В статье изучены цели и задачи административных наказаний; исследованы правила назначения административных наказаний; рассмотрены проблемы общих правил назначения административных наказаний.
Ключевые слова: административная ответственность, институт административного наказания, правила назначения, принципы административной ответственности, цели административных наказаний, задачи административных наказаний.
Цель исследования — анализ теоретическо-правовых основ, устанавливающих правила назначения административных наказаний на современном этапе. Методы, использованные при написании работы: изучение, теоретический анализ литературы, исторический и сравнительно-правовой, наблюдение, обобщение (синтез). Актуальность. С момента принятия КРФобАП в 2002 году и до настоящего времени в главы II-IV Кодекса об административных правонарушениях было внесено большое количество изменений и дополнений, касающихся установления новых видов административных наказаний, условий и порядка назначения административных наказаний. Кроме того, в период действия КРФобАП возникли определенные проблемы в понимании и применении норм данного кодекса, регламентирующих общие правила назначения административных наказаний. В числе таких проблемных вопросов можно, в частности, выделить вопросы применения принципов административной ответственности при назначении административных наказаний, назначения административных наказаний в соучастии административных правонарушений. При решении указанных вопросов в правоприменительной практике отсутствует единообразие. В то же время и в науке административного права не выработаны единые теоретические подходы к их решению.
Институт административного наказания, способствующий воплощению в жизнь социально-превентивной функции административного права, является одним из важнейших институтов административного права. Именно наказание выступает основной формой реализации административной ответственности и главным способом воздействия на правонарушителей.
Административная ответственность, являясь одной из самых распространенных и универсальных мер юридической ответственности, играет важную роль в обеспечении стабильности общественной жизни, выступает гарантом соблюдения законности и правопорядка.
Научные исследования показывают, что примерно 20 % россиян не идут на совершение правонарушений при благоприятных условиях, иначе говоря, преодолевают криминальный соблазн, искушение из-за угрозы наказания, разоблачения. Такое поведение в теории государства и права называют социально пассивным [2]. Выходит, что эта часть граждан соблюдает право не за совесть, а за страх. Только это, то есть боязнь ответственности, удерживает их от рокового шага.
Для того, чтобы административное наказание выступало эффективным способом сохранения общества от посягательств со стороны правонарушителей и предупреждения совершения ими новых правонарушений, назначение административного наказания должно отвечать всем принципам административной ответственности и основываться на общих правилах их назначения.
Во введенном в действие с 1 июля 2002 Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КРФобАП) по сравнению с ранее действовавшим кодексом РСФСР об административных правонарушениях предусмотрена система новых административных наказаний, дополнены и изменены общие принципы и правила их назначения. За период действия КРФобАП в главы II-IV, посвященные институтам административного правонарушений, административной ответственности и наказания было внесено большое количество изменений и дополнений, касающихся установления новых видов административных наказаний, условий и порядка назначения административных наказаний.
В настоящий момент готовится реформа КРФобАП, поскольку назрела объективная необходимость научного осмысления и анализа сложившейся практики его применения, а также критической оценки эффективности его норм с учетом внесенных многочисленных изменений, конституционных требований. Концепция нового КРФобАП была представлена Правительству РФ и в целом одобрена [3].
Во-первых, в период действия КРФобАП возникли определенные проблемы в понимании и применении норм указанного кодекса, регламентирующих общие правила назначения административных наказаний. В числе таких проблемных вопросов можно, в частности, выделить вопросы применения принципов справедливости, соразмерности и индивидуализации административного наказания (в том числе путем применения смягчающих или отягчающих обстоятельств), недопустимости двойного привлечения к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение, применения срока давности привлечения к административной ответственности, назначения административных наказаний в соучастии административных правонарушений.
Во-вторых, при решении указанных вопросов в правоприменительной практике отсутствует единообразие. В то же время и в науке административного права не выработаны единые теоретические подходы к их решению.
В-третьих, актуальность темы работы заключается в непрерывном совершенствовании административного законодательства и готовящейся реформой КРФобАП с целью исключения избыточного использования административного принуждения и стимулирования правомерного поведения физических, должностных и юридических лиц.
Названные обстоятельства свидетельствуют об актуальности возникших проблем, необходимости обобщения и системного научного анализа нормативного материала, содержащегося в КРФобАП, возникших в теории и в административно-юрисдикционной практике дискуссионных вопросов назначения административных наказаний с целью выработки возможных вариантов их решения. Решение обозначенной задачи возможно только посредством проведения соответствующих научных исследований.
Именно поэтому на современном этапе развития государства и общества вопрос эффективности назначенных административных наказаний представляет собой особую значимость, с целью решения проблем, вопросов и задач правоприменительной практики.
Литература:
1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021)
2. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. — М.: Юристъ, 2016. - С. 139.
3. Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Режим доступа [http://www.co№ sulta№ t.ru/docume№ t/co№ s_doc_LAW_326534/]. Дата обращения: 25.06.2021 г.