Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Некоторые концептуальные положения нового КоАП РФ

Юриспруденция
19.11.2019
186
Поделиться
Библиографическое описание
Никанорова, М. В. Некоторые концептуальные положения нового КоАП РФ / М. В. Никанорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 181-182. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64080/.


В июне этого года Правительством РФ была опубликована концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также — Концепция) [2], который, как предполагается, должен вступить в силу с 1 января 2021 года.

Работа над Концепцией Кодекса началась еще в марте текущего года и была связана с тем, что ныне действующий КоАП РФ претерпел множество изменений и дополнений — если быть точным около пяти тысяч за последние семнадцать лет и, по мнению ряда исследователей, стал практически неприменимым [1, с. 1].

Концепция нового КоАП РФ несет в себе новый вектор развития и реформирования законодательства в данной области, акцентирует внимание на наиболее проблемных моментах, требующих немедленного решения в рамках проводимой модернизации. В числе ключевых моментов выделяются такие направления как вычленение в качестве самостоятельного субъекта административных правонарушений индивидуальных предпринимателей, установление административной ответственности, соразмерной характеру и степени общественной опасности совершенного деяния и применении мер административного принуждения, их категоризация, установление наряду с крайней необходимостью в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния, физическое или психическое принуждение, недопущение одновременного привлечения юридического лица и его сотрудника к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение, уточнение конфискации имущества как вида административного наказания, установление возможности замены одного вида наказания на другой без нового рассмотрения дела по существу в случаях, когда исполнение назначенного наказания невозможно по объективным причинам и др.

Кроме этого, в Концепции особо оговаривается необходимость обеспечения участникам производства по делу возможности получения информации о стадии производства по делу, о времени и месте составления протокола, рассмотрения и пересмотра дела или совершения отдельного действия по делу с использованием сети «Интернет».

Также в документе содержатся концептуальные положения, касающиеся разграничения полномочий в области законодательства об административных правонарушениях, действия закона во времени, уточнения понятийного аппарата, расширения принципов административной ответственности и т. п.

Реформу административного законодательства решено проводить параллельно с реформой контрольно-надзорной деятельности.

Таким образом, перед законодателями больше не будет стоять задача наказать и оштрафовать. Приоритетное значение будет отведено профилактике нарушений, в том числе и принудительной. Наказание предполагается установить для случаев, когда она не подействует. При этом будет применяться риск-ориентированный подход.

В новом Кодексе планируют сохранить положения о подведомственности, а нормы, регулирующие судопроизводство, перенесут в процессуальное законодательство.

Делить на категории будут исходя из характера и степени общественного вреда (наступили ли негативные последствия, есть ли угроза таких последствий). Например, правонарушения повышенной вредности могут быть отнесены к категории грубых. В зависимости от категории установят виды и размеры наказаний.

Предлагается сократить количество составов административных правонарушений, по которым к ответственности будет привлекать суд.

Ограничатся только составами повышенной общественной опасности и по которым назначать наказания вправе только суд.

Для каждой категории административного правонарушения будет свой срок давности. При этом будет учитываться характер и степень общественной опасности правонарушений той или иной категории.

Проекты федеральных законов о внесении изменений в новый КоАП РФ могут быть внесены в Госдуму только при наличии официального отзыва Правительства РФ. Правило о том, что любые изменения в Кодекс вносятся только отдельными федеральными законами, сохранится.

Все изменения в КоАП РФ будут вступать в силу не ранее чем по истечении трех месяцев со дня официального опубликования. Другой срок может быть установлен только федеральным законом.

И в заключение нельзя не сказать о роли научных трудов профессора Н. Г. Салищевой в формировании концепции проекта нового Кодекса.

Заслуженный юрист Российской Федерации Надежда Георгиевна Салищева была идеологом и принимала самое активное участие в кодификации института административной ответственности в союзных республиках СССР на базе Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. В постсоветской России именно Надежда Георгиевна способствовала как разработке и принятию, так и совершенствованию Кодекса РФ об административных правонарушениях в его существующем виде [3, с. 27].

Именно под ее редакцией получил свет наиболее адекватно отражающий волю законодателя и правоприменительную практику комментарий к КоАП РФ.

Ученый в своих трудах нередко обращала внимание на необходимость разработки и принятия нового Кодекса, отмечая, что негативные тенденции постоянного внесения изменений и дополнений в ныне существующий Кодекс, обусловленные ведомственными и региональными интересами, привели к разрушению изначально заложенной в данный Кодекс концепции, нивелировали принципы административной ответственности [4, с. 17].

По сложившейся в науке административного права традиции меры административного принуждения всегда носили и носят карательный характер, применяемые за совершение административных правонарушений, состав которого должен быть установлен как основание для привлечения к административной ответственности.

Традиционно целью применения административного наказания является именно предотвратить совершение новых административных правонарушений как виновным лицом, так и другими лицами (частная и общая превенция).

Думается, что в проекте нового Кодекса нашли свое прямое отражение результаты научных исследований института административной ответственности.

Между тем, как отмечается в документе, в ходе работы над текстом нового Кодекса обозначенные подходы могут быть изменены.

Литература:

  1. Ключевская Н. Опубликована концепция нового КоАП РФ // СПС «Гарант».
  2. Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // URL: http://static.government.ru (дата обращения: 10.06.2019 г).
  3. Овчарова Е. В. Роль научных трудов профессора Н. Г. Салищевой в формировании концепции проекта нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Административное право и процесс. — 2017. — № 6. — С. 25–29.
  4. Салищева Н. Г. Проблемы правового регулирования института административной ответственности в Российской Федерации // Административное право и процесс. — 2014. — № 9. — С. 16–18.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
КоАП РФ
административные правонарушения
индивидуальные предприниматели
административная ответственность
меры административного принуждения
профилактика нарушений
риск-ориентированный подход
законодательство об административных правонарушениях
судопроизводство
кодификация института административной ответственности
Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 181-182):
Часть 3 (стр. 159-239)
Расположение в файле:
стр. 159стр. 181-182стр. 239

Молодой учёный