Административно-правовое регулирование отдельных общественных отношений имеет значительную связь с вопросами административно-процессуального характера. Исходя из указанного, представляется необходимым в рамках отдельной публикации уточнить ряд выводов, основываясь на которых автор в дальнейшем определит положения диссертационного исследования.
Относительно рассматриваемой категории правонарушений следует отметить «непосредственный объект посягательства, которым выступает здоровье населения». [1] Предметом посягательства является товар, обладающий особым статусом ограниченного в обороте, то есть сама алкогольная и спиртосодержащая продукция.
Выделенные в Главах 14 и 15 КоАП РФ непосредственные составы правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, по мнению ряда авторов, не в полной мере охватывают связанные с рассматриваемой категорией правонарушений вопросы. Ввиду указанной точки зрения ряд исследователей предлагает выделить в особенной части КоАП РФ отдельную главу, связанную с выделением всех составов административных правонарушений относительно рассматриваемой категории.
Сторонники данной точки зрения полагают, что «такой подход к распределению нормативного материала позволил бы обеспечить кодификацию соответствующих составов административных правонарушений, это также помогло бы определить непосредственный объект противоправного посягательства». [1]
Представляется необходимым в контексте разрешения данного вопроса, как одной из значимых сторон авторского исследования, обратиться к уточнению аспектов правоприменительной практики в части определения перечня наиболее часто совершаемых правонарушений в рассматриваемой сфере. [2]
К первой категории отнесем нарушения, совершаемые организациями, осуществляющими производство и оптовый оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (рис. 1).
Рис. 1. Наиболее частые нарушения, совершаемые организациями, осуществляющими производство и оптовый оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Как видно из данных рисунка 1, перечень наиболее часто совершаемых соответствующими организациями правонарушений в рассматриваемой сфере не требует дополнительного выделения отдельной главы в КоАП РФ для включения дополнительных составов.
Рассматриваемая группа правонарушений является наибольшей по своему составу. В свою очередь, представленные на рисунке 2 виды нарушений, совершаемых организациями, осуществляющими производство соответствующей продукции, является наиболее малой по своему видовому составу.
Рис. 2. Нарушения, совершаемые организациями, осуществляющими производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Представляется, что указанные виды нарушений также не позволяют сделать вывод о необходимости расширения положений КоАП РФ. В действительности, положения действующего Кодекса, как справедливо отмечают некоторые исследователи, имеет ряд общих черт с «рамочными» нормами, формируя такую административно-правовую конструкцию, которая не просто ограничивает оборот особой категории товаров, но предвосхищает потребность своего дополнения через выделение базовых составов соответствующих административных правонарушений.
Обратимся к третьей группе правонарушений (рис. 3).
Рис. 3. Нарушения, совершаемые организациями, осуществляющими оборот алкогольной продукции
Несмотря на условно меньшее количество представленных конкретизированных видов нарушений, сама группа представляется наиболее объемной в части как своего номенклатурного содержания, так и с точки зрения значимости относительно объекта правонарушения, что обусловлено непосредственно уровнем взаимодействия субъектов правоотношений.
Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии необходимости внесения изменений непосредственно в структуру КоАП РФ. Исходя из этого, в дальнейшем исследовании представляется необходимым сосредоточить внимание на совершенствовании и развитии именно процессуальных аспектов, связанных с рассматриваемой категорией административных правонарушений.
Литература:
- Ерохин, В. М. Административно-правовое регулирование оборота алкогольной продукции: специальность 12.00.14 «Административное право; административный процесс»: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Ерохин Виктор Михайлович; Высшая школа экономики. — Москва, 2016. — 243 c. — Текст: непосредственный.
- Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. — Текст: электронный // Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка: [сайт]. — URL: https://fsrar.gov.ru/print/state?state=/legalacts (дата обращения: 01.09.2021).