Уголовно-правовое регулирование оборота спиртосодержащей продукции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 25.05.2019

Статья просмотрена: 627 раз

Библиографическое описание:

Геворгян, Р. Э. Уголовно-правовое регулирование оборота спиртосодержащей продукции / Р. Э. Геворгян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 323-325. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59546/ (дата обращения: 17.12.2024).



Высокий уровень алкоголизма негативно сказывается на всех сферах общественной жизни в государстве, в частности на демографической обстановке и состоянии здоровья населения. По данным Всемирной организации здравоохранения [1], представленным в 2014 году, в России потребление алкоголя в 2010 году составило 15,1 литра чистого этанола на душу населения в возрасте 15 лет и старше. Это один из самых высоких показателей в мире по потреблению алкоголя, измеряемого в литрах чистого этилового спирта на человека. Противодействие незаконному обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции можно назвать одной из важных составляющих обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Основным нормативно-правовым актов, регулирующим отношения в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции является Федеральный закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», способствующий ограничению потребления алкогольной продукции.

В соответствии с п. 9 ст.16 ФЗ № 171 [2] продажа алкоголя запрещена в период с 23 до 8 ч. Нарушение особенных требований розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая реализацию алкоголя после 23 часов по ч. 3 ст. 14.16 КоАП [3] с конфискацией товара или без нее составляет:

– 20000–40000 рублей для должностных лиц;

– 100000–300000 рублей для юридических лиц.

Выполнение этих предписаний некоторые предприятия всячески пытаются обойти [4]. Например, зоны беспошлинной торговли не работают по российским законам. А это значит, что алкоголь там можно купить посреди ночи вполне легально. Вынести спиртное оттуда могут только те, кто там работает. Также после вступления в силу закона в барах посетителям стали предлагать напитки в розлив.

Важным элементом государственной политики в усилении государственного регулирования в сфере промышленного производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции выступает использование разнообразных налоговых механизмов, прежде всего, путем косвенного налогообложения. Однако, в связи с тем, что система акцизного налогообложения имеет некоторые недоработки, стоимость алкогольной продукции является приемлемой не для всех, малоимущее население подменяет алкогольную продукцию на значительно более дешевые аналоги спиртосодержащей продукции, непригодной для пищевого употребления. Интоксикация спиртосодержащей продукцией, не предназначенной для употребления, вызывает не только нарушения функционального состояния организма, но и приводит тяжким последствиям для здоровья, в том числе к летальному исходу.

Так, в декабре 2016 года в Иркутской области произошло вопиющее событие, вызвавшее резонанс и широкую огласку в обществе и в СМИ. В результате массового отравление метанолом пострадало 123 человека, 76 из них скончались.

Со стороны государства последовала соответствующая реакция в виде принятия законодательных мер, направленных на совершенствование уголовно-правовых норм по охране производства, оборота и реализации спиртосодержащей продукции. Так, Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 26.07.2017 N 203-ФЗ Уголовный Кодекс Российской Федерации дополнен статьями 171.3 «Незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и 171.4 «Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции».

Из приведенной Пояснительной записки [5] следует, на наш взгляд, что законодатель при решении вопроса о криминализации деяний, ответственность за совершение которых предусмотрена статьями 171.3–171.4 УК РФ, принял во внимание ситуацию, сложившуюся в области противодействия незаконному производству и реализации алкогольной продукции. Об этом свидетельствуют, в частности, содержащиеся в указанной записке статистические данные по числу лиц, умерших от употребления нелегально произведенной алкогольной продукции. Одновременно в этой записке сумма «крупного размера» применительно к ст. 171.3 рассчитывается достаточно точно, «исходя из стоимости минимальной партии алкогольной продукции, возможной к перевозке автомобилем «Газель», — 150 коробок водки по 20 бутылок каждая». Таким образом, решение законодателя о криминализации указанных деяний выглядит научно обоснованным.

Анализируя вышеназванные уголовно-правовые нормы, хотелось бы обозначить, по нашему мнению, упущение формулировок «оборот алкогольной продукции», «оборот спиртосодержащей продукции». Данные понятия отсутствуют как в уголовном законе, так и в профильном Федеральном законе от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ. Таким образом, под «оборотом» предлагается понимать разработку, производство, изготовление, переработку, хранение, перевозку, реализацию, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации алкогольной или спиртосодержащей продукции. Нормативно-правовое закрепление данного положения будет способствовать формированию эффективной уголовно-правовой борьбы с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Проведенное исследование [6] ст. 171.3–171.4 УК РФ через призму принципов криминализации деяний позволяет сделать следующие выводы: во-первых, введение указанных новелл в Уголовный кодекс является не только необходимым, но и научно обоснованным, поскольку ликвидируется значительный законодательный пробел. Во-вторых, несмотря на обозначенную необходимость, законодательная конструкция диспозиции ст. 171.3 имеет недостаток, заключающийся в «смешении» производства обозначенной в ней продукции с ее закупкой, поставками, хранением, перевозкой, что способно привести к затруднениям, связанным с практическим применением этой новеллы.

