной статье рассматриваются основные понятия, виды и особенности учета реализации готовой продукции в сфере АПК. Готовая продукция, как известно, признается частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи. Она является к...

Перспективы развития законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств

Одной из основных международных проблем XXI века является незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (НОН) и связанное с этим незаконное потребление этих наркотиков и веществ. Сложившиеся ситуация заставляет искать...

Движение в сторону либерализации назначения наказания за хранение и употребление наркотических средств

В статье произведен анализ действующей системы института назначения наказания в отношении лиц, нарушивших статью 228 Уголовного Кодекса Российской Федерации, а также произведён анализ зарубежного опыта по либерализации аналогичных статей и сформулиро...

Похожие статьи

Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

В научной статье рассматривается понятие лицензирования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Анализируется правовое регулирование лицензирования и оборота. Особое внимание уделено административной и уголовной ответственности за...

Законодательные нормы, как способ административно-правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции

В данной статье анализируются законодательные нормы, как способ административно-правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности уделено значительное внимание Федеральному закону № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О...

Возможные причины и методы борьбы с незаконным оборотом оружия на территории Российской Федерации

В ходе написания настоящей научной статьи был проведен анализ оборота оружия, произведенного в Российской Федерации. Новые политические, экономические и стратегические особенности оборота оружия оказывают влияние на все страны — экспортеры оружия. Од...

Незаконный оборот оружия в Российской Федерации

В рамках настоящей статьи проанализированы некоторые спорные вопросы, возникающие в процессе квалификации преступлений, регламентированных ст. 222–222.1 Уголовного кодекса РФ. Определены имеющиеся недостатки правовой системы вследствие определения пр...

Проблемные вопросы объективной стороны деяния, предусмотренного статьёй 228 УК РФ

В статье рассматриваются проблемные вопросы объективной стороны деяния, предусмотренного статьёй 228 УК РФ: квалификация действий, которые направлены на получение наркотического средства из конопли и её частей, хищение наркотических средств, проблемы...

Уголовная ответственность за контрабанду наркотиков (сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан)

В статье рассмотрены особенности регламентации уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ в уголовном законодательстве Республики Казахстан. Проведен сравнительно-правовой анализ подходов законодателей Росси...

Уголовная ответственность за контрабанду наркотиков (сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и Кыргызской Республики)

В статье рассмотрены особенности регламентации уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ в уголовном законодательстве Кыргызской Республики. Проведен сравнительно-правовой анализ подходов законодателей Росс...

Актуальные вопросы учета реализации готовой продукции

В данной статье рассматриваются основные понятия, виды и особенности учета реализации готовой продукции в сфере АПК. Готовая продукция, как известно, признается частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи. Она является к...

Перспективы развития законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств

Одной из основных международных проблем XXI века является незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (НОН) и связанное с этим незаконное потребление этих наркотиков и веществ. Сложившиеся ситуация заставляет искать...

Движение в сторону либерализации назначения наказания за хранение и употребление наркотических средств

В статье произведен анализ действующей системы института назначения наказания в отношении лиц, нарушивших статью 228 Уголовного Кодекса Российской Федерации, а также произведён анализ зарубежного опыта по либерализации аналогичных статей и сформулиро...

Задать вопрос