От концепции до нового законодательства об административных правонарушениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 16.04.2020

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Лещев, А. П. От концепции до нового законодательства об административных правонарушениях / А. П. Лещев, К. И. Воробьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68901/ (дата обращения: 18.11.2024).



В настоящее время развитие общественных отношений идет ускоренными темпами, в связи с чем возникает потребность в значительных преобразованиях, включая правовую сферу. Не является исключением и административно-правовая отрасль, представители которой подняли вопрос о необходимости совершенствования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1] (Далее: КоАП РФ). Одной из причин изменения ученые-административисты обозначили рядом недостатков и недочетов действующего КоАП РФ, выявленных в ходе правоприменительной практики.

Десятого июня 2019 г. был опубликован текст Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2] (далее: Концепция) на официальном сайте правительства. Деятельность по разработке Концепции велась с конца марта 2019 г. Основанием для опубликования новых взглядов на законодательство об административных правонарушениях стало большое количество норм и поправок в него. По оценке экспертов за 17 лет функционирования в КоАП РФ было внесено около 5000 изменений, что свидетельствовало о невозможности его применения далее.

Сама концепция нового КоАП РФ содержит в себе основные ориентиры и векторы реформирования закона, а также было акцентированно внимание на проблемы его модернизации. Можно выделить 13 основных направления, которые должны получить оформление в новом тексте КоАП РФ. Мы выделили следующие предложения:

  1. Произведение категоризации административных правонарушений в зависимости от характера и степени их общественной опасности.
  2. Установление административной ответственности, которая была бы соразмерна характеру и степени общественной вредности противоправного действия, учитывая общий риск подхода при осуществлении деятельности государственного контроля (надзора) и применение мер административного принуждения.
  3. Необходимость выделения в качестве самостоятельного субъекта административных правонарушений в виде индивидуальных предпринимателей.
  4. Установление в качестве обстоятельства, которое исключало бы противоправность действия, по аналогу с крайней необходимостью, как психическое или физическое принуждение.
  5. Произведение норм, которые уточняли бы процесс конфискации имущества как вида административного наказания.
  6. Исключение административного приостановления деятельности из перечня видов административных наказаний и отнесение его к мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также сокращение предельного срока применения административного приостановления деятельности.
  7. Исключение возможности назначения нескольких административных наказаний при одновременном выявлении однородных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ;
  8. Установление общего правила назначения гражданам административного наказания в виде предупреждения за впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми, при отсутствии отягчающих обстоятельств;
  9. Уточнение сроков давности привлечения к административной ответственности с установлением максимального срока давности в два года (за исключением ряда случаев);
  10. Закрепление возможности замены одного вида наказания на другой без нового рассмотрения дела по существу в случаях, когда исполнение назначенного наказания невозможно по объективным причинам;
  11. Регулирование особенностей административной ответственности несовершеннолетних от 16 до 18 лет в специальной главе КоАП РФ;
  12. Введение упрощенного механизма исполнения постановлений о назначении административных штрафов на суммы, не превышающие 10 тыс. руб., направляемых для принудительного исполнения в ФССП России в форме электронного документа, исключающего возбуждение исполнительного производства (в автоматическом режиме исключительно за счет денежных средств, находящихся на счетах должника в банке и иной кредитной организации);
  13. Недопущение одновременного привлечения юридического лица и его работника к административной ответственности за одни и те же действия (за исключением ряда случаев)

Необходимо отметить, что многие авторы Концепции предлагают расширить круг субъектов, в полномочия которых бы входило издание подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих сферу административных правонарушений [4, c.310]. Предлагается следующий перечень субъектов, обладающих полномочиями издания нормативно-правовых актов в сфере административной ответственности:

– Правительство Российской Федерации;

– Федеральные органы исполнительной власти;

– Банк России;

– Генеральная прокуратура.

Осуществлять свою деятельность вышеуказанные субъекты будут на основе закрытого перечня вопросов и предъявляемых обязательных требований, по которым они уполномочены издавать акты об административно-правовой регуляции [3].

Кроме обозначенного, в тексте Концепции излагается необходимость обеспечения актуальной информацией о производстве по делам об административных правонарушениях их участникам. Предлагается предоставлять данные о стадии производства по делу, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения и пересмотра дела или совершения отдельного действия по делу с использованием Интернета (при наличии технической возможности) [4].

Таким образом, рассмотренные векторы и ориентиры по вопросу преобразования и совершенствования законодательства об административных правонарушениях путем введения нового КоАП РФ, позволит повысить эффективность регулятивной и охранительной функций государства. В тексте, уже опубликованного обновленного закона, содержатся концептуальные положения, касающиеся разграничения полномочий в области законодательства об административных правонарушениях, действия закона во времени, уточнения понятийного аппарата, расширения принципов административной ответственности и т. п.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях федер. закон от 30 декаб. 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 1
  2. Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Маркина Э. В. Макар В. В. Административная ответственность как институт административного права и ее отличие от других видов юридической ответственности // Актуальные вопросы применения норм административного права («Корнеевские чтения»): сб. науч. тр. II Междунар. науч.-практ. конф. М.: Моск. ун-т Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 2018. С. 402–407.
  4. Тригуб Е. А., Сиренко Б. Н. Административная ответственность и ее отличие от других видов ответственности // Донецкие чтения 2017: Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса: материалы Междунар. науч. конф. студентов и молодых ученых. Посвящена 80-летию ДонНУ / под общ. ред. С. В. Беспаловой. Донецк, 2017. С. 318–320.
  5. Аникеенко Ю. Б. К вопросу об административной ответственности государственных и муниципальных учреждений // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2019. № 2 (52). С. 28–33.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, административная ответственность, правонарушение, Российская Федерация, административное наказание, административное приостановление деятельности, исключение ряда случаев.


Задать вопрос