Изучение законодательного опыта криминализации позволяет выявить тенденцию внедрения в уголовный закон так называемой административной преюдиции, в том числе в положениях о преступлениях в сфере бизнеса. Например, в обновленной статье 171.4 УК РФ условием реализации уголовной ответственности является то, что виновные лица до совершения преступления привлекались к административной ответственности [6]. Ученые критикуют избранный законодателем способ описания такого обязательного условия криминализации содеянного [7]. Суть возражений сводится к давно наболевшему вопросу: увеличивает ли вереница дисциплинарных или административных правонарушений общественную опасность содеянного.

Проанализировав вышесказанное считаем необходимым отметить позитивную тенденцию к развитию общественных отношений в изучаемой области, поэтапной реорганизации норм права в сфере торговли, что влечет возникновение потребности в комплексном исследовании указанной группы уголовно-наказуемых деяний, а правовые основы этой деятельности нуждаются в дальнейшей своевременной оценке, анализе и совершенствовании с учетом изменяющихся современных общественных реалий.

Литература:

  1. Глобальный доклад ВОЗ о положении в области алкоголя и здоровья (2014) — данные по состоянию на 2010 год. — URL: http://www.who.int/substance_abuse/publications/global_alcohol_report/msb_gsr_2014_3.pdf
  2. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (ред. от 29.07.2017) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 21.05.2019).
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. От 30.10.2017) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 21.05.2019).
  4. Гусейнова С. М. К., Усанова М. А., Макаревич М. Л. Ответственность предприятий за несоблюдение торгового законодательства при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 7 (25). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennost-predpriyatiy-za-nesoblyudenie-torgovogo-zakonodatelstva-pri-realizatsii-alkogolnoy-i-spirtosoderzhaschey-produktsii (дата обращения: 21.05.2019).
  5. Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 50030–7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». URL: http:// base.garant.ru/57263400/ (дата обращения: 21.05.2019).
  6. Лозинский И. В. К проблеме дальнейшего совершенствования уголовного законодательства российской федерации, охраняющего общественные отношения в сфере экономической деятельности // Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 435. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-dalneyshego-sovershenstvovaniya-ugolovnogo-zakonodatelstva-rossiyskoy-federatsii-ohranyayuschego-obschestvennye (дата обращения: 21.05.2019).
  7. Незнамова З. А. Преступления с административной преюдицией в Уголовном кодексе РФ: коллизии межотраслевого регулирования [Текст] / З. А. Незнамова // Российское право. Образование, практика, наука. — 2015. — № 6. — С. 20–25.
Основные термины (генерируются автоматически): спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация, Уголовный кодекс, УК РФ, оборот, ограничение потребления, потребление алкоголя, этиловый спирт.


Похожие статьи

Отдельные аспекты административных правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции

Международно-правовое регулирование и действующее административное законодательство РФ в области противодействия незаконному обороту наркотических средств

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на постсоветском пространстве

Правовое регулирование деятельности микрофинансовой организации

Особенности потребительской маркировки в соответствии с ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»

Административная ответственность за правонарушения в сфере недропользования

Нормативно-правовое регулирование обеспечения пациентов наркотическими лекарственными средствами и психотропными веществами в стационаре

Правовое регулирование воспроизведенных лекарственных препаратов

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной деятельности на федеральном и региональном уровнях

Похожие статьи

Отдельные аспекты административных правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции

Международно-правовое регулирование и действующее административное законодательство РФ в области противодействия незаконному обороту наркотических средств

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на постсоветском пространстве

Правовое регулирование деятельности микрофинансовой организации

Особенности потребительской маркировки в соответствии с ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»

Административная ответственность за правонарушения в сфере недропользования

Нормативно-правовое регулирование обеспечения пациентов наркотическими лекарственными средствами и психотропными веществами в стационаре

Правовое регулирование воспроизведенных лекарственных препаратов

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной деятельности на федеральном и региональном уровнях

Задать вопрос